Предмет, метод и принципы таможенного права
Таможенное право представляет собой комплексную отрасль российского законодательства, в которой по предметному и целевому признакам объединятся разнородный правовой материал.
Предметным признаком объединения служит характер регулируемых общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Целевой признак объединения напрямую связан с задачей эффективного направления в таможенной сфере. Отношения, которые регулируются таможенно-правовыми нормами, могут быть сгруппированы в следующие виды:
- отношения административно-правового характера. Они возникают на основе государственно-гласных предписаний и касаются различных ограничений на ввоз или вывоз товаров, порядка совершения таможенных операций и осуществления таможенных формальностей;
- отношения финансово-правового характера, связаны с взиманием таможенных платежей;
- отношения, которые носят договорной характер. Отношения возникаю на этапах таможенного оформления и к выбору таможенных процедур.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, основанием возникновения которых является перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная граница - это воображаемая линия для или при пересечения которой, у лица, перемещающего через неё товары и транспортные средства возникают обязанности по их таможенному оформлению в соответствии с правилами, установленными законодательством страны, на территорию которой данные товары ввозятся, либо с территории которых вывозятся.
В соответствии со статьёй 2 ТК ТС, единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории республики Беларусь, республики Казахстан и РФ, а так же исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств членов Таможенного союза и созданная на них искусственные острова, установки, сооружения, в отношении которых государства члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза и периметры этих установок и сооружений будут являться таможенной границей.
Особые экономические зоны являются частью таможенной территории.
Таким образом, таможенная граница совпадает с внешней государственной границей стран объединённых Таможенным союзом, за исключением периметров особых экономических зон и островов, установок и сооружений.
Весь комплекс таможенных правоотношений можно разделить на 2 основных блока:
- отношения, возникающие в процессе исполнения требований, утвержденных действующими нормативными документами, которыми регулируются вопросы, связанные с обеспечением законности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Данные требования содержатся в нормативных актах различного уровня. Надзор за их исполнением на территории РФ осуществляют таможенные органы РФ.
- отношения, обусловленные негативной реакцией государства на не исполнение требований утверждённых действующими нормативными документами и регулирующими вопросы связанных с законностью перемещения. То есть в эту группу входят вопросы, возникающие при пресечении противоправных действий в области таможенного дела, а так де при вынесении уполномоченными органами или судами наказаний за совершения указанных действий.
Методы таможенного права.
Метод таможенного права представляет собой совокупность приёмов и способов воздействия права на общественные отношения.
Императивный метод или метод властных предписаний – его характеризуют властные начала регулирования, необходимость которых диктуется спецификой действия государства в таможенной сфере, предполагающей право таможенных органов налагать определённые ограничения в отношении правомочий, владения, распоряжения и пользования товаров и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу.
Диспозитивный метод или метод координации – предполагает юридическое равенство участников правоотношений. Метод применяется больше как вспомогательный.
Сводится к возложению на лиц обязанности активного поведения (таможенно-тарифное отношение, которыми государство обязывает субъекта правоотношений уплатить причитающуюся сумму таможенных платежей)
1. дозволение – это предоставление лицам права на свои собственные активные действия (регламентация правового статуса таможенного представителя и т.д.)
2. запрещение – предполагает обязанность лиц воздерживаться от совершения тех или иных определённых действий (запрет на ввоз или вывоз, транзит определённого перечня товаров)
Цель таможенного права – это регулирование таможенно-правовых отношений.
Задачей таможенного права:
· нормативно правовое обеспечение таможенной политики
· регламентирование прав и обязанностей субъектов таможенно-правовых отношений
· установление ответственности за нарушение таможенных правил
Функциями таможенного права считаются основные направления правового воздействия. Выделяют 2 базовые функции таможенного права:
1. регулятивная функция – выражается в воздействии на общественные отношения через установление прав и обязанностей их участников
2. охранительная функция – состоит в таком воздействии таможенного права на участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы. Пи реализации этой функции используется правовое принуждение, юридическая ответственность, санкции, меры защиты и
реализация функции осуществляется через соответствующие виды дейтельсности таможенных органов.
Принципы таможенного права представляют собой исходное нормативно-руководящее начало правового регулирования. Принципы бывают общеправовые и отраслевые.
Общеправовые принципы:
· принцип уважения прав и основных свобод (закрепление принципа имеет особое значение при регулировании процедуры таможенного контроля, а так же отдельных вопросов административного процесса и уголовного процесса в таможенной сфере)
· принцип законности (предполагает необходимость строго соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, Конституции РФ, законов РФ, подзаконных нормативных актов всеми субъектами таможенного права и обязывает государственные органы, имеющие права принимать подзаконные акты, осуществлять ведомственное законотворчество, не противореча действующим законам)
· принцип координации и взаимодействия государственных органов (Означает необходимость согласования норм таможенного законодательства с нормами иных отраслей права. По этому активное участие в формировании таможенного права по миом федерального собрания, президента РФ, правительства РФ принимают ЦБ, государственная налоговая служба и другие федеральные органы власти.)
· принцип гуманности (запрет на ввоз оружия, льготы при оформление гуманитарных грузов)
· принцип не дискриминации и принцип наибольшего благоприятствования
· принцип научности (отражён в формах регулирующих формы и методы таможенного контроля и предполагает опору на передовые теоретические и методологические основы финансовой и экономической науки, а так же технического прогресса)
· принцип приоритета международно-правовых норм
· принцип юридического равенства и судебной защиты субъективных прав
Отраслевые принципы: эти принципы, как правило, либо прямо закрепляются в статье закона, либо происходят из ряда его норм. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в части прохождения обязательных формальностей обусловлена различными факторами. Это могут быть категории перемещаемых товаров, вид транспорта, избираемая таможенная процедура. Вместе с тем существует общее или исходное положение, которое проявляет себя постоянно вне зависимости от возможных вариантов перемещения товаров. Это общие принципы перемещения товаров и транспортных средств, несоблюдение которых делает перемещение невозможным или приводит к совершению таможенных правонарушений.
Большая часть принципов выделена законодателем в отдельные статьи ТК ТС.
Первый и основной принцип – принцип равного права – все лица имеют на равных основаниях имеют право перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
СМ. ОСТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ!!!!!!!
Ст. 150 ТК ТС
Кроме общих принципов перемещения можно выделить отдельные группы принципов, относящихся к конкретным таможенно-правовым институтам, например, принцип обязательности таможенного декларирования товаров, применение конкретных таможенных процедур основано на принципе свободы выбора таможенной процедуры и свободе изменения действующей таможенной процедуры на иную таможенную процедуру. Однако, свобода ограничена, реализовать право выбора или изменение таможенной процедуры удастся только в том случае, если заинтересованное лицо готово выполнить все условия и требования заявляемой таможенной процедуры. Проведение таможенного контроля основано на принципе его выборочности. Выбор необходимых форм таможенного контроля зависит от предположений о возможности несоблюдения таможенного законодательства, то есть от использования системы управления рисками.
Принципы осуществления таможенными органами таможенного дела
- принцип законности деятельности таможенных органов. Выделение этого принципа применительно к деятельности таможенных органов условно, так как требование законности распространяются и на иных участников таможенных правоотношений. Однако, для деятельности таможенных органов данный принцип имеет особое значение, так как таможенные органы наделены властными полномочиями и вправе принимать множество юридически значимых решений, затрагивающих права и законные интересы всех участников таможенных правоотношений. Действие или бездействие таможенных органов и их должностных лиц должны соответствовать требованием актов таможенного законодательства. Например, требование таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленные законодательством и необходимые для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. За неправомерные решения, действия или бездействия, должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
- принцип невмешательства в деятельность таможенных органов.
- принцип должностной индивидуализации. Принцип заключается в том, что любые юридически значимые решения могут приниматься только конкретными уполномоченными должностными лицами таможенных органов. Все предусмотренные таможенным кодексом решения таможенных органов можно разделить на 2 группы:
- решение о совершении определённых действий самими таможенными органами. Такие решения принимаются для целей таможенного контроля. Например, решение о проведение таможенной проверки принимается начальником таможенного органа.
- Решения, связанные с возможностью реализации с заинтересованными лицами своих прав. Например, решение на право занятия определёнными видами деятельности в области таможенного дела, решение о возможности выбора заявленной таможенной процедуры, решение о применении упрощённых таможенных процедур и т.д. решение таможенных органов и их должностных лиц о предоставлении или не предоставлении заинтересованным лицам соответствующих прав носят разрешительный характер и принимаются в виде разрешений, отказов, запретов и т.д.
В таможенном кодексе не всегда можно встретить ссылку на конкретный таможенный орган или его должностное лицо, компетентное принимать юридически значимые решения. Для случаев, когда на уровне ТК не определён конкретный таможенный орган, либо его должностное лицо, компетентное принимать соответствующие решения, ответ на эти вопросы содержится в нормативно-правовых актах ФТС РФ. Это связано с тем, что компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций совершению определённых таможенных операций, а так же регион деятельности таможенных органов определяется ФТС.
4. принцип обязательности таможенных решений таможенных органов
Решения принимаемые таможенными органами по запросу декларанта (предварительные решения)
Решения принимаемые таможенными органами в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании
Решения принимаемые ФТС по отдельным видам товаров
Добиться заинтересованным лицам отмены таких решений, можно только в порядке их обжалования, при этом в случае обжалования решения о классификации товаров в судебном порядке заинтересованное лицо вправе рассчитывать только на отмену обжалованного решения. Аналогичные решения принимают по стране происхождения товара.
5. принцип обязательности требования таможенного органа. Требование таможенного органа обязательны для исполнения лицами, к которым они направлены. Например, при декларировании товаров, декларант обязан по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары.
Формирование ТС.
Соглашение о таможенном союзе между РФ и республикой Беларусь 6 января 1995 года.
Соглашение о таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном 20 января 1995 года.
Договор о присоединении Киргизской республики к соглашениям о Таможенном союзе 29 марта 1996 года.
Договор о присоединении республики Таджикистан к соглашениям о Таможенном союзе 26 февраля 1999 года.
25 января 2006 года подписан протокол о присоединении республики Узбекистан к договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.
В целях оптимизации процесса формирования ТС и единого экономического пространства, решением глав государств-участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006 года предусмотрено, что формирование ТС, а дальнейшем и единого экономического пространства будет первоначально осуществляться на базе 3-х стран РФ, Белоруссии, Казахстана, с последующим присоединением других членов ЕврАзЭС.
Этапы формирования единой таможенной территории ТС:
- предварительный этап – до 1 января 2010 года. На этом этапе было завершение формирования договорной базы ТС и организации поэтапного переноса, согласованных видов государственного контроля на внешний контур единой таможенной территории ТС.
- первый этап – с 1.1.2010 до 1.7.2010 года. На этапе было осуществлено создание необходимых правовых условий функционирования единой таможенной территории с единой системой таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, унифицированными нормами таможенного регулирования санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля.
- второй этап – с 1.7.2010 до 1.7.2011 года. Продолжение работы по объединению таможенных территорий сторон в единую таможенную территорию. На этом этапе может временно сохраняться и сохранялось необходимость таможенного оформления и контроля на внутренних границах государств-членов ТС.
Вступлении в силу с 1.1.2010 года пакета документов по единому тарифному и нетарифному регулированию, включающую единый таможенный тариф и единую товарную номенклатуру ТС ознаменовало завершением периода подготовки и начала периода создании ТС РФ, Белоруссии, Казахстана.
В процессах государственного строительства появился новый институт «Наднациональное регулирование». Представлен только одни органов – это комиссия ТС. Президентами стран-участниц 27 ноября 2009 года принято решение о создании с 1.7.2010 года единой таможенной территории и подписан договор о ТК ТС., который вступил в силу с 1.7.2010 года. ТК ТС был разработан для обеспечения динамики товарооборота на единой таможенной территории. Кодекс содержит основные нормы, требования и условия, относящиеся к таможенному регулированию. Он направлен на унификацию требований к участникам ВЭД и создания для них равных условий при проведении таможенного оформления и контроля на всей единой таможенной территории. Основные базовые положения по вопросам таможенного регулирования вошли непосредственно в ТК ТС. Однако, из-за различия норм гражданского, налогового законодательства, банковского дела в государствах-членах ТС и других объективных причин сложившихся за год развития национальных экономик в ТК ТС предусмотрены отсылки на национальное законодательство, которое в России представлены законом «о таможенном регулировании в РФ» 311-ФЗ.
Комиссией ТС были утверждены планы по переносу согласованных видов контроля с внутренних границ ТС на внешние.
Перенос с российско-казахстанской границы осуществлялся в 2 этапа:
- с 1.7.2010 года было отменено таможенное оформление в отношении товаров, находящихся в свободном обращении на территории Казахстана.
- С 1.7.2011 года отменён таможенный контроля в пунктах пропуска на российско-казахстанском участке государственной границы.
На российско-белорусской границе таможенное оформление и таможенный контроль отменён с 1.7.2010 года.