Характеристика действующей Конституции КНР
Главный источник современного государственного права Китая — Конституция КНР 1982 г., состоящая из введения и четырех глав, в которых объединены 138 статей. Подготовка этой Конституции продолжалась около двух лет, ее проект прошел более чем полугодовое всенародное обсуждение.
По сравнению с предшествующими двумя конституциями Конституция 1982 г. содержит целый ряд нововведений, в частности в ней восстановлен учрежденный еще Конституцией 1954 г. пост Председателя КНР, предусмотрено создание Центрального военного совета, восстановлено волостное звено органов власти, в составе правительств различных уровней предусмотрена система ревизионных органов, устранены наиболее одиозные формулировки обязанностей граждан КНР.
Данная Конституция уже трижды подвергалась изменениям (последний раз в 1999 г.), которые отражают трансформацию подхода КПК ко многим общественным явлениям. В результате внесенных изменений на конституционном уровне появились такие новаторские (и ревизионистские с точки зрения ортодоксального марксизма) понятия, как социалистическое правовое государство, социалистическая рыночная экономика и др. Вместе с тем некоторые формулировки были "очищены" от тенденциозной социалистической терминологии (например, в ст. 28 Конституции в 1999 г. термин "контрреволюционная деятельность" был заменен на "преступная деятельность") или изложены более неопределенно (так, вместо фразы "Китай находится на начальной стадии социализма" во введении появилась формулировка: "Китай будет в течение длительного времени находиться на начальной стадии социализма"). Следует отметить, что хотя в целом эти новеллы не изменяют общую оценку Конституции Китая как социалистической, однако вносят весьма серьезные нюансы. Кроме того, если общее направление изменений, хотя бы в таком медленном темпе, сохранится, то в результате может сложиться текст Конституции, который в целом будет мало чем, за исключением слова "социалистический", отличаться от конституций большинства стран мира.
Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы является упоминание в ней о роли отдельных выдающихся личностей в истории Китая (Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина): в настоящее время аналогичные нормы имеются в конституциях очень небольшого числа, главным образом социалистических, стран (например, Кубы, Вьетнама).
Данное еще в 1957 г. Мао Цзэдуном указание о необходимости деления общества на "народ" и "врагов" нашло отражение в следующем фрагменте введения: "Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй". Конституция настраивает на ведение борьбы с врагами "в течение длительного времени", но сам образ врага дан достаточно неопределенно, так как там же указывается, что эксплуататоры как класс ликвидированы. Следует отметить, что это вполне в духе маоцзэдуновского понимания этих вопросов. В своей известной работе "К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа" Мао Цзэдун к народу отнес "все классы, прослойки и общественные группы", которые поддерживают социалистическое строительство, а к "врагам народа" — всех тех, кто "сопротивляется этой линии"*. "Правильное разрешение противоречий" с врагами состоит, по мысли автора концепции, в установлении диктатуры и предполагает различные меры от лишения свободы слова и избирательных прав до ареста. В действующей редакции Конституции сохранено положение о том, что "народы всех национальностей Китая... будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа...". Это положение в русле концепции Мао Цзэдуна можно рассматривать и как рецидив прежних представлений о мире, и как резервное конституционное оправдание возможных репрессий.
* Мао Цзэдун. К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа. М., 1957. С. 3.
Конституционное регулирование внешней политики построено на тезисе: "Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира". Подчеркиваются независимость и самостоятельность внешней политики и пять ее принципов (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Во введении указывается, что Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами различных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. Рецидивом прежних подходов к внешней политике, хотя и в сильно смягченном варианте, выглядит положение о том, что Китай "решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма".
Во введении содержатся также положения о самой Конституции. При характеристике этого документа почти дословно используется марксистская трактовка социальной сущности конституции: "Настоящая Конституция в форме закона зафиксировала результаты борьбы народов Китая, определила основной строй и основные задачи государства". Конституция определяется как основной закон страны, наделенный высшей юридической силой. Указывается, что "все народы страны, все государственные органы и Вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения руководствуются положениями Конституции как основным критерием своей деятельности, ответственны за соблюдение Конституции и претворение ее в жизнь". Однако следует отметить, что реальное значение Конституции определяется не данной нормой, а особенностями социалистического государственного права КНР и в немалой мере социально-психологическими факторами.
Первая глава ("Общие положения") содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, принципов национальной политики, экономической системы, функций государственных органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деления КНР. В этой же главе урегулированы основы статуса иностранцев.
Вторая глава ("Основные права и обязанности граждан") содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. В этой главе имеются традиционные нормы (право на труд, на отдых, на образование и т. п.) и специфические, характерные именно для Китая и вытекающие из особенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле).
Третья глава ("Государственная структура") наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.
Четвертая глава ("Государственный флаг, государственный герб, столица") посвящена соответствующим символам государства и столице. Выделение особой главы о государственных символах и столице характерно для большинства именно социалистических конституций*. Мы останавливаемся на этой проблематике несколько подробнее, так как остальные конституционные положения излагаются в последующих параграфах настоящей главы.
* См. подробнее: Андреева Г. Н. Символы государства: государственный гимн как объект конституционного регулирования // Право и жизнь. 1997. № 11. С. 161—162.
Сама государственная символика КНР носит ярко выраженный социалистический характер. Согласно ст. 136 Конституции "государственный флаг КНР состоит из красного полотнища с изображением на нем пяти звезд". Смысл данной символики, как отмечалось в литературе, состоит в том, что "одна из звезд — самая большая символизирует общие интересы всего китайского народа, а четыре маленькие звезды обозначают рабочих, крестьян, мелкую буржуазию и патриотически настроенных капиталистов. Созвездие этих звезд — символ единства и сплоченности всех прогрессивных сил народа под знаменем КПК. Красный цвет флага — символ революционных устремлений, символ борьбы трудящихся КНР за победу социализма"*. Не менее характерна и символика герба. Согласно ст. 137 "государственный герб КНР состоит из изображений: в центре — ворота Тяньаньмэнь, освещенные пятью звездами, по краям — колосья и зубчатое колесо". Ворота Тяньаньмэнь, что в переводе означает Ворота Небесного Мира (Спокойствия), были сооружены в Пекине в XVII столетии на месте старых ворот имперского города и на первый взгляд действительно "символизируют древние традиции китайского народа"**, но не менее важно и то, что 1 октября 1949 г. перед ними произошло провозглашение создания Народной Республики***. Колосья пшеницы символизируют крестьянство, зубчатое колесо — рабочий класс. Символика пяти пятиконечных звезд — та же, что и у флага. Цветовая гамма флага и герба апеллирует к традиционным представлениям китайского народа. Символика цветов флага и герба у китайцев должна ассоциироваться с властью, а еще "в старом Китае красный и желтый считались императорскими цветами"****.
* Соколов В. А. Символы государственного суверенитета. Саратов, 1969. С. 50.
** Там же.
*** См.: Herzog H. U., Hannes G.Lexikon Flaggen und Wappen. Leipzig, 1989. S. 66.
**** Ibid.
Постановлением Постоянного комитета (ПК) ВСНП от 28 июня 1990 г. о наказании за преступные действия, выразившиеся в осквернении государственного флага и государственного герба КНР, установлена ответственность в виде тюремного заключения на срок до трех лет, ареста (т. е. лишения свободы на срок до шести месяцев), взятия под надзор или лишения политических прав в отношении лиц, которые "в публичных местах преднамеренно путем сжигания, порчи, пачканья, осквернения, топтания ногами и другими способами оскорбляют государственный флаг и государственный герб КНР"*. Стремление наказать за проявление неуважения к флагу как государственному символу базируется на представлении, что флаг олицетворяет достоинство народа и государства. В социалистическом государстве неуважение к государственным символам рассматривается и как неуважение к социалистическому строю как таковому, отсюда и уголовное наказание. Следует отметить, что в конституционно-правовой теории и практике зарубежных стран имеется и противоположный подход к вопросу об отношении к государственной символике**.
* Новое законодательство КНР. Информационные материалы. Экспресс-информация. Вып. 5. М., 1994. С. 81.
** Известна, например, американская трактовка этого вопроса, а также практика стирки или сжигания флагов напротив Белого дома и зданий других учреждений как выражение протеста против политики правительства. Это не только ненаказуемо, но и рассматривается как элемент американской демократии и широко рекламируется. С этой точки зрения возможность сжечь флаг в знак протеста против политики государственных органов есть проявление свободы и демократии.
В числе государственных символов не указан государственный гимн, вопрос о котором неоднократно был предметом рассмотрения на сессиях ВСНП*. В настоящее время государственным гимном КНР является "Марш добровольцев".
* Так, на 1-й сессии 5-го созыва (1978 г.) ВСНП утвердило новый государственный гимн КНР, а на 5-й сессии 5-го созыва (1982 г.) в качестве государственного гимна был восстановлен "Марш добровольцев".
Статья 138 Конституции, заключительная, устанавливает, что столицей КНР является Пекин.
Согласно части первой ст. 64 изменения в Конституцию вносятся по предложению ПК ВСНП или 1/5 голосов депутатов ВСНП и принимаются большинством не менее 2/3 голосов всех депутатов ВСНП.
Следует, конечно, иметь в виду, что регулятивная роль Конституции, да и вообще закона в Китае относительно невелика. Для чиновника и гражданина большее значение имеют текущие административные указания, чем нормы писаного права. Судебная защита этих норм весьма ограниченна. Они представляют собой своего рода общий ориентир, отклонение от которого в текущей деятельности считается допустимым. Можно лишь надеяться, что укрепление в экономике рыночных принципов и общее повышение уровня образованности населения приведут со временем к демократизации политической системы и созданию подлинного правопорядка.