Основные методы исследования государственно-правовых явлений.

Теория государства и права, как и любая наука, имеет систему методов, т.е. способов, с помощью которых изучается ее предмет. Методы, с помощью которых познаются государственно-правовые явления, принято классифицировать на следующие виды.

Общенаучные методы (используются во всех науках). Во-первых, это диалектический метод. Он заключается в изучении права и государства в неразрывной связи с экономикой, политикой, культурой и другими факторами, которые их обусловливают; изучение государства и права в конкретно-историческом развитии (метод познания явлений в их развитии и самодвижении). Во-вторых, несколько последних десятилетий разрабатывается синергетический подход в юридической науке, это направление разрабатывалось проф. А.Б. Венгеровым. Данный подход опирается на синергетику - науку о самопроизвольных, самоорганизующихся, случайностных процессах. При этом отрицается предопределенность того или иного правового явления или состояния и показывается роль внешних и внутренних воздействий на трансформацию институтов государства и права. К общеправовым методам относятся также методы сравнения, анализа и синтеза, системный и структурный подходы, функциональный методы.

Специальные методы (используются в нескольких науках). К ним относятся математический, статистический, конкретно-социологический.

Частнонаучные методы (используются в конкретной науке). Эти методы вырабатываются только в рамках юриспруденции. К данной группе методов относятся: сравнительно-правовой метод, метод правового эксперимента, правовое прогнозирование, формально-юридический метод, методы толкования норм права.

Литература

Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2001. – Т.1.

Теория государства и права. Теория государства / Под. ред. А.Б. Венгерова. – М., 1995. – Ч.1.

Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002.

Керимов Д.А. Методология права. – М., 2000.

Сырых В.М. Логические основания общей теории права. – М, 2000. – Т.1.

Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. – М. 1978.

Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. – Л., 1991.

Лекция 2. Происхождение государства и права.

Основные вопросы.

1. Общественная власть и социальные нормы первобытного общества.

2. Предпосылки формирования государства и основные теории о причинах и особенностях происхождения государства.

3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытного общества.

4. Происхождение и пути формирования права, его отличие от мононорм первобытного общества.

Общественная власть и социальные нормы первобытного

Общества.

Человечество прошло в своем развитии ряд этапов, каждый из которых определяется уровнем развития и характером общественных отношений: социально-экономических, религиозных, культурных, политических и т.д.

I. Догосударственная организация общества. Это общество присваивающей экономики (родовая организация общества).

II. Предгосударственный этап формирования государства. Переход к производящей экономике.

III. Раннеклассовое государство. Государство-город с тремя центрами: 1) городская община; 2) дворец; 3) храм.

IV. Государство, которое соответствует цивилизованному обществу.

История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя. Основой организации первобытного общества была родовая община.

Род (родовая община) - это объединение людей, основанное на кровном или предполагаемом родстве.

1. Род - это личный, а не территориальный союз. Общественная власть и социальные нормы распространяются на лиц, находящихся в родстве.

2. Коллективный труд, уравнительное распределение. В общей собственности первобытной общины находились определенная территория, орудия труда, хозяйственная утварь, жилища.

3. Власть носит общественный характер. Она исходит от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Текущими делами ведали выборные старейшина и военачальник.

4. Власть опирается не только на авторитет рода и его предводителя, но и на жесткие методы принуждения.

5. Система социального регулирования выступала в виде строгих, безусловно обязательных мононорм-обычаев (понятие «мононорма» ввел в70-х годах специалист по этнографии А.И. Першин). Система социального регулирования, настроенная на сохранение и обеспечение оптимального функционирования «целого» (рода, племени), отличалась монолитностью, суровостью, сковывала индивидуальную инициативу членов рода, не давала сколько-нибудь широких возможностей для их социальной активности.



Наши рекомендации