Всекитайское собрание народных представителей

По Конституции КНР верховным органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представи­телей (ст. 57). Принцип единства власти реализуется в КНР через создание единой системы собраний народных представи­телей, построенной наподобие советской системы, и образую­щей своего рода хребет всей системы государственных органов. ВСНП представляет собой вершину этой системы.

Компетенция ВСНП в целом традиционна для социа­листического представительного органа: законотворчество, включая изменение Конституции, избрание и утверждение высших должностных лиц государства (некоторых — по пред­ставлению других высших должностных лиц) и других высших органов, освобождение от должности высших должностных лиц, утверждение планов экономического и социального развития, бюджета страны и отчетов об их выполнении, решение вопро­сов административно-территориального устройства, вопросов войны и мира. Перечень полномочий ВСНП — открытый: в со­ответствии с п. 15 ст. 62 Конституции ВСНП "осуществляет дру­гие полномочия, которые надлежит осуществлять верховному органу государственной власти". Особенности компетенции этого органа связаны с разграничением полномочий с другим орга­ном власти — Постоянным комитетом ВСНП.

Формирование ВСНП происходит, как показано в предыдущем параграфе, путем многостепенных выборов. Со­гласно ст. 59 Конституции ВСНП образуется из представите­лей, избранных от провинций, автономных областей, городов центрального подчинения и Вооруженных сил, причем все ма­лочисленные национальности должны иметь соответствующее число представителей. Выборы проводятся под руководством ПК ВСНП.

Срок полномочий ВСНП — пять лет (ст. 60). За два меся­ца до истечения этого срока следует провести выборы нового состава ВСНП, но при чрезвычайных обстоятельствах допус­кается их отсрочка и продление полномочий ВСНП. Для это­го требуется решение не менее 2/3 всех членов ПК ВСНП. После прекращения чрезвычайных обстоятельств выборы сле­дует провести в течение года.

Организация. Число депутатов ВСНП не должно пре­вышать 3 тыс. человек. Это самый многочисленный представительный орган в мире, однако если рассмотреть вопрос с точ­ки зрения соотношения численности населения и численности представительного органа, то очевидно, что для достижения, например, европейских "стандартов" представительности (если бы таковые существовали) численность этого органа следова­ло довести примерно до 10 тыс. человек, что представляется неразумным. В принципе существует определенная зависимость между работоспособностью и численностью органа, однако в условиях жесткой партийной дисциплины, когда решения его предопределены заранее, это значения не имеет.

ВСНП — однопалатный орган. В его структуру входят пре­зидиум сессии, комиссии, делегации от избирательных единиц. ПК ВСНП представляет собой особый высший государственный орган, который не является внутренним органом ВСНП, и по­этому мы его рассматриваем отдельно (см. п. 2 настоящего па­раграфа).

Президиум сессии, избираемый для каждой сессии зано­во, руководит заседаниями ВСНП. Согласно Регламенту Все­китайского собрания народных представителей Китайской На­родной Республики 1989 г. на первом заседании президиума "выделяются" несколько постоянных председателей президиума и несколько членов для поочередного председательствования на каждом пленарном заседании ВСНП. На сессии создается также секретариат, который выполняет поручения президиу­ма и ведет повседневные дела сессии.

Что касается комиссий, то согласно ст. 70 Конституции ВСНП создает комиссию по делам национальностей, комиссию законодательных предположений, финансово-экономическую комиссию, комиссию по делам образования, науки, культуры и здравоохранения, комиссию по иностранным делам, комис­сию по делам китайских граждан, проживающих за границей, и другие необходимые специальные комиссии. Например, на 1-й сессии ВСНП IX созыва было создано 9 комиссий, в ча­стности, кроме указанных, сельскохозяйственная комиссия, комиссия по защите окружающей среды и природных ресур­сов, комиссия внутренних дел и юстиции*. В отличие от пре­зидиума сессии они действуют в течение всего созыва, а в период между сессиями ВСНП подчиняются ПК ВСНП. Комис­сии рассматривают законопроекты, проверяют административ­но-правовые акты и акты местных органов власти с точки зре­ния соответствия Конституции и законам и представляют по ним доклады, рассматривают запросы, переданные президи­умом ВСНП или ПК ВСНП, и ответы на них и в необходимых случаях представляют по ним доклады, проводят расследование, изучение и вносят предложения по вопросам, относящимся к компетенции ВСНП либо ПК ВСНП.

* См.: China Daily. 1998. Febr. 3.

Согласно ст. 71 Конституции ВСНП и ПК ВСНП могут со­здавать комиссии по расследованию определенных дел и на основании их докладов принимать соответствующие решения. Имеющие к расследуемому делу отношение государственные органы, общественные организации и граждане обязаны пре­доставлять этим комиссиям необходимые материалы. При этом Регламент ВСНП наделяет граждан правом требовать от ко­миссии сохранения в тайне источника информации.

Делегации от избирательных единиц — особенность струк­туры ВСНП, вытекающая из порядка формирования данного органа. Поскольку каждая избирательная единица представле­на в ВСНП многими или несколькими депутатами, то они объе­динены в делегации, имеющие общий региональный или иной интерес. Каждая делегация выбирает руководителя делегации и его заместителя. Она может быть разделена на несколько депутатских групп во главе с ответственными за их созыв. Делегации наделены правом законодательной инициативы и некоторыми процедурными правами. Перед каждой сессией ВСНП делегации предварительно обсуждают выносимые ПК ВСНП на сессию вопросы, во время сессии рассматривают за­конопроекты, а также могут поручить руководителю или пред­ставителю делегации выступить с изложением позиции деле­гации по рассматриваемому законопроекту на заседании пре­зидиума сессии или на пленарном заседании ВСНП.

Депутаты ВСНП не являются профессиональными пар­ламентариями, а сочетают производственную деятельность с работой в представительном органе и должны обеспечивать постоянную "связь с массами". Поэтому Закон об организации Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 г. устанавливает, что депутаты ВСНП должны поддерживать тесную связь с избравшими их органами и народными массами, могут присутствовать на сес­сиях избравших их собраний народных представителей, должны выслушивать мнения и требования народных масс и сообщать о них, отдавать все силы служению народу. Действительность полномочий депутатов проверяется мандатной комиссией ПК ВСНП и удостоверяется по ее докладу ПК ВСНП.

Согласно ст. 72 и 73 Конституции депутаты в установлен­ном законом порядке могут вносить предложения по вопросам компетенции ВСНП и ПК ВСНП, а во время сессий обращать­ся с запросами в Государственный совет или его министерства и комитеты; на запросы следует давать ответ. Регламент ВСНП устанавливает, что упомянутые предложения вносятся до сессии от имени депутатской делегации или не менее 30 депу­татов. Вопрос о включении их в повестку дня решается прези­диумом, который может передать это право специальным ко­миссиям. Депутаты ВСНП наделены правом участия в работе сессий ВСНП, его комиссий, делегаций от избирательных еди­ниц. "Предложения, критические замечания и суждения де­путатов" аппарат канцелярии ПК ВСНП передает в соответ­ствующие органы или организации для рассмотрения и ответа.

Регламент ВСНП устанавливает, что предложения, кри­тические высказывания и замечания депутатов, заявленные перед ВСНП, рабочий аппарат ПК ВСНП передает в соответ­ствующие органы или организации, которые обязаны дать от­вет в течение трех месяцев после закрытия сессии, но не по­зднее чем через 6 месяцев. Если депутат не удовлетворен отве­том, он может представить замечания, которые передаются рабочим аппаратом ПК ВСНП в соответствующие или выше­стоящие органы или организации, которые обязаны дать ответ.

Часть первая ст. 76 Конституции обязывает депутатов не­укоснительно соблюдать Конституцию и законы, хранить го­сударственную тайну и в своей производственной, служебной и общественной деятельности содействовать исполнению Кон­ституции и законов.

Депутаты не подлежат юридической ответственности за выступления и голосования на заседаниях ВСНП и Постоянно­го комитета ВСНП, они не могут быть арестованы или привле­чены к уголовной ответственности без разрешения президиу­ма сессии ВСНП, а в период между сессиями ВСНП — без разрешения ПК ВСНП. Если органы общественной безопасно­сти задерживают депутата ВСНП на месте совершения пре­ступления, то они должны немедленно сообщить об этом в президиум сессии ВСНП либо в ПК ВСНП.

О подконтрольности депутатов избравшим органам и воз­можности их отзыва выше уже сказано.

Общая процедура. ВСНП работает в сессионном поряд­ке, очередные сессии проводятся один раз в год. Сессии до­вольно продолжительны для социалистической страны и длятся нередко более полумесяца. Первую сессию ВСНП каждого со­зыва созывает ПК ВСНП предыдущего созыва в двухмесяч­ный срок после окончания выборов. За месяц до любой сессии (кроме внеочередных) ПК ВСНП должен информировать ВСНП о дне открытия сессии и об основных вопросах, представляе­мых на рассмотрение ВСНП. Внеочередные сессии могут быть созваны по усмотрению ПК ВСНП или по предложению не менее 1/5 депутатов ВСНП.

Каждой сессии ВСНП предшествует подготовительное заседание, на котором избираются президиум и начальник сек­ретариата данной сессии, принимается повестка дня сессии, решаются другие вопросы, связанные с подготовкой к сессии. Этим подготовительным заседанием руководит ПК ВСНП (под­готовительным заседанием первой сессии — ПК ВСНП преды­дущего созыва).

Сессии ВСНП проводятся открыто. В сессиях принимают участие, помимо депутатов, лица, входящие в состав Государ­ственного совета, Центрального военного совета, председатель Верховного народного суда и генеральный прокурор Верхов­ной народной прокуратуры. С разрешения президиума сессии на заседаниях могут присутствовать ответственные работники других заинтересованных коллективов и ведомств. Для депута­тов — представителей национальных меньшинств организуются необходимые переводы.

При необходимости могут проводиться и закрытые засе­дания по решению президиума и руководителей всех делега­ций после представления мнения всех делегаций.

Депутат может выступать на пленарном заседании ВСНП два раза, на что дается соответственно не более 10 и 5 минут. Члены президиума и представители делегаций могут высту­пать два раза по одному и тому же вопросу в течение 15 и 10 минут, причем председательствующий может увеличить это время.

Законодательный процесс. Правом законодатель­ной инициативы наделены: президиум сессии ВСНП, ПК ВСНП, специальные комиссии ВСНП, Государственный совет, Цент­ральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, делегации и не менее 30 депутатов. Порядок рассмотрения этих законопроектов различается в за­висимости от субъекта права законодательной инициативы. За­конопроекты, внесенные всеми субъектами, кроме делегаций и групп депутатов, по решению президиума направляются на рассмотрение делегаций, а также могут быть направлены в соответствующие специальные комиссии, затем президиум принимает решение о вынесении их на голосование в ВСНП. В отношении законопроектов, внесенных делегациями и группа­ми депутатов, предусмотрено два варианта: решение о воз­можности включения законопроекта в повестку дня сессии при­нимается президиумом либо сразу, либо после предваритель­ного рассмотрения в соответствующей специальной комиссии. Таким образом, создано "двойное сито" для отклонения в слу­чае необходимости законопроектов еще до их обсуждения ВСНП.

Стадия обсуждения законопроекта урегулирована Рег­ламентом ВСНП следующим образом. Если законопроект включен в повестку дня, на заседании проводится слушание пояснений, после чего законопроект рассматривается во всех делегациях, комиссии законодательных предположений и спе­циальных комиссиях. Затем комиссия законодательных пред­положений обобщает замечания и составляет доклад для прези­диума, который распространяет его среди депутатов и спустя определенное время проводит голосование, порядок которого Регламентом не урегулирован.

Предусмотрена также возможность отзыва законопроек­тов их инициаторами до постановки их на голосование в ВСНП. В этом случае рассмотрение этих законопроектов приостанав­ливается, а с согласия президиума — прекращается.

Особенности бюджетного процесса в КНР определяются спецификой подхода к данному документу. Государственный бюджет КНР состоит из центрального бюджета и бюджетов провинций, автономных районов, городов центрального под­чинения, городов, являющихся самостоятельными единицами государственного планирования, а также уездов. Критерием для установления объема бюджетных расходов для каждого уровня служит объем полномочий органов управления соот­ветствующего уровня. На центральный бюджет ложатся глав­ным образом расходы по обеспечению безопасности государства, функционированию дипломатической службы и других ведомств центрального правительства, расходы учреждений, находящихся под непосредственным управлением центрально­го правительства, а также расходы на проведение реформ (регулирование структуры народного хозяйства, координация развития регионов, осуществление макроэкономического кон­троля). Местные бюджеты обеспечивают расходы региональ­ных административных органов и развитие экономики. Поря­док принятия и исполнения бюджета регулируется специальным актом — Законом о бюджете, принятым на второй сессии ВСНП VIII созыва в марте 1994 г. Это первый законодатель­ный акт такого рода в КНР. В соответствии с законом Государ­ственный совет представляет ВСНП проект центрального и местных бюджетов в сводном виде. ВСНП рассматривает про­ект и утверждает центральный бюджет. Местные бюджеты рассматриваются и утверждаются местными собраниями на­родных представителей соответствующих уровней. Ежегодно на сессии ВСНП (обычно в марте) рассматривается вопрос об исполнении государственного бюджета в целом за прошедший год и особо об исполнении центрального бюджета за прошед­ший год, а также о сводном проекте центрального и местных бюджетов на текущий год и отдельно постатейный проект цен­трального бюджета на текущий год. Специалисты отмечают, что "особый упор на государственный бюджет, столь присталь­ное внимание, уделяемое этому звену государственного бюд­жета, объясняется весьма быстрым ростом в последние годы дефицита в этом звене, что серьезно ослабляет финансовый потенциал центра, укрепление которого крайне необходимо для эффективного проведения курса на усиление макроэконо­мического регулирования, официально осуществляемого в на­стоящее время"*.

* Шевелъ И. Государственный бюджет КНР на современном этапе // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 91.

Регламент ВСНП регулирует бюджетный процесс вместе с плановым. За месяц до сессии ВСНП компетентные ведом­ства должны представить доклады финансово-экономической комиссии и другим специальным комиссиям с изложением ос­новного содержания Плана народнохозяйственного и социально­го развития, а также отчеты об исполнении плана и бюджета. Государственный совет представляет на сессии ВСНП доклады о плане и бюджете, отчеты об исполнении плана и бюджета за прошлый год. Финансово-экономическая комиссия с учетом замечаний делегаций и специальных комиссий выносит на го­лосование ВСНП проекты постановлений о плане и бюджете. Если же после утверждения плана и бюджета потребуется внести в них изменения, то по проекту Государственного со­вета это делает ПК ВСНП.

Выборы и назначения ВСНП осуществляет тайным голосованием. Кроме случаев, когда кандидатуры выдвигают­ся должностными лицами, указанными в Конституции, в про­чих случаях соответствующее предложение вносится президиумом сессии. Президиум сессии, более трех делегаций или более 1/10 общего числа депутатов могут предложить освобо­дить от должности любое из избранных или назначенных ВСНП должностных лиц, после чего вопрос рассматривается в деле­гациях и голосуется на заседании. Должностное лицо вправе устно или письменно опровергать обвинения.

Постоянный комитет ВСНП

Постоянный комитет ВСНП — орган президиального типа, довольно типичное порождение социалистической концепции организации власти. Идея сочетания производственных обязан­ностей с депутатской деятельностью в КНР, так же как и в других социалистических странах, привела к очень кратков­ременному функционированию ВСНП как коллегиального орга­на (две-три недели в году, около четырех месяцев за пять лет), что обусловило появление более узкой коллегии, осуществ­ляющей целый ряд полномочий ВСНП. Формально это проис­ходит "в период между сессиями", но с учетом продолжитель­ности сессий следовало бы указать, что в основном. Это явле­ние — один из социалистических "перевертышей".

ПК ВСНП избирается ВСНП, перед ним ответствен и ему подотчетен. В состав ПК ВСНП входят: Председатель, замес­тители Председателя, начальник секретариата и члены. В нем должно состоять "соответствующее число" представителей ма­лочисленных национальностей. Нахождение в составе ПК ВСНП несовместимо со службой в государственных административ­ных органах, органах суда и органах прокуратуры. В то же время Конституция не требует, чтобы в состав ПК ВСНП вхо­дили только депутаты ВСНП; более того, из ряда ее форму­лировок можно с уверенностью сделать обратный вывод.

Председатель и заместители Председателя ПК ВСНП мо­гут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Они вместе с начальником секретариата образуют Совет Предсе­дателя, который занимается "важной текущей работой" ПК ВСНП.

Полномочия ПК ВСНП весьма обширны, и перечень их также открытый, так как ВСНП может возложить на него "и другие функции". Можно выделить собственные полномочия Постоянного комитета ВСНП и выполняемые им полномочия ВСНП.

К собственным полномочиям Постоянного комитета ВСНП относятся: давать толкование Конституции, принимать и из­менять законы (кроме отнесенных к ведению ВСНП), давать толкование законов, контролировать работу Государственно­го совета, Центрального военного совета, Верховного народ­ного суда и Верховной народной прокуратуры, отменять акты органов государственной власти провинциального уровня, про­тиворечащие Конституции, законам и административным ак­там, принимать решения о всеобщей или частичной мобилиза­ции в стране, о ратификации и денонсации международных договоров, равно как некоторые другие полномочия, в том числе традиционные полномочия главы государства (назначение и отзыв полномочных представителей в иностранных государ­ствах, награждение орденами и присвоение почетных званий, помилование).

"В период между сессиями ВСНП", действуя вместо него, ПК ВСНП вносит частичные изменения и дополнения в законы, принятые ВСНП, утверждает предложенные Государственным советом поправки к планам народнохозяйственного и социаль­ного развития, государственному бюджету в ходе их выполне­ния; назначает и смещает министров, председателей комитетов, главного ревизора и начальника секретариата по представлению Премьера Государственного совета, по представлению Предсе­дателя Центрального военного совета назначает и смещает его членов, принимает решение об объявлении войны в случае, если страна подвергнется вооруженному нападению, или в слу­чае необходимости выполнения международных договорных обязательств по совместной обороне от агрессии.

ПК ВСНП избирается на пять лет, так же как и ВСНП, но полномочия его состава прекращаются лишь с избранием его нового состава новоизбранным ВСНП.

Порядок деятельности регулируется Регламентом Посто­янного комитета Всекитайского собрания народных представи­телей 1987 г. и Регламентом деятельности лиц, составляющих Постоянный комитет Всекитайского собрания народных пред­ставителей 1993 г.

Очередные заседания Постоянного комитета проводятся один раз в два месяца, а при особых обстоятельствах проводят­ся внеочередные заседания. Созываются заседания Председа­телем ПК ВСНП, который ими сам руководит или поручает это своему заместителю. За семь дней до заседания лиц, вхо­дящих в состав ПК, уведомляют о дне открытия заседания и главных вопросах, предлагаемых для обсуждения на заседании. Кворум составляет более половины состава этого органа.

На заседании присутствуют ответственные лица Государ­ственного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, а также председатели, заместители пред­седателей, члены, советники специальных комиссий ВСНП, ответственные работники министерств, председатели посто­янных комитетов собраний народных представителей провин­ций, автономных районов, городов центрального подчинения (либо по одному из их заместителей). В необходимых случаях могут быть приглашены некоторые депутаты ВСНП.

Регламент деятельности членов ПК ВСНП устанавливает, что лица, входящие в состав Постоянного комитета, должны, в частности, отстаивать коренные интересы и общую волю на­рода всей страны, решительно придерживаться системы со­браний народных представителей, должны прилагать усилия для изучения теории строительства социализма с китайской спецификой, досконально знать Конституцию и законы, овла­девать знаниями, необходимыми для осуществления своих пол­номочий, блюсти честность и неподкупность. Интересно, что все права членов ПК ВСНП в этом акте изложены как обязан­ности: обязанность участвовать в заседаниях, выступать, го­лосовать и т. д. В случае серьезного нарушения Регламента они должны выступить на заседании с самокритикой в присут­ствии Председателя ПК ВСНП, который, очевидно, нарушить Регламент не может по определению.

Председатель КНР

Председатель КНР не имеет конституционной дефиниции, однако может рассматриваться как единоличный глава госу­дарства, хотя, как мы видели, некоторые традиционные пол­номочия главы государства входят в компетенцию ПК ВСНП*.

* В докладе о проекте Конституции КНР 1954 г. один из тогдашних ли­деров КПК Лю Шаоци (впоследствии он даже стал Председателем КНР, но затем был репрессирован) говорил: "Функции главы государства в нашей стране выполняются совместно Постоянным комитетом Всекитай­ского Собрания народных представителей и Председателем Китайской Народной Республики, избираемыми Всекитайским Собранием народных представителей. Таким образом, глава государства в нашей стране кол­легиальный" (Лю Шао-ци. О проекте Конституции Китайской Народной Республики. — Конституция Китайской Народной Республики. Пекин, 1954. С. 46). Юридическая конструкция института Председателя КНР по Конституции 1982 г. почти не отличается от конструкции, предусмотрен­ной в Конституции 1954 г.

Председателем КНР может быть избран гражданин КНР, обладающий избирательным правом и достигший 45 лет. Пред­седатель КНР не может занимать эту должность более чем два срока подряд. Председатель КНР избирается ВСНП. Срок его полномочий соответствует сроку полномочий ВСНП, но он осуществляет свои полномочия до вступления в должность Председателя, избранного ВСНП нового созыва. Все это отно­сится и к заместителю Председателя.

Конституция КНР не содержит каких-либо предписаний относительно процедуры их избрания. Закон об организации ВСНП и Регламент ВСНП устанавливают, что кандидатуры Председателя и заместителя Председателя КНР выдвигаются президиумом сессии, а после обсуждения делегациями прези­диум на основании мнения большинства депутатов составляет официальный список кандидатов. Голосование по кандидату­рам, согласно закону, по решению президиума проводится тайно, или поднятием руки, или другими способами, тогда как согласно Регламенту — только тайно. Решение принимается простым большинством голосов всех депутатов ВСНП.

Предложения об освобождении от должности Председате­ля и заместителя Председателя КНР могут вносить не менее трех делегаций или не менее 1/5 от общего числа депутатов ВСНП. Решение принимается простым большинством голосов всех депутатов ВСНП.

В случае досрочной вакансии должности Председателя ее занимает заместитель Председателя. Если же вакантной ока­зывается его должность или обе должности, проводятся до­полнительные выборы, а до того обязанности Председателя временно исполняет Председатель ПК ВСНП.

Свои полномочия по опубликованию законов*, назначению ряда высших должностных лиц (Премьера, его заместителей, членов Государственного совета и др.), награждению государ­ственными орденами и присвоению государственных почетных званий, направлению и отзыву представителей в иностранных государствах, ратификации и денонсации договоров с иност­ранными государствами, опубликованию указов о помилова­нии, о мобилизации, о введении чрезвычайного положения и объявлению состояния войны Председатель КНР осуществляет на основании решений ВСНП или ПК ВСНП. Кроме того, он представляет КНР и принимает дипломатических представи­телей иностранных государств.

* На практике он опубликовывает и другие акты ПК ВСНП. Например, указом Председателя КНР № 79 от 29 октября 1996 г. был опубликован полный текст Правил выборов депутатов Народно-освободительной армии Китая во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней от уездной сту­пени и выше.

Председателю КНР в его работе помогает его замести­тель, которому Председатель может поручить осуществление части своих полномочий.

Реальная роль Председателя КНР определяется не пре­доставленными Конституцией полномочиями, а авторитетом и влиянием занимающего эту должность лица. В последние годы практикуется совмещение должностей генерального секрета­ря ЦК КПК, Председателя КНР и Председателя Центрально­го военного совета*. Поэтому сегодня в отличие от более или менее длительных других периодов времени можно утверж­дать, что Председатель КНР — действительно первое лицо в государстве.

* В настоящее время эти должности занимает Цзян Цзэминь.

Конституциями КНР никогда не предусматривалось зва­ние Почетного Председателя КНР, но тем не менее в прак­тике КНР такой случай был: решением ПК ВСНП от 16 мая 1981 г. это звание было присвоено старейшей государственной и общественной деятельнице Китая, вдове Сунь Ятсена Сун Цинлин*.

* Это произошло незадолго до ее кончины 29 мая того же года (см.: По­литическая система Китайской Народной Республики (структура основ­ных институтов власти). С. 54).

Государственный совет

Государственный совет КНР характеризуется в ст. 85 Кон­ституции как центральное народное правительство, исполни­тельный орган верховного органа государственной власти, вер­ховный государственный административный орган. Он состоит из Премьера, заместителей Премьера, членов Государствен­ного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Этот орган, так же как и правительства других стран, руководит административной ра­ботой общегосударственного масштаба, деятельностью мини­стерств и ведомств и наделен соответствующими функциями и полномочиями, перечень которых в Конституции насчитывает 18 позиций, причем последняя из них — это "другие полномо­чия, которые возлагаются на него" ВСНП и ПК ВСНП.

Кандидатура Премьера Государственного совета утвержда­ется ВСНП по представлению Председателя КНР, а остальные лица, входящие в состав Государственного совета, утвержда­ются ВСНП по представлению Премьера. Всех их ВСНП имеет право освобождать от должности по процедуре, описанной в предыдущих пунктах настоящего параграфа. В период между сессиями ВСНП изменения в составе Государственного совета производит ПК ВСНП по представлению Премьера.

Срок полномочий Государственного совета соответствует сроку полномочий ВСНП, причем Премьер, его заместители и члены Государственного совета могут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Необходимо пояснить, что чле­ны Государственного совета — это не просто лица, которые входят в его состав, а по существу как бы вторая категория заместителей Премьера. Вместе с заместителями они "помогают Премьеру". Премьер, его заместители, члены Государствен­ного совета и начальник секретариата образуют постоянное бюро Государственного совета. Премьер созывает заседания Государственного совета и его постоянного бюро и председа­тельствует на них.

Конституция в ст. 92 установила ответственность и подот­четность Государственного совета в отношении ВСНП и ПК ВСНП.

Особенности правового и фактического статуса этого орга­на определяются тем, что он часто выступает "в паре" с ЦК КПК, точнее, решения ЦК КПК нередко оформляются как со­вместные решения ЦК КПК и Государственного совета. Надо сказать, что и собственные акты этого органа нередко носят характер политической директивы, предписаний ориентирующе­го характера, "установок", какими являются, например: "Неко­торые политические установки Государственного совета об ин­дивидуальных хозяйствах в городах и поселках, не связанных с сельским хозяйством", "Некоторые положения об индивидуаль­ной промышленности и торговле в деревне", "Постановление о внедрении курса на урегулирование народного хозяйства на предприятиях коммун и производственных бригад" и пр.

На министров и председателей комитетов Конституция возложила ответственность за руководство работой соответ­ствующих ведомств, которые на основе законов и актов Госу­дарственного совета издают в пределах своей компетенции распоряжения, инструкции и положения. Государственный со­вет учреждает ревизионный орган для контроля и надзора за доходами и расходами ведомств Государственного совета и местных правительств, государственных валютно-финансовых органов, предприятий и учреждений. Под руководством Пре­мьера ревизионный орган в соответствии с законом действует самостоятельно, без вмешательства других административных органов, общественных организаций и отдельных лиц.

Центральный военный совет

Конституция посвятила Центральному военному совету всего две статьи, из которых мало что можно уяснить. Это весьма своеобразный орган в системе органов государства, отли­чающийся от сходных по названию органов во многих странах, в том числе Совета Безопасности в России, где они имеют кон­сультативный характер. Согласно же ст. 93 Конституции КНР Центральный военный совет "руководит всеми Вооруженными силами государства".

Срок его полномочий соответствует сроку полномочий ВСНП.

Центральный военный совет состоит из председателя, за­местителей председателя и членов. Председатель Центрально­го военного совета избирается ВСНП по предложению прези­диума сессии, остальные же лица, входящие в состав этого органа, утверждаются ВСНП по представлению председателя Совета. В период между сессиями ВСНП изменения в составе Центрального военного совета производит ПК ВСНП по пред­ставлению председателя Совета. Часть третья указанной статьи содержит не очень понятное положение: "Центральный воен­ный совет придерживается системы ответственности председа­теля". Согласно ст. 94 Конституции председатель Центрально­го военного совета ответствен перед ВСНП и ПК ВСНП. Пре­дусмотренная Регламентом ВСНП процедура смещения лиц из состава Совета аналогична изложенной выше процедуре сме­щения других высших должностных лиц государства.

Таково конституционное и регламентарное регулирование статуса этого органа. Надо, однако, иметь в виду, что, как от­мечалось, по своему персональному составу Центральный во­енный совет совпадает с военным советом ЦК КПК. Оба орга­на возглавляются генеральным секретарем ЦК КПК, который, как также отмечалось, избран и Председателем КНР*.

* См.: Политическая система Китайской Народной Республики (структу­ра основных институтов власти). С. 20—21, 53.

Судебная система

Согласно ст. 123 Конституции народные суды КНР суть государственные судебные органы. Правовой статус судебных органов урегулирован в шести статьях Конституции, из кото­рых две посвящены Верховному народному суду, Законом КНР об организации народных судов различных ступеней 1979 г. с изменениями 1983 г. и Законом КНР о судьях 1995 г. Задачей народных судов является "рассмотрение уголовных и граж­данских дел, наказание в судебном порядке преступных эле­ментов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата, охраны социалистической законности и общественного порядка, охраны социалистичес­кой общенародной собственности, коллективной собственности трудящихся и законной частной собственности граждан, охра­ны личных свобод, демократических и иных прав граждан, обеспечения успешного проведения социалистической револю­ции и социалистического строительства в стране".

Формирование. Кандидат в судьи должен отвечать следующим требованиям:

— иметь гражданство КНР;

— достичь 23-летнего возраста;

— "поддерживать Конституцию КНР";

— иметь "хорошие политические и профессиональные каче­ства, а также примерное поведение";

— обладать физическим здоровьем;

— иметь диплом об окончании вуза по юридической спе­циальности или иной специальности, но при наличии специ­альных юридических знаний и стажа не менее двух лет, или иметь ученую степень бакалавра права и стаж работы не менее одного года, или же степень магистра права, доктора юриди­ческих наук, на которые не распространяется ценз трудово­го стажа.

Судьями не могут быть лица, которые в прошлом понес­ли уголовное наказание за совершение преступления, и лица, уволенные в прошлом с государственной службы.

Председатели народных судов различных ступеней изби­раются соответствующими собраниями народных представи­телей, а заместители председателей народных судов, началь­ники палат, заместители начальников палат и судьи, а также члены судебных комитетов назначаются и смещаются посто­янными комитетами собраний народных представителей по предложению председателей судов. Местные народные суды, средней ступени, учреждаемые по районам в провинциях и городах центрального подчинения, формируются собраниями народных представителей провинций и городов центрального подчинения и их постоянными комитетами.

Срок полномочий председателей народных судов различ­ных ступеней соответствует сроку полномочий собраний народ­ных представителей соответствующих ступеней.

Собрания народных представителей имеют право отзыва избранных ими председателей народных судов. Если в период между сессиями собрания народных представителей постоян­ный комитет собрания народных представителей сочтет необ­ходимым отозвать председателя народного суда, он сообщает о своем решении в вышестоящий народный суд, а решение об отзыве подлежит утверждению постоянным комитетом собра­ния народных представителей вышестоящей ступени.

В народных судах различных ступеней в случае необхо­димости могут учреждаться должности помощников судей, которые назначаются на должности и освобождаются от долж­ностей народными судами данной ступени. Помощники судей помогают судьям в работе. По предложению председателя суда данной ступени, принятому судеб<

Наши рекомендации