Понятие, принципы, стадии и виды правотворчества. Систематизация.
В Республике Казахстан активно идет процесс законотворчества, обновления либо создания новых законов и подзаконных нормативных актов.
Проблемы совершенствования правового регулирования отношений в обществе представляют не только практический, но и теоретический интерес, что обусловливает необходимость постоянного внимания к ним специалистов общей теории права и государства и отраслевых юридических наук.
Законы “появляются на свет” и включаются в действующее законодательство в результате сложной деятельности, которая в самом общем виде называется правотворчеством. Правотворчество - это составная часть более широкого процесса - правообразования. Правообразование - это относительно длительный по времени процесс формирования и оформления юридических норм. Он начинается с анализа социальной ситуации, сознания необходимости ее правового урегулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество.
Правотворчество /законотворчество/ - специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования, в результате которой приобретает юридическую силу и вступает в действие закон.
В. К. Бабаев под правотворчеством понимает деятельность государственных органов /в случае референдума - всего народа/ и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.
Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, - это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество - один из основных элементов механизма правового регулирования общественных отношений.
Главное звено в правотворчестве - принятие законодательным органом проекта, в результате которого он становится законом - документом имеющим высшую юридическую силу. Особый характер имеет правотворчество при проведении всенародных референдумов: здесь закон принимается непосредственно народом.
К правотворческой деятельности, наряду с принятием новых юридических норм, относятся также отмена и изменение устаревших нормативных правовых актов. Правотворчество представляет собой важнейшее средство управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативных правовых актов и становятся положительным правом, то есть правом, существующие в виде законодательства. Процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон составляет содержание правотворчества.
Правотворчество - это завершающая стадия формирования права. Через правотворчество правовая система преимущественно оснащается регулятивной энергией.
Правотворчество начинается тогда, когда потребности общественного развития определились, непосредственно-социальные права сложились, необходимость правовых нововведений назрела и на этой основе в процесс правообразования выступают компетентные государственные органы. В результате правотворчества накапливающиеся до того предпосылки, потребности, интересы, все то, что можно отнести только к возможности и необходимости преобразований в действующей юридической системе, становится действительностью, юридической реальностью, воплощается в правовых нововведениях.
Правотворчество призвано дать концентрированное, “конечное” выражения двум главным составным процессам правообразования: объективно обусловленным требованиям социальной жизни, с одной стороны, и активной, творческой деятельностью компетентных органов по выработке и включению тех или иных норм в действующую правовую систему - с другой. Нарушение гармонии, единства этих двух составных влечет за собой просчета в правообразовании и дефекты права.
Любой правотворческий процесс регламентирован правовыми нормами и связан с их реализацией в рамках различных по содержанию правотворческих отношений. В его пределах осуществляется правовое регулирование. При этом приводятся в действие все основные элементы правового регулирования /юридические нормы, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей/.
Любой правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: законность, демократизм и гласность правотворчества, профессионализм, научный характер.
Систематизация права.
Систематизация законодательства– это деятельность, направленная на приведение законодательства в определенную систему. Систематизация законодательства имеет очень важное практическое значение т.к. облегчает доступ к законодательству со стороны заинтересованных лиц, особенно правоприменителей.
Традиционно выделяют 2-е основные формы систематизации законодательства: во-первых, инкорпорацию, во-вторых, кодификацию.
Инкорпорация – наиболее простая и наиболее распространенная форма систематизации законодательства. Она состоит в создании различных сборников, т.е. сборников в которых собраны или объединены нормативно-правовые акты. Никакой правотворческой деятельности, никакого изменения нормативно-правовых актов по существу не происходит. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. Официальную осуществляют лица или органы, специально уполномоченные на это государством. Неофициальная инкорпорация может осуществляться любыми лицами, чаще всего её осуществляют учёные юристы. Кроме такой классификации, инкорпорацию также подразделяют на систематическую или предметную и хронологическую. При систематической инкорпорации, нормативные акты располагаются в сборниках по предметам правового регулирования. При хронологической инкорпорации располагаются в сборниках по временному признаку, с учетом момента времени их принятия.
Кодификация – это более сложная форма систематизации законодательства, поскольку она связана с правотворчеством, т.е. с созданием определенных кодифицированных актов, содержащих новые нормы права. В процессе кодификации создаются обычно такие кодифицированные акты как: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила. Наиболее значимые первые две. По сути дела кодифицированный акт имеет силу закона.
В литературе принято выделять несколько видов кодификации законодательства: 1-ая – всеобщая кодификация, предполагает кодификацию всего действующего законодательства, носит больше теоретический характер. 2-ая - межотраслевая кодификация, при которой создаётся кодифицированный акт, содержащий нормы разных отраслей права. 3-ая разновидность - это отраслевая кодификация, наиболее распространенный вид кодификации. Многие кодифицированные акты создаются в рамках той или иной отрасли права (гражданские, уголовные кодексы). Кодекс содержит основные нормы отрасли права. 4-ая разновидность – внутриотраслевая кодификация. При ней создаются кодифицированные акты, включающие нормы либо подотраслей, либо определенных институтов соответствующей отрасли права (Жилищный кодекс РК).
Помимо инкорпорации и кодификации в научной и учебной литературе выделяют и такие формы систематизации законодательства как консолидация и учет законодательства. Консолидация – это форма систематизации промежуточная между инкорпорацией и кодификацией. Распространена во Франции, при консолидации тоже создается кодификационный акт в состав которого включаются нормы ранее действующих нормативных актов. Никаких правовых норм такой акт не устанавливает. Широкое распространение имеет так называемый учет законодательства – это систематизация, которая осуществляется в различных организациях чисто в практических целях.