Понятие и элементы системы права. Основания деления системы права на отрасли.
По своему внутреннему строению право той или иной страны состоит из взаимосвязанных правовых норм, из которых складываются отрасли права и правовые институты, образующие систему права. Таким образом, система права - это его объективно существующее внутреннее строение, выражающееся в разделении единого внутри страны права на отдельные части (отрасли, правовые институты), взаимосвязанные и разграниченные между собой.
Система права характеризуется следующими признаками.
§ Это внутреннее строение права. Основными элементами системы права являются нормы права, правовые институты.
§ Система права складывается объективно вслед за реально существующими общественными отношениями, урегулированными нормами, отраслями права или требующими такого обособленного правового регулирования. На основе системы права создается система законодательства, образующая внешнее строение права как плод деятельности законодателя.
§ Система права внутри страны характеризуется единством. Это объясняется единством выраженной в праве государственной воли, единством правовой системы, в рамках которой складывается система права, единством общих принципов, на основе которых складываются отрасли права.
§ Система права характеризуется дифференциацией юридических норм на отдельные, но взаимосвязанные части: отрасли права, правовые институты.
Отрасль права - обособленная группа норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая особым методом качественно-однородную область общественных отношений. Такими отраслями права являются, например, государственное право, гражданское право, административное право, трудовое право, уголовное право и т.д.
Отрасли права как относительно самостоятельные элементы системы права отличаются рядом особенностей, т.е. оснований деления системы права на отрасли. У каждой отрасли есть свой предмет правового регулирования, т.е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений - конституционных, трудовых, административных и др. Каждая из отраслей права имеет свое законодательство, как правило, во главе с кодифицированным законодательным актом. Так, гражданскому праву соответствует гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом; трудовому праву - законодательство о труде во главе с Трудовым кодексом; уголовному праву - уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом.
Главная юридическая особенность каждой отрасли права – наличие особого правового режима, метода правового регулирования, т.е. наличие особых юридических приемов, способов, правовых средств воздействия на общественные отношения, поведение, деятельность субъектов.
Метод правового регулирования состоит из следующих элементов.
§ Различное сочетание способов правового регулирования – дозволений, запретов, позитивных обязываний – при преобладании одного из них. Так, дозволения преобладают в гражданском праве; запреты – в уголовном; обязывания – в административном праве.
§ Правовое положение субъектов. Для гражданского права, например, характерно равенство, равноправие субъектов (метод координации); для административного права – «неравное» их положение, когда один из субъектов - властный государственный орган (метод субординации).
§ Характер возникновения прав и обязанностей. Для гражданского права - свободное волеизъявление сторон, договор; в сфере административного права – властное предписание государственных органов; в уголовном праве – преступление, приговор суда.
§ Виды и характер санкций, приемы и способы защиты субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей. Для гражданского права, например, характерны преимущественно правовосстановительные санкции, меры защиты субъективных прав; для уголовного права - штрафные санкции, лишение свободы, ограничения прав.
Из сочетания и особенностей указанных элементов метода правового регулирования складываются два основных метода: императивный и диспозитивный.
Императивный метод правового регулирования характеризуется следующими особенностями.
§ Жесткая регламентация поведения участников общественных отношений на основе государственно-властных предписаний. Среди способов правового регулирования преобладают запреты и позитивные обязывания.
§ «Неравное» положение субъектов, отношения власти и подчинения.
§ Основа регулирования - общеправовой принцип «дозволено только то, что прямо установлено в законе».
Императивный метод регулирования характерен для отраслей публичного права: административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального права и др.
Диспозитивный метод - способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность самостоятельно урегулировать отношения между собой на основе юридического равенства в пределах, определенных законом. Он характеризуется следующими чертами.
§ Относительная свобода поведения сторон на основе принципа «дозволено все, что прямо не запрещено законом».
§ Преобладание дозволений в сочетании с конкретными, точно установленными в законе запретами.
§ Равное положение участников общественных отношений, метод «координации».
§ Способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения в пределах, установленных законом.
Диспозитивный метод регулирования характеризует прежде всего отрасли частного права: гражданского, семейного, трудового и др.
Отрасли права состоят из разнообразных правовых институтов.
Правовой институт - обособленная внутри отрасли права группа норм, регулирующая определенную разновидность однородных общественных отношений. Это, например, институт государственной службы, институт права собственности, институт дисциплины труда, институт ответственности за преступления против личности, институт необходимой обороны.
Правовой институт отличается следующими особенностями:
§ нормы, его составляющие, регулируют определенный вид общественных отношений внутри данной отрасли права и поэтому объединены общим содержанием, однородностью регулируемых отношений;
§ его содержание выражается в определенной группе понятий, терминов, конструкций;
§ нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняя друг друга;
§ закрепляются в законодательстве в отдельном нормативно-правовом акте или в каком либо разделе нормативно-правового акта.
Таким образом, правовые нормы объединяются в отрасли права, а последние состоят из правовых институтов, образуя непротиворечивую систему права внутри данной страны.
Виды отраслей права
Изучение позитивного права в статутной правовой системе осуществляется в основном по отрасли права. В каждой из отраслевых юридических наук и учебных дисциплин (гражданского права, трудового права, уголовного права и др.) дается подробная характеристика определенной отрасли права. В общей теории права необходимо определить общую классификацию отраслей права.
По назначению, предметному единству и юридическим особенностям отрасли права могут быть подразделены на три основных группы.
§ Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы и юридические средства. Главенствующей отраслью является конституционное (государственное) право, определяющее общую направленность, исходные принципы правового регулирования. Затем следуют три материальные отрасли: гражданское право, административное право, уголовное право и соответствующие им три процессуальные отрасли: гражданско-процессуальное право, административно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право. Именно в этой группе отраслей сконцентрированы основные правовые режимы и юридические средства, определяющие особенности и юридическое своеобразие иных отраслей права. При этом материальные отрасли состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения, определяют права и обязанности в различных сферах жизнедеятельности объектов; процессуальные отрасли состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм материальных отраслей, посвящены процессуальным процедурным вопросам разрешения юридических дел, споров о праве.
§ Вторая группа отраслей - специальные отрасли, где правовые режимы и юридические средства приспособлены к специальным сферам общественной жизни: семейное право, трудовое право, право социального обеспечения, финансовое право, уголовно-исполнительное право.
§ И наконец, комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных норм и институтов профилирующих и специальных отраслей: предпринимательское право, банковское право, торговое право, экологическое право, информационное право, муниципальное право. Комплексные отрасли представляют собой вторичные образования системы права и находят внешнее выражение в комплексных массивах законодательства. При определенных условиях возможно их перерастание в первичные специальные отрасли права.
Публичное и частное право
Внутренняя дифференциация права той или иной страны характеризуется его делением на публичное и частное право. Это не конкретные отрасли, а скорее сферы, стороны регулирования, имеющие общее значение, охватывающие все три указанных звена отраслей права. В одной из них (публичное право) доминируют начала централизации, власти-подчинения, в другой (частное право) - начала децентрализации, юридического равенства, возможность субъектам самим, своей волей определять условия своего поведения.
Публичное право - область позитивного права, основанная на началах централизации, регулирующая отношения в сфере государственной власти, государственного управления, судебной деятельности, воинской службы, взимания налогов, уголовного преследования, пограничного, таможенного, санитарного контроля.
В публичном праве:
· выражаются интересы государства и общества в целом;
·регулируются отношения между государственной властью и гражданином;
·присутствует подчиненность, неравноправие субъектов;
·преобладают жестко централизованная регуляция общественных отношений государственной властью, элементы императивного метода регулирования;
· инициатива защиты прав исходит от государства.
Частное право - область позитивного права, основанная на началах децентрализации, где все субъекты юридически равны и все они могут своей волей и в своем интересе участвовать в установлении и в реализации своих прав и обязанностей: договорные отношения, отношения, регулируемые гражданским, семейным, трудовым правом.
В частном праве:
§ выражаются частные интересы отдельных лиц;
§ регулируются отношения граждан, их объединений между собой;
§ участники юридически равноправны;
§ преобладают децентрализованное регулирование и элементы диспозитивного правового режима;
§ инициатива защиты прав исходит от заинтересованного частного лица.
Деление права на публичное и частное в той или иной степени характерно для всех национальных правовых систем. Особо наглядно эти две стороны позитивного права выражены в правовых системах континентальной Европы (романо-германская правовая семья), где довольно четко можно выделить публичное и частное право по видам законов, например, Уголовный кодекс - публичное право, Гражданский кодекс - частное право. В англосаксонской, прецедентной правовой системе деление права на публичное и частное право отчетливо не выражено. Но и здесь те или иные прецеденты, иные источники права могут относиться либо к публичному праву (например, прецеденты обыкновения в деятельности парламента), либо к частному праву (прецеденты в области договорных отношений).
Литература.
Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2001. – Т.2.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2000.
Алексеев С.С. Частное право. – М., 1999.
Агарков М.М. Ценность частного права//Правоведение. – 1992. – №1-2.
Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. – 2003, – № 1.
Иванов С.А. Система и структура права, система законодательства. – М., 1999.
Киримова Е.А. Правовой институт; понятие и виды. Учебное пособие. – Саратов, 2000.
Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законодательства. Проблемы теории и практики. – Свердловск, 1993.
Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. – СПб., 2003.
Тиунова Л.В. Системные связи правовой действительности. – СПб., 1991.
Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М., 1995.