Соотношение права и политики
Право и политика имеют определенную структуру, состоящую из норм. Относительно нормативности права нет сомнения. Что касается политики, то и политическая сфера нормирована, хотя она выступает не столь формально, как в праве. Политические нормы зафиксированы в официальных документах. Они могут содержаться в политических взглядах, идеях политических деятелей, их представлениях о характере и структуре государственной власти, формах и методах ее деятельности, регулировании отношений в обществе по поводу власти [3, с. 137].
Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как Конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собой политико-юридический документ.
Со времен Аристотеля политика обычно трактуется как искусство управления людьми, обществом, государством. Управление же осуществляется опять-таки с помощью права, юридических средств и институтов. Особенно это характерно для правовых государств с развитой демократией, совершен-ными законами, правовой культурой. Но даже и тоталитарные, полицейские государства не могут обойтись без права. Другое дело — в каких целях оно используется.
Политика есть также искусство возможного, искусство компромиссов, согласования желаемого и объективно достижимого, умение считаться с реальностью. За пределами возможностей начинается волюнтаризм, субъективизм, а нередко и авантюризм, все то, что находится уже вне правового поля, вне юридических процедур. Свободная от права политика есть произвол, своеволие.
В более строгом смысле слова политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Конечно, это наиболее общая, абстрактная дефиниция, но она верно отражает важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей, идеалов, интересов. Данную сферу как раз и регулируют политические нормы.
Политические нормы — это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллективных), участников поли-тического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, програм-мах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах поли-тических партий и движений.
В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых. Водораздел между политическими и юридическими нормами провести порой весьма трудно, так как они тесно переплетены, а чаще всего сливаются (например, в статьях Конституции). Это наблюдается в деятельности как законо-дательной, так и исполнительной власти. Ведь законы, иные нормативные акты имеют, как правило, не только экономическое, но и политическое обоснование. Но между правовыми и политическими нормами могут быть и противоречия.
В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, требования, принципы, эталоны. Существует политическая этика, т. е. свод устоявшихся канонов, которых обычно придерживаются честные, добросовестные политики. Главные из них — это соблюдение законов, морали, установленного порядка, уважение оппонентов, правдивость, служение общественному долгу, благу.
Жизнь постоянно демонстрирует примеры нарушения (несоблюдения) элементарных правил политического поведения. Особенно это проявляется в период выборов (война компроматов, дискредитация соперников, распространение о них ложной информации, интриги, подкуп избирателей, пустые обещания кандидатов в депутаты, теневое финансирование, заказные статьи в прессе, проникновение во власть криминала и т. д.).
Участники политических баталий очень часто действуют по принципу: цель оправдывает средства, победителей не судят. Создаются и используются так называемые избирательные технологии, имиджмейкеронские фирмы, другие хитроумные приемы. Оказывается психологическое давление на избирателей вплоть до угроз; вошло в практику манипулирование общественным мнением. Власть, право, законы призваны эффективно противостоять всем этим явлениям, пресекать наиболее грубые извращения нормальной, цивилизованной политики. Политические нормы должны также строго соблю-даться, как и правовые.
В современных цивилизованных государствах право приобретает приоритет над государством, а значит и над политикой, не допуская произвола и действий вне правового поведения в обществе.
Приоритет права над политикой, государством — это необходимый фактор современного цивилизованного общества, его высокой культуры. Это необходимость, поскольку в политических нормах присутствует конкуренция идей и программ. У них нет нормы, обладающей силой верховенства, способной сдерживать противоборство интересов конку-рирующих классов, слоев населения за власть. Такой силой обладает право, его принципы и нормы [3, с. 139].
Рекомендуемые источники
1. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права : курс лекций /
А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред.
А. Ф. Вишневского. — Минск : Тесей, 1998. — 576 с.
2. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права : учебник /
А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред.
А. Ф. Вишневского. — М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2004. — 640 с.
3. Дробязко, С. Г. Общая теория права : учеб. пособие / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. — Минск. : НО ООО «БИП-С», 2003. — 336 с.
4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с.
5. Теория государства и права : учеб. для юрид. вузов и фак. /
С. С. Алексеев [и др.] ; под. ред. С. С. Алексеева. — М., 2001. — 776 с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Понятие права
2. Основные признаки и определение права.
3. Основные теории правопонимания.
4. Сущность права.
5. Принципы права.
6. Функции права.