Тема 10. Общая характеристика алиментных обязательств. Алиментные обязательства родителей и детей

1. Понятие алиментного обязательства и алиментов. Основания возникновения алиментных обязательств. Виды алиментных обязательств и их особенности.

2. Обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания родителями на детей. Размер алиментов. Виды заработка, подлежащих учету при взыскании алиментов. Изменение размера алиментов. Взыскание алиментов на детей, находящихся в детских учреждениях. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.

3. Обязанность родителей содержать нетрудоспособных совершеннолетних детей.

4. Обязанность совершеннолетних трудоспособных детей содержать родителей. Основания и порядок освобождения их от этой обязанности. Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей.

Семинарское занятие проводится в интерактивной форме: в основе занятия обсуждение основных вопросов по исследуемой теме и решение задач с последующим разбором по исходным данным, предложенным преподавателем.

Задача №1.

Гр. Павлов и Николаева проживали совместно и вели общее хозяйство в течение 3-х лет без государственной регистрации брака. За этот период они приобрели автомобиль «Ауди», садовый участок площадью 0,1 га, на котором построили дом. Все имущество было зарегистрировано на имя Павлова. Через некоторое время между Павловым и Николаевой возник конфликт и они расстались. Поскольку садовый участок и автомобиль были приобретены, в том числе и на деньги Николаевой, она предъявила к Павлову иск о разделе совместно нажитого имущества.

Какие отношения регулирует семейное законодательство? Нормы, какой отрасли права могут быть применены судом при разрешении данного спора? Что можно посоветовать в данной ситуации Николаевой? Имеет ли Николаева право на часть имущества приобретенного совместно с Павловым?

Задача №2.

Ипатов обратился в суд с иском к Ветровой о расторжении брака. В исковом заявлении он указал, что более года не проживает с Ветровой, семейные отношения между ними прекращены. От брака имеются двое несовершеннолетних детей, алименты на них выплачиваются добровольно. Ветрова иск не признала, мотивируя тем, что семья может быть сохранена. Суд отложил разбирательство дела, назначив супругам 3 месячный срок для примирения. По истечении назначенного срока Ипатов настаивал на расторжении брака, а Ветрова просила в удовлетворении иска отказать, считая, что Ипатов вернется в семью. Суд иск удовлетворил. Ветрова подала кассационную жалобу на решение суда первой инстанции и просила решение суда отменить и вынести новое решение об отказе Ипатову в удовлетворении иска, полагая, что судом не был учтен принцип укрепления семьи. Кассационная инстанция оставила жалобу Ветровой без удовлетворения.

Правильно ли поступил суд первой и кассационной инстанции? Нарушен ли судом принцип укрепления семьи? На основании каких принципов семейного права суд разрешил дело?

Задача №3.

Супруги Степанов и Шабурова состояли в браке с 1990 года. По истечении 15 лет совместной жизни в 2005 году у них родилась дочь. Отец решил назвать дочь по имени своего деда — Евгения, а мать, предложила назвать ее Викторией. Между супругами возник спор по поводу имени ребенка. Для разрешения спора супруги обратились в органы опеки и попечительства, который предложил им самим прийти к единому мнению. Степанов оспорил действия органа опеки и попечительства в суд. Суд разрешил спор, согласившись при этом с мнением отца, поскольку учел семейные традиции по отцовской линии.

Правильно ли суд разрешил спор? Какие обстоятельства учитываются при определении имени ребенка? Какой принцип семейного права соблюден в данном случае?

Задача №4.

Алексей Рыбников житель города Тамбова поехал отдыхать в июне 2005 года в Сочи и там познакомился с восемнадцатилетней Ириной Мишиной из Нижневартовска. Молодые люди понравились друг другу и подружились. Спустя один год они решили пожениться. Поскольку Алексею предстояла длительная командировка в Москву, а у Ирины в Москве жила бабушка, то она решила приехать к ней на летние каникулы. Заявление в орган ЗАГСА Алексей и Ирина договорились подавать в Москве, чтобы там и зарегистрировать брак. В органе ЗАГСа им отказали в регистрации брака, мотивируя тем, что в этом городе они постоянно не проживают и не зарегистрированы. Кроме того, у Алексея Рыбникова в ЗАГСе потребовали военный билет, которого у него с собой не оказалось. У Алексея возникли сомнения относительно того, правильно ли поступил орган ЗАГСа и он решил обратиться за помощь в юридическую консультацию.

Имеют ли право Алексей и Ирина зарегистрировать свой брак в ЗАГСе города Москвы? Что является основанием для регистрации брака ? Каков порядок подачи заявления в ЗАГС, какие сведения необходимо указать в нем? Какие документы необходимо при этом предъявить? Каков порядок и условия регистрации брака установлены законом?

Литература

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. 25.12.93.

Семейный кодекс Российской Федерации от от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ 1996. № 1 ст. 16

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая). Часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с изм. и доп.); Часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (с изм. и доп.); Часть третья от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ (с изм. и доп.); Часть четвертая от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410; 2001. № 49. Ст. 4552; 2006. № 52 (часть I). Ст. 5496.

Федеральный закон от 15 ноября 1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп.) // СЗ РФ 1997. № 47. Ст. 5340.

Специальная и научная литература

Основная

*Гомола А.И., Гомола И.А., Саломатов Е.Н. Семейное право: учебник. – М.: Академия, 2012.-128с.

*Нечаева А.М. Семейное право: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2008.-328с.

*Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2009.-720с.

Тема 14. Приемная семья

1. Понятие утраты родительского попечения. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью.

2. Понятие, основания и значение усыновления. Субъекты отношений по усыновлению. Учет детей, и лиц, желающих усыновить детей. Условия и порядок усыновления. Особенности усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства. Особенности рассмотрения судами дел об установлении усыновления. Правовые последствия усыновления. Тайна усыновления и способы ее обеспечения. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления ребенка.

3. Законодательство, регулирующее создание приемной семьи. Основания возникновения приемной семьи. Требования, предъявляемые к приемным родителям и их статус. Порядок создания приемной семьи. Дети, которые передаются на воспитание в приемную семью.

4. Договор о передаче ребенка в приемную семью: субъекты, содержание, форма. Обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье. Права детей, находящихся на воспитании в приемной семье.

5. Основания и последствия прекращения договора о передаче ребенка в приемную семью. Досрочное расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью.

Семинарское занятие проводится в интерактивной форме: в основе занятия обсуждение основных вопросов по исследуемой теме и решение задач с последующим разбором по исходным данным, предложенным преподавателем.

Задача №1.

Максим Егоров и Полина Авдеева, которая по отцу являлась его сестрой, решили зарегистрировать брак. Мать Полины Авдеевой в браке с отцом Максима Егорова не состояла, но после рождения Полины ими было подано совместное заявление в ЗАГС о признании отцовства. Отец Максима признал Полину своей дочерью, но фактическим отцом себя не считал, ради детей он готов отказаться от отцовства.

В каких отношениях состоят между собой Максим и Полина? Имеют ли они право зарегистрировать брак? Может ли отец Максима Егорова заявить в судебном порядке требования об оспаривании отцовства? Какие действия могут предпринять Максим и Полина для того чтобы вступить в брак?

Задача №2.

Самохина обратилась в суд с иском к Лебедеву о признании брака недействительным. В заявлении она указала, что при заключении брака между ними состоялось соглашение о регистрации Лебедева в ее квартире за плату. Создавать семью они не желали. После регистрации брака Лебедев денег не заплатил, оскорбляет ее. Суд отказал Самохиной в принятии искового заявления.

Правильно ли поступил суд в данном случае ? Может ли брак между Самохиной и Лебедевым быть признан недействительным?

Задача №3.

Плотников обратился в суд с иском к Озеровой о расторжении брака заключенного 17 августа 1997 г., мотивируя тем, что фактически брачные отношения распались, он проживает отдельно от семьи, продолжать брачные отношения с ответчицей не намерен, алименты на содержание сына выплачивает добровольно. Дело рассмотрено судом без участия ответчицы. В материалах дела данные, свидетельствующие об извещении сторон о слушании дела отсутствуют. Свидетельство о браке и свидетельство о рождении ребенка находятся у Озеровой.

Суд постановил решение о расторжении брака между Плотниковым и Озеровой.

Оцените правомерность принятого судом решения, (ответ обоснуйте, при ответе сошлитесь на конкретные нормы СК РФ, ГПК РФ) Обязательно ли участие обоих супругов в судебном разбирательстве дела о расторжении брака? Какие действия может предпринять Озерова в данном случае? В каких случаях в соответствии с СК РФ брак может быть расторгнут в судебном порядке?

Задача №4.

Марышев обратился в суд с иском к Дашковой о расторжении брака. В своих требованиях он указал, что его жена ожидает ребенка, отцом которого он не является. Судья отказал Марышеву в принятии заявления. Марышев подал частную жалобу. Кассационная инстанция оставила определение суда первой инстанции без изменения, а частную жалобу без удовлетворения.

Правильно ли поступил суд в данном случае? Имеет ли право Марышев расторгнуть брак?

Литература

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. 25.12.93.

Семейный кодекс Российской Федерации от от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ 1996. № 1 ст. 16

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая). Часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с изм. и доп.); Часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (с изм. и доп.); Часть третья от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ (с изм. и доп.); Часть четвертая от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410; 2001. № 49. Ст. 4552; 2006. № 52 (часть I). Ст. 5496.

Федеральный закон от 15 ноября 1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп.) // СЗ РФ 1997. № 47. Ст. 5340.

Специальная и научная литература

Основная

*Гомола А.И., Гомола И.А., Саломатов Е.Н. Семейное право: учебник. – М.: Академия, 2012.-128с.

*Нечаева А.М. Семейное право: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2008.-328с.

*Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2009.-720с.

2.3. Методические указания по подготовке и проведению семинарских (практических) занятий

Общие рекомендации по подготовке к семинарам

Семинар выполняет определенные функции:

1) познавательная – семинар ориентирован на получение знаний, на основе которых осуществляется деятельностное отношение к природному и социальному миру;

2) контрольная – посредством педагогического контроля проверяются результаты обучения. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала студентам.

Основная форма организации контроля в структуре обучения – опрос. Опыт показывает, что при редком опрашивании обучающиеся перестают готовиться к занятиям. Постоянный доброжелательный контроль стимулирует систематическую подготовку к занятиям.

Семинарские занятия могут содержать до 30% практической составляющей, в качестве которой могут использоваться:

– решение задач;

– обсуждение проблемных вопросов или подготовленных докладов;

– составление документов;

– поиск и анализ информации в источниках права, научных, справочных, учебных, методических источниках;

– моделирование ситуаций практической действительности.

Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы. Посредством опроса преподаватель проверяет собственную работу, правильность применяемых методов.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентам и самими студентам.

Рекомендуется:

– внимательное изучение плана семинарского занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя;

– изучение программы дисциплины с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме;

– изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие;

– изучение вопросов темы по учебнику и основным рекомендованным пособиям;

– изучение дополнительной литературы;

– вести конспект прочитанного, записывать научные определения, краткие формулировки, сопоставлять различные точки зрения;

– продумать свой вариант ответа, составить краткий план ответа по каждому вопросу; выполнять творческие задания и решать задачи письменно в отдельной тетради (не требуется изучения всей рекомендуемой литературы);

– количество и объем изучаемых работ зависит от конкретной задачи: подготовки доклада, реферата, фиксированного выступления и т.д.;

– при ответе не следует повторять сказанное предыдущими выступающими, повторять самому, злоупотреблять временем другим способом;

– обязательно наличие нормативных актов по теме занятия; пользоваться при ответе учебниками, лекциями, нормативными актами можно лишь с разрешения преподавателя;

– перед консультацией, проводимой преподавателем, студент магистратуры должен хорошо продумать и четко сформулировать вопросы по тем темам, которые оказались недостаточно усвоенными им в процессе самостоятельной работы.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

– формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

– определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

– выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

– подбор литературы для преподавателя и студентов;

– при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка студентов и преподавателя:

– составление плана семинара из 3-4 вопросов;

– предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

– предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

– создание набора наглядных пособий.

Ход семинарского занятия:

Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.

Второй этап – основное время семинарского занятия – предполагает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы-подсказки. Педагог организует логические переходы от одного вопроса к другому.

Семинарские занятия целесообразно проводить с использованием:

– персональных компьютеров или их аналогов (ноутбуки, нетбуки, планшетные компьютеры, мобильные устройства);

– справочно-поисковых систем «Консультант-плюс» или «Гарант»;

– интернет-ресурсов (официальные сайты органов государственной власти, организаций, учреждений; справочные источники; библиотечные ресурсы; специальные информационные ресурсы и др.).

Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучающихся. Целесообразно в конце занятия, в рамках каждой изучаемой темы обсуждать вопросы применения получаемых знаний, умений и навыков в дальнейшей практической деятельности.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

– качество подготовки;

– степень усвоения знаний;

– -активность;

– положительные стороны в работе студентов;

– ценные и конструктивные предложения;

– недостатки в работе студентов;

– задачи и пути устранения недостатков.

Критерии оценки выступлений студентов и анализа, самоанализа:

– степень глубины и целостности понимания учебного материала;

– знания сущности характеристик, основных содержательных компонентов учебного материала;

– знание фактов по существу учебного материала, умение ими оперировать;

– умение логически и аргументировано излагать материал;

– качественное владение терминологией;

– сформированность практических умений и навыков.

Критерии самоанализа преподавателем семинарского занятия:

– целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

– планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

– организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

– стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

– отношения «преподаватель-студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

– управление группой: быстрый контакт со студентам, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентам ы или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

– замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.

– студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Большое значение при изучении дисциплины «Семейное право» имеет правильно организованная самостоятельная работа студентов (СРС), которая предполагает соблюдение ряда методических правил.

СРС проводится с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в том числе:

– формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

– качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

– формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений студентов;

– развития познавательных способностей студентов, формирования самостоятельности мышления;

– совершенствования речевых способностей;

– развития активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

– формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации, саморегуляции);

– развития научно-исследовательских навыков;

– развития навыков межличностных отношений.

Приступая к изучению темы, необходимо усвоить лекционный материал и нормативный материал по теме. Задания должны быть прочитаны внимательно с тем, чтобы ни один вопрос не остался неучтенным. Кроме того, необходимо точно представлять, что требуется от студента при подготовке к семинарским занятиям, на какие конкретно вопросы надлежит отвечать. Отвечая на поставленные вопросы, нельзя ограничиваться краткими ответами в виде дачи определений юридических понятий и перечислений видов и признаков. Ответ должен быть мотивированным, полным, по возможности содержать обоснование суждения при наличии различных точек зрения на проблему в науке трудового права. Только тогда, когда принятая точка зрения или правовая позиция обоснована студентом приведенными правовыми нормами, относительно доказана их правильность, ответ можно считать полным.

3.1. Основные виды и содержание самостоятельной работы, формы контроля

Основными видами самостоятельной работы являются:

– самостоятельная работа с литературой; самостоятельное изучение теоретического материала (оформление конспектов);

– подготовка к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам; выполнение индивидуальных заданий;

– подготовка контрольных работ;

– подготовка научных докладов для студенческих конференций, статей.

– написание эссе.

Формы контроля:

1) текущий контроль – проверка усвоения учебного материала в ходе учебного процесса в форме:

– устного опроса (группового или индивидуального);

– проведения письменного и устного фронтального опроса (в том числе путем выполнения тестовых заданий);

– практического задания, решений конкретных ситуаций, в том числе из судебной практики;

– проверки выполнения самостоятельной работы;

– написания студентами докладов, рефератов, эссе.

2) промежуточный контроль – проверка усвоения учебного материала в ходе экзаменационной сессии и предусматривает дифференцированный зачет (два вопроса).

3.2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы предполагают наличие обязательной и факультативной частей.

Прежде чем приступать к выполнению самостоятельной работы, необходимо ознакомиться с учебным планом группы для того, чтобы определить, какое количество часов отведено в целом на изучение дисциплины, на аудиторную работу (в рамках лекционных и практических (семинарских) занятий), а также на самостоятельную работу.

Учебным планом предусмотрены определенные часы на самостоятельную работу студентов по каждой теме. После лекции по соответствующей теме студенту следует начать самостоятельную работу по дисциплине и получить индивидуальные задания.

Разумно начать работу с изучения теоретического материала, а приступить затем к написанию реферата либо выполнению других письменных заданий, имея необходимые знания.

Значительное количество времени требуется уделить самоподготовке. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов могут быть общего и частного характера. Самостоятельная работа предполагает выработанные навыки самоконтроля (например, первая степень самоконтроля предусматривает выявление в лекционном, хрестоматийном, нормативном материале понятий, законодательных норм, разъяснений государственных органов, отдельных положений судебных актов и др., вторая предназначена для проверки умения устанавливать взаимосвязь между основным и дополнительным материалом, третья направлена на воспроизводство ответа).

Студентам имеют доступ к лицензионным электронно-библиотечным системам (ЭБС): BOOK.ru., IPRbooks и ЭБС «ZNANIUM.COM», а также к электронным ресурсам ИВИС.

Библиотека осуществляет библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание читателей и наряду с традиционным бумажным каталогом ведется электронный библиотечный каталог.

В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации целесообразно использовать тестовые задания.

Тест – это контрольное задание, отражающее степень усвоения деятельности определенного уровня в сочетании с определенной системой измерения и оценки качества усвоения.

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. В отношении объема и функции граничит, с одной стороны, с научной статьей и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой – с философским трактатом. Цель эссе – развитие самостоятельного творческого мышления и письменное изложение собственных мыслей. Традиционная структура эссе: вступление, тезисы, аргументы, заключение.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

В соответствии с ФГОС ВПО оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий и рубежный контроль учебной деятельности, контроль сохранения знаний, промежуточную и итоговую государственную аттестации обучающихся.

Текущий контроль проводится регулярно в течение учебного года и осуществляется в формах устного и письменного индивидуального и фронтального опроса на учебных занятиях (семинарах, практических занятиях), контрольной работы, оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов (сообщение, доклад, реферат, домашняя работа и т.п.), тестового контроля.

Рубежный контроль – периодическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая преподавателем согласно утвержденному графику учебного процесса – проводится в форме модульного (контроль освоения образовательного модуля), тематического (после изучения логически завершенной части учебной программы дисциплины), календарного (за определенный период семестра) контроля.

Контроль сохранения знаний проводится выборочно в интересах внешнего или внутреннего (с целью изучения устойчивости усвоенных знаний) контроля качества обучения.

Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися ООП на определенном этапе. Промежуточная аттестация является неотъемлемой частью образовательного процесса, организованного в соответствии с содержанием ООП, реализуемых (осваиваемых) в филиале.

Итоговая государственная аттестация – экзамен (квалификационный) – обязательная форма аттестации по образовательным модулям – проверяет готовность обучаемых к выполнению профессиональной деятельности и сформированности у них профессиональных компетенций.

Промежуточная аттестация

Наши рекомендации