К какому понятию относится данное определение: «совокупность независимых, преследующих свои цели индивидов и их добровольных объединений»?
а) Гражданское общество.
б) Политическая организация общества.
в) Народный фронт.
г) Страховое общество.
119. Назовите автора классической теории разделения государственных властей:
а) Шарль Луи де Монтескье.
б) Макс Вебер.
в) Им. Кант.
г) Питирим Сорокин.
Каково соотношение объекта и предмета научного исследования?
а) Объект и предмет – это полностью совпадающие, идентичные понятия
б) Это самостоятельные и не связанные между собой научные категории.
в) Данные категории тесно соотносятся, но полностью не совпадают, так как предмет является лишь частью объекта, исследуемого наукой.
г) В смысловом значении предмет более широкое по отношению к объекту понятие.
в | в | ||
г | г | ||
а | в | ||
а | г | ||
г | б | ||
г | в | ||
а | г | ||
в | в | ||
б | б | ||
г | г | ||
а | а | ||
в | г | ||
в | г | ||
в | а | ||
а | б | ||
г | г | ||
а | а | ||
а | а | ||
г | а | ||
г | а | ||
б | в | ||
а | а | ||
б | а | ||
б | б | ||
а | а | ||
г | а | ||
а | в | ||
в | б | ||
г | б | ||
б | в | ||
а | г | ||
в | г | ||
г | г | ||
г | а | ||
а | а | ||
б | б | ||
г | б | ||
в | а | ||
г | г | ||
б | а | ||
в | б | ||
а | б | ||
в | а | ||
б | в | ||
в | в | ||
б | а | ||
а | в | ||
в | в | ||
б | в | ||
г | г | ||
б | в | ||
а | в | ||
в | б | ||
г | г | ||
а | г | ||
а | а | ||
б | а | ||
а | а | ||
в | а | ||
б | в |
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ БЛОК
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ
Рефераты
Реферат (от лат. refero —докладываю, сообщаю) — краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Цель написания реферата — осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка выбора необходимой информации, выделения в теме главного, освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информа-ционного характера.
Рекомендуемый объем реферата — 10—12 страниц (за исключением библиографического списка литературы).
Культура оформления текста — неотъемлемая составная часть учебной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы и нормативных правовых актов.
Студент вправе выполнить вместо реферата творческую работу. Сданная преподавателю и принятая им творческая работа заменяет написание реферата.
Реферат или заменяющая его творческая работа должны быть представлены в сроки, предусмотренные учебным графиком. Непредставление реферата (творческой работы) расценивается как невыполнение учебного плана по общей теории права и может явиться основанием для недопуска к экзамену по данной дисциплине.
Эссе
Эссе (франц. essai — попытка, проба, очерк; от лат. exagium — взвешивание) — творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индиви-дуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета.
Как правило, эссе предполагает новое, свежее, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь научный, философский, историко-биографический, публицистический, лите-ратурно-критический или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличает образность, афористичность и установка на разговорную интонацию и лексику.
Жанр эссе предполагает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподне-сения. В случае, если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия. В этом случае рекомендуемый объем эссе — 5—6 страниц текста.
Ниже предлагаются некоторые темы для эссе, однако список не является исчерпывающим. Студент вправе выбрать тему для эссе самостоятельно, согласовав ее с преподавателем. При этом можно ориентироваться на рубрику «Вопросы для дискуссии» плана семинарских занятий.
Непредставление эссе в установленный срок расценивается как невыполнение учебного плана и может служить основанием для недопуска к экзамену по общей теории права.
Примерная тематика рефератов и эссе:
1. Предмет теории государства и права.
2. Методы изучения государства и права.
3. Место теории права и государства в системе юри-дических наук.
4. Социология права.
5. Социальная организация первобытного общества.
6. Основные теории происхождения права и государства.
7. Исторические типы права и государства.
8. Понятие и сущность права.
9. Происхождение права.
10. Происхождение государства.
11. Социальная ценность права.
12. Функции права.
13. Понятие правовой системы.
14. Право в системе социальных норм.
15. Право и мораль.
16. Понятие и виды источников (форм) права.
17. Нормативный правовой акт как источник права.
18. Закон как источник права.
19. Нормативный договор как источник права.
20. Прецедент как источник права.
21. Понятие системы права.
22. Предмет и метод правового регулирования.
23. Понятие отрасли права.
24. Соотношение частного и публичного права.
25. Понятие правотворчества.
26. Законодательный процесс.
27. Кодификация и систематизация законодательства.
28. Юридическая техника.
29. Возникновение и развитие идеи правового государства.
30. Понятие и отличительные черты социального государства.
31. Понятие, природа и признаки гражданского общества.
32. Взаимосвязь государства и гражданского общества.
33. Понятие и виды правосознания.
34. Правосознание как форма общественного сознания.
35. Деформации правосознания, их причины.
36. Правовой нигилизм.
37. Правовой идеализм.
38. Правовой инфантилизм.
39. Правовая культура, ее структура и элементы.
40. Актуальные проблемы формирования правовой культуры.
41. Юридическое образование: проблемы и пути совершен-ствования.
42. Правопорядок: понятие и значение.
43. Актуальные проблемы укрепления правопорядка.
44. Понятие законности, ее принципы и требования.
45. Преступность в Республике Беларусь, ее причины.
46. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Рес-публике Беларусь.
47. Понятие и элементы правовой реформы в Республике Беларусь.
48. Понятие и содержание административной реформы в Республике Беларусь.
49. Понятие и содержание судебной реформы в Республике Беларусь.
50. Сущность государства : новые подходы к его изучению.
51. Понятие и признаки государства.
52. Функции современного государства.
53. Территория и границы государства.
54. Система государственной власти.
55. Государственный суверенитет: современные взгляды и прогнозы.
56. Государство и рынок.
57. Экономические функции государства.
58. Либеральные теории государства.
59. Государство и государственное принуждение.
60. Современные учения о форме государства.
61. Изжила ли себя монархия как форма государства?
62. Сообщества государств в современном мире.
63. Государственно-территориальное устройство Республики Беларусь.
64. Что такое «демократия большинства»?
65. Государство и церковь: основы взаимодействия.
66. Правовой статус российских партий.
67. Правовой статус общественных объединений.
68. Система защиты прав человека в Республике Беларусь.
69. Личность в демократическом авторитарном государстве.
70. Конституционная защита прав человека.
71. Государственный аппарат: структура, функции.
72. Судебная власть в государстве.
73. Парламент в системе государственной власти.
74. Система прав и свобод человека и гражданина.
75. Правовой статус личности.
76. Государство и семья.
77. Государство в политической системе общества.
78. Светское государство: признаки, виды.
79. Система защиты прав и свобод человека и гражданина.
80. Влияние научно-технического прогресса на структуру и функции
81. современного государства.
82. Национальная и территориальная федерация: опыт сравнения.
83. Судебная защита прав и свобод российских граждан.
84. Содружество Независимых Государств: реальность и перспективы.
85. Легитимность государственной власти.
86. Государство и государственная собственность.
87. Государство, право, экономика.
88. Возможности и пределы правового воздействия на экономику.
89. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности.
90. Предпринимательские структуры, их взаимодействие с государством.
91. Государство, право, информация.
92. Роль права в построении в Республике Беларусь информационного общества.
93. Понятие правовой системы.
94. Источники права в различных типах правовых систем.
95. Современное состояние и тенденции развития правовых систем мира.
96. Религиозные правовые системы современности.
97. Континентально-европейская модель правовой системы.
98. Модель общего (англосаксонского) права.
99. Правовые системы, основанные на традиции и обычаях.
100. Юридическая компаративистика, ее задачи и роль в познании правовых явлений.
101. Глобализация, ее влияние на развитие государств и правовых систем.
102. Взаимодействие международного и национального права.
103. Проблема мирового правопорядка, средства и методы его обеспечения.
104. Юридический позитивизм, его современные течения.
105. Социологическое направление в теории государства и права.
106. Современный нормативизм.
107. Либеральные, неолиберальные, социал-демократические и консервативные подходы к пониманию государства.
Творческие задания
Творческие задания — разнообразные работы научного, методического или учебно-практического характера, связанные с поиском, оформлением, систематизацией, представлением знаний о государстве и праве. Творческие задания носят заведомо нестандартный характер и оцениваются в каждом случае индивидуально. Содержание творческого задания должно быть согласовано с преподавателем, ведущим семинарские занятия. По решению преподавателя выполненные творческие задания могут быть засчитаны взамен реферата или эссе.
Примеры творческих заданий
1. Перевод в электронную форму (сканирование, форма-тирование, вычитка) монографической работы или сборника статей по общей теории права объемом не менее 150 стр.
2. Представление пакета статистических данных (таблиц, графиков) по одной или нескольким темам курса общей теории права.
3. Написание комментария (аналитического обзора) к пакету статистических таблиц, графиков по курсу общей теории права.
4. Представление иных материалов в Фонд социально-правовой статистики кафедры (например, сборника, статьи или презентации).
5. Представление материалов в Фонд социологических исследований кафедры (например, отчета о социологическом исследовании по социально-правовой проблематике).
6. Представление материалов в Фонд сравнительных правовых исследований кафедры (например, отчета о проведенном сравнительно-правовом исследовании).
7. Представление материалов в Фонд информационных правовых технологий кафедры (например, описание используемой в законотворческой или правоприменительной практике информационной технологии).
8. Разработка Web-страницы по одной из тем теории государства и права.
9. Разработка Web-страницы, посвященной теоретической проблеме или жизни и творчеству выдающегося ученого в области теории государства и права;
10. Разработка базы данных по теории государства и права.
11. Разработка доклада по одной из тем или проблем теории государства и права в форме электронной презентации Microsoft PowerPoint.
12. Разработка учебной, деловой или ролевой игры по теории государства и права.
13. Создание графических иллюстраций (рисунков, картин, компьютерной графики) по курсу общей теории права.
14. Подготовка серии задач или ситуаций (не менее 5) по вопросам общей теории права.
15. Подборка серии рисунков или карикатур (не менее 10) по темам общей теории права.
16. Подборка серии плакатов (не менее 10), иллюстри-рующих проблемы общей теории права.
17. Подборка серии афоризмов (не менее 10) по общей теории права.
18. Представление видеодокумента или видеосюжета по общей теории права.
19. Представление аудиодокумента или аудиосюжета по общей теории права.
20. Подборка серии портретов ученых в области государства и права с их краткими биографиями.
21. Написание сценария по проблемам общей теории права.
22. Представление материала по теории государства и права в творческой литературной форме (стихотворение, поэма, песня, басня, рассказ, анекдот и т. п.).
23. Разработка творческого материала для целей правового обучения и правового воспитания (молодежный правовой вечер, устный журнал, правовая дискотека и т. п.).
24. Проведение микросоциологического исследования (анке-тирование, интервьюирование, контент-анализ и т. п.) по пробле-мам общей теории права, правового сознания и правовой культуры (индивидуальное или коллективное творческое задание).
25. Подготовка телепередачи или радиопередачи по общей теории права, проблемам правового воспитания и правовой культуры (индивидуальное или коллективное творческое задание).
26. Организация дискуссии (диспута) по проблемам общей теории права, правового воспитания и правовой культуры (коллективное творческое задание).
27. Проведение учебной, деловой или ролевой игры, молодежного правового вечера, правовой дискотеки, устного журнала по проблемам общей теории права (коллективное творческое задание).
ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ: ТЕМАТИКА
И КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Дипломная работа — выпускная квалификационная работа юриста — представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.
Дипломная работа должна продемонстрировать уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, вносить обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.
Дипломная работа должна:
– носить творческий характер;
– содержать логичное и четкое изложения материала;
– опираться на достоверный фактический материал;
– отражать умение выпускника пользоваться современными приемами и технологиями поиска, отбора, обработки и систематизации информации;
– содержать, если это необходимо по характеру темы, актуальные статистические данные;
– демонстрировать способность выпускника работать с нормативно-правовыми актами;
– соответствовать правилам оформления.
Студент-выпускник самостоятельно выбирает тему выпускной работы из числа тем, рекомендуемых кафедрой или предлагаемых преподавателем — будущим научным руково-дителем. Темы дипломных работ студентов-выпускников утверждаются кафедрой.
Темы дипломных работ
1. Ценности и принципы права.
2. Социальная справедливость и право.
3. Объективное и субъективное в праве.
4. Право в системе нормативного регулирования обще-ственных отношений.
5. Традиции и новаторство в праве.
6. Право и нравственность: современные представления об их соотношении.
7. Право и религия: исторические и современные проблемы.
8. Политика и право: современные проблемы.
9. Нравственные основы права.
10. Право и этика.
11. Право и этикет.
12. Воздействие права на общественную нравственность.
13. Теоретические основы правового регулирования.
14. Право, сила, принуждение: современный взгляд на их соотношение.
15. Эволюция и революция в развитии права.
16. Прогресс и право.
17. Прогресс в праве.
18. Право и технические нормы.
19. Правовая система: понятие, структура, функции.
20. Правовая карта мира: введение в современное сравнительное правоведение.
21. Европейская модель права: история и современность.
22. Система общего права: история и современность.
23. Мусульманское право: основные черты и особенности.
24. Право современных исламских государств.
25. Теория обычного права.
26. Системы обычного права в современном мире.
27. Интеграция и международная унификация правовых систем.
28. Правосознание и правотворчество.
29. Правосознание и правоприменение.
30. Правовая психология: старое и новое.
- Правовая идеология: особенности современного состояния и тенденции развития.
32. Правовой идеал.
33. Правовая культура общества.
34. Теория источников права: современное состояние и перспективы.
35. Право и закон, право и законодательство.
36. Конституция в системе источников права.
37. Верховенство закона в правовом государстве.
38. Закон в федеративном государстве.
39. Судебный прецедент как источник права.
40. Локальное нормотворчество в системе права.
41. Нормативный договор в современном праве.
42. Публично-правовой договор.
43. Соотношение частного и публичного права.
44. Международно-правовой договор в системе нацио-нального права.
45. Общепризнанные принципы и нормы международного права.
46. Материальное и процессуальное право.
47. Становление системы российского законодательства.
48. Непосредственное правотворчество народа: современ-ный опыт.
49. Референдум как правовой институт.
50. Законодательный процесс: традиции и новые институты.
51. Институт делегирования законодательных функций: возможности и пределы.
52. Современная законодательная техника.
53. Текст и язык права.
54. Промульгация (опубликование) законов.
55. Действие и действительность закона.
56. Прекращение действия законов: формы и способы.
57. Действие закона во времени и пространстве.
58. Систематизация законодательства и правовая реформа
в России.
59. Учет законодательства: современные методы и система.
60. Право и информация.
61. Информатика и право.
62. Предмет и метод информационного права.
- Исторический опыт систематизации и кодификации российского законодательства.
64. Теория и практика правоприменения.
65. Индивидуальные правовые акты: новые подходы
и требования.
66. Аналогия в праве.
67. Презумпции в праве.
68. Коллизии в праве. Коллизионные правила.
69. Толкование права.
70. Субъекты толкования права.
71. Правоотношение как форма реализации права.
72. Теория правоотношений: современное состояние.
73. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дее-способность.
74. Государство как субъект права.
75. Юридические лица в российском праве.
76. Теория субъективных прав.
77. Человек как субъект права.
78. Юридические факты и юридическая практика.
79. Законность и справедливость.
80. Законность и целесообразность.
81. Теоретические основы законности.
82. Конституционная законность: мировой и белорусский опыт.
83. Методы обеспечения законности и правопорядка. Правовая культура общества.
84. Уважение к праву и закону.
85. Правовой нигилизм и пути его преодоления.
86. Теория правового поведения.
87. Правомерное поведение: социально-психологические
и юридические аспекты.
88. Правонарушения: преступления и проступки.
89. Соотношение социальной и юридической ответственности.
90. Понятие государства: современные подходы.
91. Государство и государственная власть.
92. Система государственной власти.
93. Государство и идеология.
94. Официальное название государства: политические, правовые и социально-исторические проблемы.
- Функции современного государства.
- Государственная власть: понятие и функции.
97. Территория государства: политические и правовые проблемы.
98. Государственный суверенитет: современные; взгляды и подходы.
99. Историзм в теории государства.
100. Государство и рынок.
101. Экономические функции современного государства.
102. Влияние НТР на структуру и функции государства.
103. Правовое обеспечение преемственности государствен-ной власти.
104. Государство как принудительная сила: история
и современность.
105. Либеральное и социальное государство.
106. Формы государственного правления.
107. Монархия как форма правления: история и современность.
108. Парламентская республика.
109. Президентская республика.
110. Унитарное государство: современные черты и пути развития.
111. Империя как форма государства.
112. Федеративное устройство России.
113. Субъект федерации: государственно-правовой статус.
114. Конфедерация и другие межгосударственные образования.
115. Политический режим : сущность, функции, динамика.
116. Авторитарный политический режим: история и совре-менные формы.
117. Государство и гражданское общество.
118. Государство и семья.
119. Церковь и государство.
120. Государство в политической системе общества.
121. Государство и общественные объединения.
122. Правовой статус общественных объединений.
123. Государство и профессиональные союзы.
124. Государство и саморегулируемые организации.
125. Государство и молодежные организации.
126. Государство и политически партии.
127. Правовое регулирование деятельности политических партий.
128. Уставы общественных объединений и политических партий.
129. Государство и средства массовой информации.
130. Личность в демократическом и авторитарном государстве.
131. Система прав, свобод и обязанностей человека
и гражданина.
132. Государство как гарант прав и свобод личности.
133. Судебная защита прав и свобод личности.
134. Обязанности гражданина: проблемы теории и практики.
135. Конституционная защита прав и свобод личности.
136. Институт гражданства: теоретико-правовые аспекты.
137. Система защиты прав человека и гражданина
в Республике Беларусь.
138. Внутригосударственные механизмы защиты прав
и свобод личности.
139. Международные институты защиты прав и свобод личности.
140. Государство и общественные правозащитные организации.
141. Государственный аппарат: структура и функции.
142. Централизация и децентрализация в организации
и деятельности государственного аппарата.
143. Судебная власть в государстве.
144. Органы местного самоуправления в Российской Федерации.
145. Теория правового государства на современном этапе.
146. Идея правового государства в России.
147. Формирование правового государства в Республике Беларусь.
148. Социальное государство: понятие и проблемы.
149. Разделение властей в правовом государстве.
ТЕМАТИКА И ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ
КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
ТЕМА 1
СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА
План
Введение.
I. Правопонимание в современной юридической литературе.
II. Понятие и сущность права.
III. Социальное назначение и функции права.
Заключение.
Список источников
1. Фаткуллин, Ф. Н. Проблемы теории государства и права : курс лекций / Ф. Н. Фаткуллин. — Казань, 1987. — 247 с.
2. Фельдман, Д. И. Теоретические проблемы методологии исследования государства и права / Д. И. Фельдман, Г. И. Курдюков, В. В. Лазарев. — Казань, 1975. — 341 с.
3. Алексеев, С. С. Теория права : учебник / С. С.Алексеев. — М. : БЕК, 1995. — 448 с.
4. Бабаев, В. К. Теория права и государства в схемах
и определениях / В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. А. Толстик. — М. : Юристь, 2005. — 250 с.
5. Бородовский, Е. И. Большой юридический словарь / Е. И. Боро-довский. — М. : Инфра, 1999. — 951 с.
6. Братусь, С. Н. Предмет и система советского гражданского права /
С. Н. Братусь. — М. : Юристь, 1963. — 357 с.
7. Витченко, A. M. Метод правового регулирования социалистических общественных отношения / А. М. Витченко. — Саратов : СГАП, 1974. —537 с.
8. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права : учебник /
А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред.
А. Ф. Вишневского. — М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2004. — 640 с.
9. Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник /
С. А. Комаров. — М., 1997. — 363 с.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября
1996 г. и 17октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с.
11. Корельский, В. М. Теория государства и права : учеб. для юрид. вузов и фак. / В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. — М. : Издат. группа НОРМА НОРМА-ИНФРА М.), 2001. — 616 с.
12. Королев, А. И. Теория государства и права / А. И. Королев. — М. : юристъ, 1989. — 312 с.
13. Марченко, М. Н. Теория государства и права : курс лекций /
М. Н. Марченко. — М. : Зерцало, ТЕИС, 1996. — 505 с.
14. Матузов, Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М. : Юристь, 2004. — 512 с.
1. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учеб. для юрид. вузов и фак. / В. С. Нерсесянц. — М. : Издат. группа НОРМА-ИНФРА,
1999. — 552 с.
ТЕМА 2