Конституционно-правовая ситуация на Тайване

Как уже было отмечено выше — в п. 1 § 1 настоящей гла­вы, гоминьдановское руководство Китайской Республики после поражения в гражданской войне переместилось в 1949 г. на ост­ров Тайвань, где получило защиту со стороны США. Долгое время ведущие западные державы в отличие от СССР, сразу признавшего КНР, продолжали признавать администрацию лидера Гоминьдана Чан Кайши представителем Китая на между­народной арене, и более 20 лет именно тайваньский режим представлял Китай в ООН. Однако даже после того, как США установили с КНР дипломатические отношения и КНР полу­чила полноценное международное признание в качестве ве­ликой державы, заняв место постоянного члена в Совете Бе­зопасности ООН, остров Тайвань, который она считает одной из своих провинций, сохраняет доныне свою фактическую не­зависимость под покровительством США и продолжает имено­вать себя Китайской Республикой.

На острове считается действующей Конституция Китай­ской Республики 1946 г., которая в ст. 1 характеризует "Китай­скую Республику" как демократическую республику народа, управляемую народом и для народа. Однако необходимо отме­тить, что в течение довольно длительного времени после 1949 г. Конституция была в значительной своей части фиктивна, так как Гоминьдан установил на острове весьма авторитарный политический режим, который мало отличался от режима, вве­денного коммунистами в континентальной части страны. Фор­мально это был режим чрезвычайного положения, мотивиро­ванный гражданской войной. Помимо Гоминьдана была разре­шена деятельность только еще двух партий-сателлитов — Младокитайской и Партии демократического социализма. Прак­тиковалось вместо выборов продление президентских полно­мочий Чан Кайши и его сына Цзян Цзинго, ставшего Прези­дентом после смерти отца. Лишь с середины 50-х гг. стали из­бираться местные органы власти, а лишь с конца 60-х — высшие.

Следует отметить, что экономика Тайваня развивалась в последующие десятилетия очень интенсивно, и это способ­ствовало демократизации политической жизни, начавшейся с середины 80-х гг. Ликвидирована политическая монополия Го­миньдана, и в настоящее время на острове зарегистрировано более 80 политических партий, из которых наибольшее влия­ние обретает Демократическая прогрессивная партия (ДПП), притом что Гоминьдан сохраняет весьма значительный элек­торат. Лидер ДПП избран в 2000 г. Президентом, а Вице-пре­зидентом впервые избрана женщина. Новый Президент назна­чил в руководство исполнительной властью ряд деятелей Го­миньдана. Влиятельной становится также Новая партия (НП). Этот процесс получил отражение в ряде конституционных реформ, которые усилили демократические черты Конститу­ции, а сама Конституция все более превращается в реально действующий правовой документ, приспособленный к тому же к условиям острова. В 1991—2000 гг. Конституция подверглась ряду реформ.

Конституция установила, что все населяющие республи­ку расовые группы равны между собой (ст. 5). В ст. 7 Конститу­ция провозглашает равенство перед законом всех граждан не­зависимо от пола, религиозной, расовой, классовой и партий­ной принадлежности, а в ст. 8 содержит широкий перечень процессуальных гарантий личной свободы. Запрещено преда­вать суду военного трибунала лиц, не состоящих на действи­тельной военной службе (ст. 9). Гарантируются свобода выбора и изменения местожительства, свобода слова, преподавания, письменного творчества и печати, тайна переписки, свобода вероисповедания, свобода собраний и ассоциаций, право на жизнь, труд и собственность, право на подачу петиций, жа­лоб и исков, право на выборы, отзывы, инициативы и рефе­рендумы, право участвовать в экзаменах на должности и занимать эти должности по результатам экзаменов (ст. 10—18). Кроме того, гарантируются Конституцией (ст. 22) все другие свободы и права граждан, которые не наносят ущерба обще­ственному порядку и общественным интересам. Все эти свобо­ды и права не могут ограничиваться законом, кроме случаев, когда необходимо предотвратить нарушение свободы других граждан, избежать надвигающейся серьезной опасности, со­хранить общественный порядок, укрепить общественное бла­госостояние (ст. 23). Согласно ст. 24 государственные служа­щие, незаконно посягающие на свободы и права граждан, кро­ме дисциплинарных взысканий, налагаемых согласно закону, подлежат уголовной и гражданской ответственности, а пост­радавшие от их действий граждане могут по закону требовать возмещения государством причиненного им вреда.

Установлены также конституционные обязанности граж­дан: платить налоги, нести воинскую обязанность согласно за­кону (ст. 19, 20). Получение образования определяется в ст. 21 как право и обязанность.

Далее в ряде глав Конституции регулируется статус ор­ганов власти и самоуправления и местных коллективов.

Особое место в системе высших государственных органов занимает Национальное собрание, которое, не входя в систе­му пяти властей и основываясь на положениях Конституции, "осуществляет политическую власть от имени всех граждан республики" (ст. 25). Оно не представляет собой постоянно действующий орган, а избирается и собирается в каждом слу­чае в течение шести месяцев после принятия Законодатель­ной палатой решения о необходимости конституционной ре­формы или изменения территории страны либо в течение трех месяцев после решения Законодательной палаты о необходи­мости отрешить от должности Президента или Вице-прези­дента. Национальное собрание состоит из 300 депутатов, из­бранных по принципу пропорционального представительства.

Полномочия Национального собрания позволяют охаракте­ризовать его как орган учредительной власти, выполняющий также некоторые другие функции. Оно вносит изменения и дополнения в Конституцию, а также проводит референдум по поправкам к Конституции, инициированным Законодательной палатой. Кроме того, Национальное собрание решает 2/3 об­щего числа депутатов вопрос об отрешении от должности Пре­зидента или Вице-президента, если соответствующая иници­атива внесена Законодательной палатой, утверждает производимые Президентом назначения на высшие государственные должности.

Согласно Закону о выборах и отзыве публичных должно­стных лиц* активное избирательное право предоставляется гражданам по достижении 20 лет, пассивное — 23 лет. Не допускаются к выборам лица, лишенные гражданских прав, и недееспособные. Установлен четырехмесячный ценз прожива­ния в избирательном округе. От кандидатов в высшие органы власти требуется полное среднее или высшее образование, от кандидатов в органы уездного уровня и ниже — хотя бы не­полное среднее образование. Не могут избираться военнослу­жащие и полицейские на действительной службе, штатные учащиеся, профессиональные организаторы выборов, а также осужденные, банкроты и лица, которым запрещено занятие публичных должностей. За кандидата вносится избирательный залог, который возвращается, если кандидат соберет хотя бы 10% голосов. Голосование — тайное. Применяется система един­ственного непередаваемого голоса.

* См. подробнее: Гудошников Л., Кокарев К. Политическая система Тай­ваня. Второе доп. изд. М., 1999. С. 26—46.

С 1996 г. Президент и Вице-президент избираются не На­циональным собранием, как ранее, а прямыми выборами на четыре года с правом однократного переизбрания. Досрочная вакансия должности Вице-президента замещается на остав­шийся срок по предложению Президента решением Законода­тельной палаты. В случае одновременной вакантности должно­стей Президента и Вице-президента их полномочия временно переходят к председателю Исполнительной палаты и прово­дятся довыборы на оставшийся срок. Голосование избирателей по отзыву Президента или Вице-президента может иметь ме­сто по инициативе 1/4 всех депутатов Законодательной пала­ты, одобренной 2/3 того же их числа. Для отзыва необходимо более половины действительных голосов при условии, что в голосовании приняли участие более половины избирателей "свободной территории". Предложение об отрешении от долж­ности Президента или Вице-президента за измену или мятеж может инициироваться абсолютным большинством и нуждает­ся в одобрении 2/3 состава Законодательной палаты и только при этих условиях вносится в Национальное собрание.

Президент назначает и смещает председателя Исполнительной палаты и с одобрения Законодательной палаты ряд других должностных лиц, может без контрасигнатуры распускать Законодательную палату и обязан это сделать после кон­сультации с ее председателем в течение 10 дней в случае выражения недоверия председателю Исполнительной палаты. Роспуск не допускается в период военного или чрезвычайно­го положения.

Исполнительная палата несет политическую ответствен­ность перед Законодательной палатой и обладает правом от­лагательного вето в отношении решений последней, которое Законодательная палата может преодолеть, приняв решение повторно абсолютным большинством.

Законодательная палата состоит из 225 членов. Из них 168 избираются не менее чем по одному от городов централь­ного подчинения, уездов и городов "свободной территории", 4 — от аборигенов, 8 — от граждан, проживающих за грани­цей, и 41 — от общенационального избирательного округа. Для женщин резервируется около 1/10 мест. Выборы производят­ся в том же порядке, что и в Национальное собрание.

Палата осуществляет законодательную власть от имени народа и решает вопросы о проектах законов, бюджета, вве­дении военного положения, общей амнистии, вопросы войны и мира, о заключении договоров и др.

Судебная палата разрешает гражданские, уголовные, административные дела, принимает дисциплинарные меры в отношении государственных служащих, может толковать Кон­ституцию и добиваться единообразия в толковании законов и указов. Палата состоит из великих судей, назначенных пожиз­ненно Президентом с согласия Законодательной палаты. В том же порядке назначены председатель Палаты и его замести­тель. С 2003 г. Палата должна состоять из 15 великих судей, включая председателя и его заместителя, индивидуально на­значаемых Президентом с согласия Национального собрания на восемь лет без возможности переназначения, причем 8 членов, включая председателя и его заместителя, будут назначены в 2003 г. на четыре года. Помимо осуществления обычных пол­номочий великие судьи составят Конституционный трибунал, который будет рассматривать дела о роспуске политических партий, нарушивших Конституцию.

В компетенцию Экзаменационной палаты входит прове­дение экзаменов, отбор и аттестация государственных служа­щих, решение их социальных и правовых проблем. Председа­тель, его заместитель и члены Палаты назначаются Президен­том с одобрения Национального собрания.

Контрольная палата осуществляет полномочия "по отре­шению от должности, порицанию и аудиту". Она состоит из29 членов, включая председателя и его заместителя, которые назначаются Президентом с согласия Законодательной палаты на шесть лет. Процедуры импичмента в отношении чиновников центрального или местных правительств, членов Судебной или Экзаменационной палаты возбуждаются двумя или более чле­нами Контрольной палаты и завершаются решением более 9 ее членов. Члены Палаты не должны состоять в политических партиях и осуществляют свою компетенцию независимо.

Система управления и самоуправления в провинциях и уездах организована следующим образом.

Провинция здесь единственная. Хотя только на нее и рас­пространяется фактическая юрисдикция властей "Китайской Республики", существует и предусмотрено теперь конститу­ционно провинциальное правительство из 9 членов, включая председателя, которых назначает Президент по представле­нию председателя Исполнительной палаты. Учрежден также консультативный совет, члены которого назначаются в том же порядке. Таким образом, на уровне провинции самоуправления нет, а есть лишь местное управление.

В уездах учреждены уездные правительства во главе с начальниками уездов, избираемыми избирателями уездов. Это уже органы самоуправления.

Провинции должны исполнять распоряжения Исполни­тельной палаты и контролировать решение вопросов, отнесен­ных к компетенции уездов.

На Тайване проживают девять групп аборигенов, которые ныне рассчитывают на возвращение им прав самоуправления.

Конституция содержит положения, ориентирующие эко­номическую и социальную политику государства.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоят особенности конституционного развития Китая?

2. Сколько конституций было в истории Китая?

3. В чем проявляется социалистический характер Консти­туции КНР 1982 г.?

4. Каков порядок изменения Конституции КНР? Охарак­теризуйте его с точки зрения жесткости и сравните с поряд­ком изменения Конституции в России.

5. С чем связаны основные особенности конституционно-правового статуса граждан в КНР?

6. Перечислите основания приобретения и утраты граждан­ства КНР. Какие органы принимают решения по этим вопросам?

7. В чем состоит специфика конституционного регулирова­ния политических прав и свобод в Конституции КНР? С чем она связана?

8. Какие экономические права предоставлены гражданам КНР на конституционном уровне?

9. Какое место в системе конституционных прав и свобод занимают личные права?

10. Сравните гарантии прав и свобод в КНР и какой-либо демократической стране. В чем различие?

11. Как урегулированы основы общественного строя в Кон­ституции КНР?

12. Охарактеризуйте принципы избирательного права в КНР. В чем состоят особенности избирательной системы КНР?

13. Сравните систему государственных органов КНР и лю­бой другой изученной страны. Имеются ли общие черты? В чем состоит различие?

14. Какие элементы составляют систему административно-территориального устройства КНР? Как это отражается на организации государственной власти?

15. Сравните правовой статус районов национальной авто­номии и ОАР. Выявите общее и особенное.

16. Сравните институты конституционного права на Тай­ване с институтами государственного права КНР.

17. Какова форма правления на Тайване?

Литература

Китайская Народная Республика. Конституция и законода­тельные акты. М.: Прогресс, 1984.

Китайская Народная Республика. Законодательные акты. М.: Прогресс, 1989.

Конституция Китайской Народной Республики // Консти­туции социалистических государств. Т. 1. М.: Юрид. литература, 1987.

Законодательные акты о гражданстве. Т. 2—3 (т. 2: Стра­ны Америки; т. 3: Страны Азии, Океании, Австралии). М.: Терра, 1993.

Закон Китайской Народной Республики о внесении попра­вок в Конституцию Китайской Народной Республики // Новое законодательство КНР. Экспресс-информация. Вып. 5. М.: ИДВ РАН, 1994.

Закон Китайской Народной Республики об организации комитетов городского населения // Там же.

Закон Китайской Народной Республики о государственном флаге; Постановление Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей о наказании за надруга­тельство над государственным флагом и государственным гер­бом Китайской Народной Республики // Там же.

Регламент деятельности лиц, входящих в состав Постоян­ного комитета Всекитайского собрания народных представите­лей // Там же.

Формирование будущего статуса Сянгана. Документы и материалы. Экспресс-информация. М.: ИДВ АН СССР, 1990.

Закон Китайской Народной Республики о депутатах Все­китайского собрания народных представителей и местных со­браний народных представителей различных ступеней // Но­вое законодательство КНР. Экспресс-информация. Вып. 10. М.: ИДВ РАН, 1992.

Закон Китайской Народной Республики о профсоюзах // Там же.

Закон Китайской Народной Республики о гарантиях прав и интересов женщин // Там же.

Формирование статуса Аомыньского особого администра­тивного района Китайской Народной Республики. Нормативные материалы. Экспресс-информация. Вып. 4. М.: ИДВ РАН, 1993.

Закон Китайской Народной Республики о выборах во Все­китайское собрание народных представителей и в местные со­брания народных представителей различных ступеней // Но­вое законодательство КНР. Информационные материалы. Вып. 3. Ч. 1. М.: ИДВ РАН, 1995.

Закон Китайской Народной Республики об организации местных собраний народных представителей различных ступе­ней и местных народных правительств различных ступеней // Там же.

Закон Китайской Народной Республики о народной поли­ции // Там же.

Закон Китайской Народной Республики о судьях // Новое законодательство КНР. Информационные материалы. Вып. 7. М.: ИДВ РАН, 1996.

Закон Китайской Народной Республики о прокурорах // Там же.

Правила выборов депутатов Народно-освободительной ар­мии Китая во Всекитайское собрание народных представите­лей и местные собрания народных представителей различных ступеней от уездной ступени и выше // Новое законодатель­ство Китайской Народной Республики. Экспресс-информация № 8. М.: ИДВ РАН, 1997.

Правила выборов депутатов во Всекитайское собрание на­родных представителей девятого созыва от Сянганского особого административного района Китайской Народной Республики // Новое законодательство Китайской Народной Республики. Экс­пресс-информация № 9. М.: ИДВ РАН, 1998.

Конкретные правила образования Законодательного сове­та первого созыва Сянганского особого административного рай­она Китайской Народной Республики // Там же.

Закон Китайской Народной Республики о государственной обороне // Там же.

Закон Китайской Народной Республики об административ­ном контроле // Там же.

Поправки к Конституции Китайской Народной Республи­ки // Новое законодательство Китайской Народной Республи­ки. Экспресс-информация № 9. М.: ИДВ РАН, 1999.

Регламент Всекитайского собрания народных представи­телей Китайской Народной Республики // Там же.

Правила избрания депутатов от Аомыньского особого ад­министративного района во Всекитайское собрание народных представителей // Там же.

Закон Китайской Народной Республики об организации комитетов сельского населения // Там же.

Закон Китайской Народной Республики об адвокатуре // Там же.

Поправки к Конституции Китайской Народной Республи­ки // Новое законодательство Китайской Народной Республи­ки. Экспресс-информация № 10. М.: ИДВ РАН, 2000.

Правила регистрации общественных объединений // Там же.

Временные правила регистрации народных непроизвод­ственных организаций // Там же.

Временные правила регистрации отраслевых организаций // Там же.

Закон Китайской Народной Республики о пересмотре ад­министративных действий // Там же.

Закон Китайской Народной Республики об индивидуаль­ных частных предприятиях // Там же.

Многопартийность на Тайване. М.: Восточная литература, 1999.

Политическая система Китайской Народной Республики (структура основных институтов власти). Экспресс-информация № 1. М.: ИДВ РАН, 1996.

Права человека в Китае. Пекин: Пресс-канцелярия Госсо­вета КНР, 1991.

Президентские выборы 2000 г. на Тайване и проблемы без­опасности в Дальневосточном регионе. Материалы научной кон­ференции 4 мая 2000 г. М.: ИСАА МГУ, 2000.

Проблемы и потенциал устойчивого развития Китая и Рос­сии в XXI веке. Тезисы докладов VII Международной научной конференции "Китай. Китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы" (Москва, 25—27 сентября 1996). Ч. 2. М., 1996.

Проблемы модернизации Тайваня. Материалы научной кон­ференции 8 декабря 2000 г., г. Москва. М.: Памятники истори­ческой мысли, 2001.

Современный Тайвань. Справочно-аналитические матери­алы. Вып. 1 (10). М.: ИДВ РАН, 2000.

Современный Тайвань. Справочно-аналитические матери­алы. Вып. 2 (11). М.: ИДВ РАН, 2000.

Цзян Цзэминъ. Отчетный доклад на XIV съезде КПК. Пе­кин, 1992.

Конституция Китайской Республики. Тайпей: Правитель­ственное информационное бюро Китайской Республики, 1998.

Батчаев Э. О. Эволюция институтов парламентаризма на Тайване // Журнал российского права. 1998. № 7.

Бергер Я. Права человека в Китае: всеобщность и специ­фика // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 3.

Гудошников Л. М., Кокарев К. А. Гонконг — особая авто­номия Китая. Информационный бюллетень № 8. М.: ИДВ РАН, 1999.

Гудошников Л. М., Кокарев К. А. Политическая система Тайваня. Второе доп. изд. М.: КОМАРМ, 1999.

Егоров К. А. Представительная система Китая: история и современность. М.: Спарк, 1998.

Кокарев К. Традиционная политическая культура Китая и современность // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 2.

Лю Сумэй, Румянцев Е, Н. Китай, каким я его знаю. М., 1999.

Энгелъфелъд В. В. Очерки государственного права Китая. Пекин: Societe anonyme imprimerie de Navarre, 1925.

Наши рекомендации