Стадии процесса применения норм права
Процесс правоприменения осуществляется в определенной последовательности. Как отмечается в юридической литературе, применение права — сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья — стадии, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела.
Ученые неодинаково подходят к определению стадий процесса применения норм права. Так, например, В. В. Лазарев указывает на три стадии этого процесса. А. С. Пиголкин выделяет шесть таких стадий.
Выделяя определенные действия правоприменителей в качестве самостоятельных стадий, одни авторы, таким образом, акцентируют на них внимание, подчеркивают их важность в едином процессе применения права, а другие — рассматривают их в комплексе.
На практике же все действия по правоприменению теснейшим образом взаимосвязаны и пересекаются. Это сложный, но единый процесс.
Рассмотрим основные стадии процесса применения норм права:
1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела.Юридические нормы применяются к конкретным жизненным обстоятельствам, фактам. Эти факты и являются той основой, в отношении которой осуществляется применение. Поэтому применение правовых норм предполагает тщательное исследование, анализ всех обстоятельств, относящихся к данному жизненному случаю и имеющих юридическое значение. Такой анализ позволяет дать объективную, всестороннюю и полную оценку конкретному случаю и в итоге правильно применить норму права. Так, для того чтобы принять решение о назначении пенсии по возрасту, следует установить наличие необходимого трудового стажа, соответствующего возраста у лица, обратившегося за назначением пенсии, размер заработка, из которого она будет исчисляться. Если же совершено преступление, например, кража, то прежде чем применять норму и определять меру наказания лицу, ее совершившему, необходимо установить потерпевшего; определить время, место и предмет хищения, все другие обстоятельства дела, в том числе и характеристики личности преступника; все обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, и др.
2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам.
Стадия заключается в правовой квалификации жизненного факта, т. е. в решении вопроса о том, на основании какой нормы должен рассматриваться данный случай. Это осуществляется на основе оценки фактических обстоятельств дела и их сопоставления с содержанием определенной юридической нормы. В результате такого сопоставления решается вопрос о том, подпадает ли данный случай под ее действие. Причем уточняется отраслевая принадлежность нормы, ее системные связи с другими нормами, поскольку нередко правовую основу для решения дела могут создать лишь несколько норм в комплексе.
В процессе отыскания правовой нормы правоприменитель может столкнуться с пробелом в праве, т. е. с отсутствием необходимой нормы. В этом случае в рамках, допускаемых законодательством, он использует приемы аналогии, т. е. способы преодоления указанных пробелов. Особенностям применения аналогии посвящен отдельный вопрос.
3. Проверка подлинности текста правовой нормы.
После выбора необходимой правовой нормы (комплекса норм) правоприменитель обязан убедиться в подлинности ее текста, нет ли в тексте ошибок, в случаях, если норма содержится в акте, помещенном в неофициальном источнике; выяснить, не изменена ли она впоследствии. Чтобы избежать применения не подлинных норм и нарушения законности, следует пользоваться официальными текстами нормативных правовых актов. Далее необходимо проверить норму с точки зрения действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, т. е. уточнить, действует ли она на момент применения; действовала ли она во время происшедшего случая, распространяется ли ее сила на ту территорию, где рассматривается дело, и на лиц, в отношении которых осуществляется правоприменение.
4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами.
Данная стадия применения правовой нормы заключается в отыскании, выяснении ее точного смысла, содержания. Только на основе верно понятой нормы может быть правильно разрешено дело.
Поскольку толкование правовых норм как стадии процесса правоприменения весьма специфично, оно будет рассма-
триваться в следующем вопросе.
В ходе выбора, отыскания правовых норм, подлежащих применению, и уяснения их смысла нередко обнаруживается, что в отношении конкретного случая действуют две или более нормы, противоречащие друг другу, т. е. обнаруживается их коллизия. В таких случаях правоприменяющий орган должен руководствоваться нормой, изданной вышестоящим органом. Если же сталкивающиеся нормы изданы одним и тем же органом, то применяется норма, изданная позже.
5. Принятие решения по делу и издание акта применения, доведение его содержания до сведения исполнителей.
Вынесение решения по делу и издание акта, закрепляющего это решение, является, по существу, ключевой стадией применения норм права. Именно в этой деятельности и проявляется применение как форма реализации права. Все предшествующие стадии нацелены на обеспечение принятия всесторонне обоснованного решения.
Вынесение решения представляет собой связующее звено между соответствующей нормой права и конкретным жизненным случаем. При его помощи действие нормы распространяется на этот случай, и таким путем реализуются права и обязанности конкретных лиц.
Закрепление принятого по делу решения осуществляется в форме специальных юридических актов. Они называются актами применения права. Акт применения права — это официальное властное предписание (решение) по юридическому делу, принятое компетентным органом на основе действующих правовых норм в отношении конкретных жизненных обстоятельств и персонально определенных лиц.
Правоприменительные акты — это, как правило, находящиеся под защитой государства официальные письменные документы, имеющие соответствующую структуру и наименование (решение, приговор суда, приказ руководителя). В некоторых случаях они могут носить и устную форму, например, устное замечание участнику дорожного движения, допустившему незначительное нарушение правил, удаление свидетелей из зала судебного заседания и др.
Акты применения права следует отличать от нормативных правовых актов (см. соответствующую лекцию). В отличие от последних они касаются конкретных жизненных случаев, носят индивидуальный характер, имеют разовое значение. Эти акты не содержат в себе общих юридических правил поведения, норм права, а принимаются в целях обеспечения их реализации.
Правоприменительные акты разнообразны и их можно классифицировать в зависимости от определенных оснований на различные виды. Так, по назначению они могут подразделяться на устанавливающие право, прекращающие право, изменяющие право, охраняющие право. По содержанию — на обязывающие, запрещающие, управомочивающие акты. По форме это могут быть указы, постановления, распоряжения, приказы, приговоры суда, решения суда. В зависимости от субъектов, осуще-ствляющих правоприменение, акты могут быть судебными или административными.
Завершающей частью этой стадии является доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных лиц.
6. Реализация принятого акта.
Последней стадией процесса применения норм права следует считать обеспечение реализации принятого акта. Ибо бывают случаи, когда принятое и доведенное до сведения исполнителей решение по делу не исполняется. Другими словами, сам факт издания акта применения не всегда гарантирует его проведение в жизнь. В связи с этим является принципиально важным осуществить необходимые меры для того, чтобы предписания правоприменительного акта были своевременно исполнены, реализованы в фактической деятельности субъектов права. Лишь после этого процесс реализации норм права путем их применения можно считать завершенным.
Применение норм права, все его стадии служат цели укрепления законности и правопорядка. Вместе с темсамо правоприменение как по содержанию, так и по форме не должно выходить за рамки законности. Основными требованиями к применению норм права являются его обоснованность,законность и целесообразность.
Требование обоснованности означает, что в процессе правоприменительной деятельности должны быть выявлены и изучены все факты, относящиеся к делу. В основу решения дела должны быть положены только достоверные, проверенные обстоятельства. Требование законности предполагает правильный выбор нормы права, точное установление ее смысла и на этой основе принятие правильного решения. При этом орган, применяющий норму, обязан точно соблюдать установленный процессуальный порядок и действовать в рамках своей компетенции Требование целесообразности означает, что правоприменительные органы, с одной стороны, должны действовать в строгом соответствии с нормами права, поскольку, как правило, в них заложен наиболее целесообразный вариант действий. С другой же стороны, в рамках закона они должны учитывать все обстоятельства конкретного дела и выбирать с учетом этих обстоятельств наиболее оптимальное решение. Принятие решения, выходящего за пределы применяемой нормы под предлогом целесообразности недопустимо.
Акты применения норм права
Как уже отмечалось, применение права является одной из форм его реализации. На это обстоятельство необходимо еще раз обратить внимание по следующим соображениям. В последнее время в юридической литературе отдельные авторы снова затронули старый и, казалось бы, давно решенный спор, связанный с отождествлением понятий применения и реализации норм права. Уже в 60-е годы большинство ученых-правоведов пришло к выводу, что реализация права — сложный многогранный процесс, происходящий в различных формах. Широкое признание получило суждение о том, что применение есть одна из форм реализации норм права. Но Р. З. Лившиц, автор работы «Теория права», изданной в 1994 г., снова обратился к этой проблеме и доказал сомнение по поводу целесообразности различий между реализацией и применением права. Мы не указываем здесь аргументы автора, приведенные им в пользу этого суждения. Вряд ли их можно считать достаточными. Дело даже в другом. В связи с тем, что понятие «применение права» уже давно и прочно вошло в научный оборот в качестве специального юридического термина, не совпа-дающего с понятием «реализация права», и во избежание терминологической путаницы, вряд ли является оправданным отождествление названных понятий. Тем более, что в юридической литературе содержится достаточно аргументов в пользу сохранения сложившейся терминологии.
Итак, в тех случаях, когда для осуществления прав и обязанностей недостаточно одного лишь поведения субъектов права, процесс правореализации включается такая его форма, как применение. В связи с чем и когда она необходима?
Потребность в правоприменении возникает тогда, когда для одного осуществления прав и обязанностей субъектов требуется принятие компетентным государственным или по поручению государства негосударственным органом дополнительного решения.
Если говорить обобщенно, то такая потребность появляется, во-первых, в тех случаях, когда норма права сформулирована так, что для реализации субъективных прав и юридических обязанностей требуется ее конкретизация с учетом определенных жизненных обстоятельств. В таких ситуациях права и обязанности у конкретных субъектов не могут возникнуть без соответствующей деятельности компетентных органов. Например, для реализации права на образование необходимо зачисление конкретного гражданина в учебное заведение; для реализации права на пенсионное обеспечение — решение о назначении пенсии. Не может быть самостоятельно выполнена и воинская обязанность, ибо требуется решение соответствующих органов о призыве на службу в вооруженные силы и т. д. Законодатель, формулируя некоторые нормы права, регламентируя процедуру их применения, ставит тем самым под контроль общественные отношения, имеющие большую важность, затрагивающие существенные интересы граждан и государства.
Во-вторых, реализация права в форме применения необходима в тех случаях, когда субъекты не могут прийти к согласию по поводу определенных прав и обязанностей и между ними возникает спор. Такой спор, разрешаемый в судебном порядке, может возникнуть, к примеру, в связи с разделом имущества.
В-третьих, потребность в правоприменении возникает тогда, когда не исполняются или исполняются не надлежащим образом обязанности (например, продавец в нарушение договора купли-продажи не передает покупателю проданную вещь, и по требованию покупателя выносится решение компетентного органа о передаче ему проданной вещи и возмещении убытков, причиненных задержке исполнения обязанности передать вещь); когда возникают какие-либо препятствия, помехи в осуществлении субъективного права (например, на соседнем участке вблизи от дома возведен высокий забор, в результате чего в окна дома не проникает солнечный свет, и по иску собственника дома вынесено решение суда об устранении помехи в осуществлении его прав).
В-четвертых, применение как форма реализации права необходимо, если совершено правонарушение и возникает потребность в определении правонарушителю меры юридической ответственности. Например, гражданин совершил кражу имущества, и суд в соответствии с нормами уголовного права выносит виновному приговор.
Применение норм права как специфическая форма правореализации обладает определенными характерными признаками, чертами, которые отличают его от соблю-дения, исполнения и использования и одновременно показывают его тесную взаимосвязь с ними, их сочетание и взаимо-проникновение. Не следует думать, что пере-численные формы реализации существуют в строгой изоляции друг от друга. Скорее наоборот — они предполагают совместное суще-ствование. В частности, при применении права нередко видны моменты и соблюдения, и исполнения, и использования.
Существуют следующие особенности правоприменения:
1. Правоприменение представляет собой государ-ственно-властную деятельность. Акты, издаваемые в результате этой деятельности, обязательны к исполнению и обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства.
2. Это деятельность специально уполномоченных на то субъектов права. К ним, в первую очередь, относятся компе-тентные государственные органы или уполномоченные государством негосударственные организации (суды, исполнительные комитеты, органы внутренних дел, администрация предприятий, учреждений, профсоюзные органы и т. д.). В число субъектов правоприменения не включаются отдельные граждане.
3. Правоприменение по своему содержанию является деятельностью в отношении конкретных жизненных случаев (по разрешению конкретных юридических дел) и вынесению индивидуальных правовых решений.
4. Правоприменительная деятельность — это организующая творческая деятельность в отношении конкретных субъектов права в целях более полного осуществления ими субъективных прав и юридических обязанностей, их обеспечения и защиты, наказания виновных в правонарушении.
5. Это деятельность, четко регламентированная норма-тивными актами (осуществляемая в установленных процес-суальных формах). Такая регламентация особенно необхо-дима при разрешении гражданских, уголовных и админи-стративных дел, когда затрагиваются существенные интересы граждан и их объединений.
С учетом изложенного можно сказать, что применение права — это властная организующая деятельность компетентных государственных органов или по уполномочию государства негосударственных организаций, должностных лиц, осуществляемая специально установленных законом формах, по реализации правовых норм относительно конкретных случаев путем индивидуально-правовых решений.