Понятие и структура формы государства.
Факторы, обусловливающие форму государства
Понятие формы государства относится к важнейшим харак-теристикам государства. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. Изучить государство с точки зрения его формы — значит рассмотреть его строение, основные составные части, внутреннюю структуру, методы осуществления государственной власти.
Традиционно под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и государственного (политического) режима [10, с.62].
Следовательно, понятие формы государства охватывает:
1) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
2) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
3) методы и способы осуществления государственной власти
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны, в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой — государства различного вида могут иметь одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, при-родные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Форма правления
Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы.
Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
Существуют две основные формы правления — монархия и республика.
Монархия — это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу — монарху и переходит, как правило, по наследству.
Монарх не несет юридической ответственности за свои деяния, управляет государством по собственному усмотрению, сам издает законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит высший суд.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.
В литературе различают абсолютные (неограниченные) монархии и ограниченные.
При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуще-ствляет законодательную функцию (воля монарха — источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Неограниченная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).
Среди ограниченных монархий различают:
– дуалистическую;
– парламентарную.
Дуалистической называют монархию, в которой существует двойственность (дуализм) верховной власти: монарх, представляющий интересы феодалов, сохраняет всю полноту исполнительной власти. При этом законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом представителей. Однако в ряде случаев парламент фактически подчиняется монарху, который обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу. Кроме того, монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними. Подобная форма государственного правления в прошлом существовала в кайзеровской Германии, Австрии, Италии; в настоящее время — в Марокко, Иордании и некоторых других странах арабского мира.
Парламентарная монархия отличается тем, что монарх как глава исполнительной власти в правах ограничен, и это юридически закреплено в Конституции. Поэтому в литературе такую монархию нередко называют конституционной [8, с. 89].
В парламентарной монархии статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. При такой форме правления правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха в значительной степени символична. Примерами парламентарной монархии служит Англия, Дания, Испания и др.
В литературе иногда упоминается и теократическая монархия, когда монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной (например, в Ватикане религиозный лидер является главой государства).
Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные предста-вители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом.
Современные республики подразделяются на:
– парламентарные;
– президентские;
– смешанные.
Парламентарная республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Главными функциями парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. В таких республиках глава государства избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Любое действие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Известный российский исследователь Ю. А. Дмитриев пишет: «…положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства…» [11, с. 74].
Примером парламентских республик являются Германия, Италия, Венгрия, Чехия и др.
Президентская республика — форма правления, где президент, избираемый на определенный срок, является главой государства и главой исполнительной власти.
Характерными признаками президентской республики можно считать следующие:
– непарламентский метод избрания президента и формиро-вания правительства;
– правительство формирует президент, но зачастую с согла-сия парламента;
– ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
– президент лишен права роспуска парламента;
– президент является верховным главнокомандующим [9, с. 106].
Главный признак президентской республики — независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся, прежде всего, в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.
При этом в различных странах президентская форма правления имеет свои особенности. В современных цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. В таких государствах в Конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов».
В качестве примера президентской республики можно назвать США, Мексику, Бразилию и др.
Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе основные черты парламентской и президентской форм правления, а также новые черты.
Для республики смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Президент избирается народом, но не возглавляет исполнительную власть, имеет право роспуска парламента или его нижней палаты в случае непреодолимого конфликта между ними (парламентом и исполнительной властью). Такое положение закреплено, например, во Франции, России, Беларуси.
Следует отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспо-собляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.
2.3 Форма государственного устройства
Форма государственного устройства ― это административно-территориальное устройство государства и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью.
Форма государственного устройства показывает:
– из каких частей состоит внутренняя структура государства;
– каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
– как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
– в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территори-альные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.
В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая Конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении центра и местных представительных органов.
Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные, так как такое государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспе-чивает государственное единство. К унитарным государствам относится Республика Беларусь, о чем сказано в части первой ст. 1 Конституции: «Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство».
Федеративное государство — сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) являются государственными образо-ваниями, обладающими определенным суверенитетом.
Входящие в состав федерации государственные образования называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы — законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов — федерации в целом и ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их компетенции.
В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее, СССР обладал всеми признаками федеративного государства.
Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координи-руют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.
Государства, вошедшие в конфедерацию, полностью сохраняют свой суверенитет. В конфедерации нет единой территории, единого гражданства и валюты. Конфедерация, как правило, носит временный характер, и нередко выступала как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации (США, Швейцария) или распада (Австро-Венгрия).
В последнее время появилась особая форма государствен-ного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интегра-ции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству.
Политический режим
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны очень велико.
Политический режим — это совокупность методов, способов, приемов осуществления политической власти. Это итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противо-борства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
В основе политического режима лежат два принципа: демократизма и авторитарности. Принцип демократизма характеризуется следующими моментами:
– равноправие сторон во всех видах общественных отношений;
– государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу;
– взаимная ответственность личности и государства;
– существует свобода выбора варианта поведения;
– наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения;
– действует общедозволительное регулирование в праве (разре-шено все, кроме прямо запрещенного законом).
Принцип авторитарности характеризуется следующими чертами:
– диктат государства и его органов;
– наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчи-нения всем решениям органов государства;
– односторонняя ответственность личности перед государством;
– разрешительный тип регулирования в праве (запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом).
Сочетание двух этих принципов дает конкретный вид политического режима. При организации власти в любом государстве, так или иначе, воплощаются как идеи авторитарности, так и идеи демократизма. В зависимости от того, черты какого принципа выражены более явно в законодательстве и общественной практике, политический режим можно охарактеризовать как демократический, тоталитарный или авторитарный (переходный). В литературе предлагаются и другие разновидности политических режимов, но все виды политических режимов по определенным существенным признакам могут быть отнесены к одному из трех названных видов.
Демократический режим отличается тем, что его достаточно сложно сформировать в обществе, общество должно быть готово к его восприятию. Для демократического режима характерны следующие черты:
– народ признается источником власти, поэтому органы власти избираются населением и являются институтами представительной демократии;
– выборы проводятся на основе всеобщего равного или прямого избирательного права при тайном голосовании;
– реальное действие принципа разделения властей;
– права и свободы человека и гражданина реально гарантированы;
– основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм, т. е. наличие многопартийной системы, допускается легальная (законная) оппозиция и не подавляется инакомыслие;
– господство закона во всех сферах общества;
– свобода личности в сфере экономической деятельности и др.
Для тоталитарного политического режима характерно:
– стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни;
– основу тоталитарного режима составляет моноидеология — политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной. Идеология подменяет и подавляет религию;
– наличие единственной хорошо организованной поли-тической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию;
– сращивание партийного и государственного аппарата. Политизация органов МВД, разведки, вооруженных сил и т. д.;
– монополия партии (государства) распространяется на сферу экономики;
– отсутствие политического плюрализма;
– применение физического террора и устрашения в отно-шении граждан.
Наиболее классическими примерами тоталитарного режима являются СССР, бывшие страны социалистического лагеря, фашистские Германия и Италия. Фашистские, коммунисти-ческие политические режимы, рассматриваемые в литературе в качестве самостоятельных, являются разновидностями тотали-тарного режима.
Авторитарный режим характеризуется следующими чертами:
– наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений;
– отсутствие единой идеологии;
– отсутствие единой политической партии. Как правило, формально допускается многопартийность, но партии не играют решающей роли в жизни общества, не способны реально влиять на государственно-значимые властные решения;
– законодательная власть подчинена исполнительной, институты государства носят вторичный характер;
– граждане не подвергаются репрессиям и террору, но только до тех пор, пока они активно не противостоят суще-ствующему режиму.
Авторитарный политический режим — весьма широкая категория. Он может характеризоваться различной степенью демократичности: может быть и жестко авторитарным, приближенным к тоталитаризму, и мягким, обладающим большим набором демократических прав и свобод.
Рекомендуемые источники
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с.
2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 : с изм. и доп. : текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. — Минск : Дикта, 2004. — 59 с.
3. Алексеев, С. С. Государство и право. Начальный курс / С. С. Алексеев. — М. : Юрид. лит., 1993. — 176 с.
4. Гатин, А. М. Теория государства и права : учеб. пособие / А. М. Гатин. — Спб : Питер, 2005. — 208 с.
5. Морозова, Л. А. Влияние глобализации на функции государства /
Л. А. Морозова // Государство и право. — 2006. — № 6. — С. 101—107.
6. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учеб. для юрид. вузов и фак. / В. С. Нерсесянц. — М. : Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 1999. — 552 с.
7. Общая теория права : учеб. пособие / под ред. В. К. Бабаева. —
Н. Новгород, 1993. — 564 с.
8. Общая теория государства и права : учебник / А. Ф. Вишневский,
Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский ; под общ. ред. В. А. Кучинского. — М. : Изд-во дел. и учеб. лит., 2004. — 640 с.
9. Общая теория государства и права : учеб. пособие / Г. А. Василевич
[и др.] ; под общ. ред. А. Г. Тиковенко. — Минск : Кн. Дом, 2006. — 320 с.
10. Дробязко, С. Г. Общая теория права : учеб. пособие / С. Г. Дробязко,
В. С. Козлов. — Минск : НО ООО «БИП-С», 2003. — 336 с.
11. Общая теория права : учеб. для юрид. вузов / под общ. ред.
А. С. Пиголкина. — М. : [б. и.], 1995. — 412 с.
12. Спиридонов, Л. И. Теория государства и права : учебник / Л. И. Спи-ридонов.— М. : Проспект, 1999. — 304 с.
13. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова
и А. В. Малько. — 2-е изд. — М., 2000. — 214 с.
14. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / В. Н. Хропанюк ; под ред. В. Г. Стрекозова. — М., 1993. — 344 с.
ТЕМА 3
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА