Природоресурсное право как составная часть экологического права.
Природоресурсное право
1. Природоресурсное право как составная часть экологического права.
2. Компоненты природной среды и природные ресурсы как объекты правового регулирования.
3. Предмет и система природоресурсного права.
4. Система природоресурсного законодательства
5. Понятие правового режима природных ресурсов.
6. Нормы международного права как источники природоресурсного права
7. Становление и развитие природоресурсного права.
8. Источники природоресурсного права и их классификация.
9. Природоресурсные правоотношения: понятие, структура и виды.
10. Субъекты природоресурсных правоотношений.
11. Объекты природоресурсных правоотношений (компоненты природной среды, природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы).
12. Содержание природоресурсных правоотношений.
13. Право природопользования: виды.
14. Правовые формы использования природных ресурсов.
15. Основания возникновения и прекращения природоресурсных правоотношений.
16. Ограничения и запреты права природопользования.
17. Право частной собственности как одна из форм использования природных ресурсов.
18. Право пожизненного наследуемого владения земельными участками.
19. Право постоянного и временного природопользования.
20. Аренда как одна из форм использования природных ресурсов.
21. Защита прав природопользователей.
22. Недра как объект использования и охраны.
23. Право пользования недрами и его виды: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых; использование подземных пространств; использование геотермальных ресурсов недр.
24. Порядок проведения торгов на предоставление горного отвода.
25. Изъятие и предоставление участков недр для государственных нужд.
26. Субъекты и объекты права пользования недрами.
27. Основания и порядок приостановления и прекращения права пользования недрами.
28. Переход права пользования недрами при реорганизации юридического лица.
29. Содержание права пользования недрами.
30. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.
31. Правовое обеспечение рационального использования и охраны недр.
32. Право пользования водами и его виды.
33. Аренда водных объектов.
34. Субъекты и объекты права пользования водами.
35. Основания и порядок возникновения и прекращения права пользования водами.
36. Ограничение права водопользования.
37. Содержание права пользования водами.
38. Права и обязанности водопользователей.
39. Воды как объект использования и охраны. Состав вод.
40. Водные правоотношения.
41. Водные ресурсы и их правовая классификация.
42. Водное законодательство.
43. Право собственности на воды.
44. Право водопользования. Общее и специальное водопользование.
45. Первичное и вторичное водопользование. Обособленное и совместное водопользование
46. Аренда водных объектов.
47. Основания возникновения права водопользования. Основания ограничения и прекращения права водопользования
48. Содержание права пользования водами.
Нормы международного права как источники природоресурсного права
Важная роль в процессе формирования экологического законодательства РБ отводится совершенствованию национального природоохранного законодательства и его согласованию с принципами и нормами международного экологического права.
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой, а также Лондонская поправка к Монреальскому протоколу; Конвенция о биологическом разнообразии; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения; Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных; Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием; Конвенция ООН об изменении климата; Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; Конвенция о доступе к информации, об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).
Объекты природоресурсных правоотношений (компоненты природной среды, природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы).
Содержание природоресурсных правоотношений.
Содержание правоотношений – это объем прав и обязанностей субъектов.
Права и обязанности субъектов природоресурсных отношений перечислены в Законе «Об окружающей среде» и других актах.
Граждане имеют право:
· создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;
· обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной экологической информации;
· принимать участие в обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду;
· вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
· оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;
· обращаться в государственные органы, иные организации в письменной, электронной или устной форме, а также вносить индивидуальным предпринимателям замечания и (или) предложения в книгу замечаний и предложений по вопросам охраны окружающей среды и получать мотивированные ответы;
· предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.
Гражданин обязан:
- Соблюдать законодвтельство РБ об охране окружающей среды
- Соблюдать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения
- Беречь природную среду и рационально использовать природные ресурсы
- Выполнять требования в области обращения с отходами
- Соблюдать требования пожарной безопасности
- Соблюдать правила охоты и рыболовства
- Выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооеративов) в местах отдыха и иных общественных местах
- Выполнять требования госорганов, осуществляющих контроль в сфере природопользования
- Возмещать вред, причиненный окружающей среде в порядке, установленном законодательством РБ.
Содержание права пользования недрами.
Право пользования недрами представляет собой систему правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования участков недр, права и обязанности недропользователей
В соответствии со ст. 12 КоН право недропользования подразделяется на следующие виды:
• геологическое изучение недр – комплекс исследовательских и прикладных работ, проводимых в целях уяснения строения земной коры и протекающих в ней процессов, поиска и разведки полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организации в недрах природного заповедования;
• добыча полезных ископаемых;
• строительство и (или) эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитенов, трубопроводов, хранилищ нефти и газа, захоронения отходов производства, сброса сточных вод и т. д.);
• образование особо охраняемых природных территорий и объектов, имеющих научную, историческую, культурно-эстетическую, санитарно-оздоровительную или иную ценность;
• сбор минералогических, палеонтологических и других уникальных геологических материалов.
Субъектами права недропользования являются юридические или физические лица, в том числе иностранные, имеющие в соответствии с законодательством Республики Беларусь право осуществлять хозяйственную или иную деятельность, связанную с пользованием недрами. Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия и организации.
Объектами права недропользования являются обособленные в установленном законом порядке участки недр, предоставляемые вышеназванным субъектам в пользование. Они могут выступать в виде горного отвода в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, или геологического отвода в случае геологического изучения недр.
Предоставление участков недр в пользование производится на основании решения местных Советов депутатов, принимаемого при наличии у пользователей недр соответствующих специальных разрешений (лицензий) в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь о лицензировании. К лицензируемым видам деятельности в области пользования недрами относятся: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых, торфа и сапропелей.
Гражданско-правовые способы возникновения права пользования недрами ограничены
Следует отметить, что законодательством о недрах предусмотрен особый порядок пользования недрами для землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков (ст. 30 КоН). Данные лица вправе в пределах своих земельных участков без предоставления горного отвода осуществлять для своих хозяйственных нужд:
• добычу общераспространенных полезных ископаемых – открытым способом, одним уступом, без применения взрывных работ, глубиною разработки до двух метров, без права продажи добытых полезных ископаемых;
• строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, – на глубину до 5 метров.
Для данных субъектов пользование недрами является общим, осуществляется без какого-либо специального разрешения.
Вторичное недропользование не допускается. Передача участков недр другим лицам по инициативе недропользователей запрещается. Переход права пользования недрами возможен лишь в случаях, установленных в законодательстве (ст. 23 КоН), например, при изменении организационно-правовой формы предприятия – пользователя недрами и др.
Содержание права недропользования составляют права и обязанности пользователей недрами. В соответствии со ст. 27 КоН пользователь недрами имеет право:
• самостоятельно выбирать формы и методы хозяйствования, не противоречащие законодательству;
• использовать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке добытое сырье;
• ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода;
• производить без дополнительного разрешения геологическое изучение недр за счет собственных средств в пределах предоставленного ему горного отвода.
Согласно ст. 28 КоН обязанности пользователей недр включают:
• целевое использование участков недр;
• внесение платежей за пользование недрами, предусмотренных законодательством;
• выполнение требований по охране окружающей среды и охране участков недр;
• соблюдение технических и технологических требований при пользовании недрами;
• проведение регистрации, учета и информационного обеспечения всех работ, связанных с пользованием недрами и др.
Аренда водных объектов.
Согласно статье 28 Водного кодекса Республики Беларусь водные объекты (их части) могут быть переданы в аренду юридическим и физическим лицам. Цели аренды водных объектов:
-для ведения промыслового лова рыбы,
- добычи водных беспозвоночных
-ведения охотничьего хозяйства,
- для других целей в порядке, установленном законодательством РБ.
Арендодателями водных объектов (их частей) являются соответствующие местные Советы депутатов, предоставляющие в аренду водные объекты (их части) по согласованию с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и другими уполномоченными на то органами государственного управления.
Арендатор не вправе сдавать в субаренду переданные ему по договору аренды водные объекты (их части).
Передача водных объектов (их частей) в аренду должна осуществляться с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемому водному объекту (его части) территории.
Не подлежат передаче в аренду водные объекты (их части), используемые для питьевых, бытовых и иных нужд населения, а также расположенные на территории населенных пунктов и (или) на особо охраняемых природных территориях, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Содержание права пользования водами.
Право водопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования вод.
В соответствии со ст. 20 ВК водные объекты предоставляются в пользование для следующих целей:
• удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения;
• сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей;
• отведения сточных и других вод.
Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Приоритет имеет использование водных объектов для питьевых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения, которое может осуществляться на условиях централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения. Вода, используемая для этих целей, должна соответствовать качественным характеристикам, предусмотренным действующими санитарными нормами и правилами. Специальное правовое регулирование предусмотрено для деятельности, направленной на обеспечение потребностей физических и юридических лиц в питьевой воде, что обеспечивается Законом Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении».
Права и обязанности водопользователей установлены Водным кодексом (ст. 31, 32 ВК).
Водопользователи имеют право: • осуществлять пользование водными объектами для различных целей в соответствии с условиями их предоставления;
• возводить в установленном порядке водохозяйственные сооружения и устройства, предназначенные для воздействия на водные потоки, забора, транспортировки, обработки и перераспределения вод, а также очистки, обезвреживания, обеззараживания и отведения сточных вод, осуществлять их реконструкцию;
• передавать для использования добытую воду другим водопользователям (водопотребителям) на условиях, согласованных с соответствующими государственными органами;
• получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности.
Основные обязанности водопользователей заключаются в следующем:
• использовать водные объекты в целях, для которых они предоставлены, и соблюдать установленные условия водопользования;
• рационально использовать водные ресурсы;
• вести учет количества забираемых и используемых вод, осуществлять контроль за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод;
• соблюдать режим содержания зон и округов санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;
• проводить согласованные в установленном порядке мероприятия по охране вод от истощения и улучшению их состояния;
• своевременно вносить плату за водопользование и др.
Водные правоотношения.
Основывается на Конституции Республики Беларусь,включает Водный кодекс Республики Беларусь 1998, Закон Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении», иные нормативные правовые акты Республики Беларусь и международные нормы.
Задачей водного законодательстваявляется регулирование отношений в области использования и охраны вод, обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного законодательством порядка использования и охраны водных объектов, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны вод и иных требований, в целях удовлетворения потребности в водных ресурсах, охраны вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, восстановления и улучшения состояния водных объектов.
Водные отношения в Беларуси регулируются не только водным законодательством, но и общими
нормами экологического права.
Отношения, связанные с использованием и охраной атмосферного воздуха, земель, недр, лесов, растительного и животного мира, возникающие при водопользовании, регулируются соответствующим
законодательством Республики Беларусь.
Объектами водных правоотношений являются водные объекты, под которыми понимается сосредоточение природных вод на поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формыраспространения и черты режима. Различают водные объекты поверхностные–сосредоточение природных вод на поверхностисуши (река, ручей, родник, озеро, водохранилище, пруд, канал и т.п.) и подземные (пресная, минеральная воды и т.д.).
Водные объекты, образующие в совокупности водный фонд, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь находятся в исключительной собственности государства.
Водное законодательство.
Статья 2. Водного кодекса РБ
Законодательство Республики Беларусь об охране и использовании вод
Законодательство Республики Беларусь об охране и использовании вод основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Кодекса, международных договоров Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Задачами законодательства Республики Беларусь об охране и использовании вод являются регулирование отношений в области использования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах юридических лиц и граждан Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод, восстановление и улучшение состояния водных объектов.
Отношения, возникающие в области питьевого водоснабжения, регулируются законодательством Республики Беларусь о коммунальном хозяйстве.
Отношения, связанные с использованием и охраной водных объектов на особо охраняемых природных территориях, регулируются законодательством Республики Беларусь об охране и использовании вод, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях.
Отношения, связанные с обращением с отходами, возникающие при пользовании водными объектами, регулируются законодательством Республики Беларусь об обращении с отходами.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, лесов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при водопользовании, регулируются законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, об использовании, охране и защите лесов, об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха.
Отношения, связанные с охраной и использованием подземных вод, не урегулированные законодательством Республики Беларусь о недрах, регулируются настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь об охране и использовании вод.
Отношения, связанные с использованием водных объектов для нужд водного транспорта, регулируются настоящим Кодексом и законодательством Республики Беларусь о внутреннем водном транспорте.
Отношения, связанные с использованием и охраной водных объектов на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законодательством Республики Беларусь об охране и использовании вод, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь о правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Аренда водных объектов.
Согласно статье 28 Водного кодекса Республики Беларусь водные объекты (их части) могут быть переданы в аренду юридическим и физическим лицам. Цели аренды водных объектов:
-для ведения промыслового лова рыбы,
- добычи водных беспозвоночных
-ведения охотничьего хозяйства,
- для других целей в порядке, установленном законодательством РБ.
Арендодателями водных объектов (их частей) являются соответствующие местные Советы депутатов, предоставляющие в аренду водные объекты (их части) по согласованию с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и другими уполномоченными на то органами государственного управления.
Арендатор не вправе сдавать в субаренду переданные ему по договору аренды водные объекты (их части).
Передача водных объектов (их частей) в аренду должна осуществляться с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемому водному объекту (его части) территории.
Не подлежат передаче в аренду водные объекты (их части), используемые для питьевых, бытовых и иных нужд населения, а также расположенные на территории населенных пунктов и (или) на особо охраняемых природных территориях, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Содержание права пользования водами.
Право водопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования вод.
В соответствии со ст. 20 ВК водные объекты предоставляются в пользование для следующих целей:
• удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения;
• сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей;
• отведения сточных и других вод.
Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Приоритет имеет использование водных объектов для питьевых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения, которое может осуществляться на условиях централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения. Вода, используемая для этих целей, должна соответствовать качественным характеристикам, предусмотренным действующими санитарными нормами и правилами. Специальное правовое регулирование предусмотрено для деятельности, направленной на обеспечение потребностей физических и юридических лиц в питьевой воде, что обеспечивается Законом Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении».
Права и обязанности водопользователей установлены Водным кодексом (ст. 31, 32 ВК).
Водопользователи имеют право: • осуществлять пользование водными объектами для различных целей в соответствии с условиями их предоставления;
• возводить в установленном порядке водохозяйственные сооружения и устройства, предназначенные для воздействия на водные потоки, забора, транспортировки, обработки и перераспределения вод, а также очистки, обезвреживания, обеззараживания и отведения сточных вод, осуществлять их реконструкцию;
• передавать для использования добытую воду другим водопользователям (водопотребителям) на условиях, согласованных с соответствующими государственными органами;
• получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности.
Основные обязанности водопользователей заключаются в следующем:
• использовать водные объекты в целях, для которых они предоставлены, и соблюдать установленные условия водопользования;
• рационально использовать водные ресурсы;
• вести учет количества забираемых и используемых вод, осуществлять контроль за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод;
• соблюдать режим содержания зон и округов санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;
• проводить согласованные в установленном порядке мероприятия по охране вод от истощения и улучшению их состояния;
• своевременно вносить плату за водопользование и др.
Природоресурсное право
1. Природоресурсное право как составная часть экологического права.
2. Компоненты природной среды и природные ресурсы как объекты правового регулирования.
3. Предмет и система природоресурсного права.
4. Система природоресурсного законодательства
5. Понятие правового режима природных ресурсов.
6. Нормы международного права как источники природоресурсного права
7. Становление и развитие природоресурсного права.
8. Источники природоресурсного права и их классификация.
9. Природоресурсные правоотношения: понятие, структура и виды.
10. Субъекты природоресурсных правоотношений.
11. Объекты природоресурсных правоотношений (компоненты природной среды, природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы).
12. Содержание природоресурсных правоотношений.
13. Право природопользования: виды.
14. Правовые формы использования природных ресурсов.
15. Основания возникновения и прекращения природоресурсных правоотношений.
16. Ограничения и запреты права природопользования.
17. Право частной собственности как одна из форм использования природных ресурсов.
18. Право пожизненного наследуемого владения земельными участками.
19. Право постоянного и временного природопользования.
20. Аренда как одна из форм использования природных ресурсов.
21. Защита прав природопользователей.
22. Недра как объект использования и охраны.
23. Право пользования недрами и его виды: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых; использование подземных пространств; использование геотермальных ресурсов недр.
24. Порядок проведения торгов на предоставление горного отвода.
25. Изъятие и предоставление участков недр для государственных нужд.
26. Субъекты и объекты права пользования недрами.
27. Основания и порядок приостановления и прекращения права пользования недрами.
28. Переход права пользования недрами при реорганизации юридического лица.
29. Содержание права пользования недрами.
30. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.
31. Правовое обеспечение рационального использования и охраны недр.
32. Право пользования водами и его виды.
33. Аренда водных объектов.
34. Субъекты и объекты права пользования водами.
35. Основания и порядок возникновения и прекращения права пользования водами.
36. Ограничение права водопользования.
37. Содержание права пользования водами.
38. Права и обязанности водопользователей.
39. Воды как объект использования и охраны. Состав вод.
40. Водные правоотношения.
41. Водные ресурсы и их правовая классификация.
42. Водное законодательство.
43. Право собственности на воды.
44. Право водопользования. Общее и специальное водопользование.
45. Первичное и вторичное водопользование. Обособленное и совместное водопользование
46. Аренда водных объектов.
47. Основания возникновения права водопользования. Основания ограничения и прекращения права водопользования
48. Содержание права пользования водами.
Природоресурсное право как составная часть экологического права.
Природоресурсное правопредставляет собойсовокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов.
Природоресурсное право как учебная дисциплина, изучает подотрасли экологического права, регулирующие общественные отношения по использованию и охране отдельных компонентов природной среды (земельные, горные, водные, отношения по использованию и охране растительного мира, животного мира и атмосферного воздуха), которые выделяются в самостоятельный раздел экологического права.
Предмет. Общественные отношения, свяанные с использованием и охраной природных компонентов и объектов, закрепленных в законодательстве в качестве объектов природопользования.
Вопрос о соотношении природоресурсного и экологического права решался ранее юристами двумя способами: природоресурсное право или включало в себя экологическое, или само поглощалось экологическим правом, правом окружающей среды. В экологическое право большинство авторов включает в качестве самостоятельных отраслей горное, лесное и др. отрасли права, составляющие его Особенную часть.
В то же время некоторые авторы, приводят разграничения между природоресурсным и экологическим правом, указывая, что природоресурсное право изучает общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных ресурсов, в то время как предметом экологического права являются общественные отношения, касающиеся не столько самих природных объектов, сколько внутренних и внешних связей этих объектов, их свойств, состояний и процессов, происходящих в них.