Административо-деликтный закон (КоАП) как основной источник административно-деликтного права
Под источниками административно-деликтного права понимаются нормативные правовые акты, в которых формулируются административно-деликтные нормы, устанавливается запрет под угрозой административной ответственности. Ими являются: законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Все они являются специальными актами, так как регулируют непосредственно административно-деликтные отношения. На первом месте находится закон о введении в действие КоАП. Источниками являются и те законы, которые вносят изменения и дополнения в КоАП. Например, Законом Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 230-3 «О внесении дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» КоАП дополнен статьями 8.5, 12.9, 12.21 — 12.28 и др.' 10ридичес- кая сила Закона проявляется в том, что указанные статьи действуют в его редакции.
Из декретов и указов Президента Республики Беларусь источниками административно-деликтного права являются те, которые регулируют охранительные отношения и действуют до включения их норм в КоАП. Таких актов было немало. Все их нормы, регулирующие административно-деликтные отношения, включены в КоАП, и теперь источниками административно-деликтного права
1 См.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 87. 2/980
являются не они, а КоАП. Например, Декрет Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», Указ Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г., № 36 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений»1.
Основным же источником административно-деликтного права является КоАП — административно-деликтный закон. В части 4 статьи 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» кодекс республики Беларусь определяется как кодифицированный нормативный правовой акт, являющийся законом, который обеспечивает полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях принят 21 апреля 2003 г.
Кодификация законодательства — форма систематизации законодательства, которая в отсутствии инкорпорации (т.е. сведения воедино действующих нормативных правовых актов без изменения их содержания, издания различного рода сборников) заключается в качественной переработке действующих правовых норм, устранении несогласованностей и противоречий правового регулирования, восполнении пробелов и отмене устаревших норм2.
КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащим административной ответственности в соответствии с КоАП (ч. 1 ст. 1.1).
КоАП является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающее административную ответственность, включаются в КоАП (ч. 2 ст. 1.1).
[1] См.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 14. 1/4342; 2004. X? 18. 1/5269.
2 См.: Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 137
Административно-деликтный закон не исключает того, что «опросы административно-деликтного права могут регулироваться иными нормативными правовыми актами. Однако таковыми могут быть только законодательные акты. К законодательным актам, кроме Конституции Республики Беларусь и законов, относятся декреты и указы Президента Республики Беларусь. Существует примерно 45 подобных актов, среди них — 24 указа и 21 декрет. Все их административно-деликтные нормы включены в КоАП. За Президентом Республики Беларусь сохраняется право и в будущем издавать рассматриваемые акты, но их административно-деликтные нормы должны включаться в КоАП в качестве соответствующей статьи, пункта статьи. Президент обладает правом вносить в них необходимые изменения. Включение административно-деликтных норм декретов и указов в КоАП осуществляется путем издания Парламентом должного закона без каких-либо их изменений. Такое положение не только не снижает уровня административно-деликтного Закона, но и подчеркивает его верховенство и исключительность в административно-деликтной сфере.
КоАП 1984 г. предусматривал возможность регулировать административно-деликтные отношения не только законодательными актами, но и постановлениями Совета Министров (ст. 2), а по отдельным вопросам также и актами местных Советов депутатов и исполнительных комитетов (ст. 5).
В соответствии со статьей 1.1 действующего КоАП Российской Федерации законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопросы уголовной ответственности в Республике Беларусь регулируются только Уголовным кодексом, т.е. уголовным законом.
Ограничения, предусмотренные в КоАП в сфере регулирования административно-деликтных отношений исключительно законодательными актами, обусловлены в первую очередь значимостью этих отношений. Административная ответственность является штрафным видом ответственности и имеет абсолютный и универсальный характер. Поэтому только административно-деликтный закон должен определять принципы и условия административной ответственности, какие деяния являются административными
правонарушениями, устанавливать административные взыскания, применяемые за их совершение.
Предыдущим КоАП было установлено (ч. 2 ст. 2), что законодательные акты и постановления Совета Министров об административных правонарушениях действовали до включения их норм в КоАП. КоАП 2003 г. подобного не допускает. Нормы законов, декретов, указов, устанавливающие административно-деликтные отношения, самостоятельно, вне КоАП, не могут действовать. Их нормы применяются только после вхождения в КоАП в качестве отдельной статьи или ее пункта. На практике непосредственно в законе, вносящем изменения или дополнения в КоАП, определяется номер статьи КоАП или ее пункта. После вступления закона в действие ссылка должна делаться не на этот закон, а на статью КоАП. В декретах и указах Президента Республики Беларусь невозможно определить номер статьи КоАП или ее пункт. Это делается в законе, которым вносятся изменения и дополнения в КоАП в связи с изданием декрета или указа. Подобный порядок удлиняет срок вступления в действие норм декретов и указов Президента Республики Беларусь в качестве статьи КоАП, но соответствует положению части 2 статьи 1.1 его о том, что только он является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь.
Такая категоричность регламентации противоречит части 3 статьи 101 и части 3 статьи 137 Конституции. В этой связи нормы декретов и указов Президента, имеющие административно-деликтный характер, должны действовать до издания закона о включении их в КоАП в качестве статьи или части статьи. Необходимо, чтобы закон вступал в действие на следующий день после дня подписания его Президентом. При этом на рассмотрение Национального собрания следует выносить не декрет, содержащий рассматриваемые нормы, как предусмотрено частью 3 статьи 101 Конституции, а уже проект закона. Подобный порядок значительно ускоряет превращение (приобретение статуса) административно-деликтных норм декретов в соответствующие статьи КоАП. Административно-деликтные нормы декретов и указов прекращают свое действие со дня вступления указанного закона в действие.
Административно-деликтный закон — это основная юридическая база для осуществления борьбы с административными правонарушениями. В нем нашла закрепление политика государства в администрагивно-деликтной сфере, которая проявляется во всех
направлениях административной ответственности, начиная с определения задач административно-деликтного закона, принципов и целей административной ответственности, пределов административно-правовых запретов, установления субъектов ответственности и кончая формированием системы административных взысканий, их размеров и т.д. Иначе говоря, политика государства находит отражение в самой сути административно-деликтного закона.
Издание такого нормативного правового акта имеет большое профилактическое и предупредительное значение, оказывает отрезвляющее воздействие на поведение лиц, склонных к совершению не только административных правонарушений, но и преступлений, помогает выработать доброжелательное отношение к нормам КоАП, регулирующим административно-деликтные отношения.
§ 2. Структура административно-деликтного закона (КоАП)
КоАП относится к особым нормативным правовым актам. Он представляет собой единый универсальный законодательный акт, в котором регламентированы все основные вопросы административно-деликтного права.
КоАП — это система адинистративно-деликтных норм, которые логически обоснованы и отличаются внутренним единством. Он делится на Общую и Особенную части.
Общая часть Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях разделена на 3 раздела. Каждый раздел состоит из глав, всего их 8.
Раздел I. Общие положения.
Глава 1. Задачи и действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Раздел II. Административное правонарушение. Административная ответственность.
Глава 2. Административное правонарушение.
Глава 3. Вина.
Глава 4. Принципы и условия административной ответственности.
Глава 5. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением.
Раздел III. Административное взыскание.
Глава 6. Понятие, цели и виды административных взысканий.
Глава 7. Наложение административного взыскания.
Глава 8. Основания для освобождения от административной ответственности.
Особенная часть Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях состоит из 17 следующих глав.
Глава 9. Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина.
Глава 10. Административные правонарушения против собственности.
Глава 11. Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности.
Глава 12. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
Глава 13. Административные правонарушения против порядка налогообложения.
Глава 14. Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения).
Глава 15. Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.
Глава 16. Административные правонарушения против здоровья населения.
Глава 17. Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности.
Глава 18. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Глава 19. Административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия.
Глава 20. Административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов.
Глава 21. Административные правонарушения против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства.
Глава 22. Административные правонарушения в области связи и информации.
Глава 23. Административные правонарушения против порядка управления.
Глава 24. Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции.
Глава 25. Административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на военную службу и воинского учета.
Раздел IV. Заключительные положения.
Общая часть подразделяется на разделы и главы, а Особенная — только на главы. Структура Особенной части КоАП схожа со структурой Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК). Вместе с тем, Особенная часть УК делится на 10 разделов, а в Особенной части КоАП такого деления нет. Более правильным было бы и Общую часть КоАП также не делить на разделы, так как существование раздела IV, выступающего в качестве заключительных положений, наводит на мысль о том, что в раздел III Общей части под названием «Административное взыскание» включена вся Особенная часть. В связи с этим теряется всякая логика структуры КоАП. В УК раздел XV «Заключительные положения», состоящий из одной статьи 466, входит в Особенную часть, поскольку является продолжением разделов этой части.
Логичнее было бы положения о введении в действие КоАП не рассматривать в качестве самостоятельного раздела Кодекса. Ведь закон о введении в действие является специальным нормативным правовым актом, и его содержание (нормы) не входит в Кодекс, а действует вне их, т.е. обособлено. Разумным было бы из названия раздела II изъять слова «Административная ответственность» и употребить их в названии раздела III вместо слов «Административные взыскания». В связи с этим главу 4 под названием «Принципы и условия административной ответственности» следовало бы перенести в раздел III. В настоящее время глава 4 «оторвана» от главы «Административные взыскания». Такие изменения в структуре позволили бы главе 5 не быть удаленной от глав 2 и 3 КоАП.
Общая и Особенная части — это элементы единого целого, составляющего КоАП. Они взаимосвязаны и находятся в органичном единстве. Нормы Общей части регулируют общие положения об административном правонарушении и административной ответственности и в той или иной мере имеют отношение ко всем нормам Особенной части. Применение норм Особенной части
постоянно требует использования положений, установленных в Общей части. Например, совершение деяния, предусмотренного статьей 17.1 (мелкое хулиганство), вызывает необходимость обратиться к статье 2.1 и определить присутствие общих признаков правонарушения, статьям 7.1—7.3, 7.6, положениям главы 8 и т.д. и учесть их предписания. Без этого невозможно привлечение к административной ответственности.
Каждая глава КоАП состоит из статей, количество которых весьма неодинаково. Особенно подобное различие наблюдается в главах Особенной части. Самое малое число статей в Общей части, главе 5 (всего 4), и наибольшее (12) — в главе 6.
Большое количество статьей в одной главе нежелательно, поскольку затрудняет поиск необходимой статьи. Разумным было бы разделить такие главы на несколько глав. Так, главу 15 можно разделить по меньшей мере на три главы: «Административные правонарушения против экологической безопасности», «Административные правонарушения против окружающей среды», «Административные правонарушения против порядка природопользования».
Глава 23 «Административные правонарушения против порядка управления» получилась сумбурной, с нагромождением разных видов правонарушений. Тут и воспрепятствование проверке, ревизии, экспертизе (ст. 23.2), вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении (ст. 23.3), оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.5), незаконная государственная регистрация (ст. 23.6), нарушение требований обязательной сертификации продукции (работ, услуг) (ст. 23.11), прием на работу без документов (ст. 23.15), непредставление документов, отчетов и иных материалов (ст. 23.16), нарушение пограничного режима (ст. 23.30), самоуправство (ст. 23.39), самовольное занятие земельного участка (ст. 23.42), нарушение законодательства о погребении (ст. 23.43), уклонение от регистрации огнестрельного оружия или боеприпасов (ст. 23.50), а также купание в запрещенных местах (ст. 23.63). Этот небольшой перечень правонарушений свидетельствует, что ни одно из них прямо не посягает на порядок управления. Что означает порядок управления? В действующем законодательстве ответа на этот вопрос не существует. В науке уголовного и административно-деликтного права попытки ответить на него имеются, но они не совсем удачны, не отделяют этот вид правонарушений от других. Напри-
мер, высказывалась точка зрения, что преступления против порядка управления посягают на правильную деятельность государственного аппарата или общественных организаций и выражаются и совершении противозаконных действий против должностных лиц или представителей общественности, в несоблюдении специальных правил либо в иных действиях, могущих нарушить нормальную работу государственных органов или общественных организаций. Как видно, в этом определении отсутствует порядок управления.
Высказывался и несколько иной подход к определению сущности иорядка управления. Однако и он не дает полной ясности в рассматриваемом вопросе: «Родовым объектом помещенных в гл. 33 УК преступлений являются субординационные отношения, складывающиеся в процессе осуществления органами государственной власти и государственного управления распорядительных функций... Непосредственным объектом преступлений данной группы являются общественные отношения, обеспечивающие правомерную управленческую деятельность представителями органов государственной власти и управления»1. Во-первых, деление государственных органов на органы власти и управления противоречит Конституции Республики Беларусь, и в первую очередь статье 6, а во-вторых, следует заметить, что в прошлом так называемые органы власти не осуществляли государственного управления, поскольку имелись специальные органы государственной власти и управления.
Подобное определение дано и В.А. Кругловым. Он пишет, что родовым объектом правонарушений, посягающих на установленный порядок управления, являются общественные отношения, создающие благоприятные условия для нормальной деятельности органов управления2. По поводу этого определения следует заметить, что общественные отношения не могут создавать условия или обеспечивать нормальную деятельность органов управления, так как сами такие отношения являются управленческими.
Порядок управления — это само управление, деятельность органов, осуществляющих такое управление. Значит, посягатель-
[1] Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / Под ред. Н.А. Ба- бия и И.О. Грунтова. Мн„ 2002. С. 688, 689.
2 См.: Круглов В.А. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях. Мн., 2001. С. 48
ство осуществляется на установленную регламентируемую управленческую деятельность, т.е. нормальную деятельность органов государственного управления. Совершение административных правонарушений дезорганизует подобную деятельность. Это действительно так. Однако совершение и других административных правонарушений, а не только названных в главе 23, не в меньшей мере отрицательно влияет на нормальную деятельность управленческого аппарата. Например, правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (гл. 15), правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 18), не говоря уже о правонарушениях против административной юрисдикции (гл. 24) или правонарушениях против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на военную службу и воинского учета (гл. 25) и др.
Таким образом, глава 23 КоАП с нынешним названием просто надумана и нежелательна. В ней находятся:
1) правонарушения, посягающие на интересы государственной власти (неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, представления органа государственной охраны (ст. 23.1); воспрепятствование проведению проверки, ревизии, экспертизы (ст. 23.2); вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении (ст. 23.3); неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.4); оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.5); нарушение законных прав депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов (ст. 23.26); распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь (ст. 23.33); незаконное пользование эмблемой или наименованием Красного Креста, Красного Полумесяца (ст. 23.40); неисполнение военно-транспортной обязанности (ст. 23.60); незаконное действие по отношению к государственным наградам Республики Беларусь и СССР (ст. 23.44); незаконное изготовление, реализация и ношение формы одежды и знаков различия Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, военизированных организаций Республи-
ки Беларусь (ст. 23.45); нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий или пикетирования (ст. 23.34);
2)правонарушения, посягающие на общественную безопасность(незаконное проникновение на специально охраняемые территории и объекты (ст. 23.14); нарушение правил приобретения и сбыта полиграфического оборудования (ст. 23.36); нарушение установленного порядка сдачи печатей и штампов (ст. 23.38); незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (ст. 23.46); незаконные действия в отношении холодного оружия (ст. 23.47); нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легко воспламеняющимися изделиями (ст. 23.48); нарушение сроков регистрации (перерегистрации) огнестрельного или газового оружия либо правил постановки его на учет (ст. 23.49); уклонение от реализации огнестрельного оружия или боеприпасов (ст. 23.50); установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 23.51); нарушение правил оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 23.52); нарушение законодательства о пожарной безопасности (ст. 23.56); нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности (ст. 23.57); нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 23.58); нарушение законодательства Республики Беларусь о чрезвычайном положении (ст. 23.59); нарушение требований по безопасному ведению работ (ст. 23.61); нарушение правил учета, хранения, транспортирования или использования взрывчатых материалов (ст. 23.62);
3)правонарушения против защиты государственной границыРеспублики Беларусь, обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь и правил паспортной системы (незаконное пересечение государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.29); нарушение пограничного режима (ст. 23.30); нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.31); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (ст. 23.32); нарушение правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Республике Беларусь (ст. 23.55); проживание без паспорта или без прописки (ст. 23.53); незаконное изъятие паспорта или принятие его в залог (ст. 23.54).
Все оставшиеся статьи рассматриваемой главы можно распределить по существующим главам или в крайнем случае оставить в этой главе с сохранением ее названия.
Не совсем удачным является и то, что в двух главах (гл. 9 и 16) регулируются, по существу, одни и те же отношения — касающиеся здоровья. Так, статья 9.1 (единственная статья в главе 9) устанавливает ответственность за умышленное телесное повреждение, в то время как вся глава 16 определяет правонарушения против здоровья населения. Разумным было бы из названия главы 16 исключить слово «население», как это сделано в главе 19 УК, и статью 9.1 перенести в главу 16 КоАП.
Статьи в главах обозначаются несколькими арабскими цифрами, разделенными точками. Цифры до точки обозначают номер главы, а после точки — порядковый номер статьи в пределах главы. Каждая статья состоит из одной или нескольких частей. Части статьи (с несколькими частями) нумеруются арабскими цифрами с точкой. К первому виду относятся, например, статьи 2.6—2.8. Ко второму виду причисляются такие статьи, как 1.1, 1.4, 11.4 и т.д. Бывают статьи, в которых часть подразделяется на пункты, пронумерованные арабскими цифрами со скобкой. Так, часть 1 статьи 7.3 состоит из 10 пунктов, часть 7 статьи 2.4 содержит 15 пунктов, а часть 2 статьи 4.3 — 16 пунктов. Таких статей немного. Еще меньше статей, в которых абзац подразделяется на пункты арабскими цифрами со скобкой.
Часть статьи после цифры с точкой всегда начинается с большой буквы, а пункт после цифры со скобкой начинается с маленькой буквы.
Некоторые статьи имеют примечания (ст.ст. 10.5, 11.36, 13.1, 13.6, 13.7, 13.12, 18.9, 18.12, 18.14, 18.21, 23.29, 23.32). В примечаниях обычно дается пояснение, уточнение отдельных положений статьи или ее части. При квалификации правонарушения необходимо точно указывать часть и номер статьи.
Структура предыдущего КоАП была иной. Главными структурными составляющими были разделы, их насчитывалось пять. Раздел II «Административное правонарушение и административная ответственность» включал Общую и Особенную части. Кроме того, в Кодекс входили процессуальные нормы, обособленные в разделах 1Н-У «Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях», «Производство по делам
об административных правонарушениях», «Исполнение постановлений о наложении административных взысканий».
Особенностью КоАП 2003 г. является то, что он содержит только материальные административно-деликтные нормы. КоАП Российской Федерации включает по-прежнему процессуальные нормы и нормы исполнительного права.
Общая часть предназначена для Особенной части и обслуживает ее. Особенная часть направлена на физических и юридических лиц, т.е. тех, кто должен соблюдать ее нормы. Если же эти нормы не соблюдаются, то виновные лица могут наказываться в соответствии с санкциями, предусмотренными в статьях рассматриваемой части. Таким образом, Особенная часть КоАП представляет собой систематизированную совокупность конкретных видов административных правонарушений. За их совершение установлены административные взыскания. Перечень административных правонарушений является исчерпывающим.
Правонарушения определяются в статьях Особенной части, в которых и называются их специальные признаки, виды и размеры административных взысканий за конкретное правонарушение.
Каждая норма содержит отдельный вид административных правонарушений. Она имеет свою структуру, состоящую из диспозиции и санкции. Очевидность и непосредственность последних в наибольшей мере проявляется именно в нормах Особенной части по сравнению с нормами Общей части административно-деликтного права.
Диспозиция — это та часть административно-деликтной нормы, в которой указывается, каким должно быть поведение субъектов, суть административного правонарушения, называются его объективные и субъективные признаки. Диспозиция — неотъемлемая часть административно-деликтной нормы. Диспозиции делят на пять видов: простая, описательная, бланкетная, ссылочная, смешанная.
Простая диспозиция только называет административное правонарушение, не определяя его особых признаков. Примером может служить диспозиция статьи 17.5, в которой записано: «Занятие проституцией», или статьи 25.5 — «Уклонение от призыва на военную службу». Подобные диспозиции встречаются редко и лишь тогда, когда по мнению законодателя вполне достаточно нескольких слов для уяснения сути правонарушения и нет не-
обходимости в каких-то дополнительных разъяснениях. Соответствующие признаки его уясняются путем толкования.
Описательная диспозиция как называет административное правонарушение, так и раскрывает его признаки. В качестве примера можно привести часть 1 статьи 17.3 «Распитие алкогольных напитков на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных напитков...», в которой дается перечень мест, запрещенных для распития алкогольных напитков. В этом выражаются специальные признаки данного правонарушения. Рассматриваемая диспозиция является самой распространенной в сфере административно-деликтных отношений.
Бланкетная диспозиция для уяснения всех признаков административного правонарушения требует обращения к другим нормативным правовым актам, не относящимся к административно-деликтному праву. Например, в диспозиции статьи 9.14 — нарушение законодательства об обращениях граждан. Для того, чтобы понять, есть ли нарушение, необходимо обратиться к целому ряду нормативных актов, в частности к Закону Республики Беларусь 1996 г. «Об обращениях граждан», постановлению Кабинета Министров Республики Беларусь от 1 октября 1996 г. № 643 «О порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан», актам органов управления, регулирующим подобные вопросы; статья 23.55 отсылает к нормативным актам, определяющим правила пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Республике Беларусь, к которым относятся: Закон Республики Беларусь 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в республике Беларусь», Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. № 1654.
Бланкетную диспозицию можно назвать отсылочной. В КоАП отсылочных статей 146 из 397 статей Особенной части.
Ссылочная диспозиция для характеристики признаков административного правонарушения направляет к другой норме КоАП. Например, в части 2 статьи 18.22 записано: «Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12-18.16, 18.19-18.21 настоящего Кодекса и частью первой
настоящей статьи». Для уяснения данного правонарушения необходимо ознакомиться с деяниями, содержащимися в указанных статьях. Как видим, в самой диспозиции названы номера статей КоАП, к которым следует обратиться. Таких диспозиций в КоАП четыре (ч. 4 ст. 9.19, чч. 1, 3 ст. 18.17, ч. 2 ст. 18.22).
Смешанная диспозиция сочетает в себе несколько видов вышеназванных диспозиций. Подобной диспозицией является, например, диспозиция части 1 статьи 9.4. В ней говорится: «Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста». Эта диспозиция является одновременно и описательной, и бланкетной. (См. также диспозиции ч. 1 ст. 18.14, ст. 23.35.)
Санкция — это та часть административно-деликтной нормы, которая предусматривает вид и размер взыскания за правонарушение, указанное в диспозиции. Санкции не одинаковы. Для лучшего понимания их можно разделить на два вида:
1.абсолютно определенные;
2.относительно определенные.
Абсолютно определенные и относительно определенные санкции могут быть альтернативными.
Абсолютно определенная санкция точно предусматривает вид и размер взыскания. Например, за безбилетный проезд пассажиров в зависимости от вида транспортного средства штраф предусмотрен в размере 0,2 либо 0,4 базовой величины (ст. 18.30), за неоплаченный провоз багажа — в размере 0,2 базовой величины (ст. 18.31); частью 5 статьи 12.9 предусмотрен штраф в размере 30 базовых величин. Абсолютно определенных санкций очень мало. Их насчитывается всего 20. Они преимущественно выражаются в процентах или кратности. Так, в части 1 статьи 11.3 предусмотрено наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере одного процента от непроданной валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств, в части 2 — на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере необоснованно заниженных средств. В санкции статьи 23.24 предусмотрена мера ответственности в виде депортации с конфискацией.
Абсолютно определенная санкция не дает возможности органу (должностному лицу) индивидуализировать взыскание с учетом обстоятельств, оговоренных в статьях 7.1—7.3 КоАП. По этой причине применение их предусмотрено довольно редко.
Относительно определенная санкция — такая, которая указывает определенные взыскания и пределы, в которых орган (должностное лицо) вправе с учетом всех обстоятельств дела, личности виновного, его материального положения и др. избрать меру и размер наказания. Например, в санкции статьи 9.2 за клевету предусмотрен размер штрафа от 10 до 30 базовых величин. В названной санкции точно указан вид взыскания — штраф — и определены его пределы: минимум — 10 базовых величин, максимум — 30 базовых величин. Орган (должностное лицо) вправе в рамках минимальной и максимальной величины штрафа назначить любой размер. В ряде санкций законодатель указывает только максимальный размер взыскания. Так, в части 1 статьи 14.15 штраф на физических лиц определен в размере до 5 базовых величин, в статье 14.12 — на индивидуального предпринимателя — штраф до 20 базовых величин, а в статье 14.13 — на юридическое лицо — штраф до 200 базовых величин.
Подобный вид санкции с одним видом взыскания, применяемый к физическим лицам, встречается редко — всего лишь в 9 санкциях, несколько чаще предусмотрен он для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Если указан только максимальный предел санкции, то минимальный определен в нормах Общей части (ст.ст. 6.5—6.7).
В Особенной части КоАП присутствуют и такие санкции, минимальные и максимальные пределы которых не называются. К ним относятся: административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью. В некоторых статьях не определены пределы лишения специального права (ст.ст. 15.37, 19.14). Их размеры указаны в нормах Общей части КоАП в статьях 6.7—6.9. Немало санкций имеют альтернативный характер. Альтернативной санкцией является та, в которой установлено несколько видов взысканий. По размерам альтернативные санкции могут быть абсолютно определенными или относительно определенными. Так, в санкции статьи 9.1 предусмотрен штраф от 10 до 30 базовых величин и административный арест, в части 1 статьи 9.4 — предупреждение и штраф до 10 базовых величин, в статье 10.6 — предупреждение и штраф до 5 базовых величин, в
части 3 статьи 18.17 — штраф в размере от 4 до 20 базовых величин или лишение права управления транспортным средством, в статье 23.32 — предупреждение или штраф в размере до 30 базовых величин или административный арест, в статье 18.27 — предупреждение или штраф в размере одной базовой величины.
К индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам альтернативные санкции выражаются в штрафе или лишении права заниматься определенной деятельностью (см. ст.ст. 11.23, 11.25, 11.26).
В КоАП примерно четверть альтернативных санкций (относительно определенные). Для КоАП является типичной относительно определенная (не альтернативная) санкция — их примерно 436.
Альтернативная санкция позволяет органу (должностному лицу), рассматривающему дело, самому избрать вид административного взыскания из указанных в санкции, а потом определить и его размер. Желательным является, чтобы альтернативные санкции были установлены за преобладающую часть административных правонарушений.
Глава 3