Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки права
Термин «регулирование» означает определять поведение людей, придавать ему конкретное направление, упорядочивать. В регулятивной системе выделяют нормативные и ненормативные регуляторы
Нормативный регулятор общественных отношений - система правил (норм), устанавливающих конкретные, четкие рамки поведения участников общественных отношений. К таким регуляторам можно отнести право, мораль, обычаи, традиции, религию.
Регулирование может осуществляться тремя способами:
1) Побуждение – воздействие обращено к общественному или индивидуальному сознанию.
2) Понуждение – социально необходимое поведение достигается через стимулирование
3) Принуждение – социально необходимое поведение достигается возможностью применения насилия, физического или морального страдания.
Ненормативные регуляторы – ценностный, директивный, информационный.
Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в культуре общества и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах его развития.
Директивный регулятор – это способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, направленных на решение какой-либо задачи.
Информационный регулятор – воздействие на общественные процессы с помощью СМИ.
Право – это нормативный регулятор общественных отношений, который обладает следующими признаками.
1) Нормативность. Правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны (наиболее устойчивостью), характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам.
В отличие от морали и других социальных норм нормы права носят предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что если право предоставляет одному человеку возможность поступать определенным образом, то одновременно у других лиц возникает соответствующая обязанность. В этом смысле право предоставляет одному меру свободы, а у другого свободу ограничивает.
2) Общеобязательность права. Она означает, что правовые нормы обязательны для всех, кому они адресованы, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и пространстве.
3) Государственная обеспеченность. Право – это система норм, закрепляемая в законе или признаваемая иным способом государством. Государство может применять меры принуждения в случае нарушения правовых норм.
4) Системность права. Право – упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Нормы выполняют регулятивную роль только во взаимосвязи друг с другом.
5) Формальная определенность. Она означает следующее: а) нормы права отличаются юридической определенностью, т.е. точно указывают на объем и содержание прав и обязанностей; б) нормы права имеют документальную или иную внешнюю форму выражения.
Сущность и содержание права
В юридической науке сложилось два подхода к определению сущности права.
1) Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя методы принуждения и подавления.
2) Право – это средство достижения компромисса, средство согласия, взаимных уступок, это механизм управления делами всего общества. В интересах всего общества право обеспечивает внешний и внутренний мир, создает условия для развития культуры, экономики, науки и т.п.
Оба подхода по отдельности однобоки, поскольку не учитывают объективной реальности. В праве присутствует одновременно и классовое и общесоциальное. Так, с самого начала социальной дифференциации, т.е. с разделения общества на классы всегда обозначался класс, занятый хозяйственной, производительной деятельностью, без которой невозможно существование общества. Следовательно, условием существования общества является создание и сохранение условий для хозяйственной деятельности производящих классов. Такие условия закрепляются правом, действующим одновременно и в интересах определенной социальной группы и в интересах всего общества. В то же время для обеспечения согласия и отсутствия конфликтов между разными социальными группами (классами) праву надлежит найти и закрепить компромисс.
С учетом этого Р.З.Лившиц определил сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, и согласии и снятии общественных противоречий. Иными словами, сущность права отождествляется с правопорядком.
В.И. Червонюк, основываясь на высказываниях Ж.Ж.Руссо о том, что право заключает в себе общую волю, определил сущность права следующим образом. Сущностью права можно признать обусловленную материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения классов и отдельных индивидов общую волю как результат согласования, сочетания частных и специфических интересов, выраженную в законе или иным способом признаваемую государством, и выступающую вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом поведения людей.