В условиях «сетевого» (информационного) общества: проблемы, решения, риски»

(рейтинговая оценка от 1 до 7 баллов)

Задание направлено на творческое осмысление актуальных процессов и тенденций в области конституционно-правового регулирования политического процесса. Проблема заключается в том, что классические институты конституционной демократии (представительная демократия, парламентаризм, многопартийность, всеобщее и равное избирательное право, состязательность и открытость политического процесса) сформировались в ту эпоху, когда не существовали даже предпосылок для таких явлений как информационная революция, социальные сети, глобализация. Насколько классическая демократия современна? Какие проблемы возникают в ходе конституционно-правового регулирование политического процесса в современных условиях? Какие решения этих проблем сегодня предлагаются в разных страна мира, и какие риски возникают при этом? На основе этих вопросов и необходимо разработать электронную презентацию.

Рекомендуется выполнить задание в три этапа:

– на первом этапе необходимо собрать первичную информацию по двум вопросам: 1) классические подходы к конституционно-правовому регулированию системы политической демократии, 2) специфика политического процесса в условиях сетевого (информационного) общества. Помимо своих знаний и эрудиции можно использовать учебные материалы из электронной библиотеки (учебные тексты в файлах 18.0, 20.0, 22.0, а также 20.1, 20.3 + дополнительные материалы в файлах 18.6, 18.18, 18.19, 18.20, 18.21, 18.22, 18. 23, 18.24, 18.25, 18.26, 20.11, 20.15, 20.17).

– на втором этапе необходимо подготовить содержательную основу презентации (графические фигуры, цитаты, краткие тезисы, иллюстрации, подзаголовки) и распределить эти материалы по блокам (слайдам),

– на третьем этапе создается сама электронная презентация в программной среде PowerPoint.

К слайдам предъявляются следующие требования:

• первый слайд оформляется как титульный лист задания.

• каждый последующий слайд должен иметь тематический заголовок;

• все слайды по своему содержанию и последовательности просмотра должны составить единый комплекс с логичным раскрытием темы;

• основной каждого из слайдов должны быть не текстовые материалы, а графические объекты (их сочетание должно иметь смысловую направленность); при необходимости графические объекты могут быть соединены линиями или стрелками; в сочетании с графическими объектами рекомендуется использовать иллюстративные материалы; цитаты или краткие характеристики также оформляются как графические объекты;

• важно использовать эффекты анимации;

• общее количество слайдов может колебаться в диапазоне от 6 до 12 (не считая первой страницы): чем более просты композиция и содержание слайдов, тем большим должно быть их количество.

• неприемлемо использовать готовые графические объекты, размещенные в Интернете.

Общие требования к письменным заданиям см. в начале IV раздела ридера (стр. 17)!!!

Рейтинговая оценка составляет от 1 до 7 баллов:

Содержание и форма презентации не полностью соответствуют условиям задания; подготовленные слайды показывают поверхностное знакомство автора с научным содержанием темы; графические решения имеют упрощенный характер, анимация не использована или использована в минимальной степени; по содержанию и последовательности расположения слайды не образуют единый комплекс; оформление работы не полностью соответствует требованиям. 1-2 балла
Содержание и форма презентации в целом соответствуют условиям задания; автор продемонстрировал хорошее знание научного содержания темы, но информационная основа слайдов подобрана эклектично и не позволяет обеспечить целостное восприятие; графические решения имеют упрощенный характер; использованы эффекты анимации, но они не имеют существенного смыслового значения; при оформлении работы допущены незначительные погрешности. 3-5 баллов  
Содержание и форма презентации полностью соответствуют условиям задания; автор продемонстрировал углубленное знание научного содержания темы и ее оригинальную трактовку; графические решения имеют разнообразный характер; последовательность и содержание слайдов, эффекты анимации при показе отдельных графических объектов обеспечивают высокий уровень наглядности подготовленных материалов; оформление работы соответствует всем требованиям. 6-7 баллов

Задание 10

Проблемно-аналитическое задание

«Защита естественных прав человека и проблемы конституционно -правового регулирования» (метод мультиперспективы)

(рейтинговая оценка от 1 до 7 баллов)

Задание ориентировано на анализ актуальных проблем конституционно-правового регулирования в области естественных прав человека. При этом используется метод мультиперспективы – умение встать на различные, в том числе противоборствующие позиции при обсуждении определенного вопроса, смоделировать разные точки зрения, посмотреть на проблему сквозь призму разного опыта (в данном случае – разного правопонимания). В значительной степени такие действия схожи с ролевой игрой, где одному человеку приходится «примерять на себя» разные роли.

Для подготовки к заданию рекомендуется вспомнить лекционный материал о специфике правосубъектности в условиях основных моделей конституционализма, в т.ч. особенностях договорного и органического правопонимания, специфике романо-германской, англо-саксонской и исламской правовой культуры. Рекомендуется ознакомиться с учебными текстами из файлов 8.0., 9.0., 10.0., 11.0., 12.0., 15.0, 16.0.

В качестве содержательной основы учебного задания предлагается реконструкция вымышленной ситуации – интернет-конференции на тему «Защита естественных прав человека и проблемы конституционно-правового регулирования». Необходимо подготовить тезисы выступления семи участников конференции:

1. Уилл Моргентау, консультант чикагского офиса Американской ассоциации юристов,

2. Хань Чжубинь, председатель Общества китайских юристов,

3. Клод Савуре, профессор юридического факультета Университета Сорбонны,

4. Петер Лемке, немецкий юриста, стипендиат фонда Конрада Аденауэра,

5. Салих бен Ганим ас-Садлян, профессор факультета Шариата Исламского университета имама Мухаммеда ибн Сауда (Эр-Рияд, Саудовская Аравия),

6. Всеволод Чаплин, протоирей, бывший Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата,

7. Беатриз Гимено, лидер Испанской федерации лесбиянок, геев, транссексуалов и бисексуалов.

В тезисах необходимо отразить мнение каждого из приглашенных специалистов о проблемах конституционно-правового регулирования в области естественных прав человека (при этом надо учитывать «сценарные» условия: мнение У. Моргентау отражает специфику либеральной модели конституционализма и американского правопонимания, мнение Хань Чжубиня – специфику этатистской модели конституционализма и китайского правопонимания, мнение К.Савуре – специфику либерально-этатистского конституционализма (в духе идеологии голлизма и принципа солидаризма) и французского (романского) правопонимания, мнение П. Лемке – специфику либерально-этатистского конституционализма (в духе идеологии христианской демократии и принципа субсидиарности) и немецкого правопонимания, мнение Салиха бен Ганим ас-Садляна – специфику исламского конституционализма и суннитского правопонимания, мнение В. Чаплина – специфику органического правопонимания (в духе идей православия), мнение Б.Гимено – позицию сторонников идей толерантности, плюрализма и мультикультурализма.

Совпадение некоторых имен с реально существующими общественными деятелями не требует обязательного цитирования их сочинений или высказываний, хотя такой прием возможен. В целом, при подготовке тезисов в данном задании можно использовать материалы, размещенные в электронной библиотеке или в Интернете – правило антиплагиата в данном случае не применяется (но рейтинговый штраф сохраняется при сдаче двумя и более студентами одинакового текста задания). Объем текста тезисов для каждого из участников конференции – от 0,5 до 1 стр. (12 шрифт, 1 интервал).

Рейтинговая оценка учитывает корректность реконструкции различных типов правопонимания и соответствующих трактовок понятия «естественное право», эрудицию в вопросах конституционно-правового регулирования в области естественных прав человека, творческий подход к решению поставленной задачи.

Общие требования к письменным заданиям см. в начале IV раздела ридера (стр. 17)!!!

Рейтинговая оценка составляет от 1 до 7 баллов:

Содержание работы в минимальной степени отвечает специфике задания – в нем представлен набор цитат, посвященных проблеме регулирования естественных прав человека, но не отражен весь предполагаемый спектр мнений о природе естественного права и роли естественно-правовых отношений в современной системе конституционного права (сформировавшихся в русле различных систем правопонимания и моделей конституционализма); текст показывает поверхностное знакомство автора с научным содержанием курса; оформление работы не полностью соответствует требованиям. 1-2 балла
Содержание работы в целом отвечает специфике задания – в нем представлен весь предполагаемый спектр мнений о природе естественного права и роли естественно-правовых отношений в современной системе конституционного права (сформировавшихся в русле различных систем правопонимания и моделей конституционализма); в трактовке ряда мнений, связанных с различными системами правопонимания, автор допустил смысловые ошибки; оформление работы соответствует требованиям. 3-4 балла
Содержание работы отвечает специфике задания – в нем произведена корректная реконструкция различных взглядов на природу естественного права и роль естественно-правовых отношений в современной системе конституционного права; автору удалось наглядно продемонстрировать связь показанных мнений с различными системами правопонимания и доктринальными установками в области конституционного права; итоговый текст свидетельствует о широкой научной и социальной эрудиции автора; оформление работы полностью соответствует требованиям. 5-7 баллов

Задание 11

Наши рекомендации