Памятка для решения познавательных задач
1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.
2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
-определите, какая полезная информация содержится в условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:
- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;
- соотнесите эту информацию с условием задачи.
4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
- соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
- если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
- нет ли противоречий между вашими аргументами;
- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
- не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами.
На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?
1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части;
2) Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию;
3) Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться;
4) Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа;
5) Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием
С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения профсоюзов: 1) рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства; 2) социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике; В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения предпринимателей: 1) возможность совершенствования структуры производства; 2) возможность обновления техники и внедрения новых технологий; 3) поддержка отечественного производителя; 4) повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста Могут быть приведены и другие аргументы. | |
Приведены по два аргумента в поддержку мнения каждой группы | |
Приведены по одному аргументу в поддержку каждой группы | |
Приведены один – два аргумента в поддержку одной из групп | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе могут быть названы такие функции семьи: 1) социализация детей; 2) хозяйственно-экономическая; 3) досуговая; 4) социально-статусная. Указано, что функцию социализации теперь осуществляет также и школа, хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку обеспечивают его усилия в образовании, профессиональной деятельности. | |
Правильно указаны три функции, названы социальные институты, которые разделяют их с семьей | |
Правильно указаны две функции, названы социальные институты | |
Правильно указана одна функция, назван социальный институт | |
Правильно указана одна функция, институт не назван ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С7. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.