Характеристика действующей Конституции КНР

Главный источник современного государственного права Китая — Конституция КНР 1982 г., состоящая из введения и четырех глав, в которых объединены 138 статей. Подготовка этой Конституции продолжалась около двух лет, ее проект прошел более чем полугодовое всенародное обсуждение.

По сравнению с предшествующими двумя конституциями Конституция 1982 г. содержит целый ряд нововведений, в ча­стности в ней восстановлен учрежденный еще Конституцией 1954 г. пост Председателя КНР, предусмотрено создание Цент­рального военного совета, восстановлено волостное звено орга­нов власти, в составе правительств различных уровней преду­смотрена система ревизионных органов, устранены наиболее одиозные формулировки обязанностей граждан КНР.

Данная Конституция уже трижды подвергалась измене­ниям (последний раз в 1999 г.), которые отражают трансфор­мацию подхода КПК ко многим общественным явлениям. В ре­зультате внесенных изменений на конституционном уровне появились такие новаторские (и ревизионистские с точки зре­ния ортодоксального марксизма) понятия, как социалистиче­ское правовое государство, социалистическая рыночная эко­номика и др. Вместе с тем некоторые формулировки были "очи­щены" от тенденциозной социалистической терминологии (например, в ст. 28 Конституции в 1999 г. термин "контррево­люционная деятельность" был заменен на "преступная деятель­ность") или изложены более неопределенно (так, вместо фра­зы "Китай находится на начальной стадии социализма" во вве­дении появилась формулировка: "Китай будет в течение длительного времени находиться на начальной стадии социа­лизма"). Следует отметить, что хотя в целом эти новеллы не изменяют общую оценку Конституции Китая как социалисти­ческой, однако вносят весьма серьезные нюансы. Кроме того, если общее направление изменений, хотя бы в таком медлен­ном темпе, сохранится, то в результате может сложиться текст Конституции, который в целом будет мало чем, за исключе­нием слова "социалистический", отличаться от конституций большинства стран мира.

Во введении дана краткая характеристика пути, пройден­ного Китаем, а также ставится задача социалистической мо­дернизации общества. Характерной чертой преамбулы является упоминание в ней о роли отдельных выдающихся личностей в истории Китая (Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина): в настоящее время аналогичные нормы имеются в конституциях очень небольшого числа, главным образом социалистичес­ких, стран (например, Кубы, Вьетнама).

Данное еще в 1957 г. Мао Цзэдуном указание о необхо­димости деления общества на "народ" и "врагов" нашло отра­жение в следующем фрагменте введения: "Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вра­жеских сил и элементов, которые подрывают наш социали­стический строй". Конституция настраивает на ведение борь­бы с врагами "в течение длительного времени", но сам образ врага дан достаточно неопределенно, так как там же указы­вается, что эксплуататоры как класс ликвидированы. Следует отметить, что это вполне в духе маоцзэдуновского понима­ния этих вопросов. В своей известной работе "К вопросу о пра­вильном разрешении противоречий внутри народа" Мао Цзэдун к народу отнес "все классы, прослойки и общественные группы", которые поддерживают социалистическое строитель­ство, а к "врагам народа" — всех тех, кто "сопротивляется этой линии"*. "Правильное разрешение противоречий" с вра­гами состоит, по мысли автора концепции, в установлении дик­татуры и предполагает различные меры от лишения свободы слова и избирательных прав до ареста. В действующей редак­ции Конституции сохранено положение о том, что "народы всех национальностей Китая... будут и впредь отстаивать де­мократическую диктатуру народа...". Это положение в русле концепции Мао Цзэдуна можно рассматривать и как рецидив прежних представлений о мире, и как резервное конституци­онное оправдание возможных репрессий.

* Мао Цзэдун. К вопросу о правильном разрешении противоречий внут­ри народа. М., 1957. С. 3.

Конституционное регулирование внешней политики пост­роено на тезисе: "Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира". Подчеркиваются независимость и самостоятель­ность внешней политики и пять ее принципов (взаимное ува­жение суверенитета и территориальной целостности, взаим­ное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществова­ние). Во введении указывается, что Китай развивает с други­ми странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами раз­личных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угне­тенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. Рецидивом прежних подходов к внешней политике, хотя и в сильно смягченном варианте, выглядит положение о том, что Китай "решительно выступает против империализ­ма, гегемонизма и колониализма".

Во введении содержатся также положения о самой Кон­ституции. При характеристике этого документа почти дослов­но используется марксистская трактовка социальной сущнос­ти конституции: "Настоящая Конституция в форме закона за­фиксировала результаты борьбы народов Китая, определила основной строй и основные задачи государства". Конституция определяется как основной закон страны, наделенный высшей юридической силой. Указывается, что "все народы страны, все государственные органы и Вооруженные силы, все поли­тические партии и общественные организации, предприятия и учреждения руководствуются положениями Конституции как основным критерием своей деятельности, ответственны за со­блюдение Конституции и претворение ее в жизнь". Однако следует отметить, что реальное значение Конституции опре­деляется не данной нормой, а особенностями социалистичес­кого государственного права КНР и в немалой мере социаль­но-психологическими факторами.

Первая глава ("Общие положения") содержит характе­ристику государственного строя КНР как социалистическо­го, роли государства и народа, принципов деятельности госу­дарственных органов, принципов национальной политики, эко­номической системы, функций государственных органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деле­ния КНР. В этой же главе урегулированы основы статуса ино­странцев.

Вторая глава ("Основные права и обязанности граждан") содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. В этой главе имеются традиционные нормы (право на труд, на отдых, на образование и т. п.) и специфи­ческие, характерные именно для Китая и вытекающие из осо­бенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле).

Третья глава ("Государственная структура") наиболее об­ширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому ста­тусу различных государственных органов.

Четвертая глава ("Государственный флаг, государствен­ный герб, столица") посвящена соответствующим символам государства и столице. Выделение особой главы о государственных символах и столице характерно для большинства именно социалистических конституций*. Мы останавливаемся на этой проблематике несколько подробнее, так как остальные конституционные положения излагаются в последующих пара­графах настоящей главы.

* См. подробнее: Андреева Г. Н. Символы государства: государственный гимн как объект конституционного регулирования // Право и жизнь. 1997. № 11. С. 161—162.

Сама государственная символика КНР носит ярко выра­женный социалистический характер. Согласно ст. 136 Консти­туции "государственный флаг КНР состоит из красного полот­нища с изображением на нем пяти звезд". Смысл данной сим­волики, как отмечалось в литературе, состоит в том, что "одна из звезд — самая большая символизирует общие интересы всего китайского народа, а четыре маленькие звезды обозна­чают рабочих, крестьян, мелкую буржуазию и патриотически настроенных капиталистов. Созвездие этих звезд — символ единства и сплоченности всех прогрессивных сил народа под знаменем КПК. Красный цвет флага — символ революционных устремлений, символ борьбы трудящихся КНР за победу соци­ализма"*. Не менее характерна и символика герба. Согласно ст. 137 "государственный герб КНР состоит из изображений: в центре — ворота Тяньаньмэнь, освещенные пятью звездами, по краям — колосья и зубчатое колесо". Ворота Тяньаньмэнь, что в переводе означает Ворота Небесного Мира (Спокойствия), были сооружены в Пекине в XVII столетии на месте старых ворот имперского города и на первый взгляд действительно "символизируют древние традиции китайского народа"**, но не менее важно и то, что 1 октября 1949 г. перед ними произош­ло провозглашение создания Народной Республики***. Колосья пшеницы символизируют крестьянство, зубчатое колесо — рабочий класс. Символика пяти пятиконечных звезд — та же, что и у флага. Цветовая гамма флага и герба апеллирует к традиционным представлениям китайского народа. Символика цветов флага и герба у китайцев должна ассоциироваться с властью, а еще "в старом Китае красный и желтый считались императорскими цветами"****.

* Соколов В. А. Символы государственного суверенитета. Саратов, 1969. С. 50.

** Там же.

*** См.: Herzog H. U., Hannes G.Lexikon Flaggen und Wappen. Leipzig, 1989. S. 66.

**** Ibid.

Постановлением Постоянного комитета (ПК) ВСНП от 28 июня 1990 г. о наказании за преступные действия, выразившиеся в осквернении государственного флага и государственного герба КНР, установлена ответственность в виде тюремного заклю­чения на срок до трех лет, ареста (т. е. лишения свободы на срок до шести месяцев), взятия под надзор или лишения по­литических прав в отношении лиц, которые "в публичных ме­стах преднамеренно путем сжигания, порчи, пачканья, оск­вернения, топтания ногами и другими способами оскорбляют государственный флаг и государственный герб КНР"*. Стрем­ление наказать за проявление неуважения к флагу как госу­дарственному символу базируется на представлении, что флаг олицетворяет достоинство народа и государства. В социали­стическом государстве неуважение к государственным симво­лам рассматривается и как неуважение к социалистическому строю как таковому, отсюда и уголовное наказание. Следует отметить, что в конституционно-правовой теории и практике зарубежных стран имеется и противоположный подход к воп­росу об отношении к государственной символике**.

* Новое законодательство КНР. Информационные материалы. Экспресс-информация. Вып. 5. М., 1994. С. 81.

** Известна, например, американская трактовка этого вопроса, а также практика стирки или сжигания флагов напротив Белого дома и зданий других учреждений как выражение протеста против политики правитель­ства. Это не только ненаказуемо, но и рассматривается как элемент аме­риканской демократии и широко рекламируется. С этой точки зрения возможность сжечь флаг в знак протеста против политики государствен­ных органов есть проявление свободы и демократии.

В числе государственных символов не указан государ­ственный гимн, вопрос о котором неоднократно был предме­том рассмотрения на сессиях ВСНП*. В настоящее время госу­дарственным гимном КНР является "Марш добровольцев".

* Так, на 1-й сессии 5-го созыва (1978 г.) ВСНП утвердило новый госу­дарственный гимн КНР, а на 5-й сессии 5-го созыва (1982 г.) в качестве государственного гимна был восстановлен "Марш добровольцев".

Статья 138 Конституции, заключительная, устанавливает, что столицей КНР является Пекин.

Согласно части первой ст. 64 изменения в Конституцию вносятся по предложению ПК ВСНП или 1/5 голосов депута­тов ВСНП и принимаются большинством не менее 2/3 голосов всех депутатов ВСНП.

Следует, конечно, иметь в виду, что регулятивная роль Конституции, да и вообще закона в Китае относительно не­велика. Для чиновника и гражданина большее значение имеют текущие административные указания, чем нормы писаного права. Судебная защита этих норм весьма ограниченна. Они представляют собой своего рода общий ориентир, отклонение от которого в текущей деятельности считается допустимым. Можно лишь надеяться, что укрепление в экономике рыноч­ных принципов и общее повышение уровня образованности населения приведут со временем к демократизации политичес­кой системы и созданию подлинного правопорядка.

Наши рекомендации