Внесение изменений в законодательные акты

Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты.

49. Внесением изменений считается:

  • замена слов, цифр;
  • исключение слов, цифр, предложений;
  • исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;
  • новая редакция структурной единицы законодательного акта;
  • дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;
  • дополнение структурными единицами законодательного акта;
  • приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;
  • продление действия законодательного акта или его структурных единиц.

50. Изменения могут вноситься в следующие виды законодательных актов:

  • законы РСФСР;
  • кодексы РСФСР;
  • постановления Верховного Совета РСФСР;
  • постановления Съездов народных депутатов РСФСР;
  • указы Президиума Верховного Совета РСФСР;
  • постановления Президиума Верховного Совета РСФСР;
  • законы Российской Федерации;
  • Основы законодательства Российской Федерации;
  • кодексы Российской Федерации;
  • постановления Верховного Совета Российской Федерации;
  • постановления Съездов народных депутатов Российской Федерации;
  • указы Президиума Верховного Совета Российской Федерации;
  • постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы.

51. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следует вносить самостоятельные законопроекты о законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению. Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законодательные акты или их структурные единицы, не допускается.

Исключение составляют законопроекты о федеральном бюджете на соответствующий год и законопроекты о средствах государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.

52. Внесение изменений в законодательные акты оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями.

Пример:

О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "::::." и в Федеральный закон ":::::."

Статья 1

Внести в статью 5 Закона Российской Федерации от :::№ : "::::::" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № :, ст. :.; Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № :, ст. :.) следующие изменения:

1) ::::::..;

2) ::::::. .

Статья 2

Внести в Федеральный закон от :::№ : ":::::." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № :, ст. :.) следующие изменения:

1) :::::::.;

2) :::::::;

3) :::::::;

4) ::::::: .

При одновременном внесении в законодательный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).

Пример:

Статья 1

Внести в Федеральный закон от ::: № : ":::" (Собрание законодательства Российской Федерации, : , № :, ст. :; :, № :, ст. :) следующие изменения:

1) в статье 1 слова ":::" заменить словами ":::";

2) часть 1 статьи 2 дополнить словами ":::";

3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова ":::" исключить;

4) статью 4 признать утратившей силу;

5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:

"1. :::::::: .";

6) в статье 6 слова ":::" заменить словами ":::".

При внесении изменений в законодательный акт обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а также соответствующие источники его официального опубликования.

Пример:

Внести в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4920) следующие изменения:

Если подлежащий изменению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата подписания законодательного акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а в круглых скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.

Пример:

Внести в Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года № 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 2, ст. 74; 1999, № 28, ст. 3466) следующие изменения:

Если подлежащий изменению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции и при этом был изменен вид законодательного акта (например, Закон РСФСР стал Федеральным законом), то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в круглых скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.

Пример:

Внести в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492) следующие изменения:

55. Независимо от конкретного содержания законопроекта, т.е. независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта, новая редакция структурной единицы законодательного акта, дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в законодательный акт, наименование законодательного акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и оформляется следующим образом:

Примеры:

О внесении изменения в Закон Российской Федерации ":::::."

или

О внесении изменений в Федеральный закон ":::::"

или

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "::::::.."

То же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи, если статья содержит два или более изменения:

Пример:

Статья 1

Внести в Федеральный закон от::::.№::":::::.." (Собрание законодательства Российской Федерации, :::, №:, ст. :) следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

":::::::::::::";

2) часть 1 статьи 2 дополнить предложением следующего содержания: ":::::::";

3) в части 2 статьи 5 слова ":::::::.." исключить.

Наши рекомендации