Местные органы государственной власти в провинциях, городах, уездах, волостях, поселках и городских районах

Система местных органов власти строится в соответствии территориальным делением. Она несет на себе черты так называемого советского типа, но отличается некоторой спецификой. Правовой статус местных органов власти регулируется Конституцией КНР и Законом об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств 1979 г. с изменениями 1982, 1986 и 1995 гг. Согласно части первой ст. 95 Конституции в территориальных единицах, указанных в ст. 30, кроме национально-автономных, учреждены собрания народных представителей и народные правительства. Собрания, согласно части первой ст. 96, являются органами государственной власти на местах. Часть вторая этой статьи предусматривает, что собрания уездного уровня и вышестоящие учреждают постоянные комитеты. Закон же установил, что волостные и поселковые собрания избирают на срок своих полномочий председателей и их заместителей.

Собрания народных представителей уездов, автономных уездов, городов без районного деления, городских районов избираются прямыми выборами на пять лет, а собрания волостей, национальных волостей и поселков — так жепрямыми выборами на три года. Все остальные местные собрания избираются непосредственно нижестоящими собраниями сроком на пять лет.

В компетенцию местных собраний народных представителей входит обеспечение соблюдения исполнения на соответствующей территории Конституции, законов, административных актов, а также постановлений и решений вышестоящих собраний народных представителей, утверждение народнохозяйственных планов и бюджетов данной территориальной единицы и отчетов об их исполнении, формирование других местных государственных органов и ряд других полномочий, причем перечень полномочий собраний волостей, национальных волостей и поселков — более узкий по сравнению с перечнем полномочий остальных собраний.

Осуществляя свою компетенцию, местные собрания принимают решения, а собрания народных представителей провинций, автономных областей, городов центрального подчине­ния с учетом конкретной обстановки и реальных потребностей и при условии соответствия Конституции, законам, админист­ративно-правовым актам могут вырабатывать местные законоустановления, о которых уведомляются ПК ВСНП и Государ­ственный совет. Такое же право предоставляется собраниям городов, являющихся центрами провинций и автономных обла­стей, и с разрешения Государственного совета других сравни­тельно крупных городов с тем, однако, что до уведомления ПК ВСНП и Государственного совета законоустановления под­лежат утверждению собраниями провинций и автономных об­ластей.

Статус депутатов местных собраний в основном анало­гичен статусу депутатов ВСНП, включая принцип императив­ного мандата, иммунитет и компенсации.

Депутаты собраний народных представителей провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, авто­номных округов и городов с районным делением могут уча­ствовать с правом совещательного голоса в сессиях избравших их собраний народных представителей. Депутаты собраний на­родных представителей уездов, автономных уездов, городов без районного деления, городских районов, волостей, нацио­нальных волостей и поселков в целях разделения труда и на­лаживания связей с избирателями могут организовывать в из­бирательных округах или на предприятиях, где имеется три и более депутатов, депутатские группы, помогающие в рабо­те соответствующему народному правительству.

В местных собраниях народных представителей высшего и среднего уровня образуются специальные комиссии и могут создаваться следственные комиссии.

Сессии местных собраний народных представителей про­водятся не реже одного раза в год. Внеочередные сессии мо­гут быть созваны по предложению не менее 1/5 числа депута­тов данного органа. Перед сессией на подготовительном засе­дании избирается президиум сессии; в волостных и поселковых собраниях председатель и его заместитель входят в состав пре­зидиума. Сессиями уездных и вышестоящих собраний народ­ных представителей учреждаются должности начальника сек­ретариата и его нескольких заместителей. Начальник секрета­риата избирается сессией собрания народных представителей, его заместители — президиумом. Во время сессий могут быть образованы мандатные комиссии, комиссии по рассмотрению предложений и другие необходимые комиссии, работающие под руководством президиума.

Правом вносить предложения во время сессий местных собраний народных представителей наделены президиум, по­стоянный комитет, соответствующее народное правительство и депутаты (не менее 5 — в волостных и поселковых собрани­ях, не менее 10 — в уездных и вышестоящих). Внесенные на сессии предложения передаются президиумом на обсуждение сессии собрания народных представителей или обсуждаются на сессии после их изучения в комиссии по рассмотрению пред­ложений.

При проведении на сессии собрания народных представи­телей выборов и при принятии резолюций решение принима­ется большинством голосов.

Кандидатуры лиц, входящих в состав постоянных комите­тов, председателей собраний и их заместителей, губернаторов и вице-губернаторов провинций, председателей и заместите­лей председателей автономных областей, мэров и заместите­лей мэров городов, начальников и заместителей начальников округов, уездов, районов, волостных старшин и их заместите­лей, поселковых старост и их заместителей, а также председа­телей народных судов и главных прокуроров народных проку­ратур выдвигаются президиумами сессий собраний народных представителей соответствующих ступеней либо депутатами совместно. Депутаты могут выдвигать кандидатов группами: не менее 30 — в собраниях провинциального уровня, не менее 20 — городов с районным делением и автономных округов, не менее 10 — прочих. Число кандидатов должно превышать число мест, но каждый субъект права выдвижения должен выдви­гать не больше кандидатов, чем следует избрать. В необходи­мых случаях проводятся предварительные выборы.

Выборы проводятся тайным голосованием. В отношении намеченных кандидатов можно голосовать за или против. Раз­решается также проголосовать за другую кандидатуру или воздержаться от голосования.

Постоянные комитеты — постоянно действующие органы собраний народных представителей уездного и провин­циального уровней, подотчетные собраниям в своей деятель­ности. Постоянные комитеты избираются в составе: председа­теля, заместителей председателя и членов. Все эти лица не могут одновременно занимать другие государственные долж­ности. Постоянные комитеты местных собраний народных пред­ставителей руководят выборами в соответствующее собрание, рассматривают и решают важные вопросы политической, эко­номической, культурной, просветительской, здравоохранительной работы, деятельности администрации и межнациональных отношений на данной территории; вносят частичные изменения в народнохозяйственные планы подведомственных территорий, контролируют работу народных правительств, народных про­куратур и народных судов соответствующей ступени, изменя­ют или отменяют ненадлежащие решения нижестоящих мест­ных собраний народных представителей и их постоянных коми­тетов, принимают решения по кадровым вопросам, а также присваивают местные почетные звания. В отношении издания законоустановлений в период между сессиями собраний у по­стоянных комитетов такие же полномочия, как у собраний.

Заседания постоянного комитета созываются председателем не реже одного раза в два месяца. Председатель и заместите­ли председателя постоянного комитета образуют совет предсе­дателя, который "ведет важную текущую работу постоянного комитета". По инициативе совета председателя или 1/5 своего состава постоянный комитет может создать следственную комис­сию. Очевидно, что уже в законодательстве заложена возмож­ность перехода власти в руки узкой коллегии лиц — совета председателя.

Местные народные правительства суть исполни­тельные органы местных собраний. В Конституции они харак­теризуются также как государственные административные органы. В КНР применяется система двойной ответственности и подотчетности этих органов: по отношению к собранию народных представителей соответствующей ступени (а в период между сес­сиями — соответствующему постоянному комитету) и по отно­шению к непосредственно вышестоящему народному правитель­ству. Все народные правительства, таким образом, находятся под единым руководством Государственного совета и в его под­чинении. Местные народные правительства проводят в жизнь решения собрания народных представителей соответствующей ступени и его постоянного комитета (если таковой имеется на данной ступени), а также постановления и распоряжения выше­стоящих административных органов, обеспечивают проведение в жизнь народнохозяйственных планов и руководят работой под­ведомственных им органов. Народные правительства уездного и провинциального уровня руководят работой нижестоящих народ­ных правительств, могут отменять и изменять их ненадлежащие решения. Свои административные полномочия народные прави­тельства должны осуществлять, опираясь на закон.

В состав народных правительств провинций, автономных областей, городов центрального подчинения входят: губернатор, заместители губернатора провинции, председатель и за­местители председателя автономной области, мэр и замести­тели мэра города, а также начальники секретариатов, депар­таментов, бюро и председатели комиссий. В состав народных правительств автономных округов, уездов, автономных уездов, городов и городских районов входят: начальник и заместители начальника автономного округа, начальник и заместители на­чальника уезда, мэр и заместители мэра города, начальник и заместители начальника района, а также начальники бюро и отделов. В волостных народных правительствах, правитель­ствах национальных волостей учреждаются должности волост­ных старшин и заместителей волостных старшин. В народных правительствах поселков учреждаются должности поселковых старост и их заместителей.

Срок полномочий народных правительств имеет такую же продолжительность, что и срок полномочий собраний народ­ных представителей соответствующего уровня.

Местные народные правительства различных ступеней, в зависимости от потребностей работы и в соответствии с принци­пом компактности и оперативности, создают необходимые функ­циональные подразделения. Вопросы создания, увеличения, со­кращения числа или слияния департаментов, бюро, комиссий и других рабочих органов народных правительств провинций, ав­тономных районов, городов центрального подчинения решают­ся непосредственно вышестоящими народными правительствами по представлению народных правительств соответствующих сту­пеней. Местные народные правительства высшего и среднего уровней создают свои постоянные бюро и делегированные орга­ны (районные управы, квартальные канцелярии и т. п.).

Народные правительства провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, автономных округов, уездов, автономных уездов, городов, городских районов должны оказы­вать помощь в работе образованным на территории района их компетенции, но не подведомственным им, государственным учреждениям, предприятиям, хозяйственным единицам, а также осуществлять контроль за соблюдением и исполнением ими законов и политических установок.

Комитеты городского и сельского населе­ния. Конституция КНР в ст. 111 устанавливает, что низовыми массовыми организациями самоуправления являются комитеты городского населения и комитеты сельского населения, созда­ваемые по месту жительства. С помощью комитетов населе­ние осуществляет "самоуправление, самовоспитание и самообслуживание". Создание общественного самоуправления рас­сматривалось в Китае как важный элемент реформы полити­ческой системы. Подробно статус комитетов регулируется За­коном об организации комитетов городского населения 1989 г. и Законом об организации комитетов сельского населения 1998 г.

Деятельность комитетов ведется в двух основных направ­лениях. Первое: осуществление задач по самоуправлению — решение дел данной деревни или городского квартала, микро­района или жилого блока (100—700 семей), урегулирование гражданских споров населения, информирование местных пра­вительств о замечаниях населения, пропаганда Конституции, законов и государственной политики, воспитание жителей в духе закона, забота об общественной собственности, защита за­конных интересов жителей, развертывание мероприятий по строительству социалистической духовной культуры и т. д.

Второе направление носит административный характер: оказание помощи низовым народным правительствам; осуще­ствление по их поручению некоторых функций администра­тивного управления; выполнение задач по охране общественно­го порядка, закупкам зерна, набору в армию, планированию рождаемости, управлению коллективными землями, помощь малоимущим, борьба со стихийными бедствиями и т. д. Суть, как писала печать, в "реализации народом права быть хозяином".

Комитет состоит из председателя, его заместителя и не­скольких членов, избираемых жителями деревни или города путем прямых открытых или тайных выборов на собраниях жителей или их представителей на три года. Предусмотрена возможность досрочного отзыва лиц из состава комитета.

Комитеты городского населения и комитеты сельского на­селения образуют народные примирительные комиссии, комис­сии по охране общественного порядка, по общественному здра­воохранению и другие комиссии, которые "занимаются обще­ственной работой и общественно полезными делами, разрешают споры среди населения, оказывают помощь в поддержании общественного порядка, а также доводят до сведения народ­ных правительств мнения и требования масс, вносят предло­жения".

Наши рекомендации