Система нормативных правовых актов в РФ

В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.

2.Субъекты административного применения.виды административных взысканий.

Административная ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершение административного правонарушения и реализацию административно-правовых санкций, в виде применения к правонарушителю мер государственного воздействия (административного принуждения). Мерой государственного воздействия на правонарушителя является наложение дисциплинарного взыскания. Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения деликтоспособным физическим лицом, а в случаях, предусмотренных законом - также и юридическим лицом. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

Предупреждение - выносится письменно.

Административныйштраф - устанавливается, как правило, в размере от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а в некоторых случаях - и в большем размере.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Конфискацияорудия совершения или предмета административного правонарушения.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, применяется на срок от 15 дней до 3 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом).

Административный арест- устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток (а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток). Административный арест назначается районным судом или мировым судьёй.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства - применяется при незаконном въезде в РФ.

Дисквалификация - заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Билет 18.

1.Порядок принятия федеральных законов

Согласно российской Конституции, право законодательной инициативы принадлежит только

Президенту Российской Федерации,

Совету Федерации,

членам Совета Федерации,

депутатам Государственной Думы,

Правительству Российской Федерации,

законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.

После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации, — большинством голосов от общего числа его членов.
В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.
После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России.
Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если иной порядок вступления его в силу не прописан в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

2.Конституционно-правовой статус Президента РФ

Конституция РФ определяет Президента РФ как главу государства, ставит на первое место среди федеральных государственных органов и не относит непосредственно ни к одной из основных ветвей власти. Есть и иная точка зрения, согласно которой Президент РФ является фактическим руководителем исполнительной власти. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ и является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ, руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти.

Учитывая место Президента РФ в системе разделения властей и двойную политическую ответственность Правительства, можно определить форму правления РФ как смешанную (президентско-парламенсткую, полупрезидентскую) республику.

Функции Президента РФ определены статьёй 80 Конституции РФ. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Основные полномочия Президента РФ определены главой 4 Конституции РФ. Полномочия Президента РФ конкретизированы и расширены многочисленными федеральными законами.

Президент РФ издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ являются подзаконными актами и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, в противном случае они могут быть отменены в судебном порядке.

Президент РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. В соответствии с Федеральным законом "О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" (2001) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока полномочий, добровольной отставкой или по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью и не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности в связи с исполнением им полномочий Президента.

Билет 19.

1. Система права. Отрасли, подотрасли, институты и нормы права. Общая характеристика основных отраслей права.

Система права — это иерархически организованная совокупность отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая единство правовых норм и их специализацию.

Отрасль права — это совокупность юридических норм, регули­рующих относительно обособленную и качественно однородную об­ширную сферу общественных отношений. (Существуют следующие отрасли права: конституционное (государственное) право; гражданское; административное; уголовное; земельное; трудовое; уголовно-исполнительное; и т.д.) Каждая отрасль регулирует определённый комплекс общественных отношений.

Подотрасль права — это часть отрасли права, регулирующая круп­ный, относительно самостоятельный блок общественных отношений. Например, в гражданском праве содержаться такие подотрасли как авторское, жилищное, наследственное право, в земельном - горное, вод­ное, лесное и т. д.

Правовой институт — это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. В отличие от отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида.

Норма права — это общеобязательное, формально определённое предписание, зафиксированное (закрепленное) государством, обеспеченное ресурсами и возможностями государственного аппарата, закрепляющее права, гарантии, обязанности и ответственность участников правоотношений и являющееся критерием субъективной оценки поведения субъекта, как правомерного, так и неправомерного.

Общая хар-ка отраслей права:

Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов и их должностных лиц

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретение и отчуждение подобное.

Семейное право регулирует личные и имущественные отношения, связанные с браком и родством людей, регулирует порядок и условия регистрации брака, права и обязанности супругов, порядок расторжения брака, права и обязанности родителей и детей, опека и попечительство.

Трудовое право регулирует отношения в сфере реализации права на труд, в который входят вопросы организации труда, его оплаты; рабочее время и время отдыха; прием на работу и увольнения; заключения трудовых соглашений и коллективных договоров; вопросы социального страхования, условия и оплата труда, трудовые споры подобное.

Финансовое право регулирует финансовые отношения. Нормы этой отрасли регламентирующие формирование и выполнение государственного бюджета, порядок взимания налогов, кредиты, займы и т.п..

2.Экологические права и обязанности. Ответственность за совершение экологических правонарушений в РФ

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрены следующие экологиче­ские права человека:
право на благоприятную окружающую среду;
право на достоверную информацию о ее состоянии;
право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ответственностьнаступает:
за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
несоблюдение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства. Руководители предприятий, учреждений, организаций и иные ви­новные работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, несоблюдение качества окру­жающей природной среды и природоохранительного законода­тельства.

Билет 20.

1.Конституционно-правовые основы системы государственной власти и местного самоуправления в РФ

Государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Государственный орган - часть государственного аппарата (гражданин или коллектив граждан), наделённая государственно-властными полномочиями, уполномоченная государством на осуществление его задач и функций и действующая в установленном государством порядке. Каждый государственный орган наделён государственно-властными полномочиями, правом издавать акты, обязательные для исполнения. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, которая представляет собой совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены. Компетенция государственных органов определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, в частности, положениями об этих органах. Каждый государственный орган образуется и действует в порядке, установленном государством (правовыми нормами). Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, и при этом он является составной частью единой системы органов государственной власти (или государственного аппарата) Российской Федерации. Наибольшее значение имеет разделение государственных органов по принципу разделения властей:

К органам законодательной власти относятся Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, высшие и иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ

Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление наряду с непосредственной демократией и государственной властью является выражением власти народа и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации


2.Конституционно-правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Существует пять различных способов разграничения предметов ведения федерации и

ее субъектов, хотя они применяются неодинаково. В некоторых конституциях принят

только один способ (Россия), в других они комбинируются (Мексика).

В России Конституция дает преимущества субъектам: законы, изданные субъектами

Федерации в пределах их исключительной компетенции (остаточных полномочий),

имеют верховенство по отношению к федеральному закону (при противоречиях

действует закон субъекта Федерации, тогда как по отношению к двум другим

сферам применяется принцип верховенства федерального права).

Конституция РФ определяет:

1. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции

РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной

власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

2. предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.

72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны

соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами,

полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в

первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного

ведения;

3. Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по

вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и

вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам

совместного ведения.

Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот

"остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в

полной мере.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами

государственной власти и органами государственной власти осуществляется не

только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно

этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти

договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия

ей, действуют конституционные нормы.

Билет 21.

1.Правовые нормы, их элементы и логическая структура. Виды правовых норм

Норма права — установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»).

гипотеза — указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

диспозиция — содержит само правило поведения и указывает на устанавливаемые права и обязанности.

санкция — указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные.

Виды правовых норм

Правовые нормы различают по:

1. Отраслевой принадлежности (нормы конституционного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права),

2. выполняемой функции в правовом регулировании

а) регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают юридические права и обязанности участников регулируемых общественных отношений);

б) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда содержат санкции, применяемые к правонарушителям);

3. Уровню правового регулирования

а) нормы материального права (прямо, непосредственно регулируют общественные отношения , определяя юридические права и обязанности их участников);

б) нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального права);

2.Административные правонарушения и их классификация

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Достаточно большое количество составов административных правонарушений содержит административные правонарушения

-против личности,

-против государства,

-против общественной жизни,

-административные правонарушения, содержащиеся в специальных актах и посягающие на отдельные сферы общественных отношений,

-административные правонарушения, предусмотренные актами органов субъектов РФ и муниципальных органов.

Билет 22.

1.Объекты гражданского права

Объектом, или предметом гражданского права, является направление его воздействия. По закону (ст. 128 ч. 1 ГК РФ) объекты гражданского права подразделяются на следующие пять видов: 1) имущество; 2) работа и услуги; 3) информация; 4) результаты интеллектуальной деятельности; 5) нематериальные блага.

Объекты гражданских прав по-разному участвуют в гражданских правоотношениях, в гражданском обороте.

Большинство объектов могут свободно отчуждаться (продажа, мена и т.п.) либо переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства (т.е. при наследовании или реорганизации юридического лица). Такие объекты называют оборотоспособными.

Некоторые объекты гражданских прав ограничены в гражданском обороте: они могут либо принадлежать только государственным организациям, либо только российским гражданам и юридическим лицам, либо находиться в гражданском обороте только по специальным разрешениям (оружие, право на пользование природными ресурсами и т.п.).

К числу объектов, ограниченных в гражданском обороте, относятся земля и другие природные ресурсы: они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой это допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Наконец, некоторые объекты гражданских прав вовсе исключены из гражданского оборота. Сюда относятся, в частности, особо важные культурные объекты.

2.Конституционные права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан РФ.

Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств . Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться.

Конституционные обязанности гражданина РФ:
Соблюдение Конституции и законов
Уважение прав и свобод других лиц
Забота о детях и нетрудоспособных родителях

Получение основного общего образования
Уплата налогов и сборов
Защита Отечества
Сохранение природы и окружающей среды
Конституционные права и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица являющиеся гражданами Российской Федерации, статьи Конституции указывают на это.

Билет 23.

1.Характеристика нормативного правового акта как источника права. Классификация и действие нормативных правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

НПА это одна из форм (источников) права.

Наши рекомендации