Организация и деятельность органов прокуратуры в зарубежных странах

Новая самостоятельная прокуратура суверенного Казахстана, образованная не на пустом месте, имеет определенные историче­ские корни. К сожалению, с момента распада Советского Союза идут не всегда аргументированные нападки на институт прокура­туры по мотивам, что сегодняшняя прокуратура является «руди­ментом тоталитарного режима», возникшего в советский период, синонимом беззакония и, естественно, поэтому она должна подле­жать ликвидации или радикальному сужению сферы компетенции и объема полномочий.

Действительно, демократические преобразования и формиро­вание основ правового государства требуют закономерного обнов­ления правообеспечивающих институтов. Прошедшая правовая реформа существенно укрепила судебную власть, она освободи­лась от обвинительной функции и по праву стала сильной и неза­висимой. Однако утверждение, что прокуратура или другие пра­воохранительные органы ограничивают независимость суда, явля­ется искажением действительности. Для убедительности зачастую некоторые оппоненты ссылаются на международные стандарты, на опыт зарубежных правоохранительных систем.

В связи с этим остановимся на общих чертах принципов ор­ганизации и деятельности прокуратур ряда развитых государств.

Прокуратура существует почти во всех странах, хотя и называется по-разному. С учетом места прокуратуры в системе государствен­ных органов, можно выделить четыре группы стран:

1. страны, где прокуратура входит в состав министерства юстиции хотя при этом может относиться к органам правосудия и действовать при судах, а прокуроры могут принадлежать к судейскому корпусу («магистратуре»);

2. страны, где прокуратура полностью включена в состав судебной системы и находится при судах, либо пользуется в рамках судебной власти административной автономией;

3. страны, где прокуратура выделена в самостоятельную систему и подотчетна парламенту или главе государства:

4. страны, где прокуратуры или ее прямого аналога вообще нет.

К первой группе стран относятся: США, Франция, Бельгия. Ни­дерланды, Дания, Польша, Румыния, Израиль. Япония. Эстония и Сирия. При этом между ними имеются определенные отличия. Так, в США и Канаде — Генеральный атторней, в Польше министр юстиции одновременно и Генеральный прокурор. Во Франции и Эстонии эти должности разделены. В большинстве из вышепере­численных стран прокуроры действуют при судах. Тем не менее, законодательство почти всех стран подчеркивает независимость прокурора в суде.

В Бельгии, Франции, Нидерландах, Дании, Финляндии, Шве­ции принят критерий целесообразности преследования, что дает прокуратуре, при условии соблюдения некоторых ограничений, свободу решать, должно ли дело быть продолжено или нет В Фин­ляндии прокуроры располагают широкими правами не возбуждать либо прекратить уголовное преследование.

В Японии прокуроры обладают широкими дискреционными полномочиями в вопросе судебного преследования. В США аттор­неи «не привязаны» к судам и имеют полностью самостоятельный по отношению к судебной системе статус. Генеральный атторней США (он же министр юстиции) дает юридические консультации по официальным запросам Президента и глав федеральных ведомств.

Ко второй группе стран относятся: Испания, Колумбия, Бол­гария и Латвия. В Испании, к примеру, органы прокуратуры действуют при судах, вплоть до провинциального уровня включитель­но. Будучи включена в систему судебной власти с функциональной автономией, прокуратура выполняет свою задачу в соответствии с принципами единства действий и иерархической зависимости

К третьей группе стран относятся в основном социалистиче­ские (Вьетнам, КНР, КНДР, Куба и Лаос) и постсоциалистические государства (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Армения, Таджикистан и Туркменистан). Исходя из анализа кон­ституций и другого законодательства, прокуратуры Азербайджана, Грузии, Латвии, Литвы и Молдовы можно отнести к судебной вла­сти, а Киргизии и Эстонии — к исполнительной В КНР народные прокуратуры выполняют функции надзора за ведением дел о тяж­ких преступлениях, в т ч органами общественной безопасности и обладают широкими полномочиями Независимый статус имеют также прокуратуры в странах Латинской Америки, обладающие, как записано в конституциях, «административно-финансовой и функциональной автономией».

К четвертой группе стран относится Великобритания, где ин­ститута прокуратуры вообще нет. Генеральный атторней возглав­ляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвините­лей. Когда же слушаются особо важные уголовные дела, обвине­ние поддерживает специальное должностное лицо — Директор публичных преследований.

В Великобритании Генеральный ат­торней выступает юридическим советником короны по правовым вопросам, консультирует правительственные департаменты, дает ответы на запросы в Палате общин.

Таким образом, нет единой модели прокуратуры, определенной системы уголовного судопроизводства, определенного типа уго­ловного процесса или определенной системы правоохранитель­ных органов. Нет единообразия и в выполняемых прокуратурой функциях

Только на территории Европейского Союза известны три типа правовых систем: романо-германская (континентальная), англий­ского общего права и скандинавская (северная). Соответственно, в государствах Европейского Союза существуют разные по своей организационной форме и функциям модели прокуратуры. Так, в Испании и Португалии прокуратура является самостоятельным органом, представляющим государство и охраняющим законность. Во Франции, Бельгии и Италии прокуратура — это часть судеб­ной власти. В Германии — ведомство юстиции в составе исполни­тельной власти. В некоторых странах континентальной Европы и Скандинавии прокуратура называется «службой государственного обвинения». В Великобритании и Ирландии прокурорские функ­ции возлагаются на ряд ведомств, главными из которых является служба Генерального атторнея и служба Директора публичных расследований.

Для так называемой англосаксонской группы стран, к которой относятся США и Англия, характерна своя специфическая система органов прокуратуры.

Прокурорские функции в США выполняет атторнейская служба. Генеральный атторней США, являясь главным прокурором страны и высшим должностным лицом федеральных органов юстиции, обладает очень широкими полномочиями и осуществляет разноо­бразные функции. Под руководством Генерального атторнея нахо­дятся Федеральное бюро расследований, федеральные тюрьмы и иные места лишения свободы, служба иммиграции и натурализа­ции, наделенная полномочиями расследования преступлений. Ат­торнейская служба, выполняя правозащитную функцию, осущест­вляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления и при этом атторнеи наделены полномочиями возбуждать уголовные дела, проводить проверки, привлекать к уголовной ответственно­сти, поддерживать обвинение в суде.

Генеральный атторней и подчиненные ему окружные атторнеи (прокуроры) могут прекратить уголовное дело в любой стадии. До момента вынесения присяжными своего вердикта. Более того, атторней вправе немотивированно отказаться от обвинения, что автоматически прекращает уголовное преследование. Снижение наказания по мотивам содействия обвиняемого установлению ис­тины возможно исключительно по ходатайству прокурора. На него возложены задачи координации всех федеральных программ пра­воохранительной деятельности и предупреждения преступности. Атторнеи дают также заключения по законопроектам.

В США последовательно осуществляются меры по развитию правового статуса прокуроров, введению в уголовном процессе норм, значительно усиливающих положение государственного об­винителя. Таким образом, деятельность американских прокуроров многогранна и многофункциональна.

В Англии в системе государственных учреждений нет орга­нов прокуратуры, но есть службы и должностные лица, которые осуществляют отдельные функции, свойственные прокурорскому надзору. Так, к числу названных субъектов следует отнести Служ­бу государственных обвинителей и генерал-атторнея.

Во Франции прокуратура является частью судебной власти. Она возбуждает уголовное преследование, осуществляет контроль за предварительным следствием. Должностные лица и агенты по­лиции находятся под надзором прокурора. Он может поручить им собирание любых сведений, которые считает полезными в инте­ресах наилучшего отправления правосудия. Также он поддержи­вает обвинение в суде, при этом следует заметить, что прокурор в суде - фигура особая. На прокурора не распространяется по­нятие «стороны». Прокурор наравне с судьей может задавать под­судимому и свидетелям вопросы в любой момент допроса, причем вопросы прокурора не подлежат отводу. Прокурор может воздей­ствовать на решения о квалификации полицейских служб, вправе отстранять их от должности в случае нарушений служебной дис­циплины и требований закона.

В ФРГ прокуратура создана по французской модели, она мо­жет истребовать от любого государственного органа необходимую информацию, осуществлять расследование самостоятельно либо поручить выполнение следственных действий службам полиции. Прокурор вправе проводить допрос обвиняемого, свидетелей, экс­перта и завершить расследование либо путем подачи публичного иска в суд с предъявлением обвинения, либо путем прекращения дела.

В начале 80-х гг. в Германии роль прокуратуры существенно возросла: были созданы специальные отделы по расследованию тяжких, государственных, политических и экономических престу­плений. Прокуратура в ФРГ также выполняет задачи координации деятельности правоохранительных органов.

В Швеции расследование подавляющего числа дел об уголов­ных преступлениях ведет полиция, наиболее серьезных дел — прокуратура. Прокурор вправе отказаться от судебного преследо­вания, даже если речь идет о серьезном преступлении, либо вместо передачи дела в суд предложить обвиняемому уплатить предусмо­тренный законом штраф, тем самым, признав себя виновным.

В настоящее время введен офис прокурора по экономическим преступлениям, к функции прокуратуры отнесен также надзор за соблюдением законности в местах лишения свободы.

В Португалии прокуратура в государственном устройстве страны занимает такое же место, как в России и Казахстане. По­мимо всего ей положено: обеспечивать по долгу службы защиту наемных работников и их семей и защищать их социальные права; брать на себя (в установленных случаях) защиту коллективных и общих интересов; надзирать за конституционностью нормативных актов; участвовать в процедурах по банкротству и несостоятель­ности, а также в других процедурах, касающихся государственных интересов; наблюдать за процессуальной деятельностью уголов­ной полиции; поощрять и осуществлять акции по предупрежде­нию преступности.

Не меньше функций содержится в Органическом статусе проку­ратуры Испании, где прокуратура является самостоятельным ор­ганом, представляющим государство и охраняющим законность.

В Японии прокуроры обладают чрезвычайно широкими дис­креционными полномочиями. Прокурор может по своему усмотре­нию воздержаться от обвинения в отношении лица, совершившего преступление и приостановить судебное преследование. По дей­ствующим правилам судопроизводства прокурор не обязан предъ­являть обвиняемому и его защитнику все доказательства, имею­щиеся в его распоряжении. Прокурор также не обязан знакомить со всеми материалами дела до судебного разбирательства и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо других документов.

В Мексике на прокурора возлагается санкционирование аре­стов, сбор и представление доказательств вины привлекаемых к ответственности лиц. В Бразилии прокурор, помимо поддержания государственного обвинения, осуществляет и административный контроль по вопросам, касающимся гражданских свобод, защиты общественных интересов и коллективных прав. Прокурорские Работники назначаются пожизненно, и они отвечают за правопоря­док, социальные и неотъемлемые личные интересы.

Из правового положения и функций прокуратуры вышеуказанных государств не прослеживаются единые стандарты построения и деятельности прокуратуры в мире как с организационной, так и с функциональной точек зрения. Общими для всех являются только возбуждение уголовного преследования, поддержание обвинения по уголовным делам, участие в гражданском (коммерческом) про­цессе в публичных интересах, обжалование судебных решений по уголовным и гражданским делам.

Участники многосторонней встречи, организованной Советом Европы совместно с Генеральной прокуратурой Российской Фе­дерации (8—9 января 1997 г.), пришли к выводу, что изменение статуса, структуры, задач и форм работы прокуратуры должно осуществляться гармонично в соответствии с изменениями судеб­ных и правовых систем, частью которых она является. По мнению большинства ученых, исследовавших проблемы прокурорского надзора, наиболее оптимальный путь правового развития заключа­ется во взаимном обогащении различных правовых систем, когда заимствуются отдельные, доказавшие свою полезность и эффек­тивность правовые институты, но при этом в неприкосновенности сохраняются свои национальные институты.

Согласно документам Восьмого Конгресса ООН по предупре­ждению преступности (1990 г.), каждая система должна быть со­вместима с культурой и историей страны, принимаема тем обще­ством, в котором функционирует прокуратура. Если бы имелась необходимость в унификации органов прокуратуры в единый демократический стандарт, утвердившийся в остальном мире, первой бы высказалась Международная Ассоциация Прокуро­ров (МАП), учрежденная в июне 1995 г. со штаб-квартирой ООН в Вене, которая объединяет индивидуальных и организационных членов из более чем 70 стран, включая Казахстан. Потому в по­следние годы европейское сообщество начало отходить от одно­сторонней оценки роли прокуратуры, признавая ее уникальность в национальной властной системе. Более того, панъевропейская конференция «Прокуратура в Европе в XXI» (Страсбург. 22—24 мая 2000 г.) в итоговом документе отметила, что исключительно уголовная сфера была бы слишком ограниченной, поэтому следует рассмотреть роль прокуроров в области гражданского, коммерче­ского и социального права.

В процессе реализации правовой политики Республики Казах­стан, несомненно, возможны определенные коррективы в статусе и функциях прокуратуры, оптимизация отдельных отраслей про­курорского надзора, но при этом реформирование прокуратуры должно идти эволюционным путем в соответствии с объективны­ми потребностями правовой системы страны.

Контрольные вопросы

1. Какие исторические предпосылки явились причиной образо­вания и реформирования органов прокуратуры?

2. Как происходило развитие органов прокуратуры в советский период?

3. Какие исторические этапы прошли органы прокуратуры Ка­захстана в своем становлении и развитии?

4. Какова перспектива органов прокуратуры Казахстана?

5. В чем заключается сущность организации и деятельности ор­ганов прокуратуры в зарубежных странах?[kgl]

[gl]ГЛАВА 3 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ[:]

Цель:Рассмотреть содержание принципов организации и деятельности органов прокуратуры, систему и структуру органов прокуратуры, функции и основные направления деятельности органов прокуратуры и акты прокурорского надзора

Структура лекции:

1. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

2. Система и структура органов прокуратуры. Функции и основные направления деятельности органов прокуратуры

3. Акты прокурорского надзора

Наши рекомендации