Конституционно-правовая ситуация на Тайване
Как уже было отмечено выше — в п. 1 § 1 настоящей главы, гоминьдановское руководство Китайской Республики после поражения в гражданской войне переместилось в 1949 г. на остров Тайвань, где получило защиту со стороны США. Долгое время ведущие западные державы в отличие от СССР, сразу признавшего КНР, продолжали признавать администрацию лидера Гоминьдана Чан Кайши представителем Китая на международной арене, и более 20 лет именно тайваньский режим представлял Китай в ООН. Однако даже после того, как США установили с КНР дипломатические отношения и КНР получила полноценное международное признание в качестве великой державы, заняв место постоянного члена в Совете Безопасности ООН, остров Тайвань, который она считает одной из своих провинций, сохраняет доныне свою фактическую независимость под покровительством США и продолжает именовать себя Китайской Республикой.
На острове считается действующей Конституция Китайской Республики 1946 г., которая в ст. 1 характеризует "Китайскую Республику" как демократическую республику народа, управляемую народом и для народа. Однако необходимо отметить, что в течение довольно длительного времени после 1949 г. Конституция была в значительной своей части фиктивна, так как Гоминьдан установил на острове весьма авторитарный политический режим, который мало отличался от режима, введенного коммунистами в континентальной части страны. Формально это был режим чрезвычайного положения, мотивированный гражданской войной. Помимо Гоминьдана была разрешена деятельность только еще двух партий-сателлитов — Младокитайской и Партии демократического социализма. Практиковалось вместо выборов продление президентских полномочий Чан Кайши и его сына Цзян Цзинго, ставшего Президентом после смерти отца. Лишь с середины 50-х гг. стали избираться местные органы власти, а лишь с конца 60-х — высшие.
Следует отметить, что экономика Тайваня развивалась в последующие десятилетия очень интенсивно, и это способствовало демократизации политической жизни, начавшейся с середины 80-х гг. Ликвидирована политическая монополия Гоминьдана, и в настоящее время на острове зарегистрировано более 80 политических партий, из которых наибольшее влияние обретает Демократическая прогрессивная партия (ДПП), притом что Гоминьдан сохраняет весьма значительный электорат. Лидер ДПП избран в 2000 г. Президентом, а Вице-президентом впервые избрана женщина. Новый Президент назначил в руководство исполнительной властью ряд деятелей Гоминьдана. Влиятельной становится также Новая партия (НП). Этот процесс получил отражение в ряде конституционных реформ, которые усилили демократические черты Конституции, а сама Конституция все более превращается в реально действующий правовой документ, приспособленный к тому же к условиям острова. В 1991—2000 гг. Конституция подверглась ряду реформ.
Конституция установила, что все населяющие республику расовые группы равны между собой (ст. 5). В ст. 7 Конституция провозглашает равенство перед законом всех граждан независимо от пола, религиозной, расовой, классовой и партийной принадлежности, а в ст. 8 содержит широкий перечень процессуальных гарантий личной свободы. Запрещено предавать суду военного трибунала лиц, не состоящих на действительной военной службе (ст. 9). Гарантируются свобода выбора и изменения местожительства, свобода слова, преподавания, письменного творчества и печати, тайна переписки, свобода вероисповедания, свобода собраний и ассоциаций, право на жизнь, труд и собственность, право на подачу петиций, жалоб и исков, право на выборы, отзывы, инициативы и референдумы, право участвовать в экзаменах на должности и занимать эти должности по результатам экзаменов (ст. 10—18). Кроме того, гарантируются Конституцией (ст. 22) все другие свободы и права граждан, которые не наносят ущерба общественному порядку и общественным интересам. Все эти свободы и права не могут ограничиваться законом, кроме случаев, когда необходимо предотвратить нарушение свободы других граждан, избежать надвигающейся серьезной опасности, сохранить общественный порядок, укрепить общественное благосостояние (ст. 23). Согласно ст. 24 государственные служащие, незаконно посягающие на свободы и права граждан, кроме дисциплинарных взысканий, налагаемых согласно закону, подлежат уголовной и гражданской ответственности, а пострадавшие от их действий граждане могут по закону требовать возмещения государством причиненного им вреда.
Установлены также конституционные обязанности граждан: платить налоги, нести воинскую обязанность согласно закону (ст. 19, 20). Получение образования определяется в ст. 21 как право и обязанность.
Далее в ряде глав Конституции регулируется статус органов власти и самоуправления и местных коллективов.
Особое место в системе высших государственных органов занимает Национальное собрание, которое, не входя в систему пяти властей и основываясь на положениях Конституции, "осуществляет политическую власть от имени всех граждан республики" (ст. 25). Оно не представляет собой постоянно действующий орган, а избирается и собирается в каждом случае в течение шести месяцев после принятия Законодательной палатой решения о необходимости конституционной реформы или изменения территории страны либо в течение трех месяцев после решения Законодательной палаты о необходимости отрешить от должности Президента или Вице-президента. Национальное собрание состоит из 300 депутатов, избранных по принципу пропорционального представительства.
Полномочия Национального собрания позволяют охарактеризовать его как орган учредительной власти, выполняющий также некоторые другие функции. Оно вносит изменения и дополнения в Конституцию, а также проводит референдум по поправкам к Конституции, инициированным Законодательной палатой. Кроме того, Национальное собрание решает 2/3 общего числа депутатов вопрос об отрешении от должности Президента или Вице-президента, если соответствующая инициатива внесена Законодательной палатой, утверждает производимые Президентом назначения на высшие государственные должности.
Согласно Закону о выборах и отзыве публичных должностных лиц* активное избирательное право предоставляется гражданам по достижении 20 лет, пассивное — 23 лет. Не допускаются к выборам лица, лишенные гражданских прав, и недееспособные. Установлен четырехмесячный ценз проживания в избирательном округе. От кандидатов в высшие органы власти требуется полное среднее или высшее образование, от кандидатов в органы уездного уровня и ниже — хотя бы неполное среднее образование. Не могут избираться военнослужащие и полицейские на действительной службе, штатные учащиеся, профессиональные организаторы выборов, а также осужденные, банкроты и лица, которым запрещено занятие публичных должностей. За кандидата вносится избирательный залог, который возвращается, если кандидат соберет хотя бы 10% голосов. Голосование — тайное. Применяется система единственного непередаваемого голоса.
* См. подробнее: Гудошников Л., Кокарев К. Политическая система Тайваня. Второе доп. изд. М., 1999. С. 26—46.
С 1996 г. Президент и Вице-президент избираются не Национальным собранием, как ранее, а прямыми выборами на четыре года с правом однократного переизбрания. Досрочная вакансия должности Вице-президента замещается на оставшийся срок по предложению Президента решением Законодательной палаты. В случае одновременной вакантности должностей Президента и Вице-президента их полномочия временно переходят к председателю Исполнительной палаты и проводятся довыборы на оставшийся срок. Голосование избирателей по отзыву Президента или Вице-президента может иметь место по инициативе 1/4 всех депутатов Законодательной палаты, одобренной 2/3 того же их числа. Для отзыва необходимо более половины действительных голосов при условии, что в голосовании приняли участие более половины избирателей "свободной территории". Предложение об отрешении от должности Президента или Вице-президента за измену или мятеж может инициироваться абсолютным большинством и нуждается в одобрении 2/3 состава Законодательной палаты и только при этих условиях вносится в Национальное собрание.
Президент назначает и смещает председателя Исполнительной палаты и с одобрения Законодательной палаты ряд других должностных лиц, может без контрасигнатуры распускать Законодательную палату и обязан это сделать после консультации с ее председателем в течение 10 дней в случае выражения недоверия председателю Исполнительной палаты. Роспуск не допускается в период военного или чрезвычайного положения.
Исполнительная палата несет политическую ответственность перед Законодательной палатой и обладает правом отлагательного вето в отношении решений последней, которое Законодательная палата может преодолеть, приняв решение повторно абсолютным большинством.
Законодательная палата состоит из 225 членов. Из них 168 избираются не менее чем по одному от городов центрального подчинения, уездов и городов "свободной территории", 4 — от аборигенов, 8 — от граждан, проживающих за границей, и 41 — от общенационального избирательного округа. Для женщин резервируется около 1/10 мест. Выборы производятся в том же порядке, что и в Национальное собрание.
Палата осуществляет законодательную власть от имени народа и решает вопросы о проектах законов, бюджета, введении военного положения, общей амнистии, вопросы войны и мира, о заключении договоров и др.
Судебная палата разрешает гражданские, уголовные, административные дела, принимает дисциплинарные меры в отношении государственных служащих, может толковать Конституцию и добиваться единообразия в толковании законов и указов. Палата состоит из великих судей, назначенных пожизненно Президентом с согласия Законодательной палаты. В том же порядке назначены председатель Палаты и его заместитель. С 2003 г. Палата должна состоять из 15 великих судей, включая председателя и его заместителя, индивидуально назначаемых Президентом с согласия Национального собрания на восемь лет без возможности переназначения, причем 8 членов, включая председателя и его заместителя, будут назначены в 2003 г. на четыре года. Помимо осуществления обычных полномочий великие судьи составят Конституционный трибунал, который будет рассматривать дела о роспуске политических партий, нарушивших Конституцию.
В компетенцию Экзаменационной палаты входит проведение экзаменов, отбор и аттестация государственных служащих, решение их социальных и правовых проблем. Председатель, его заместитель и члены Палаты назначаются Президентом с одобрения Национального собрания.
Контрольная палата осуществляет полномочия "по отрешению от должности, порицанию и аудиту". Она состоит из29 членов, включая председателя и его заместителя, которые назначаются Президентом с согласия Законодательной палаты на шесть лет. Процедуры импичмента в отношении чиновников центрального или местных правительств, членов Судебной или Экзаменационной палаты возбуждаются двумя или более членами Контрольной палаты и завершаются решением более 9 ее членов. Члены Палаты не должны состоять в политических партиях и осуществляют свою компетенцию независимо.
Система управления и самоуправления в провинциях и уездах организована следующим образом.
Провинция здесь единственная. Хотя только на нее и распространяется фактическая юрисдикция властей "Китайской Республики", существует и предусмотрено теперь конституционно провинциальное правительство из 9 членов, включая председателя, которых назначает Президент по представлению председателя Исполнительной палаты. Учрежден также консультативный совет, члены которого назначаются в том же порядке. Таким образом, на уровне провинции самоуправления нет, а есть лишь местное управление.
В уездах учреждены уездные правительства во главе с начальниками уездов, избираемыми избирателями уездов. Это уже органы самоуправления.
Провинции должны исполнять распоряжения Исполнительной палаты и контролировать решение вопросов, отнесенных к компетенции уездов.
На Тайване проживают девять групп аборигенов, которые ныне рассчитывают на возвращение им прав самоуправления.
Конституция содержит положения, ориентирующие экономическую и социальную политику государства.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоят особенности конституционного развития Китая?
2. Сколько конституций было в истории Китая?
3. В чем проявляется социалистический характер Конституции КНР 1982 г.?
4. Каков порядок изменения Конституции КНР? Охарактеризуйте его с точки зрения жесткости и сравните с порядком изменения Конституции в России.
5. С чем связаны основные особенности конституционно-правового статуса граждан в КНР?
6. Перечислите основания приобретения и утраты гражданства КНР. Какие органы принимают решения по этим вопросам?
7. В чем состоит специфика конституционного регулирования политических прав и свобод в Конституции КНР? С чем она связана?
8. Какие экономические права предоставлены гражданам КНР на конституционном уровне?
9. Какое место в системе конституционных прав и свобод занимают личные права?
10. Сравните гарантии прав и свобод в КНР и какой-либо демократической стране. В чем различие?
11. Как урегулированы основы общественного строя в Конституции КНР?
12. Охарактеризуйте принципы избирательного права в КНР. В чем состоят особенности избирательной системы КНР?
13. Сравните систему государственных органов КНР и любой другой изученной страны. Имеются ли общие черты? В чем состоит различие?
14. Какие элементы составляют систему административно-территориального устройства КНР? Как это отражается на организации государственной власти?
15. Сравните правовой статус районов национальной автономии и ОАР. Выявите общее и особенное.
16. Сравните институты конституционного права на Тайване с институтами государственного права КНР.
17. Какова форма правления на Тайване?
Литература
Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1984.
Китайская Народная Республика. Законодательные акты. М.: Прогресс, 1989.
Конституция Китайской Народной Республики // Конституции социалистических государств. Т. 1. М.: Юрид. литература, 1987.
Законодательные акты о гражданстве. Т. 2—3 (т. 2: Страны Америки; т. 3: Страны Азии, Океании, Австралии). М.: Терра, 1993.
Закон Китайской Народной Республики о внесении поправок в Конституцию Китайской Народной Республики // Новое законодательство КНР. Экспресс-информация. Вып. 5. М.: ИДВ РАН, 1994.
Закон Китайской Народной Республики об организации комитетов городского населения // Там же.
Закон Китайской Народной Республики о государственном флаге; Постановление Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей о наказании за надругательство над государственным флагом и государственным гербом Китайской Народной Республики // Там же.
Регламент деятельности лиц, входящих в состав Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей // Там же.
Формирование будущего статуса Сянгана. Документы и материалы. Экспресс-информация. М.: ИДВ АН СССР, 1990.
Закон Китайской Народной Республики о депутатах Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей различных ступеней // Новое законодательство КНР. Экспресс-информация. Вып. 10. М.: ИДВ РАН, 1992.
Закон Китайской Народной Республики о профсоюзах // Там же.
Закон Китайской Народной Республики о гарантиях прав и интересов женщин // Там же.
Формирование статуса Аомыньского особого административного района Китайской Народной Республики. Нормативные материалы. Экспресс-информация. Вып. 4. М.: ИДВ РАН, 1993.
Закон Китайской Народной Республики о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней // Новое законодательство КНР. Информационные материалы. Вып. 3. Ч. 1. М.: ИДВ РАН, 1995.
Закон Китайской Народной Республики об организации местных собраний народных представителей различных ступеней и местных народных правительств различных ступеней // Там же.
Закон Китайской Народной Республики о народной полиции // Там же.
Закон Китайской Народной Республики о судьях // Новое законодательство КНР. Информационные материалы. Вып. 7. М.: ИДВ РАН, 1996.
Закон Китайской Народной Республики о прокурорах // Там же.
Правила выборов депутатов Народно-освободительной армии Китая во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней от уездной ступени и выше // Новое законодательство Китайской Народной Республики. Экспресс-информация № 8. М.: ИДВ РАН, 1997.
Правила выборов депутатов во Всекитайское собрание народных представителей девятого созыва от Сянганского особого административного района Китайской Народной Республики // Новое законодательство Китайской Народной Республики. Экспресс-информация № 9. М.: ИДВ РАН, 1998.
Конкретные правила образования Законодательного совета первого созыва Сянганского особого административного района Китайской Народной Республики // Там же.
Закон Китайской Народной Республики о государственной обороне // Там же.
Закон Китайской Народной Республики об административном контроле // Там же.
Поправки к Конституции Китайской Народной Республики // Новое законодательство Китайской Народной Республики. Экспресс-информация № 9. М.: ИДВ РАН, 1999.
Регламент Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики // Там же.
Правила избрания депутатов от Аомыньского особого административного района во Всекитайское собрание народных представителей // Там же.
Закон Китайской Народной Республики об организации комитетов сельского населения // Там же.
Закон Китайской Народной Республики об адвокатуре // Там же.
Поправки к Конституции Китайской Народной Республики // Новое законодательство Китайской Народной Республики. Экспресс-информация № 10. М.: ИДВ РАН, 2000.
Правила регистрации общественных объединений // Там же.
Временные правила регистрации народных непроизводственных организаций // Там же.
Временные правила регистрации отраслевых организаций // Там же.
Закон Китайской Народной Республики о пересмотре административных действий // Там же.
Закон Китайской Народной Республики об индивидуальных частных предприятиях // Там же.
Многопартийность на Тайване. М.: Восточная литература, 1999.
Политическая система Китайской Народной Республики (структура основных институтов власти). Экспресс-информация № 1. М.: ИДВ РАН, 1996.
Права человека в Китае. Пекин: Пресс-канцелярия Госсовета КНР, 1991.
Президентские выборы 2000 г. на Тайване и проблемы безопасности в Дальневосточном регионе. Материалы научной конференции 4 мая 2000 г. М.: ИСАА МГУ, 2000.
Проблемы и потенциал устойчивого развития Китая и России в XXI веке. Тезисы докладов VII Международной научной конференции "Китай. Китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы" (Москва, 25—27 сентября 1996). Ч. 2. М., 1996.
Проблемы модернизации Тайваня. Материалы научной конференции 8 декабря 2000 г., г. Москва. М.: Памятники исторической мысли, 2001.
Современный Тайвань. Справочно-аналитические материалы. Вып. 1 (10). М.: ИДВ РАН, 2000.
Современный Тайвань. Справочно-аналитические материалы. Вып. 2 (11). М.: ИДВ РАН, 2000.
Цзян Цзэминъ. Отчетный доклад на XIV съезде КПК. Пекин, 1992.
Конституция Китайской Республики. Тайпей: Правительственное информационное бюро Китайской Республики, 1998.
Батчаев Э. О. Эволюция институтов парламентаризма на Тайване // Журнал российского права. 1998. № 7.
Бергер Я. Права человека в Китае: всеобщность и специфика // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 3.
Гудошников Л. М., Кокарев К. А. Гонконг — особая автономия Китая. Информационный бюллетень № 8. М.: ИДВ РАН, 1999.
Гудошников Л. М., Кокарев К. А. Политическая система Тайваня. Второе доп. изд. М.: КОМАРМ, 1999.
Егоров К. А. Представительная система Китая: история и современность. М.: Спарк, 1998.
Кокарев К. Традиционная политическая культура Китая и современность // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 2.
Лю Сумэй, Румянцев Е, Н. Китай, каким я его знаю. М., 1999.
Энгелъфелъд В. В. Очерки государственного права Китая. Пекин: Societe anonyme imprimerie de Navarre, 1925.