Понятие, предмет, метод и принцип таможенного права
Таможенное право - совокупность законов и иных нормативных актов, направленных на правовое регулирование общественных отношений в области перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного и валютного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями. Предметом таможенного права являются общественные таможенные отношения, имеющие свое социально-правовое содержание, а специфика данных отношений обусловлена объективными особенностями самого таможенного дела в обществе. Методы таможенного права:
1. Установление определенного порядка действий – предписание к действию в определенных условиях надлежащим образом, предусмотренным конкретной нормой таможенного права. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма;
2. Запрещение определенных действий под страхом применения конкретных юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);
3. Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных нормами таможенного права;
4. И предоставление возможности действовать или бездействовать по своему усмотрению, то есть совершать или не совершать предусмотренные нормами таможенного права действия на определенных ею условиях.
Принципы таможенного права – это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования этой формирующейся отрасли права. Принципы таможенного права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие таможенного права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного.
Одним из главных принципов таможенного права является принцип верховенства Конституции Республики Беларусь, а также законов над иными нормативными правовыми актами (и прежде всего над актами таможенных органов). Конституция Республики Беларусь, будучи основным источником таможенного права, содержит достаточно ограниченное число юридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву.
Таможенное право в Беларуси строится и функционирует на принципах законности, гласности и учета общественного мнения.
Важным принципом таможенного права является также принцип приоритетностиинтересов государства в определении всей таможенной политики в современных условиях.
Важным принципом таможенного права является принцип единства системытаможенной службы и центра управления ее деятельностью.С принципом единства таможенной системы непосредственно связан и принцип строгого соблюдения прав и свобод граждан - обжалование действий или бездействия любых должностных лиц в судебном порядке является конституционным правом граждан Белоруссии.
Важное значение имеет принцип равенства граждан перед законом в случае совершения любых противоправных действий в сфере таможенного дела. Любое лицо, независимо от пола, возраста, национальности, должности и т.д., совершившее правонарушение либо преступление в таможенной сфере, несет ответственность перед обществом в установленном законом порядке.
Общественные правоотношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь.
Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных настоящим Кодексом, иными законами, актами Президента Республики Беларусь и (или) международными договорами Республики Беларусь. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными законами, актами Президента Республики Беларусь и (или) международными договорами Республики Беларусь. Порядок перемещения через таможенную границу белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется валютным законодательством.
65.Таможенные режимы
Виды таможенных режимов
1. В целях таможенного регулирования в отношении товаров применяются следующие виды таможенных режимов:
1.1. свободное обращение;
1.2. экспорт;
1.3. переработка на таможенной территории;
1.4. переработка вне таможенной территории;
1.5. временный ввоз;
1.6. временный вывоз;
1.7. таможенный склад;
1.8. реимпорт;
1.9. реэкспорт;
1.10. уничтожение;
1.11. отказ в пользу государства;
1.12. свободная таможенная зона;
1.13. беспошлинная торговля;
1.14. свободный склад.
2. Таможенные режимы устанавливаются настоящим Кодексом, за исключением таможенного режима свободного склада, который устанавливается Президентом Республики Беларусь.
3. Президент Республики Беларусь вправе определять особенности правового регулирования таможенных режимов, установленных настоящим Кодексом, а также устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Таможенные платежи
1. К таможенным платежам относятся:
1.1. ввозные таможенные пошлины;
1.2. вывозные таможенные пошлины;
1.3. специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины;
1.4. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;
1.5. акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию;
1.6. таможенные сборы.
2. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством о мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для взимания ввозных таможенных пошлин. Налоговое обязательство по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин возникает, прекращается, а также подлежит исполнению в порядке, установленном настоящим Кодексом для ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами.
1. Таможенные платежи исчисляются плательщиком таможенных платежей самостоятельно, если иное не установлено настоящим Кодексом, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.
2. При вынесении таможенным органом решения о взыскании таможенных платежей исчисление подлежащих уплате таможенных платежей производится таможенным органом.
3. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных платежей производится в белорусских рублях, за исключением случаев, когда суммы таможенных платежей уплачиваются исключительно в иностранной валюте. В таких случаях исчисление таможенных платежей производится в евро с указанием эквивалента в белорусских рублях.
Таможенный контроль
. Таможенный контроль осуществляется исключительно таможенными органами. От имени таможенных органов таможенный контроль осуществляют должностные лица таможенных органов, уполномоченные на осуществление таможенного контроля в соответствии со своими должностными обязанностями.
2. К таможенному контролю не относятся налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля,право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством.
3. Отдельные полномочия таможенных органов по осуществлению таможенного контроля в пунктах упрощенного (местного) пропуска через Государственную границу Республики Беларусь могут быть возложены законами и (или) актами Президента Республики Беларусь на пограничные войска, осуществляющие функции пограничного контроля в таких пунктах пропуска.
1. При осуществлении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципов целевой направленности таможенного контроля, выборочности отдельных операций и объектов такого контроля.
2. При определении целей, выборе операций и объектов таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается оцененная таможенными органами возможность несоблюдения таможенного законодательства.
Система управления рисками применяется в целях эффективного использования ресурсов таможенных органов для выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства и заключается в определении товаров, документов и лиц, в отношении которых подлежат применению установленные настоящим Кодексом операции таможенного контроля.
3. Стратегия и тактика системы управления рисками определяются Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь, а методика - Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
4. В целях совершенствования таможенного контроля Государственный таможенный комитет Республики Беларусь сотрудничает с таможенными органами (службами) иностранных государств в порядке, определенном законодательством и международными договорами Республики Беларусь.