Глава xiii. основы конституционного права индии
Конституция Индии
Конституционное развитие
Республика Индия (Бхарат), или Индийский Союз, — крупнейшее федеративное демократическое государство, занимающее второе место в мире по численности населения, которая приближается к 1 млрд. человек. По многим показателям она входит в десятку наиболее развитых стран.
Индия была в числе первых крупных стран, освободившихся после Второй мировой войны от колониальной зависимости. Она создала свою оригинальную государственность и Конституцию, которые стали объектами изучения и в определенной степени примерами для других освобождавшихся вслед за ней стран и народов. Эта "живая лаборатория развивающегося конституционализма" оказалась своеобразной моделью, воплотившей в себе многие характерные для афро-азиатских конституций черты, проблемы и тенденции. Индийская Конституция за полвека своего развития продемонстрировала удивительное сочетание типичности и оригинальности, модернизма и традиционности, а главное — способность приспосабливаться к меняющимся условиям современного мира и достаточно эффективно обеспечивать развитие этой громадной, многонациональной, поликонфессиональной, разнокастовой и столь многоликой страны, которая в этом отношении напоминает Россию.
Британское проникновение на Индостанский полуостров начала осуществлять на рубеже XVII в. Ост-Индская торговая компания, превращенная позднее в публичную корпорацию. Она постепенно подчиняла себе существовавшие тысячелетиями местные общины и феодальные государственные структуры. В дальнейшем функции власти на полуострове перешли к назначаемым британским правительством чиновникам, которые действовали на основании законов об управлении Индией, издававшихся британским Парламентом. Главный британский администратор стал даже именоваться Вице-королем Индии.
Колониальное владычество Соединенного Королевства в Индии осуществлялось как в прямой, так и в косвенной форме. Прямая выражалась в создании провинций, управлявшихся британскими администраторами, а косвенная — в сохранении ряда индийских княжеств, правители которых — раджпра-мукхи — были поставлены в феодальную зависимость от британской Короны, представленной Вице-королем, и вынуждены были следовать указаниям своих британских "советников". Хотя это колониальное владычество обеспечивало экономическую эксплуатацию богатейших ресурсов огромной страны и преследовало также военно-стратегические цели, объективно оно имело для народов полуострова и положительные последствия — ускорило их приобщение к современной цивилизации, создало властные структуры с элементами демократии и вооруженные формирования, развило, сколь ни парадоксально, национальное самосознание, что дало возможность затем добиться государственной независимости.
После мощного народного восстания 1857 г., жестоко подавленного, британцы осознали необходимость привлечения к участию в управлении местной элиты, которая в 1885 г. создала национальную политическую организацию "Индийский национальный конгресс" (ИНК). Эта организация возглавила национально-освободительное движение в стране. Его особенностью стало инициированное Махатмой Ганди движение гражданского неповиновения (сатьяграха). Однако национально-освободительное движение раздиралось межрелигиозными противоречиями, прежде всего между индусами и мусульманами.
Принятый в 1919 г. очередной Закон об управлении Индией "открыл новую главу" в истории ее конституционного развития, начав процесс постепенной передачи власти в стране индийцам, отмечал индийский профессор Махадео Прасад Шарма*. По этому закону реальное управление страной оставалось в руках генерал-губернатора в совете, который был ответствен только перед британским Парламентом, однако были учреждены две законосовещательные и большей частью выборные палаты — Государственный совет и Законодательное собрание.
* См.: Шарма М. П. Государственный строй Индийской Республики. М., 1958. С. 32.
В 1935 г. британский Парламент издал последний Закон об управлении Индией. Он учредил всеиндийскую федерацию, в состав которой вошли провинции и княжества. На федеральном уровне и в провинциях система власти подлежала перестройке по парламентарному образцу. Федерация, впрочем, не была достроена из-за противодействия партий, но ответственные правительства в провинциях были сформированы.
Когда началась Вторая мировая война, британское правительство объявило Индию воюющей стороной, против чего выступил ИНК, отозвавший свои правительства в провинциях. Напротив, правительства Мусульманской лиги продолжали работать, и в 1940 г. Мусульманская лига потребовала создать мусульманское государство Пакистан.
Для разработки Конституции было избрано Учредительное собрание, которое приступило к работе в декабре 1946 г. Оно создало несколько комитетов по выработке разделов проекта Конституции, в которые вошли виднейшие политические деятели и ученые страны. Мусульманская лига, однако, участвовать в выработке Конституции отказалась.
Закон о независимости Индии британский Парламент принял 18 июля 1947 г. Этот закон предусмотрел создание с 15 августа независимых доминионов Индии и Пакистана, причем Пакистан создавался из двух частей — западной и восточной, между которыми пролегало 1600 км индийской территории. Кашмир на границе с Западным Пакистаном оказался спорной территорией, из-за которой между обоими государствами велись боевые действия и которая в настоящее время разделена, хотя обе страны продолжают претендовать на нее целиком. В 1971 г. не без помощи Индии Восточный Пакистан вышел из состава Пакистана и стал отдельным государством Бангладеш. Таким образом, на территории бывшей британской колонии Индии существуют ныне три независимых государства.
После длительного обсуждения 26 ноября 1949 г. проект Конституции был утвержден Учредительным собранием, и 26 января 1950 г. Конституция Индии вступила в силу. Эта Конституция как бы подвела итог борьбы народов Индии за независимость. В то же время она явилась и по сей день остается своего рода социальным компромиссом. Стремление согласовать приемлемым образом чаяния и интересы различных классов и слоев общества, различных этносов, религиозных общин и каст и приблизиться к общенациональному консенсусу имеет в Индии характер тенденции, усилившейся в процессе развития Конституции.
Конституция утвердила государственный суверенитет, создала предпосылки для подкрепления политической независимости независимостью экономической, для обеспечения единства государства и управления страной, разобщенной сложнейшими языковыми, национальными, религиозными и кастовыми барьерами, для повышения чрезвычайно низкого жизненного уровня людей, для устранения феодально-колониальных пережитков, сковывавших развитие внутреннего рынка. Конституция открыла юридические возможности для развития в стране демократии, стала правовой основой для различных отраслей национального законодательства, определила главные направления дальнейшего развития государства.
Индия своей Конституцией создала прецедент: отказалась от статуса доминиона, провозгласив республику, и в то же время осталась в составе Содружества, возглавляемого британской Короной. До этого в Содружестве участвовали наряду с бывшей метрополией только доминионы, за которыми Вестминстерский статут 1931 г. признал государственный суверенитет.
Для того чтобы добиться единообразия законодательства на всей территории Индии, в Конституцию были включены элементы гражданского, административного, финансового, процессуального, трудового и других отраслей права, которые обычно содержатся в текущем законодательстве. В результате стремления объять по возможности большую сферу жизни Конституция оказалась хотя и продуманной, но одной из самых объемных писаных конституций мира*, местами крайне задетализированной и весьма сложной по структуре.
*См.: Gupta R. К., Sarkar S. С.Overview of Constitutional Law of India. Delhi, 1982. P. 111.
Эти кажущиеся внешними качества и предопределили некоторые тенденции дальнейшего развития индийского конституционного права: многочисленность принимаемых поправок; стремление "индианизировать" заимствованные иностранные нормы и идеи; желание, легко заменяя детали, сохранить базовый каркас Конституции (теория неизменяемых "основополагающих черт и структуры Конституции"), переплетенность собственно конституционных норм с решениями Верховного суда, вынесенными в порядке конституционного контроля, законами, имеющими конституционное значение, обычаями, делегированным законодательством и т. д. Создатели Конституции Индии использовали те государственные институты и инструменты, которые уже были известны населению и успешно работали*.
* См.: Kashuap S. C. The Political System and Institution Building under Jawaharlal Hehru. N. D., 1990. P.18.
При отсутствии достаточного опыта собственного конституционного развития в Индии был избран путь использования положений конституций других стран и приспособления их к специфике индийских условий. Поэтому в Конституции Индии можно выявить статьи, имеющие формальное сходство с конституционными положениями Великобритании, США, Ирландии, Канады, Австралии, германской Веймарской республики, Японии, Бирманского Союза, ЮАР и некоторых других высокоразвитых и развивающихся стран.
Советские и индийские ученые отмечали, что на Конституцию Индии и ее развитие оказали влияние Конституции СССР 1936 и 1977 гг.* Оно выразилось прежде всего в расширении перечня социально-экономических прав, во внесении в Конституцию Индии основных обязанностей граждан и провозглашении руководящих принципов политики государства в социальной области (см., например, ст. 38, 39, 41, 47). В статьях, направленных на поднятие социального, экономического и культурного уровня отсталых групп населения, каст и племен, можно заметить некоторую аналогию с опытом национального строительства Советского Союза и мерами, принимавшимися в СССР для ликвидации отсталости и неравенства различных национальностей. Из анализа текста индийской Конституции следует формальное признание ею стремления к социальному, политическому и экономическому равенству всех членов общества. К сожалению, этот принцип не претворяется в жизнь в полном объеме.
* См.: Левин И. Д., Мамаев В. А. Государственный строй Индии. М., 1957. С. 62; Mal Lodha. Fundamental Law of India and USSR // Indo-Soviet Law Seminar. Jodhpur, 1985; Sharma J.New Soviet Constitution: an Indian Assessment. N. D., 1983.
Конституция осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует модернизации страны. В основе индийской модели развития по "третьему пути" (не капитализм и не социализм) были заложены жизненные реальности и приспособленный к ним комплекс ценностей социальной справедливости и демократии. Эти идеи не были заимствованы ни в СССР, ни из опыта социалистов Европы, а уходили своими корнями в глубь индийской религиозно-культурной традиции. В документах ИНК, длительное время руководившего страной в период борьбы за независимость и после ее завоевания, неоднократно указывалось, что Индия стремится построить "общество социалистического образца". В результате принятия в 1976 г. 42-й поправки к Конституции в ее преамбулу было включено определение Индии как "суверенной, социалистической, светской и демократической республики". В лозунгах индийских политических партий все чаще встречается термин "демократический социализм", означающий своеобразный сплав индийского социализма, национализма и западного либерализма.
Несмотря на использование конституционного опыта других стран, индийская Конституция отнюдь не стала сборником заимствований из иностранных конституций. Индийская конституционная теория и практика в значительной степени преломляют заимствованные нормы, положения и идеи, наполняя их новым содержанием, придавая им все более своеобразный, национальный характер, соответствующий потребностям индийской действительности. Эта тенденция к самостоятельному правотворчеству особенно четко проявилась в ходе развития Конституции в прошедшие после принятия Конституции десятилетия.
Развитие конституционализма в независимой Индии происходило иначе и в других социально-экономических условиях, чем, например, в высокоразвитых странах Европы. Конституционные процессы, которые растянулись в Европе на века, были спрессованы в Индии в десятилетия и протекали в сравнительно бедной и малограмотной стране. Здесь в обществе сталкиваются и переплетаются в сложном взаимодействии социальные, экономические и политические процессы и отношения, которые присущи различным историческим эпохам. Так, у отсталых жителей лесных и горных районов еще сохранились элементы родоплеменных отношений, во всем обществе сильны традиции индуизма и ислама, в деревнях живучи некоторые феодальные пережитки. Это питательная база для сохранения традиционных и нетрадиционных (докапиталистических) социальных слоев, которые весьма многочисленны в Индии.
Осложняет ситуацию чрезвычайная религиозная неоднородность населения и признание в Индии различных религиозных правовых систем, с чем также нельзя не считаться. Общинно-кастовая и национально-языковая разобщенность, резкая дифференциация между отдельными районами страны, недостаточно развитая инфраструктура — все это делает непростым реализацию конституционных положений, которые должны единообразно пониматься и применяться на всей территории государства.
За полвека действия Конституция независимой Индии претерпела весьма глубокие изменения. По мнению, профессора Д. Д. Басу, "почти каждое первоначальное положение Конституции было изменено либо путем внесения формальных поправок, либо посредством судебных толкований и поэтому оценка действующей Конституции сама по себе уже представляет чрезвычайно сложную задачу"*. Внесенные за это время более 80 поправок существенно видоизменили структуру Конституции, текст и реальное содержание многих конституционных положений. Так, была дополнена преамбула, две части упразднены и две добавлены, а 18 других — многократно изменялись.
* Basu D.D. Introduction to the Constitution of India. 9"'ed. N. D., 1982. P. 364.
Конституционное развитие Индии можно разбить на два взаимообусловленных и связанных логикой общественно-исторического развития этапа. Хронологически водораздел между ними несколько растянут во времени и приходится на конец 70-х — начало 80-х гг.
Первый этап начался с обретения независимости и продолжался до конца 70-х гг. Это был исторический этап, когда в Индии совершилась и в основном была завершена "национальная, по существу буржуазно-демократическая, революция как политическая, так и социальная... Хотя проведенные политические и социально-экономические преобразования, как правило, носили компромиссный характер, они существенно изменили политический строй, а во многом и социально-экономическую структуру страны"*. В этот период происходило становление, отлаживание и развитие Конституции Индии как высшего закона молодой освободившейся от колониальной зависимости страны с относительно низким уровнем развития капитализма и с еще существенными феодально-колониальными пережитками.
*Комаров Э. Н. Некоторые концептуальные проблемы социально-политического развития // Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947—1987). М., 1989. С. 105.
Первый период социально-экономической и политической эволюции независимой Индии получал правовое обеспечение на основе не только первоначального текста Конституции, но и поправок к ней, которые были непосредственно направлены на решение задач этого этапа развития: поправки способствовали устранению феодально-колониальных пережитков прошлого, проведению аграрных реформ, национализации предприятий, банков, целых отраслей промышленности и созданию на этой базе самого мощного в развивающемся мире государственного сектора. Принятые за это время конституционные поправки привели к существенным (даже слишком!) ограничениям права частной собственности и введению государственного регулирования экономики. Имели место некоторые ограничения прав граждан.
"Спускаемый сверху" посредством использования государственного аппарата, обладающий определенными антифеодальными, прогрессивными чертами государственный сектор помогает разрешать противоречия в рамках единого национального народного хозяйства, но в то же время он не всегда достаточно эффективен. Модернизация индийской экономики и все более широкое включение ее в мировой рынок оказали воздействие не только на политическую жизнь страны, но и на правовую надстройку и ее конституционные основы.
В течение всего периода независимости наблюдается тенденция к расширению функций и масштабов деятельности индийского государства, а вместе с ним сфер и объема конституционного регулирования. В то же время закономерное развитие гражданского общества, становление правового государства и современной демократии в Индии все сильнее препятствуют усилению этой тенденции.
Так, принятая уже в 1951 г. 1-я поправка ввела определенные ограничения частной собственности, которые позволили провести ряд реформ в экономической области, прежде всего аграрную реформу, которая устранила феодальное землевладение. Дополнительные уточнения в эти положения были внесены 4-й поправкой в 1955 г., 17-й поправкой в 1964 г., 25-й поправкой в 1971 г., 42-й поправкой в 1976 г., 44-й поправкой в 1978 г., к чему мы еще вернемся.
Одной из первых крупнейших реформ была реорганизация штатов в основном по лингвистическому принципу, осуществленная в 1956 г. (7-я поправка). Первоначально субъектами федерации были три группы штатов — А (бывшие провинции Британской Индии), В (княжества) и С (территории, управляемые из центра, но с возможным созданием выборных законодательных органов и ответственных правительств), а кроме того, существовали территории группы D, управлявшиеся только исполнительной властью центра. В результате реформы раджпрамукхи (наследственные монархи в княжествах) утратили власть, княжества были ликвидированы и созданы два вида территориальных единиц — штаты и союзные территории, о статусе которых мы расскажем ниже в § 6 настоящей главы. Сейчас отметим лишь, что 14-я поправка(1962 г.) демократизировала систему управления союзными территориями, предоставив им самоуправление. Система отношений между центром и штатами корректировалась 42—44-й поправками, причем подчас в противоположных направлениях, что определялось политическими линиями партий, формировавших Правительство.
Второй этап эволюции Конституции начался с конца 70-х гг. и продолжается в настоящее время. Он связан с окончательной "доделкой" общедемократических преобразований, изменением партийной системы — ликвидацией доминирования одной партии, окончательным преодолением феодально-колониальных пережитков в индийском обществе, достигшем к этому времени среднего уровня экономического развития и продолжающем эволюцию в направлении современного рынка, ориентирующемся на рывок в постиндустриальное будущее. В сфере экономики возросло значение конституционного регулирования взаимодействия трех относительно самостоятельных, но взаимосвязанных укладов, в значительной степени определяющих экономическое развитие Индии: крупного частного капитала, государственного сектора и мелкого частнокапиталистического производства. В стране сложился и становится все более влиятельным средний класс, включавший уже к концу 80-х гг., по различным оценкам, от 50 до 140 млн. человек, к которому примыкает сформировавшийся в "зонах зеленой революции" и крепнущий слой фермерства*.
* См.: Клюев Б. И. Изучение и использование опыта независимой Индии как важный элемент российско-индийских связей // Россия и Индия в современном мире. М., 1995. С. 86.
Принципиальные изменения, символизирующие переход от одного этапа эволюции Конституции Индии к другому, внесены упомянутой 44-й поправкой 1978 г. Они укрепили эффективный рыночный компонент экономики, уточнили компетенцию высших органов государственной власти, содержат ряд мер по ликвидации наиболее авторитарных положений 42-й поправки. Из последующих поправок надо отметить институционализацию политических партий 52-й поправкой, снижение 61-й поправкой возрастного избирательного ценза. Для второго этапа развития Конституции Индии характерны постепенное преодоление черт и тенденций, присущих конституциям развивающихся стран, и, напротив, включение положений, аналогичных тем, которые содержатся в конституциях высокоразвитых государств. Логика и опыт весьма бурного и самобытного развития Конституции Индии позволяют предположить, что на втором достаточно продолжительном этапе с учетом индийской специфики будут рождаться и развиваться новые, направленные в постиндустриальную перспективу, тенденции и черты индийского конституционализма, которые сегодня лишь намечаются.
Несмотря на столь многочисленные изменения, уже внесенные в Конституцию, перед ней, в плане перспектив дальнейшего развития, остаются еще весьма серьезные проблемы, которые требуют своего разрешения. Среди таких проблем дальнейшее развитие федерации и решение национально-языкового вопроса на подлинно демократической основе, расширение прав и свобод и их обеспечение, связь их с основными обязанностями и наполнение последних реальным содержанием, решение проблемы соотношения основных прав и руководящих принципов политики государства (см. ниже — § 2 и 3 настоящей главы), сглаживание наиболее авторитарных черт чрезвычайных положений Конституции и др.
Эволюция индийского конституционализма в начале третьего тысячелетия будет, наверное, в значительной степени определяться диалектикой взаимодействия превалирующей демократической и ослабевающей авторитарной тенденций, отражающих два противоположных, но связанных между собой подхода экономически доминирующих и политически правящих кругов к решению проблем эффективного развития, сохранения единства государства и обеспечения стабильного прогресса общества. Этот процесс осложняется, однако, высоким уровнем напряженности межклассовых, этнических, религиозных, кастовых и социальных противоречий в условиях динамично развивающихся под воздействием научно-технической и технологической революции основ современной рыночной экономики.