РАЗДЕЛ 1. Теория государства.
Учебно-методическое пособие
(специальность - 021100 Юриспруденция)
Санкт-Петербург
Оглавление
Введение…………………………………………………………………4
Раздел 1. Теория государства…………………………………………...7
Лекция 1. Предмет и методология теории государства как гуманитарной науки……………………………………………………………..9
Лекция 2. Происхождение государства и права……………………..12
Лекция 3. Понятие, сущность и социальное назначение государства. Функции государства………………………………………………….18
Лекция 4. Государственная власть как разновидность социальной власти. Политические режимы………………………………………..26
Лекция 5. Механизм государства……………………………………..33
Лекция 6. Форма государства…………………………………………37
Лекция 7. Гражданское общество и правовое государство…………43
Лекция 8. Государство и право в политической системе общества...............................................................................................................52
Раздел 2. Теория права………………………………………………...56
Лекция 9. Понятие права и его основные характеристики. Право и правовая система……………………………………………………….56
Лекция 10. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений. Правосознание и правовая культура………….67
Лекция 11. Правотворчество и нормативные акты как источники права……………………………………………………………………74
Лекция 12. Норма права………………………………………………87
Лекция 13. Система права…………………………………………….92
Лекция 14. Правовые отношения…………………………………….98
Лекция 15. Реализация права и правоприменительная деятельность. Толкование права……………………………………………………..107
Лекция 16. Правонарушение и юридическая ответственность. Законность и правопорядок………………………………………………121
Лекция 17. Механизм правового регулирования…………………127
Раздел 3. Терминологический минимум по дисциплине «Теория государства и права»………………………………………………….134
Раздел 4. Контрольные вопросы по дисциплине «Теория государства и права»………………………………………………………………147
ВВЕДЕНИЕ
Теория государства и права - фундаментальная учебная дисциплина, которая вводит студента-юриста в мир понятий о государстве и праве, закладывает основы юридического мышления и мировоззрения, политической и правовой культуры. Она дает студенту общетеоретические знания, необходимые как для изучения других юридических дисциплин, так и для будущей профессиональной работы юриста-практика.
Изучение теории государства и права как общепрофессиональной юридической дисциплины на 1 курсе представляет для студентов определенную трудность. Эта дисциплина содержит общие понятия, конструкции выработанные юридической наукой в целом на основе обобщения обширного теоретического и фактического материала, который еще не знаком студентам. Он изучается, осваивается на последующих курсах. Студенты сразу же встречаются с довольно абстрактными категориями, отражающими различные стороны государственно-правовой действительности. Поэтому для усвоения основ теории государства и права необходима упорная, целеустремленная, систематическая работа. К некоторым вопросам, общеправовым понятиям придется возвращаться несколько раз. При этом с максимально в их проведении.
Лекции по теории государства и права являются важной формой авторской передачи студентам общетеоретических знаний преподавателем. Они, как правило, читаются не по всем, а наиболее сложным темам курса, не дублируют учебники, а содержат новейшие научные данные и примеры, которых может не быть в учебных пособиях. Для лучшего усвоения материала на лекционных занятиях целесообразно предварительно, перед лекцией ознакомиться с положениями лекционной темы, содержащейся в предлагаемом опорном конспекте лекций и в рекомендуемых учебниках.
Семинарские занятия - другая важная форма учебного процесса. Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками и призваны развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой, формировать профессиональное правовое сознание будущих юристов-практиков. На семинарах вырабатываются необходимые каждому юристу навыки-умения публично выступать, логика доказывания, культура профессиональной речи. Кроме того, семинары - это средство контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов, они непосредственно влияют на уровень подготовки к итоговым формам отчетности - зачетам и экзаменам.
Выступление на семинарском занятии рекомендуется так, чтобы в нем содержались следующие элементы:
· четкое формулирование соответствующего теоретического положения (например, понятия государства и права, механизма государства, формы государства, нормы права, правоотношения, юридической ответственности и др.) в виде развернутого определения;
· приведение и раскрытие основных черт, признаков, значения и роли изучаемого явления или доказательства определенного теоретического положения;
· подкрепление теоретических положений конкретными фактами политико-правовой действительности, примерами из законодательной либо правоприменительной практики.
Одним из условий качественного и эффективного изучения теории государства и права, а также всех других юридических дисциплин, освоения юридической специальностью вообще является овладение навыкам работы с книгой, воспитание в себе стремления и привычки получать новые знания из научной и иной специальной литературы. Без этих качеств не может быть настоящего специалиста ни в одной области деятельности.
Читать и изучать следует прежде всего то, что рекомендуется к каждой теме программой, планом семинарских занятий, перечнем литературы к курсовым работам. Когда студент приступает к самостоятельной работе, например при подготовке доклада, реферата, написании курсовой работы, а в дальнейшем дипломного сочинения, то в этом случае он должен проявить инициативу в отыскании специальных источников. Многие новейшие научные положения появляются прежде всего в научных статьях, опубликованных в юридических журналах, таких как «Государство и право», «Правоведение», «Ленинградский юридический журнал» либо журналах гуманитарного профиля: «Вопросы философии», «Полис» и др. Теоретические статьи по общим вопросам государства и права публикуются в Ученых записках юридического факультета, регулярно издаваемых Санкт-Петербургским государственным университетом экономики и финансов.
Надо иметь в виду, что в каждом последнем номере издаваемых журналов публикуется обычно библиография всех статей, напечатанных за год. Это облегчает поиск нужных научных публикаций.
Работа с научной литературой в конечном счете должна привести к выработке у студента умения самостоятельно размышлять о предмете и объекте изучения, которое должно проявляться в следующем:
ясном и отчетливом понимании основных понятий и суждений, содержащихся в публикации, в разборе доказательств, подтверждающих истинность тех или иных положений;
понимании студентами обоснованности и целесообразности приводимых в книге, статье примеров, поясняющих доказательства и выводы автора. При этом будет уместно, если студент самостоятельно приведет дополнительные примеры к этим выводам;
выделении основных положений от дополнительных, второстепенных сведений;
способности студента критически разобраться в содержании публикации, определить свое отношение к ней в целом, дать ей общую оценку и характеристику.
Важное значение при изучении теории государства и права придается различного рода схемам, образным символам, опорно-логическим конспектам, терминологии.
Положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного использования различных учебно-методических средств, приемов и систематическом, целеустремленном и упорном труде по овладению необходимыми знаниями.
Теория государства и права в соответствии с учебным планом специальности «юриспруденция» изучается в течение двух семестров 1 курса. В конце первого семестра сдается зачет по вопросам, рассмотренным на семинарских занятиях, в основном по общей теории государства. В конце второго семестра - экзамен по всем темам и вопросам учебной программы дисциплины. По данной дисциплине на 1 курсе пишется курсовая работа, которая подлежит защите и оценивается.
Литература
Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2001. – Т.1.
Теория государства и права. Теория государства / Под. ред. А.Б. Венгерова. – М., 1995. – Ч.1.
Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002.
Керимов Д.А. Методология права. – М., 2000.
Сырых В.М. Логические основания общей теории права. – М, 2000. – Т.1.
Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. – М. 1978.
Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. – Л., 1991.
Лекция 2. Происхождение государства и права.
Основные вопросы.
1. Общественная власть и социальные нормы первобытного общества.
2. Предпосылки формирования государства и основные теории о причинах и особенностях происхождения государства.
3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытного общества.
4. Происхождение и пути формирования права, его отличие от мононорм первобытного общества.
Общества.
Человечество прошло в своем развитии ряд этапов, каждый из которых определяется уровнем развития и характером общественных отношений: социально-экономических, религиозных, культурных, политических и т.д.
I. Догосударственная организация общества. Это общество присваивающей экономики (родовая организация общества).
II. Предгосударственный этап формирования государства. Переход к производящей экономике.
III. Раннеклассовое государство. Государство-город с тремя центрами: 1) городская община; 2) дворец; 3) храм.
IV. Государство, которое соответствует цивилизованному обществу.
История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя. Основой организации первобытного общества была родовая община.
Род (родовая община) - это объединение людей, основанное на кровном или предполагаемом родстве.
1. Род - это личный, а не территориальный союз. Общественная власть и социальные нормы распространяются на лиц, находящихся в родстве.
2. Коллективный труд, уравнительное распределение. В общей собственности первобытной общины находились определенная территория, орудия труда, хозяйственная утварь, жилища.
3. Власть носит общественный характер. Она исходит от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Текущими делами ведали выборные старейшина и военачальник.
4. Власть опирается не только на авторитет рода и его предводителя, но и на жесткие методы принуждения.
5. Система социального регулирования выступала в виде строгих, безусловно обязательных мононорм-обычаев (понятие «мононорма» ввел в70-х годах специалист по этнографии А.И. Першин). Система социального регулирования, настроенная на сохранение и обеспечение оптимального функционирования «целого» (рода, племени), отличалась монолитностью, суровостью, сковывала индивидуальную инициативу членов рода, не давала сколько-нибудь широких возможностей для их социальной активности.
Литература
Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2001. – Т.1.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. – М. 1994. – Тема 5.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. – М. 1995. – Темы 2,3.
Аннерс Э. История европейского права. – М., 1994. – Ч. 1.
Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки //Государство и право. 1993. №7.
Васильев Л.С. История Востока: В 2-х томах. – М. 1994. – Т. 1. – Гл. 3,4.
Дунаев В.И., Никитский А.А. Очерки науки о государстве. – М., 1909. – Гл. 1.
Институты самоуправления: историко-правовое исследование. – М., 1995. – Гл. 1-3.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – М., 1999.
Ранние формы политической организации. – М., 1995.
Сайко Э.В. Древнейший город. Природа и генезис. – М., 1996.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К.Маркс, Ф. Энгельс Сочинения. – 2-е изд. – Т. 21.
Сущность государства.
В науке нет однозначного подхода к определению государства. Это связано прежде всего с применением различных методов в исследовании понятия государства. Так, применяя исторический метод, государство можно определить как продукт развития общества на определенном его этапе; с позиций социологического подхода – это организация, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории; с точки зрения психологического метода государство – это авторитет, подчиняющий своей воле волю других лиц и организаций.
При традиционном подходе выделяют следующие основные признаки государства:
1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Осуществление государственной власти по административно-государственному принципу позволяет четко определить ее пространственные пределы и выявить основания для формирования ее центральных и местных органов. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна (это находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства), исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством.
2. Наличие публичной (государственной) власти.
3. Государственный суверенитет - такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Свойства государственного суверенитета:
· универсальность властной силы государства, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации страны;
· наличие прерогатив власти (возможность отменить, признать ничтожным проявление любой другой власти, если последняя нарушает закон);
· наличие у государства таких средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная власть (армия, полиция, тюрьмы).
Кроме государственного суверенитета, следует выделять:
· суверенитет народа - верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, важнейшие вопросы государственной и общественной жизни страны, формировать направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти;
· национальный суверенитет - право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
4. Тесная связь государства с правом. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легальными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.
Существуют различные теории о сущности и социальном назначении государства. Важнейшие из них следующие:
1. Арифметический (классический) подход. Коренится в сочинениях мыслителей Др. Греции (Аристотель) и используется в современный период в области политологии и теории государства. Государство – совокупность трех элементов: территории, власти, населения. Государство – организация власти наиболее эффективная на данной территории. Представители данного подхода верно определили те черты, без которых немыслимо государство. Но тем не менее этот подход характеризует только внешнюю сторону государства, не проникая в существо государственной власти.
2. Теория элит (В. Парето, Г. Моска, Т. Дай). Сущность данной теории заключается в том, что народные массы не способны управлять государством и оно (управление) осуществляется верхушкой общества - элитой. Элита формируется по различным признакам (происхождение, образование, способности), при этом она может пополняться за счет наиболее способных представителей масс. В обществе существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.
3. Технократическая теория (Т. Веблен, Г. Саймон). По мнению представителей данной теории, управлять обществом должны специалисты - управленцы, менеджеры. Именно они способны определять действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые для этого средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества.
4. Теория плюралистической демократии (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль). Смысл данной теории заключается в том, что в современном обществе классы перестали существовать и власть утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (старт), образующихся по различным признакам (возраст, профессия, место жительства, круг интересов). Каждый человек входит одновременно во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек и социальное объединение обладают частью государственной власти и участвуют в управлении государством. Государство тем самым становится выразителем общей воли и интересов всего общества.
5. Теория конвергенции (Д. Гелбрейт, Р. Арон, А.Д. Сахаров). Данная теория исходит из возможности и необходимости взаимовлияния социализма и капитализма, в результате чего образуется общество нового типа, обладающее положительными чертами обеих систем. Это приводит к становлению «постиндустриального общества» и «государства всеобщего благоденствия».
Сущность государства определяется рядом существенных черт: политическая власть, суверенитет, политический режим.
Существование государства в качестве политической организации в обществе связано прежде всего с тем, что оно является особой организацией политической власти.
Политическая власть получает материальное воплощение в системе органов и учреждений, образующих ее механизм. Будучи воплощенной в государственно-правовые институты, политическая власть становится государственной властью. Политический характер государства обусловлен тем, что оно регулирует отношения между всеми индивидами, социальными группами, классами. Политическая власть – реальная возможность политических структур, социальных групп, отдельных индивидов обладать властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в политических решениях, законах, иных предписаниях. Государственная власть – это важнейший вид политической власти, которая располагает исключительным правом устанавливать общеобязательные веления и опирается на специальный аппарат управления и органы принуждения.
Государство по своей сущности – основанная на определенных принципах организация суверенной политической власти, официально представляющая и охватывающая все общество в пределах определенной территории.
Литература
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002. –Гл. 3, 4.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства /Под ред. А.Б. Венгерова. – М., 1995. – Темы 4, 6.
Четвернин В.А. Понятия права и государства. – М., 1997. – Гл. 3.
Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве //Собрание сочинений в 10 томах. Т. 4. – М., 1994.
Каск Л.И. Структура и функции государства. – Л., 1969.
Ленин В.И. О государстве //Полн. Собр. соч. – Т. 39.
Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. – М., 1998. – Гл. 1, 2.
Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе //Государство и право. – 1993. – № 6.
Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. – Л., 1971.
Розин Э. Ленинская мифология государства. – М., 1996.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997. Гл. 1, 4.
Четвернин В.И. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве //Государство и право. – 1992. – № 5.
Государственной власти.
Под принципом разделения властей понимается рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Формирование и развитие принципа разделения властей происходит в период Нового времени (XVI – XVIII). Децентрализованное феодальное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления, который неизбежно должен был быть специализирован и разделен. Развивавшаяся в то время промышленная и торговая буржуазия поддержала монархическую власть и способствовала ее укреплению, но при этом получила доступ к власти, которая была распределена между сословиями и классами, и доступ этот был открыт прежде всего в нарождавшиеся центральные – парламентские структуры. Развитие разделенных властей шло несколькими параллельными путями: происходила централизация парламентских структур, укреплялась и совершенствовалась исполнительная власть, ее аппарат, завершалось формирование системы надзора и управления правосудием, передача судебных функций от властвующей феодальной верхушки - специализированным судебным органам.
Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-философской теории разделения властей. Представления о разделении властей получили свою систематическую разработку в творчестве французского юриста Ш. Монтескье.
Теория разделения властей исходит из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Это – законодательная, исполнительная и судебная власти. Причем каждая из этих «властей», являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг по отношению к другу, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
Эта теория получила законодательное закрепление в конституциях ряда стран. Система «сдержек и противовесов», установленная в конституции и конституционных законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Литература
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002.
Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 2004.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.
Бюрократия как институт власти. – СПб., 1996.
Даль Р. Введение в теорию демократии. – М., 1992.
Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений //Государство и право. – 1995. – № 11.
Зуев В.Н. “Власть” в системе политологических категорий //Государство и право. – 1992. – № 5.
Личность и власть. – М., 1998.
Луман Н. Власть. – М., 2001.
Почепко В.В., Хомелева Р.А. Очерки о власти: новые подходы и интерпретации. – СПб., 1998.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997. Гл. 3, 8.
Чиркин В.Е. Основы государственной власти. – М., 1996.
Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти //Государство и право. – 1995. – № 8.
Литература
Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2001. – Т.1.
Теория государства и права / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – М., 2004.
Григонис Э.П. Механизм правового государства. – СПб., 1999.
Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в аппарате государственного управления. – М., 1990.
Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. Учебное пособие. – М.,1992.
Петрухин И Л. Проблемы судебной власти в России.//Государство и право. – 2000. – №7-8.
Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей. (Научно-правовые, философские и исторические аспекты).//Государство и право. – 2000. – №10.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997. Гл. 9-13.
Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М., 1995.
Лекция 6 Форма государства.
Основные вопросы.
1. Понятие и элементы формы государства.
2. Понятие и виды форм правления.
3. Понятие и виды форм государственного устройства. Формы объединения современных государств.
Литература
Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 2004.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2000.
Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. – М., 2000.
Ермаков В.Г. Федерация как форма государственного устройства России. – М., 1999.
Ильин И.А. О монархии и республике //Собрание сочинений в 10 томах. – Т. 4. – М., 1994.
Лузин В.В. Формы правления современных государств. – Н. Новгород, 1998.
Тихомиров Ю.А. Государственно-правовые аспекты федерализма.// Федерализм – М., 1999 – №2.
Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта федерации//Государство и право. – 2000 – №10.
Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 1999.
Сиджански Д. Федералистское будущее Европы: от Европейского Сообщества до Европейского Союза. – М., 1998.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 1998.
Федерация в зарубежных странах. – М., 1993.
Чиркин В.Е. О публичной власти (постановка проблемы)//Государство и право. – 2003 – № 10.
Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве //Государство и право. – 1994 – № 1.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997. Гл. 5 – 7.
Литература
Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2001. – Т.1.
Гражданское общество: истоки и современность. – СПб., 2000.
Гаджиев К.С. Концепции гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования //Вопросы философии. – 1991 – № 7.
Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. – М., 1998.
Ильин М., Коваль В.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство //Полис. – 1992 – № 1–2.
Кин Д. Демократия и гражданское общество. – М., 2001.
Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997. Раздел 1. Гл. 10.
Новгородцев П.И. Введение в философию права. – М., 1996.
Права человека /Под ред. Е.А. Лукашевой. – М., 1999.
Правовое государство, личность, законность. – М., 1997.
Хропанюк В.Н. Хрестоматия по теории государства и права. – М., 1998. Раздел 4.
Понятие и признаки права
В современном российском правоведении сложилось несколько концепций (школ) правопонимания. Каждая из них определенное рациональное зерно и связана с определенным уровнем познания права с позиций философии права, социологии права либо практической (аналитической) юриспруденции.
На философском уровне познания сложилась естественно-правовая (нравственная) концепция права. Право - это система естественных, неотчуждаемых прав, социальных притязаний, осознанных обществом, воспринятых общественным сознанием от воли государства. Основа права - естественные, неотчуждаемые права человека. Естественно-правовая концепция исходит из строгого различения права и закона как акта государственной власти. Право есть форма общественного сознания и коренится не в законах, а в естественных правах человека. Правом являются не всякие законы, а только так называемые правовые законы, которые соответствуют естественным правам человека, началам справедливости, равенства, гуманизма.
Социологическая концепция права понимает под правом нормы и реальные общественные отношения (правоотношения), которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь «открывает» и закрепляет в законе. При этом право «живет» не столько в законах, сколько в действиях и поведении людей. Социологическая концепция права исходит из единства объективного права (норм, выраженных в законе и иных юридических источниках) и субъективного права (наличных прав субъектов, обеспеченных механизмами их реализации) (Л.С. Явич).
С точки зрения нормативного правопонимания право является институционным образованием. Право с необходимостью требует внешних форм выражения и закрепления в виде законов и иных юридических форм (источников). Отсюда право и закон рассматриваются в единстве и составляют действующее (позитивное) право. Вне официальных юридических источников право существовать не может. Таким образом, право с точки зрения нормативной концепции - это система общеобязательных, формально-определенных, исходящих от государства и охраняемых им норм, регулирующих общественные отношения.
Общая теория права охватывает все уровни познания права и призвана выработать интегративный подход к правопониманию. Право современной цивилизации складывается из единства трех элементов и вне их существовать не может, ибо теряет свой регулятивный потенциал.
Первый элемент - это социальные притязания, права человека, гуманистические правовые идеалы, выраженные в общественном правосознании как мера свободы и ответственности в обществе. Этот глубинный элемент права принято называть естественным правом.
С необходимостью социальные притязания, права человека должны найти выражение в юридических нормах, закрепленных в законах и иных юридических источниках. Это второй элемент, составляющий действующее позитивное право.
И, наконец, нормы права должны реально действовать, воплощаться в системе общественных отношений в виде субъективных прав, обеспеченных специальным юридическим механизмом их реализации.
Таким образом, право в современном обществе может быть представлено как единство следующих элементов:
1) Социальные притязания ® права человека® Естественное право | 2) Юридические нормы® законы и иные юридические источники ® Действующее, позитивное право | 3) Субъективные права® механизм их реализации® Правопорядок |
Интегративный подход позволяет определить право в виде следующей дефиниции. Право - это нормативно установленная и возведенная в закон мера свободы и ответственности в обществе, обеспечивающая формальное юридическое равенство и выступающая регулятором общественных отношений.
Право как особое общественное явление отличается определенными специфическими признаками.
Признаки права подразделяются на две группы
1) Общие признаки характеризуют право как понятие
Право
§ выражает начала справедливости и свободы;
§ отражает власть, государство и ответственность;
§ имеет общеобязательный характер;
§ состоит из норм и принципов;
§ выражено в законе и иных юридических источниках;
§ выступает как единство социальных притязаний, объективного и субъективного права;
§ является регулятором общественных отношений.
2) Специальные признаки (свойства) права как реального явления, обладающего регулятивным потенциалом:
§ Нормативность права. Право состоит из норм - правил поведения общего характера, которые являются общеобязательной мерой, масштабом поведения людей в обществе. При этом право обладает высшей степенью нормативности. С его помощью можно охватить единым регулированием максимально широкий круг общественных отношений, которые входят в сферу правового регулирования, требуют такого правового опосредования. Кроме того, юридические нормы могут действовать как угодно долго во времени и потому способны создать стабильную, устойчивую систему нормативно-правового регулирования.
§ Системность. Право представляет собой систему норм, т. е. отличается системностью. Действующие в стране правовые нормы настолько тесно взаимодействуют между собой, что их действие друг без друга вообще невозможно. Реальным выражением системности права является его строение, подразделение норм права на отрасли, правовые институты, взаимосвязанные и разграниченные между собой.
§ Формальная определенность. Как институционное образование право имеет строго определенные формы выражения юридических норм: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, решения и др.), судебные или административные прецеденты, правовые обычаи. В содержании правовых норм точно, конкретно, детализированно определяются правовые запреты и дозволения, позитивные обязывания, правовые последствия несоблюдения правовых норм (санкций), фиксируются некоторые юридические понятия.
§ Государственное правовое принуждение. В случае нарушения правовых предписаний право обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. При этом принуждение носит правовой характер, осуществляется в особых, установленных в праве процессуально-процедурных формах.
§ Динамизм права. Право характеризуется динамизмом, то есть способно изменяться в связи с развитием общественной жизни, быстро реагировать на появление новых или отпадения отживших общественных отношений. При этом изменчивость права сочетается с его стабильностью, устойчивостью нормативно-правового регулирования наиболее важных, определяющих сторон общественной жизнедеятельности.
§ Реальная применимость. Право снабжено специальным юридическим механизмом, применение которого приводит с необходимостью к реализации права, претворению его в жизнь, воплощению в фактическое поведение субъектов и достижению конкретных социально значимых результатов.
§ Право отличается правообязывающим характером. Это проявляется в органическом сочетании предоставляемых субъективных прав и возложенных на лиц юридических обязанностей.
Принципы права
Содержание права характеризуется его принципами, которые обеспечивают единство права той или иной страны.
Принципы права - это закрепленные в законодательстве в качестве универсальных, общезначимых предписаний его основополагающие идеи, руководящие начала, которые обладают регулятивным потенциалом и характеризуют право в целом, его отрасли и институты.
Принципы права - это такие его начала, основополагающие идеи, которые выражены в системе действующего законодательства, этим они отличаются от идей, начал правосознания. Принципы права, отраженные в общественном сознании, предшествуют позитивному праву, являются элементами естественного права, выражены в нем в виде социальных притязаний. Регулятивными возможностями обладают принципы права, закрепленные в действующем, позитивном праве. При этом принципы права либо непосредственно закрепляются в отдельных нормах права (нормы-принципы, нормы-задачи), либо “растворены” в праве, могут быть выведены из содержания ряда правовых норм.
Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. По этому основанию принципы права делятся на следующие группы:
§ общие принципы - руководящие начала, характеризующие главные особенности права в Конституции РФ;
§ межотрасле