Хар-ка обстоят-в, исключающих преступность деяния
В уг-ном праве выделяют обстоятельства исключающие уголовную ответ-сть за совершение прест-ния и обстоятельства, к-ые исключают преступность деяния. Под исключающими преступность деяниями понимают обстоят-ва, при наличии к-ых не признается преступным деяние, формально подпадающее под признаки состава преступления, предусмотренные УК. Обстоят-ва, исключающие преступность деяния: необх-ая оборона, причинение вреда при задержании преступника, крайняя необх-ть, пребывание среди соучастников по спец-ому заданию, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения.
Необходимая оборона – правомерная защита от общ-но опасного посягательства путем причинения вреда посягающему. Не является прест-нием действие, совершенное в состоянии необх-мой обороны, т.е. при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или др-го лица, интересов общ-ва или гос-ва от общ-но опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необх-мой обороны. Право на необх-ую оборону имеют в равной мере все лица незав-мо от гражданства, должностного или служебного положения, пола и др. Не явл-тся прест-нием причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возм-сти совершения им новых прест-ний, когда оно пытается или может скрыться от следствия и суда, если иными ср-вами задержать такое лицо не представлялось возм-ным и при этом не было допущено превышения для этого мер. Крайняя необх-сть - совершение действия для предотвращения или устранения опасности, непоср-но угрожающей личности или правам данного лица или других лиц, интересам общ-ва или гос-ва, если эта опасность при данных обстоят-вах не могла быть устранена др-ми ср-вами и если причиненный вред не явл-тся более значительным, чем предотвращенный. Правовая регламентация правомерности соучастия в совершении преступления при выполнении специальных заданий содержится в УК, согласно к-го не подлежит уг-ной ответ-сти лицо, к-ое, выполняя в соотв-вии с действующим закон-вом спец-ное задание по предупреждению или раскрытию прест-ния и действуя с др-ми его участниками, вынужденно совершить преступление. Не является прест-нием причинение вреда правоохраняемым интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Условия правомерности (риск оправдан): сопряженные с риском действия должны предприниматься для достижения общественно полезной цели; деяние, содержащее в себе риск причинения вреда, должно соответствовать современным научно-техническим знаниям и опытам; невозм-сть достижения поставленной цели не связанным с риском действием; вер-сть получения полож-го рез-та значит-но выше, чем вер-сть наступления общ-но опасных последствий и др. Исполнение приказа или распоряжения (не является преступлением причинение вреда охраняемым настоящим УК-ом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение).
Организованная преступность
Организованная преступность - форма преступности, для к-ой хар-рна устойчивая преступная деят-сть, осуществляемая преступными орг-циями (организованными группами и преступными сообществами), имеющими иерархическую стр-ру, материальную и фин-вую базу и связи с гос-ыми стр-рами, основанные на коррупционных механизмах.
Организов-ная преступность формирует коррупционные связи в целях обеспечения покровительства своей преступной деят-сти со стороны гос-ных органов. Цели и задачи коррупционеров со стороны организов-ой прест-сти – обеспечение покровительства своей преступной деят-сти, к-ая приносит личное обогащение. В связи с этим, затраты на подкуп чиновников уменьшают общий преступный рез-тат, т.н. «общак», к-ый создается преступной группировкой, в т.ч. и для подкупа должностных лиц.
Обязательные признаки: 1) Устойчивость конкр-о преступного формирования, к-ая проявляется в длительном хар-ре его активности, неоднократном совершении похожих прест-ний; 2) Распределение ролей м-ду участниками орг-ции, как по вертикали (выделение руководящего звена), так и по горизонтали (преступная специализация); 3) Иерархическая стр-ра, включающая как мин-ум одно лицо, руководящее деятельностью орг-ции; 4) Сосредоточение усилий на определённых видах преступной деят-сти (чем крупнее орг-ция, тем более широким является круг таких видов деят-ти); 5) Наличие цели извлечения макс-льно возм-ых доходов от преступной деят-сти в мин-но короткие сроки; 6) Наличие сис-мы соц-ной взаимопомощи для членов группы (например, общей кассы — «общака»); 7) Активное противодействие правоохранительным органам, осуществляемое в т.ч.с исп-нием коррупционных механизмов; 8) Жёсткая внутренняя дисциплина, наличие определённого кодекса поведения, к нарушителям к-ого применяются карательные меры.
Борьба с коррупцией в РБ
В современных условиях развития РБ коррупция во всех ее проявлениях представляет угрозу нац-ной безоп-сти. Неотъемлемая часть гос-ной пол-ки в обл-ти борьбы с преступностью стала антикоррупционная политика, направленная на осущ-ние борьбы с кор-цией на всех ур-нях власти и создание атмосферы общест-го неприятия кор-ции во всех ее проявлениях.
Указ Президента РБ от 21.02.2006 г. № 103: утверждена Гос-ная программа по борьбе с преступностью на 2006-2010 г. По программе: особое внимание пресечению деят-сти организов-ых преступных групп, искоренению фактов кор-ции и др-их деяний, связанных с корыстным исп-нием должностными лицами своего служебного положения.
Борьба с кор-цией основывается на принципах законности, справедливости, равенства перед з-ном, гласности, неотвратимости ответ-сти, личной виновной ответс-сти, гуманизма. Борьбу с кор-цией осущ-ют органы прокуратуры, внутренних дел и гос-ной безоп-сти (действуют самост-но и во взаимодействии м-ду собой).
Указ Президента РБ от 16 июля 2007 г. № 330 «О специальных подразделениях по борьбе с кор-цией и организов-ой преступностью»: созданы специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Создаются и ведутся оперативные учеты и централизованные банки данных. В Прокуратуре РБ ведутся единые банки данных о состоянии борьбы с коррупцией, к-ые формируются на основании информации, представляемой органами прокуратуры, внутренних дел и гос-ной безоп-сти.
Коррупцию нельзя искоренить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. В республике основное внимание уделяется созданию механизмов предупреждения коррупционных проявлений во всех сферах жизни общества. Противодействие коррупции проводится комплексно, всесторонне, с постоянным пересмотром способов борьбы.