Страхи, надежды, враги, герои»
(рейтинговая оценка от 1 до 6 баллов)
Карикатуры являются уникальным источником информации. Это сатирические иллюстрации, призванные выразить в символической форме критическое отношение к определенному явлению, мнению, событию. Правильное восприятие карикатуры требует не только понять символику изображения (а это подчас означает расшифровку мельчайших деталей изображения), но и реконструировать изначальный замысел автора. Таким образом, восприятие карикатуры предполагает комплексную интерпретацию: от первоначального комического впечатления зритель переходит к пониманию символики художественного изображения и далее к определению предмета сатирической критики и сути авторского «месседжа», его смыслового посыла.
При выполнении данного задания необходимо с помощью поисковых систем Интернета найти не менее 10 карикатур, отражающих проблемы современного развития конституционализма. (предварительно рекомендуется вспомнить теоретический материал по этой теме – см. файлы 1.0, 2.0, 8.0, 9,0, 10.0). По содержанию карикатуры, посвященные «угрозам» и «рискам» в развитии современного конституционализма, могут касаться самых разнообразных сфер общественной жизни – от политики и экономики до межконфессиональных отношений и явлений современной правовой культуры.
Каждое из изображений должно быть проанализировано по следующим параметрам:
1) Каково происхождение данного изображения, где оно размещено?
2) Когда и в каких условиях создавалась карикатура, чему она посвящена?
3) Какие элементы изображения можно считать ключевыми, каков их символический смысл?
4) Какие цели преследовали авторы при создании карикатуры, каков их смысловой посыл аудитории?
В качестве завершающего вывода необходимо сформулировать обобщающую характеристику всех использованных карикатур, определить их общие черты и специфику.
(карикатуры необходимо копировать непосредственно в текст задания).
Общие требования к письменным заданиям см. в начале IV раздела ридера (стр. 17)!!!
Рейтинговая оценка составляет от 1 до 6 баллов:
Выбор карикатур не позволяет на высоком уровне решить поставленные учебно-исследовательские задачи; анализ изображений носит поверхностный или спорный характер, итоговый вывод отсутствует, либо носит формальный характер, оформление задания не полностью соответствует требованиям. | 1 балл |
Выбор карикатур позволяет решить поставленные учебно-исследовательские задачи; автору удалось сформулировать достаточно подробные характеристики анализируемых изображений, но его оценка смысловой направленности карикатур небесспорна; в итоговом выводе не дифференцированы общие и специфические черты карикатур; при оформлении задания допущены отдельные погрешности. | 2-3 балла |
Выбор карикатур позволяет рассмотреть как стереотипные, так и оригинальные сатирические образы, посвященные поставленной теме; использованные карикатуры посвящены различным событиям и созданы в разных странах; автору удалось дать точные, развернутые характеристики изображений в соответствии с рекомендованной схемой анализа, в том числе представить аргументированный итоговый вывод; оформление задания соответствует всем требованиям. | 4-6 баллов |
Задание 8
Творческое задание
«Современные проблемы развития социального государства»
(рейтинговая оценка от 1 до 7 баллов)
Институт социального государства (государства несущего социальную ответственность за развитие общества, утверждение базовых принципов социального взаимодействия и норм социальной справедливости) является одним из важнейших в системе конституционного права абсолютного большинства современных государств. Однако дискуссии о сущности, задачах, методах действий социального государства по-прежнему носят острый характер. В последние годы все чаще высказываются мнения и о нарастающем «кризисе социального государства».
Данное задание предполагает поэтапное выполнение.
На первом этапе необходимо познакомиться с содержанием пяти научных статей из папки «Учебные материалы»:
► Пономарев М.В. Конституционные модели социального государства (файл10.13)
► Пономарев М.В. Аксиологические аспекты кризиса социального государства в современном обществе (файл10.14)
► Пономарев М.В. Социальная несправедливость: новые вызовы современной эпохи (файл 10.15)
► Пономарев М.В. «Человек играющий» и «молчаливое большинство» в социокультурном пространстве «общества спектакля» (файл10.16)
► Пономарев М.В. Социальный консерватизм и проблемы развития современного конституционализма (файл10.17)
На втором этапе на основе текста статей необходимо подготовить обобщенный реферативный текст «Современные проблемы развития социального государства» (объем – примерно 10 страниц 12 шрифтом с одинарным интервалом). Текст должен обладать смысловой целостностью и единой логикой изложения (при том, что статьи, рекомендованные в качестве «сырья», имеют разную содержательную и проблемную направленность). При этом допускается и даже рекомендуется прямое копирование фрагментов текста статей – то есть реферат можно собрать как своего рода текстовый «пазл».
На третьем этапе необходимо подобрать с помощью Интернета иллюстрации, символически характеризующие те проблемы, тенденции, явления, которые рассматриваются в обобщенном реферативном тексте. Иллюстрации необходимо вставлять непосредственно в текст реферата (через буфер обмена) Названия иллюстраций необязательны. Количество иллюстраций – в среднем по одной иллюстрации на 1-2 абзаца текста. В некоторых случаях иллюстрации могут быть комбинированными (к одному фрагменту текста – две и более иллюстрации). Важно учесть, что иллюстрации должны быть не просто «созвучны» содержанию реферата, но интересны сами по себе. Высокая оценка за выполнение задания выставляется только в том случае, если автором были предложены иллюстрации, которые и без сопроводительного текста могли бы стать предметом обсуждения на семинарском занятии.
Общие требования к письменным заданиям см. в начале IV раздела ридера (стр. 17)!!!
Рейтинговая оценка составляет от 1 до 7 баллов:
Содержание обобщенного (реферативного) текста носит эклектичный характер – разные фрагменты текста объединены механистически; в тексте не отражены материалы всех пяти рекомендованных статьей; иллюстративный ряд представлен не в рекомендуемом объеме, а сам подбор иллюстраций носит случайный характер и не позволяет символически отразить проблематику темы. | 1-2 балла |
Содержание обобщенного (реферативного) текста, в целом, соответствует требованиям, но автору не удалось представить всю проблематику темы и добиться стройной логики изложения; использовано содержание всех рекомендованных статей (хотя в разной степени); иллюстративный ряд подобран в рекомендуемом объеме, но некоторые иллюстрации не вполне соответствуют содержанию соответствующих фрагментов текста. | 3-4 балла |
Содержание обобщенного (реферативного) текста полностью соответствует требованиям; автор продемонстрировал хорошее понимание проблематики статьей и способность к логичному, целостному изложению материала; сбалансировано и корректно использовано содержание всех рекомендованных статей; иллюстративный ряд подобран в рекомендуемом объеме и позволяет емко и образно отразить проблематику темы. | 5-7 баллов |
Задание 9
Подготовка электронной презентации по теме
«Конституционно-правовое регулирование политического процесса