Правовое регулирование существенных условий труда
Правовое регулирование существенных условий труда определяет содержание трудовых отн-ний. Одним из наиболее важных условий труда является установление раб-го вр-ни, т.е. вр-ни, в теч. к-ого работник должен выполнять возложенные на него обязанности.
ТК РБ установлены 3 вида рабочего времени: нормальная продолжительность рабочего времени; сокращенная продолжительность рабочего времени; неполное рабочее время.
Нормальная прод-сть раб-го вр-ни не может превышать 40 часов в неделю. Распределение этого количества времени по дням недели регулируется соглашением сторон. При пятидневной рабочей неделе продолжительность рабочего дня не должна превышать восьми часов, а при шестидневной - семи часов. Накануне праздничных дней прод-сть раб. дня, как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе, сокращается на один час, а накануне выходных дней при шестидневной рабочей неделе продолжительность рабочего дня не должна превышать шести часов.
Время отдыха - это время, в теч. к-ого работник д.б. освобожден от выполнения трудовых обязанностей и к-ое он может исп-вать по своему личному усмотрению.
Законодательно установлены следующие виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня; еженедельный отдых (выходные и праздничные дни); ежегодные очередные отпуска; отпуска без сохранения заработной платы.
Ежегодные очередные отпуска предоставляются всем работникам независимо от места работы. Отпуск без сохранения заработной платы предоставляется с согласия работодателя по заявлению работника, в котором он должен изложить причины, побудившие его к уходу в кратковременный отпуск без содержания. Это могут быть семейные обстоятельства или иного рода уважительные причины. По соглашению сторон этот отпуск может быть отработан в последующий период.
Отношения по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства Законодательством РБ устанавливается обязанность нанимателей создавать здоровые и безопасные условия труда и соблюдать в полном объеме все правоположения, регулирующие трудовые отн-ния. В законодательстве определяется система органов, в обязанность к-ых входит осущ-ние надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. К их числу относятся органы, осущ-ющие эти обязанности наряду с др-ими ф-ями, и органы, для которых названная деятельность является основной, т.е. специальные органы. К последним относится, например, Департамент по инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Одна из главных задач этого органа - надзор и контроль за соблюдением законод-ва о труде, наложение на нанимателей и должностных лиц санкций за его нарушение. Ф-ции контроля и надзора осущ-ют и иные специальные гос-ые органы. Определенную роль в обеспечении соблюдения нанимателями трудового законод-ва играют профсоюзы. В соответствии с закон-вом им предоставлено право осущ-лять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде. Наниматели, соотв-щие гос-нные органы обязаны предоставлять профсоюзам необх-мую информацию для осущ-ния общественного контроля. При осущ-нии надзора и контроля специально уполномоченные гос-ные органы взаимодействуют между собой и с профсоюзами.
Общественные отношения, складывающиеся в сфере контроля и надзора за соблюдением трудового законод-тва, по своему характеру и целям направлены на обеспечение безопасных для здоровья и жизни трудящихся условий труда, лучшей организации трудовой деятельности, т.е. сопутствуют трудовым отношениям, неразрывно с ними связаны.
Тамож-ый контроль (ТК-ль)
ТК-ль – сов-ть мер, осуществляемых тамож-ми органами в целях обеспечения соблюдения тамож-го закон-ва РБ.
1. ТК-ль осущ-ется исключительно тамож-ми органами. От имени тамож-ых органов ТК-ль осущ-ют должностные лица тамож-ых органов, уполномоченные на осущ-ние ТК-ля в соотв-вии со своими должностными обязанностями.
2. К ТК-лю не относятся налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осущ-ние к-ых или на участие в осущ-нии к-рых предоставлено тамож-ым органам в соотв-вии с закон-вом.
3. Отдельные полномочия тамож-ых органов по осущ-нию ТК-ля в пунктах упрощенного (местного) пропуска ч-з Гос-ную границу РБ м.б. возложены з-нами и (или) актами Президента РБ на пограничные войска, осуществляющие функции пограничного контроля в таких пунктах пропуска.
45. Труд-ая дисциплина и порядок разрешения трудовых споров
Под дисциплиной труда понимают обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей. Трудовая дисциплина регулируется Декретом Пр-та РБ № 29 от 26 июля 1999г. «О доп-ных мерах по совер-нию трудовых отн-ний, укреплению трудовой и исполнит-кой дисциплины», правилами внутреннего трудового распорядка, штатным расписанием, должностными инструкциями работников, графиками работ (сменности), графиками отпусков, положениями и инструкциями по охране труда и технике безопасности, коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными актами по вопросам труда.
Работникам, успешно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются в первую очередь преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания. В соот-вии с трудовым закон-вом обеспечение дисциплины труда наряду с другими методами, достигается и с пом-ю метода принуждения. В необходимых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответ-сть – применение нанимателем мер дисциплинарного воздействия (взыскания). Она наступает за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок – противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. За его совершение может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; увольнение.
В процессе осуществления трудовых правоотношений между их субъектами (сторонами) нередко возникают разногласия, т.е. трудовые споры. Причины таких споров различны. Они могут быть вызваны нарушениями одной из сторон законодательства о труде, условий трудового или коллек-ого договора, нечеткими формулировками нек-ых норм трудового права, обнаруживающимися пробелами в законод-ве и т.п. Трудовые споры могут носить индивидуальный и коллективный характер. На практике они возникают как по поводу применения уже установленных условий труда, так и по поводу их изменения или установления новых.
В законодательстве РБ регламентирован порядок разрешения возникающих м-ду участниками трудовых отн-ний разногласий. В 1-ую очередь определены органы, рассматривающие индивидуальные и коллективные трудовые споры, их компетенция, устан-ны юр-ие процедуры принятия заявлений о предмете спора, их рассмотрения, вынесения решения и его исполнения и т.п. (ст. 233-251, 377-399 ТК). Порядок разрешения трудовых споров, круг субъектов, правомочных их рассматривать, имеют определенные особ-сти в зав-сти от того, является спор индивидуальным или коллективным и по поводу чего он возник.
Особенностью современного закон-ва РБ, регулирующего разрешение разногласий в сфере трудовых отношений, является установление демокр-го порядка разрешения коллективных споров и расширение рамок судебной защиты трудовых прав и интересов работника.
В соот-вии с ТК индив-ные трудовые споры по вопросам применения закон-ва о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (далее - КТС, комиссия) и судами. Первоначально трудовой спор должен рассм-ться в КТС, созданной в орг-ции по месту работы работника. При несогласии работника либо нанимателя с решением КТС или если члены не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд. Вместе с тем ТК определяет ряд трудовых споров, рассмотрение к-ых отнесено к непосредственной компетенции суда без обращения в КТС (споры о восст-нии работника на работе, о возмещении нанимателем причиненного работнику матер-го ущерба и др).