Банк тестов по модулям и (или) темам
1. Существует ли в российском законодательстве легальное определение семьи:
а) да, определение семьи содержится в Семейном кодексе РФ;
б) нет, определение семьи существует только в теории;
в) да, определение семьи содержится в Федеральном законе РФ «Об актах гражданского состояния»
2. Укажите специфические юридические факты, из которых возникают семейные правоотношения:
а) брак и договор;
б) брак и родство;
в) только брак
3. Фиктивный брак - это:
а) брак, направленный на получение материальной выгоды;
б) брак, заключенный с единственной целью – получить право на жилое помещение
в) брак, заключенный без намерения создать семью.
4. Брачный договор – это соглашение супругов, которое устанавливает:
а) личные и имущественные права и обязанности супругов;
б) права и обязанности супругов в случае расторжения брака;
в) имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
5. В каком случае недопустимо изменение имени и фамилии ребенка без его согласия:
а) если ребенок достиг возраста 10 лет;
б) без согласия ребенка изменение его имени вообще не допустимо;
в) в случае эмансипации несовершеннолетнего
6. Какая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к семейной:
а) детские дома семейного типа;
б) усыновление (удочерение);
в) приемная семья.
7. Алименты по общему правилу взыскиваются судом с момента:
а) прекращения супругами совместного проживания;
б) обращения в суд по поводу взыскания алиментов;
в) передачи исполнительного листа (судебного приказа) по месту работы (получения стипендии, пенсии, пособия) плательщика алиментов.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Кафедра гражданского права
Комплект заданий для контрольной работы
по дисциплине Б1.В.ОД.5 Семейное право
Вариант 1
1. Алиментные обязательства родителей и детей по действующему законодательству.
2. Порядок установления отцовства, факта признания отцовства. Оспаривание отцовства.
Задача.
Болотова и Вишневский имели сына Владимира, в отношении которого они были лишены родительских прав Владимир был помещен на воспитание в детский дом. Администрация детского дома предъявила родителям ребенка иск о взыскании алиментов. Суд взыскал в пользу детского учреждения на содержание ребенка алименты в размере 1/4 заработка родителей, т.е. с каждого из родителей по 1/8 их заработка. Алименты поступали в адрес администрации, которая приходовала деньги и тратила на содержание детей, находящихся в детском доме.
Законны ли решения суда и действия администрации детского учреждения? Каков порядок расходования алиментов на ребенка, помещенного в детское учреждение?
Вариант 2
1. Права и обязанности супругов по действующему законодательству РФ.
2. Правовое регулирование брака и его расторжения с участием иностранного элемента по российскому законодательству.
Задача.
Михеева и Третьяков при вступлении в брак решили сохранить свои добрачные фамилии. Однако перед рождением ребенка они решили, что у них должна быть общая фамилия, и обратились в Загс с заявлением о присвоении им общей фамилии путем присоединения. Органы Загса отказали им в перемене фамилии, ссылаясь на то, что это допускается только при вступлении в брак или при расторжении брака и что двойная фамилия не допускается.
Законны ли действия Загса? Когда супруги вправе решать вопрос о перемене фамилии? Допускается ли двойная фамилия по законодательству РФ?
Вариант 3
1. Дайте общую характеристику имущественных отношений супругов.
2. Приемная семья – как форма защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Задача.
Анатолий Смирнов решил вступить в брак с Раисой Волошиной, которая по отцу являлась его сестрой. Мать Раисы Волошиной не состояла в браке с отцом Анатолия Смирнова, но при рождении Раисы по совместному заявлению ее матери и отца Анатолия было установлено отцовство, т.е. отце Анатолия признал Раису своей родной дочерью, о чем была произведена актовая запись в книги регистрации рождений.
Со ссылкой на правовые нормы поясните, возможно ли заключение брака между Анатолием Смирновым и Раисой Волошиной.
Вариант 4
1. Основания и порядок лишения родителей родительских прав. Правовые последствия.
2. Правовое регулирование имущественных отношений супругов по семейному законодательству.
Задача.
Николай Нарышкин после расторжения брака с Викторией Нарышкиной стал жить вместе со своим сыном Владиславом 14 лет. По устному соглашению между супругами Виктория обязалась уплачивать алименты на содержание сына в твердой денежной сумме. Заработная плата Николая Нарышкина была небольшой по сравнению с заработной платой Виктории, поэтому он принимал от нее алименты на сына. Через год материальное положение Николая и Виктории изменилось. Николай Нарышкин уволился из технического института, где работал в должности преподавателя правоведения, и стал заниматься розничной торговлей посудой на вещевом рынке «Коньково». Доход его стал в два раза больше дохода Виктории, работавшей экономистом в коммерческом торговом объединении. Виктория заявила Николаю, что больше не будет выплачивать алименты на сына, так как ее доходы уменьшились из-за инфляции, а доходы Николая возросли из-за смены им рода своей деятельности. Николай с ней не согласился и заявил, что если она не будет давать деньги на сына, то он вынужден будет взыскать с нее алименты в судебном порядке.
Правомерно ли было изначально соглашение между Николаем и Викторией Нарышкиными об уплате алиментов последней на содержание их сына Владислава?
Обязан ли будет суд удовлетворить иск Николая Нарышкина к Виктории Нарышкиной о взыскании алиментов на их сына, в случае если он подаст его в районный суд? В каком размере в этом случае суд вправе будет взыскать алименты с Виктории Нарышкиной в пользу Николая Нарышкина на содержание их сына?
Вариант 5
1. Условия и порядок расторжения брака супругов в суде и органах Загса.
2. Права несовершеннолетних детей по российскому и международному праву.
Задача.
Е.Ю.Молчанов дважды получал крупное наследство, которое регулярно пропивал. В том числе автомобиль «Мазда», дом в деревне, деньги, видеомагнитофон.
Пьяные сборища на квартире Молчанова часто сопровождались оскорблениями в адрес жены, нередко с применением физического насилия и угрозы убийством.
При расторжении брака в суде супруга Молчанова Т.И. потребовала определить доли супругов в общей собственности с учётом стоимости перечисленного имущества. По её мнению Молчанов расходовал его в ущерб интересам семьи. Как должен поступить суд?
Вариант 6
1. Усыновление (удочерение) как форма защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Алиментные обязательства других членов семьи.
Задача.
Воспитанница детского дома Умида Мирзаева 8 июня 1996 года вышла замуж за Ильхама Гафортдинова. Спустя 1 год и 4 месяца у них родился сын Хамид. Гульнар Юлдашев, племянник Ильхама Гафортдинова, перебирая старые письма своей бабушки Заремы обнаружил, что отец Ильхама долгое время проживал в маленьком селе Самагалтай республики Тува, где в то же время проживала мать Умиды, впоследствии умершая от рака печени, когда дочери было три года. Кроме того, у Умиды и отца Ильхама было обнаружено редкое заболевание, которое могло передаваться и наследственным путем. Ильхам Гафортдинов таким заболеванием не страдал. Прокурор, поставленный в известность Юлдашевым, потребовал признания брака Ильхама и Умиды недействительным. Супруги возражали, ссылаясь на то, что они фактически создали семью, горячо любят друг друга, а также то, что признание брака недействительным может пагубно сказаться на судьбе их сына. К тому же есть вероятность, что Ильхам и Умида всё-таки не являются единокровными братом и сестрой, так как мать Ильхама не отличалась верностью своему мужу. Отсутствие родства, по их мнению, также подтверждается отсутствием у И. Гафортдинова упомянутого заболевания.
Как должен поступить суд?
В случае если факт родства подтвердится, брак должен быть признан недействительным в соответствии с п.1 ст. 27 СК РФ.
Вариант 7
1. Понятие и правовое регулирование суррогатного материнства в семейном праве.
2. Понятие и порядок образования приемной семьи. Содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
Задача.
Бусовы при расторжении брака пришли к соглашению, что дочь Ольга 4 лет остается жить с отцом, дочь Элина 2 лет - с матерью.
Администрация детского комбината, который посещали обе девочки, при поддержке соседей обратились в органы опеки с просьбой защитить права детей, так как они тоскуют друг без друга, когда утром каждый из родителей приводит девочек в комбинат и они встречаются в вестибюле, невозможно без слез смотреть, как они радуются, целуя и обнимая друг друга, как после обеда угощают друг друга сладостями и пытаются лечь друг к другу в постель. Еще более трагична картина вечером, когда родители разводят девочек по разным домам. Обе сестры горько плачут, просят родителей не уводить их друг от друга. Родители нервничают, стараясь скорее прекратить эту сцену, кричат на детей, насильственно растаскивая их. Явившись по вызову органов опеки, родители пояснили, что раздел детей - единственный приемлемый для них вариант, так как после обмена квартиры каждому досталось по однокомнатной квартире, двум девочкам вместе жить негде. Органы опеки предъявили иск об отобрании детей и помещении их вместе в приемную семью, где условия жизни позволяли содержать обеих девочек в одной комнате.
Законны ли действия органов опеки? Как решить дело по существу заявленных требований?
Вариант 8
1. Основания и порядок признания брака недействительным.
2. Роль органов опеки и попечительства в регулировании семейных правоотношений.
Задача.
Татьяна Петрова предъявила иск об уплате алиментов на двоих детей своему мужу майору полиции Петрову А., уже полгода проживавшему отдельно. В числе доходов мужа, с которых Фёдорова требовала взыскать алименты, она указала денежную компенсацию за обмундирование и продовольственный паёк, полученную мужем по месту службы, а также процентную надбавку за выслугу лет. Какое решение должен принять суд по существу заявленных требований? Сошлитесь на закон.
Вариант 9
1. Основания и порядок защиты прав ребенка по действующему законодательству.
2. Брачный договор – как институт семейного права.
Задача.
В суд обратилась с иском к бывшему мужу Михайлова о разделе имущества на сумму 800 тыс.400руб. Михайлова также просила увеличить ее долю в связи с тем, что с ней осталось проживать двое несовершеннолетних детей (8 и 14 лет). Кроме того, истица просила выделить ей из спорного имущества автомашину и гараж, так как дети нуждаются в летнем отдыхе и, имея автомашину, она смогла бы возить их за город. Михайлов признал частично и указал, что из совместно нажитого имущества, подлежащего разделу, должны быть исключены автомашина и гараж (общей стоимостью 700 тыс. 400 рублей), так как они были приобретены на полученные им авторские вознаграждения за опубликованные научные труды.
Одновременно, Михайлов просил суд включить в опись имущества, подлежащего разделу, женские ювелирные украшения из золота и серебра, которые остались у истицы. Являются ли автомашина и гараж личным имуществом Михайлова? Подлежат ли разделу, как общее совместное имущество супругов, женские ювелирные украшения? Подлежит ли удостоверению требование истицы об увеличении ее доли в общем совместном имуществе? Как должен быть разрешен спор?
Вариант 10
1. Порядок раздела совместно нажитого имущества супругов.
2. Сроки в семейном праве. Применение сроков исковой давности в семейных отношениях.
Задача.
В связи с болезнью и инвалидностью сына супруги Викторовы решили организовать его обучение на дому путем приглашения педагогов на договорной основе. При согласовании этого вопроса в отделе образования префектуры округа им было предложено поместить сына в интернатное учреждение специального типа. По этому поводу между Викторовыми и должностными лицами отдела образования префектуры округа возник спор.
Вправе ли родители организовать обучение ребенка-инвалида дома? Если да, то должны ли в таких случаях органы управления образованием компенсировать родителям затраты на самостоятельное обучение детей-инвалидов? Как и каким органом может быть разрешен спор между Викторовым и органом образования?
Вариант 11
1. Охарактеризуйте личные неимущественные и имущественные права ребенка по действующему законодательству.
2. Алиментные обязательства: понятие и виды, основания возникновения и прекращения.
Задача.
13 июня 2016 года 29-летняя Мария Омельченко предъявила иск об установлении отцовства и взыскании алиментов к Сидорчуку В.Т..
При этом Омельченко требовала взыскать с него средства на содержание ребёнка за прошедший со дня рождения ребёнка срок (с 16 февраля 2013 года) в соответствии со п.2 ст.107 СК РФ, так как Сидорчук всячески уклонялся содержания детей: несколько раз менял место работы и место жительства.
27 августа 2016 года суд удовлетворил иск, признав Сидорчука В.Т. отцом и обязав его выплачивать алименты со дня обращения М.Н.Омельченко в суд. Во взыскании средств за прошедшее время суд отказал.
Правильно ли поступил суд? При ответе сошлитесь на Постановление Пленума Верховного Суда.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Кафедра гражданского права
Деловая (ролевая) игра
по дисциплине Б1.В.ОД.5 Семейное право
1. Тема (проблема, ситуация)Исполнение судебного решения об отобрании детей у родителей, лишенных родительских прав
2. Концепция игры:
Семья — это именно та общественная структура, в которой первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества. Но, к сожалению, не всегда в семье царит любовь и гармония, соблюдаются права и законные интересы ее членов.
В соответствии со ст. 9 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. ребенок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда такое решение принимается судом в интересах ребенка.Исключительной мерой и одновременно высшей мерой семейно-правовой ответственности за виновное невыполнение родительского долга является лишение родителей родительских прав.
Дела данной категории рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства. Лишение родительских прав допускается только по основаниям и в порядке, установленном законом.
Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативно- правовых актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества и государства, разработка государством национальной семейной политики.
А острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.
И, несмотря на то, как за последние десятилетия изменилась культура, изменилось мировоззрение и ценностные ориентиры людей и соответственно отношение к семье, этот социальный институт продолжает оставаться главным необходимым компонентом социальной структуры любого общества, а, значит, и решение данных проблем необходимо считать первоочередными. Ведь чужих «детей» в здоровом обществе не существует!
3. Роли:
Ведущая
Судья
Прокурор
Истцы (бывшие мужья):
Мать (ответчик)
Сожитель
Дети:
Родственники сторон: мать Должницы
Представители сторон (истцов и ответчика)
Судебные приставы-исполнители
Понятые
Представитель органа опеки и попечительства
Секретарь судебного заседания
Судебный пристав по охране установленного порядка деятельности
Работник полиции
Соседка
4. Ожидаемые результаты:
- закрепление теоретического материала по теме «Права и обязанности родителей и детей» на практике;
- формирование навыков защиты семейных прав;
- приобретение навыков составления различных юридических документов с соблюдением соответствующей процессуальной формы и реквизитов;
- овладение методикой работы с законодательными и другими нормативно-правовыми актами, позволяющими юридически грамотно подготовить письменные юридические заключения.
5. Программа проведения и/или методические рекомендации по подготовке и проведению
Часть 1. Судебное заседание.
1. Выступление представителя органа опеки и попечительства.
2. Выступление прокурора.
3. Выступление представителя истцов.
4. Выступление истца.
5. Выступление представителя ответчика.
6. Судья выясняет, имеются ли у лиц, участвующих в деле и их представителей реплики.
7. Судья удаляется в совещательную комнату для принятия решения.
8. Судья оглашает решение суда, разъясняет порядок и сроки обжалования.
Часть 2. Совершение исполнительных действий судебными приставами-исполнителями.
Часть 3. Подведение итогов
Преподаватель поочерёдно предоставляет слово экспертам для заключений. Эксперты в течение 3-5 минут оценивают подготовленность студентов к игре, активность и компетентность участников игры, конструктивность вносимых предложений.
Они кратко анализируют выступления всех участников, отмечая как положительные, так и отрицательные стороны и дают им оценку. При этом учитывается активность студентов, знание ими законов и практики их применения, умение подготовить документы правового характера, общаться с руководящими работниками, общественными организациями, отстаивать всои позиции, вести диалог, принимать оптимальные решения и правильно строить отношения в коллективе.
Окончательные итоги подводит преподаватель, кратко анализируя участие каждого студента в деловой игре, делая акцент на недостатки и положительные стороны в выступлении каждого участника. По результатам деловой игры, преподаватель объявлет оценки.
Критерии оценивания:
Оценка «зачтено» выставляется студенту:
- если он в процессе деловой игры приводил мнения различных ученых, выдвигал собственное мнение и отстаивал его, опираясь на аргументированные доводы в рамках предложенной ему роли. При аргументации использовал новейшее законодательство по теме, материалы судебной практики, в том числе опирался на правовые позиции Верховного суда Российской Федерации. Приводил доводы и мнения юристов ученых и практиков. При ответе студент должен демонстрировать высокий уровень знания соответствующей темы и творческий подход к обоснованию своей точки зрения;
- если он в процессе деловой игры приводил мнения различных ученых, выдвигал собственное мнение, в рамках своей роли, однако отстаивал свою позицию недостаточно аргументировано, а также если его выступления не соответствуют требованиям, предъявляемым к оценки отлично;
- если студент в процессе игры, не смог правильно и убедительно сыграть предложенную ему роль, хотя и показал, что имеет хорошие знания темы, однако не имеет собственного мнения, либо не умеет аргументировать его, либо не имеет его, представляет свои доводы неубедительно, не задействует необходимое количество источников по теме.
Оценка «незачтено» выставляется, если студент не справился с предложенной ему ролью, не имеет необходимого объема знаний по теме деловой игры.