Памятка для решения познавательных задач

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.

2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

-определите, какая полезная информация содержится в условии;

- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:

- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;

- соотнесите эту информацию с условием задачи.

4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

- соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

- если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

- нет ли противоречий между вашими аргументами;

- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

- не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами.

На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?

1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части;

2) Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию;

3) Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться;

4) Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа;

5) Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием

С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения профсоюзов: 1) рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства; 2) социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике; В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения предпринимателей: 1) возможность совершенствования структуры производства; 2) возможность обновления техники и внедрения новых технологий; 3) поддержка отечественного производителя; 4) повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста Могут быть приведены и другие аргументы.  
Приведены по два аргумента в поддержку мнения каждой группы
Приведены по одному аргументу в поддержку каждой группы
Приведены один – два аргумента в поддержку одной из групп
Ответ неправильный
Максимальный балл

С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе могут быть названы такие функции семьи: 1) социализация детей; 2) хозяйственно-экономическая; 3) досуговая; 4) социально-статусная. Указано, что функцию социализации теперь осуществляет также и школа, хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку обеспечивают его усилия в образовании, профессиональной деятельности.  
Правильно указаны три функции, названы социальные институты, которые разделяют их с семьей
Правильно указаны две функции, названы социальные институты
Правильно указана одна функция, назван социальный институт
Правильно указана одна функция, институт не назван ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл

С7. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.



Наши рекомендации