Составлении экспертного заключения «Дело о хиджабах»

(рейтинговая оценка от 1 до 5 баллов)

Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, плохо поддающегося формальному или стандартизированному анализу. Суть экспертизы – это выработка мотивированного мнения специалистом, способным восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу, опираясь на свои знания, понимание проблемы, интуицию, опыт решения сходных задач и «здравый смысл». При этом эксперт не должен стремиться к выражению собственного субъективного мнения. Его задачей является упорядочивание имеющейся информации по поставленному вопросу, восполнение в ней пробелов с помощью своих аналитических действий. Результатом экспертизы является составление экспертного заключения, где приводится аргументированное мнение относительно существа поставленного вопроса.

В рамках данного задания в качестве предмета экспертизы предлагается комплекс законодательных инициатив высших органов власти Французской Республики, получивших известность как «запрет на ношение хиджабов» (см. краткое описание в приведенном ниже тексте). При выполнении задания необходимо проанализировать действия властей Франции и определить их правомерность с точки зрения норм и доктринальных принципов Конституции Франции.

Ответ должен быть обоснован с помощью цитирования норм Конституции 1958 г. (включая Декларацию прав человека и гражданина и Преамбулу 1946 г.), а также толкования ее доктринальных принципов. Повторять фрагменты приведенного ниже текста в составе экспертного заключения не нужно.

При подготовке к выполнению задания рекомендуется повторить материал о специфике французского конституционализма, в том числе голлистской политико-правовой доктрине (файлы 29.1, 29.2, 29.3, 29.15). Но само задание выполняется именно на основе нормативного материала Конституции Франции.

Обратите внимание, что данное задание не имеет «правильного» ответа. С учетом крайней неоднозначности правовой ситуации, связанной с «запретом на ношение хиджабов», можно попытаться либо доказать правомерность определенной точки зрения («запрет на ношение хиджабов конституционен» или «запрет на ношение хиджабов неконституционен»), либо привести аргументы в пользу обеих позиций. Рейтинговая оценка при этом учитывает не формальную правильность ответа, а построение системы аргументов, использование широкого комплекса конституционных норм и корректность их интерпретации, учет специфики конституционной доктрины Пятой республики.



В 2003 г. французское правительство выдвинуло план действий по смягчению религиозной розни в обществе. Правительство попыталось активизировать диалог с исламскими общинами и священнослужителями, «исповедующими ислам, совместимый с республиканскими ценностями». В апреле 2003 г. впервые прошли выборы в четыре инстанции «мусульманского культа» во Франции: на региональном уровне – в административный совет и бюро региональных советов, а в национальном масштабе – в генеральную ассамблею и Французский совет мусульманского культа, председателем которого стал настоятель мечети Парижа Далил Бубакёр. В рамках мероприятий по созданию «французского ислама», который уважал бы права человека и законы Республики, правительство предложило обучать имамов юриспруденции, основам государства и права, истории и культуре страны. С 2005 г. в Париже начали действовать специальные курсы, на которых имамам преподаются перечисленные дисциплины и, в случае необходимости, углубленный курс французского языка. При открытии этих курсов министр внутренних дел Доминик де Вилльпен пояснил, что из 1200 имамов, ведущих свою деятельность на территории Франции, три четверти не французы, а треть – не говорит по-французски. «Это неприемлемо, – подчеркнул де Вилльпен. – Во Франции должны быть французские имамы, говорящие по-французски». Представители МВД Франции уточнили, что обучение на парижских курсах не является принудительным, однако большинству имамов «настоятельно порекомендуют» пройти их. В качестве поощрения им предложены официальный статус студента, временный вид на жительство и, возможно, специальные гранты. Но все эти шаги сочетались с жесткими запретами на пропаганду радикальных религиозных взглядов. В каждом из 22 регионов Франции были созданы специальные группы полиции, в обязанности которых вошло слежение не только за экстремистскими религиозными лидерами, но и за ресторанами, книжными магазинами, мясными лавками и центрами международной телефонной связи, которые могут оказаться местом встречи для мусульманских радикалов. Особый резонанс в обществе вызвал правительственный запрет на ношение в образовательных учреждениях «внешних признаков» конфессиональной принадлежности, в том числе женских мусульманских платков хиджабов. Статья 1 «Закона о применении принципа светскости относительно ношения в школах, колледжах и общественных лицеях знаков или предметов одежды, проявляющих религиозную принадлежность», гласила: «В школах, колледжах и общественных лицеях ношение знаков или предметов одежды, которыми учащиеся явно проявляют религиозную принадлежность, запрещается. В соответствии с внутренним регламентом, использованию дисциплинарной процедуры предшествует беседа с учащимся». Закон начал действовать с сентября 2004 г. В 2009 г. президент Франции Николя Саркози в специальном обращении к парламенту высказался против того, чтобы мусульманки в стране носили паранджу не только в школах, но и иных общественных местах, и выдвинул идею создания парламентской комиссии для решения этого вопроса. В январе 2010 г. парламентская комиссия рекомендовала запретить в стране ношение «полного хиджаба» (оставляющего открытыми только глаза) в общественных местах, в том числе в госучреждениях и больницах. Доклад рекомендовал всем государственным учреждением отказывать в обслуживании женщинам в традиционном мусульманском одеянии. Это касается обслуживания во французских консульствах по всему миру, на пограничных таможенных пунктах, а также в больницах. Одновременно с этим документ осуждал исламофобию и требовал с уважением относиться к мусульманской диаспоре. Для этого рекомендовалось создать национальную школу изучения ислама, проводить публичные дискуссии о проблеме ксенофобии, поддерживать строительство исламских культурных центров и мечетей, а также придать важным мусульманским праздникам статус государственных. В июне 2010 г. парламент подавляющим большинством голосов принял закон о запрете на ношение хиджаба в публичном месте. За нарушение вводится штраф порядка в размере 150 евро. Кроме того, «злостные нарушительницы» правил должны будут в обязательном порядке прослушать курс лекций о нормах поведения во Франции. Гораздо более жесткое наказание ждет тех мужчин, которые заставляют женщин носить паранджу или хиджаб. Им, по новому закону, может грозить штраф в размере 15 тысяч евро или уголовное наказание сроком до года тюрьмы. Вслед за принятием парламентского закона Конституционный совет Франции подтвердил, что запрет на ношение головных уборов и одежды, скрывающих лицо, не противоречит основному закону страны, но уточнил, что ходить в хиджабе можно в мечетях, даже если они открыты для широкой публики, иначе будет нарушено право на свободу вероисповедания. Запрет вступил в силу в апреле 2011 г., а с 16 сентября 2011 г. во Франции вступил в силу запрет на молитвы на улицах. Так, например, мусульманские ассоциации пришли к соглашению с префектурой Парижа о переводе большой пятничной молитвы в здание бывшей казармы, расположенной на бульваре Нея (что стало временным решением, так как в 2013 г. в этом районе планируется построить Институт исламской культуры – вопреки просьбам мусульман о строительстве мечети). На этом фоне очень символичным является высказывание президента Н. Саркози о крахе мультикультурного проекта в Европе, прозвучавшее в 2011 г. наряду с аналогичными выступлениями канцлера ФРГ А. Меркель и премьер-министра Великобритании Д. Кэмерона. Новый пик общественных дискуссий вокруг проблем интеграции мусульман во французское исламское общество пришелся на начала 2015 г., поводом к чему стал террористический акт против редакции сатирического журнала Charlie Hebdo, опубликовавшего карикатуры на пророка Мухаммеда. Комментируя это трагическое событие Саркози (в тот момент уже к качестве не президента Республики, а лидера крупнейшей оппозиционной партии) призвал начать внутринациональный диалог с представителями мусульманской общины, большинство представителей которого «в ужасе от того, что произошло» и не желают, чтобы их религию «смешивали» с радикальными идеями. «Очевидным образом встал вопрос ислама и светского государства, - заявил он. - Последние 15 лет разговоры велись вокруг того, что республика готова сделать для ислама. Сегодня, на мой взгляд, единственный вопрос заключается в том, что сам ислам готов сделать, чтобы интегрироваться в республику». «Мы хотим видеть французский ислам, а не ислам во Франции», - заключил Саркози.


Общие требования к письменным заданиям см. в начале IV раздела ридера (стр. 17)!!!

Рейтинговая оценка составляет от 1 до 5 баллов:

Представленный текст имеет описательный или реферативный характер, его содержание и стилистика лишь частично соответствуют специфике экспертного заключения; автор не обладает достаточно глубоким знанием темы и не подтверждает свое мнение убедительными аргументами; позиция автора является отражением своего субъективного мнения, а не результатом аналитических действий; оформление работы не полностью соответствует требованиям. 1-2 балла
Содержание и стилистика представленного текста в целом соответствуют специфике экспертного заключения; экспертные оценки приведены с учетом содержания Конституции 1958 г., однако автор сконцентрировал внимание на формально-юридическом анализе в ущерб пониманию целостности конституционной доктрины Пятой республики; автор проявил умение аргументировать свою позицию с помощью примеров правовых норм, однако испытывает затруднения с логичным и развернутым изложением своего мнения; в позиции автора прослеживается субъективизм; оформление работы соответствует требованиям. 3-4 балла
Содержание и стилистика представленного текста полностью соответствуют специфике экспертного заключения; экспертные оценки приведены с учетом как содержания Конституции 1958 г., так и конституционной доктрины Пятой республики; автор проявил умение логично и развернуто излагать свое мнение, аргументировать свою позицию с помощью примеров правовых норм, оформление работы соответствует требованиям. 5 баллов

Задание 15

Наши рекомендации