Вопрос №6. Негосударственные политические институты и их конституционно-правовой статус в зарубежных странах.
Элементы полит не наделенные властными полномочиями, но играют роль посредника между государством и обществом, помогают реализовать интересы граждан в разл. сферах.
Виды:
1. политические партии;
2. общественные объединения (социально-эк. соц-культурные).
Партия – от лат. Pars – часть – это активная и организ. часть общества, объед. общими интересами и стремящ. получить власть или решающим образом на нее воздействовать. Точное определение в законе о полит. партиях или К. в каждой стране.
Отличие партий от др. объед. – это направленность на власть. Структуру составляет политический аппарат и партийные члены, соц. базу составляют сторонники партии (электорат).
Типы партийных систем:
От политического режима:
1. тоталитарные;
2. авторитарные;
3. демократические.
От политической устойчивости:
1. стабильные
2. переходные
От числа партий:
1. однопартийные
2. двупартийные
3. многопартийные.
04.10.2011
Однопартийные системы
- складываются когда полная поддержка на выборах оказывается одной партии. Обеспечивается искл. право одной парии на осуществление политической власти. (Конго, Габон, Камерун) Режим тоталитарный, авторитарный.
Двухпартийные системы – две партии исторически сформированные + другие небольшие. Как правило пост президента занимает представитель одной партии, премьера – другой. (США, Великобритания).
Многопартийная система – ни одна из партий не получила большинства, и составляются коалиционно.
Делится на 2 типа:
1. без монопольно господствующей партии, нет ед. партии с большинством (Бельгия, Дания, Нидерланды)
2. Монопольно господствующая партия –Мексика, Индия, Россия.
Виды пол. партий:
1. консервативные – сохранение сущ. традиций, меньшее вмешательство гос-ва в экономику, сокращение налогов, сдерживание реформ (поэтапные преобразования): Консервативная партия Великобритании);
2. Социал-демократические – усиление гос. вмешательства в экономику, финансирование соц. программ за счет увеличения налогов, за частичную национализацию отраслей народного хозяйства (Лейбористская партия Великобритании, соц. партия Франции, социально-демократическая партия Германии)
3. Коммунистические – за огосударствление экономики, уменьшение частной собственности, придерживание идеологии марксизма-ленинизма. (Вьетнам, Куба)
4. Конфессиональные – используют религиозную идеологию (ХДС ФРГ, соц. христианская партии Бельгии)
5. Либеральные – меньшее вмешательство гос-ва в экономику, расширение перечня прав и свобод граждан (ЛДП Великобритании, либеральная партия Канады)
6. Националистические партии – ультраправые направления, ограничение миграции (австрийская партия свободы, шотландская националистическая партия Вликобритании).
Функции ПП
1. Разработка политического курса – направлена на решение проблем, сущ-х в обществе
2. Рекрутирование новых членов, воспитание активистов, мобилизация в активизации электората на выборах;
3. контроль за органами гос. власти;
4. Мирное разрешение соц. конфликтов;
5. Коммуникативная – поддержание эф. обратной связи между обществом и властью
Структура ПП
1. организационно оформленные (кадровые) – есть партийный аппарат, фиксированное членство, билеты, взносы, парт. собрания, партийная дисциплина. (ЛДП Японии, Коммунистические партии)
2. Организационно не оформленные партии (аморфные) – отсутствуют членские билеты, членские взносы (Республ. и демокр. партии США).
Регулирование статуса и деятельности политических партий может происходить двумя методами:
1. внешний - регулируется Конституций или принятием специальных законов.
2. внутренний – регулирование осуществляется внутри партии, через руководящие органы (съезды)
Общественные организации и движения
От ПП отличаются:
1. социальная база приверженцев гораздо более широкая;
2. общественные движения придерживаются одной концепции и придерживаются. одного вопроса;
3. решают, как правило, одну крупную цель – достигнув цели могут распадаться, не долговечны как партии
4. не стремятся к власти, а пытаются повернуть власть - воздействовать на нее.
5. в движении и объединений нет четкой иерархии, нет учредительного документа.
Признаки:
1. политика – не является основной целью
2. не ставят перед собой цели извлечение прибыли
Функции:
1. выявление интересов группы;
2. ориентировать власть на решение определённых интересов;
3. формировать систему взглядов по существующим проблемам;
4. поддержание тех политических сил, которые способствуют удовлетворению их интересов.
Типы движений:
· по сфере деятельности: профессиональные, конфессиональные и т.д.;
· от целей: революционные, реформаторские;
· ?по направленности?: массовые или элитарные;
· масштабы деятельности: региональные, государственные;
· от соц. состава.
Религиозные объединения
В условиях демократического государства признается равноправие всех религий, свобода совести. При авторитарных и тоталитарных режимах отношение церкви и государства может быть различным:
1. запрет всех или определенных религий;
2. признание со стороны государства религии и церкви в качестве государственной власти.