Сущность, функций и предназначения права
Теорий происхождения гос/ва
Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского; в современных условиях се развили идеологи исламской религии, католической церкви
По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей.
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Р. Филмера, Н. К. Михайловского и др.
Они исходят из того, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства.
Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа.
Психологическая теория
Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. И. Пет- ражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.
Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.
Материалистическая теория происхождения государства
Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.
4) Функции государства- это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности
Внутренние это главное действие функции в данной стране Внешние: это внешнеполитическая деятельность государства и взаимоотношений с другими государствами
Понятие и основные признаки правового государства
Признаки: наличие гражданского общества; принцип разделения властей; соблюдение принципа верховенства закона; суд-является органом истинного правосудия
Правовое государство -это форма осуществления народов власти при которой политическая организация граждан функционирует на основе права и верховенства закона ,являясь при этом защищенным
5) Механизм государства- это система государственных органов, государственных предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих задачи и функции государства.
Признаки механизма государства:
а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчинённых органов и учреждений, предприятий, организаций;
б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;
в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;
г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.
В структуре механизма государства различают:
а) государственные органы;
б) государственные предприятия, учреждения, организации
6)Форма государствауказывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы: форма пра/я — опр/т кому принадлежит власть; форма гос/го уст/ва — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Основными формами правления являются монархия и республика.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;
Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.
Монархия может быть: абсолютная (всевластие главы государства); конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).
Республика может быть: парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом); президентская
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.
По форме государственного устройства государства делят на: Унитарные. Федеративные. Конфедерации
Выделяют два вида политического режима: демократический; антидемократический.( Авторитарный режим возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей.
Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью.)
Признаки демократического режима:
▪ господство закона;
▪ разделение властей;
▪ наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
▪ выборность органов государственной власти;
▪ существование оппозиции и плюрализм.
Признаки антидемократического режима:
▪ господство беззакония и террора;
▪ отсутствие политического плюрализма;
отсутствие оппозиционных партий;
7) Гражданское общество- такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.
Признаки гражданского общества: 1. Индивид независим от государства, 2. Наличие частной собственности, 3. Многоукладная экономика, 4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,
5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы, 7. Самоуправляемость общества, 8. Отсутствие обязательной государственной идеологии, 9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством, 10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.
Структура гражданского общества: 1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты; 2. Совокупность независимых от государства производителей; 3. Общественные объединения и организации; 4. Политические партии и движения, 5. Система негосударственных СМИ.
8) Правовое государство— это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.
Признаки правового государства
1. Господство (верховенство) права. Это означает, что закон должен быть выражением права как узаконенной справедливости.
2. Реальность прав и свобод личности. В правовом государстве необходимым является не только конституционное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, но и реальная возможность реализации их на практике.
3. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.
Понятие права.
Органы государственной власти издают нормы, которые находятся под принудительной охраной государства. Иначе можно сказать, что право, это концепция отношений в обществе, и целью его является установление и соблюдение правопорядка. Само право не ограничено формальными характеристиками, поскольку это и правовые нормы, содержащиеся в юридических текстах. И так: Право это совокупность социальных норм, которые обязательны для всех граждан данного государства. Право регулирует защиту общественно-государственных интересов, обеспечивает постоянство сосуществования классов в обществе. Право выражено в форме, определенной государством – законе, который формулируется в порядке, установленном в обществе. Государство, как общественный институт, имеющий инструменты наказания и принуждения, обеспечивает неприкосновенность права.
Признаки права
Это совокупность основных черт права, придающих ему характер специфической системы нормативного регулирования. Праву присущи такие признаки, как:
1) системность, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостные образования, дифференцированные на специфические группы норм. Таким образом обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отношений;
2) право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В указанном аспекте право отражает: а) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; б) меру допустимых ограничений свобод человека. Заметим, что уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 4) было зафиксировано: свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами;
3) нормативность права - означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность означает, что право представлено нормами - правилами поведения, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность;
4) государственная обеспеченность, означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с государственной деятельностью. Государство есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы невозможным; общеобязательность права, означающая, что правовые установления обязательны для всех, кому они адресованы, они действуют, не ограничиваясь кругом лиц, во времени и в пространстве;
5) формальная определенность - означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.);
6) право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях;
Система права
Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.
Иными словами, система права - это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам
Субъекты права
Субъект права — это юридическое или физическое лицо, обладающее по праву способностью осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Субъектами права, на которых направлено действие нормативных правил, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т.п.
Субъектами права могут выступать: Государство; Физическое лицо — человек как носитель прав и обязанностей; Юридическое лицо — соответствующим образом зарегистрированная организация; Субъект международного права- участник международных отношений; Субъект международного частного права.
Содержание правовых отношений.
Содержание правовых отношений входят субъективные права и юридические обязанности.
Субъективное право- это предусмотрение юридической нормой мера возможного проведения участника правоотношений (например, право собственности на вещь).
Главная черта субъект права это возможность использовать его по собственному усмотрению.
Юридическая обязанность- это предусмотрено нормой права мера должного поведения участника правоотношения.
В отличие от субъект права, от юридических обязанностей отказаться нельзя. Отказ от исполнения юридических обязанностей является основанием для юридической ответственности.
В зависимости от того, какой вид поведения предусмотрен диспозицией правовой нормы юридические обязанности бывают, либо активные, либо пассивные. Диспоз (правило поведения). Активные обязанности закрепляют необходимые действия.
Пассивные обязанности закрепляют необходимые воздержания от действий запрешенных нормой права.
Понятия и цели наказания
1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Виды наказаний
1. К лицам, признанным виновными в совершении преступления, могут применяться следующие основные наказания:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью;
в) привлечение к общественным работам;
г) исправительные работы;
д) ограничение по воинской службе;
е) ограничение свободы;
ж) содержание на гауптвахте;
з) лишение свободы;
и) смертная казнь.
2. Кроме основных наказаний к осужденным могут применяться следующие дополнительные наказания:
а) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград;
б) конфискация имущества.
3. Штраф и лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, и привлечение к общественным работам могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.
Смертная казнь
Смертная казнь – расстрел является самым тяжким исключительным видом наказания. Она допускается лишь за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека, а также за совершаемые в военное время или в боевой обстановке государственную измену, преступления против мира и безопасности человечества и особо тяжкие воинские преступления. Государство рассматривает смертную казнь как исключительную меру наказания, о чем свидетельствует прямое указание об этом в законе (ст. 49 УК).
Согласно статье 49 УК применение наказания – смертной казни в виде расстрела – допускается за умышленное убийство (ч. 2 ст. 96 УК), геноцид (ст. 160), за государственную измену во время войны или в боевой обстановке при отягчающих обстоятельствах (ст. 165), за посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан(ст. 167); за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 340); неповиновение или иное неисполнение подчиненным приказа начальника, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия и совершенные в военное время или в боевой обстановке (ч. 2, 3 ст. 367); сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей, совершенные в военное время или в боевой обстановке (ч. 3 ст. 368); насильственные действия в отношении начальника, совершенные в военное время или в боевой обстановке (ч. 3 ст. 369); дезертирство, совершенное в военное время или в боевой обстановке (ч. 3 ст. 373);злоупотребление властью, превышение
или бездействие власти, совершенные в военное время или в боевой обстановке (ч. 3 ст. 380); сдача или оставление противнику средств ведения войны (ст. 383).
36) Семейное право— отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года. Брак - равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами.
Условия заключения брака (супружества)
1. Для заключения брака (супружества) необходимы свободное и полное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак (супружество), и достижение ими брачного (супружеского) возраста. Брачный возраст в РК для всех 18 лет. Регистрирующие органы снижают брачный возраст на срок не более 2-х лет при наличии следующих причин: 1)беременность, 2) рождение общего ребенка.
Не допускается заключение брака между:
1) лицами одного пола
2) лицами из которых хотя бы одно лицо состоит в другом зарегистрированном браке.
3)близкими родственниками
4) между усыновителями и усыновленными, между их детьми
5) лицами из которых хотя бы одно признаны недееспособным, в следствии психического заболевания или слабоумия.
Брак заключается в регистрирующих органах либо в специальных предназначенных государственных дворцах бракосочетаний при личном присутствии лиц вступающих в брак. Прекращение брака является прекращением юридических отношений между супругами в результате независящих одних обстоятельств (смерть, объявление одного из них умершим или безвестно отсутствующим) либо в результате действий по личной воле супругов путем расторжения брака. Расторжение брака невозможно без согласия супруги в период её беременности и в течении первого года жизни ребенка.
37) Кодекс РК « О браке (супружестве) и семье» от 26/12/2011 года №518-4. Настоящий Кодекс регулирует брачно-семейные отношения в Республике Казахстан, а также устанавливает гарантии их осуществления, обеспечивает защиту прав и интересов семьи, определяя ее развитие приоритетным направлением государственной социальной политики Республики Казахстан. Данный кодекс состоит из общей и особенной части. Общая часть включает в себя:
Раздел 1. Общие положения
Глава 1. Брачно-семейное законодательство Республики Казахстан статьи 1-
Глава 2. Осуществление и защита брачно-семейных (супружеско-семейных) прав статьи 6-8
Раздел 2. Брак (супружество)
Глава 3. Условия и порядок заключения брака (супружества) статьи 9-13
Глава 4. Прекращение брака (супружества) статьи 14-24
Глава 5. Недействительность брака (супружества) статьи 25-28
Глава 6. Личные права и обязанности супругов статьи 29-31
Глава 7. Имущественные права и обязанности супругов
§ 1. Законный режим имущества супругов статьи 32-38
§ 2. Договорный режим имущества супругов статьи 39-43
§ 3. Ответственность супругов по обязательствам статьи 44-45
Раздел 3. Семья
Глава 8. Установление происхождения ребенка статьи 46-53
Глава 9. Суррогатное материнство и применение вспомогательных репродуктивных методов и технологий статьи 54-59
Глава 10. Права ребенка статьи 60-67
Глава 11. Права и обязанности родителей статьи 68-74
Глава 12. Лишение и ограничение родительских прав статьи 75-83
Глава 13. Усыновление ребенка статьи 84-110
Глава 14. Проведение аккредитации агентств по усыновлению статьи 111-114
Раздел 4. Опека или попечительство
Глава 15. Выявление и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей статьи 115-118
Глава 16. Порядок установления опеки или попечительства статьи 119-122
Глава 17. Правовое положение опекунов или попечителей и подопечных статьи 123-132
Глава 18. Патронат статьи 133-137
Раздел 5. Алиментные отношения членов семьи
Глава 19. Алиментные обязательства родителей и детей статьи 138-146
Глава 20. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов статьи 147-150
Глава 21. Алиментные обязательства других членов семьи статьи 151-156
Глава 22. Соглашение об уплате алиментов статьи 157-162
Глава 23. Порядок уплаты и взыскания алиментов в судебном порядке статьи 163-176
Особенная часть включает в себя:
Раздел 6. Акты гражданского состояния
Глава 24. Общие положения статьи 177-186
Глава 25. Государственная регистрация рождения ребенка статьи 187-203
Глава 26. Государственная регистрация установления отцовства статьи 204-219
Глава 27. Государственная регистрация заключения брака (супружества) статьи 220-237
Глава 28. Государственная регистрация расторжения брака (супружества) статьи 238-247
Глава 29. Государственная регистрация усыновления ребенка статьи 248-256
Глава 30. Государственная регистрация перемены имени, отчества, фамилии статьи 257-267
Глава 31. Государственная регистрация смерти статьи 268-274
Раздел 7. Применение норм брачно-семейного законодательства Республики Казахстан
Глава 32. Применение норм брачно-семейного законодательства Республики Казахстан к иностранцам и лицам без гражданства статьи 275-280
Глава 33. Заключительные и переходные положения статьи 281-283
Условия заключения брака (супружества)
Для заключения брака (супружества) необходимы свободное и полное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак (супружество), и достижение ими брачного (супружеского) возраста.
Брачный (супружеский) возраст
1. Брачный (супружеский) возраст устанавливается для мужчин и женщин в восемнадцать лет.
2. Регистрирующие органы по месту государственной регистрации заключения брака (супружества) снижают брачный (супружеский) возраст на срок не более двух лет при наличии следующих уважительных причин:
1) беременности;
2) рождении общего ребенка.
3. Ходатайство о снижении брачного (супружеского) возраста может быть подано желающими вступить в брак (супружество) и их родителями либо попечителями с указанием причин, вызывающих необходимость снижения установленного брачного (супружеского) возраста.
4. Снижение брачного (супружеского) возраста допускается только с согласия лиц, вступающих в брак (супружество).
5. Брак (супружество) между лицами, не достигшими брачного (супружеского) возраста, или лица, достигшего брачного (супружеского) возраста, с лицом, не достигшим брачного (супружеского) возраста, разрешается только с письменного согласия родителей либо попечителей лиц, не достигших брачного (супружеского) возраста.
Порядок заключения брака (супружества)
1. Брак (супружество) заключается в регистрирующих органах либо в специально предназначенных государственных дворцах бракосочетаний при личном присутствии лиц, вступающих в брак (супружество).
В исключительных случаях (тяжелая болезнь, нахождение под стражей или в местах лишения свободы), когда одно из лиц, желающих вступить в брак (супружество), не может явиться в регистрирующий орган, государственная регистрация заключения брака (супружества) производится на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак (супружество), с обязательным согласованием с администрацией соответствующей организации.
2. Заключение брака (супружества) производится по истечении месячного срока со дня подачи желающими вступить в брак (супружество) заявления в регистрирующий орган.
Регистрирующий орган по месту государственной регистрации заключения брака (супружества) при наличии уважительных причин, подтвержденных документально, сокращает или увеличивает этот срок.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной опасности для жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) государственная регистрация заключения брака (супружества) по желанию вступающих в брак (супружество) производится в день подачи заявления.
3. Государственная регистрация заключения брака (супружества) производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
4. Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации заключения брака (супружества) может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (супружество), либо одним из них, а также их законными представителями.
Прекращение брака (супружества) является прекращением юридических отношений между супругами в результате не зависящих от них обстоятельств (смерти, объявления одного из них умершим или признания безвестно отсутствующим) либо в результате действий по личной воле как обоих, так и одного из супругов путем расторжения брака (супружества) в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Прекращение брака (супружества) между супругами не прерывает и не прекращает правоотношений между родителями и детьми, рожденными или усыновленными в этом браке (супружестве).
Прекращение брака (супружества) вследствие смерти одного из супругов, объявления его судом умершим или признания безвестно отсутствующим
1. Брак (супружество) прекращается вследствие смерти одного из супругов, а также объявления его судом умершим или признания безвестно отсутствующим.
2. В случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены соответствующих судебных решений брак (супружество) может быть восстановлен регистрирующим органом по совместному заявлению супругов.
3. Брак (супружество) не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый брак (супружество), за исключением случаев, когда в момент заключения брака (супружества) сторонам (или одной из сторон) было известно, что супруг, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, находится в живых.
Расторжение брака (супружества)
Брак (супружество) может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга (супруги), признанного судом недееспособным. Расторжение брака (супружества) невозможно без согласия супруги в период ее беременности и течение первого года жизни ребенка. Споры относительно раздела общего имущества, выплаты средств на содержание нетрудоспособного супруга, а также несовершеннолетних детей, возникающие между супругами при расторжении брака (супружества), рассматриваются в порядке медиации или в судебном порядке. При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (супружества) суд вправе принять меры к примирению супругов и отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах шести месяцев. Брак (супружество), расторгаемый в регистрирующих органах, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака (супружества) в книге записи актов гражданского состояния, а при расторжении брака (супружества) в суде - со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака (супружества). Вступившее в законную силу решение суда о расторжении брака (супружества) подлежит государственной регистрации в регистрирующих органах по месту вынесения решения суда либо по месту жительства одного из супругов.
Супруги не вправе вступать (регистрировать) в новый брак (супружество) до получения свидетельства о расторжении предыдущего брака (супружества).
Последствия прекращения брака (супружества)
С прекращением брака (супружества) прекращаются имущественные и личные неимущественные права и обязанности супругов, вытекающие из их брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Недействительность брака
Признание брака (супружества) недействительным
1. Брак (супружество) признается недействительным судом в следующих случаях:
1) при заключении фиктивного брака (супружества);
2) при заключении брака (супружества) по принуждению;
3) если одно из лиц, вступивших в брак (супружество), скрыло от другого наличие у него болезни, создающей реальную опасность членам созданной семьи, личной и общественной безопасности.
2. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака (супружества) недействительным направить выписку из этого решения суда в регистрирующий орган по месту государственной регистрации заключения брака (супружества).
3. Брак (супружество) признается недействительным со дня его заключения.
Последствия признания брака (супружества) недействительным
1. Брак (супружество), признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Правовой режим имущества, приобретенного совместно лицами, брак (супружество) которых признан недействительным, регулируется нормами Гражданского кодекса Республики Казахстан. В этом случае брачный договор, заключенный супругами, признается недействительным.
3. Признание брака (супружества) недействительным не ущемляет права детей, родившихся в таком браке (супружестве) или в течение двухсот восьмидесяти дней со дня признания брака (супружества) недействительным.
4. При вынесении решения о признании брака (супружества) недействительным суд вправе признать за супругом, которому в момент заключения брака (супружества) не были известны обстоятельства, являющиеся основанием для признания брака (супружества) недействительным (добросовестным супругом), право на получение от другого супруга содержания в соответствии со статьями 148 и 149 настоящего Кодекса, а в отношении раздела имущества, приобретенного совместно до момента признания брака (супружества), недействительным, вправе применить положения, установленные статьями 33, 37 и 38 настоящего Кодекса, а также признать действительным брачный договор полностью или частично.
Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причиненного ему материального и морального вреда от другого супруга в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан.
5. Добросовестный супруг вправе при признании брака (супружества) недействительным сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации заключения брака (супружества).
Государственный герб
Герб – один из главных символов государства. Термин «герб» происходит от немецкого слова «erbe» (наследство) и означает наследственный отличительный знак – сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение.
Герб суверенного Казахстана был официально принят в 1992 году. Его авторами являются известные архитекторы ЖандарбекМалибеков и Шот-Аман Уалиханов.
Государственный герб Республики Казахстан имеет форму круга (колеса) – это символ жизни и вечности, который пользовался особым почетом среди кочевников Великой степи.
Центральным геральдическим элементом в государственном гербе является изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части находится объемная пятиконечная звезда, а в нижней части надпись «Қазақстан». Изображение звезды, шанырака, уыков, мифических коней, а также надписи «Қазақстан» – выполнены в цвете золота.
Шанырақ – это главная системообразующая часть юрты, по форме напоминающая небесный купол и являющаяся одним из ключевых элементов жизнеустройства в традиционной культуре евразийских кочевников. В Государственном гербе республики образ шанырака – это символ общего дома и единой Родины для всех народов, проживающих в стране. Крылатые мифические: Образ коня с незапамятных времен олицетворяет такие понятия, как храбрость, верность и силу. Крылья символизируют многовековую мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Золотые крылья скакунов напоминают также золотые колосья и олицетворяют собой трудолюбие казахстанцев и материальное благополучие страны.
Еще одна деталь в государственном гербе республики – пятиконечная звезда.. Изображение звезды в государственном гербе отражает желание казахстанцев созидать страну, открытую для сотрудничества и партнерства со всеми народами мира. Сердца и объятия жителей Казахстана открыты представителям всех пяти континентов.
Основным цветом, используемым в государственном гербе, является цвет золота, который служит символом богатства, справедливости и великодушия. Также присутствует цвет флага – небесно-голубой, который гармонирует с цветом золота и символизирует чистое небо, мир и благополучие.
Государственный флаг
Флаг – это один из главных символов государства, олицетворяющий его суверенитет и идентичность. Термин «флаг» происходит от нидерландского слова «vlag».Флаг - это прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, обычно с изображением на нем герба или эмблемы. Государственный флаг независимого Казахстана был официально принят в 1992 году. Его автором является художник ШакенНиязбеков.
Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище небесно-голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым – парящий орел (беркут). У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента – цвета золота. Соотношение ширины флага к его длине – 1: 2.
В традициях геральдики каждый цвет символизирует определенное понятие. Так, небесно-голубой цвет символизирует честность, верность и безупречность. На государственном флаге Казахстана он символизирует чистое небо, мир и благополучие, а одноцветие фона – единство нашей страны.
Исходя из геральдических канонов, солнце символизирует богатство и изобилие, жизнь и энергию. Поэтому лучи солнца на флаге страны имеют форму зерна – символа достатка и благополучия. Изображение солнца в государственной атрибутике Казахстана подтверждает его приверженность общечеловеческим ценностям и свидетельствует о том, что новое молодое государство полно жизнеутверждающей энергии и открыто всем странам мира для партнерства и сотрудничества.
Образ орла (беркута) является одним из главных геральдических атрибутов, издавна применяемых в гербах и флагах многих народов. Этот образ обычно воспринимается как символ власти, прозорливости и великодушия. Парящий под солнцем беркут олицетворяет собой силу государства, его суверенитет и независимость, стремление к высоким целям и устойчивому будущему. Особое место занимает образ беркута в мировоззрении евразийских кочевников. Стилизованный силуэт золотого беркута отражает стремление молодого суверенного государства к высотам мировой цивилизации.
Важным элементом государственного флага является расположенная у его древка вертикальная полоса с национальным орнаментом. Казахский орнамент – одна из форм специфичес<