Становление и развитие природоресурсного права.
Принципиальные изменения в правовом режиме компонентов природной среды начинают происходить в связи с провозглашением государственного суверенитета Республики Беларусь 27 июля 1990 г. Статья 5 Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь установила право собственности белорусского народа на землю и иные природные ресурсы.Закон о собственности в Республике Беларусь от 11 декабря 1990 г. установил право собственности Республики Беларусь на землю и другие природные ресурсы. Следующим шагом в направлении современного состояния природоресурсных отношений явилось постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 1 октября 1991 г. «О признании права частной собственности на землю». Спустя два года после столь революционного по своему значению для нашего общества решения был принят Закон Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю», установивший две формы собственности на землю - государственную и частную.
По сути начало правового оформления экологических отношений в его современном понимании и содержании было положено принятием 26 нояб ря 1992 г. Закона «Об охране окружающей среды»
Источники природоресурсного права и их классификация.
К основным источникам природоресурсного права относят Конституцию Республики Беларусь, Кодексы, в частности:КоАП, Водный, О недрах, О земле, Лесной, ГК, УК, ТК
Следующим важным источником экологического права являются Законы Республики Беларусь: Об охране ОС, О гос экол эксп, Об аренде, О геод и карт, О нал за поль прир рес…
Значительный объем НПА представлен Указами Президента Республики Беларусь.
Далее Постановления Совета министров Республики Беларусь.
Особое место занимают постановления отраслевых министерств и ведомств.
Классификация ПП. По содержанию различают на общие и специальные источники. Общие – НА других отраслей (земельное, горное, лесное, водное). Специальные – НА, которые регулируют тот или иной вид природоресурсных правоотношений.
Природоресурсные правоотношения: понятие, структура и виды.
Природоресурсные правоотношения это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей средой по поводу использования природных ресурсов, их восстановления и охраны.
По степени воздействия на природную среду в процессе хозяйственной и иной деятельности природоресурсные отношения подразделяются на:
1.Связанные с изъятием природного вещества из природной среды (например, добыча полезных ископаемых, заготовка древесины).
2. Не связанные с изъятием вещества из природной среды (например, все виды землепользования).
Основываясь на выделении в природной среде отдельных компонентов (земли, недр, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха), природных объектов (например, лесов), выделяют соотвествующие группы природоресурсных отношений:
· земельные отношения – по использованию и охране земель;
· горные отношения – по использованию и охране недр;
· водные отношения - по использованию и охране вод;
· отношения по использованию и охране растительного мира;
· отношения по использованию и охране животного мира;
· отношения по охране атмосферного воздуха;
· отношения по охране озонового слоя;
лесные отношения – в области использования, охраны и защиты леса.
Субъекты природоресурсных правоотношений.
Субъектами природоресурсных отношений являются:
- Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также иные государственные органы, органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции;
- общественные объединения, иные юридические лица Республики Беларусь, а также граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели (далее, если не предусмотрено иное, – граждане).
Объекты природоресурсных правоотношений (компоненты природной среды, природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы).