Федеральная судебная система
Судебную власть составляют следующие судебные органы: Федеральный верховный трибунал, Высший трибунал правосудия, федеральные областные суды и федеральные судьи, трудовые трибуналы и судьи, избирательные трибуналы и судьи, военные трибуналы и судьи, трибуналы и судьи штатов, федерального округа и территорий. Глава VIII раздела Конституции, посвященного организации власти, представляет собой своего рода судебный мини-кодекс. Учредители сочли необходимым включить в эту главу нормы не только о судебной системе в собственном ее значении, но и о прокуратуре, публичной адвокатуре, обычной адвокатуре и Публичной защите.
Судебные органы независимы, они подчиняются только закону. Конституция 1988 г. усилила эту независимость, установив принцип административной и финансовой автономии судебной власти (ст. 99), а для того, чтобы придать эффективность этому принципу, органам судебной власти разрешено составлять проект своего собственного бюджета. Трибуналы вырабатывают свои бюджетные предложения при соблюдении ограничений, установленных одинаково для всех ветвей власти законом о бюджетных директивах.
Статус судей. Независимое положение судебной власти подчеркивается достаточно широким кругом гарантий для судей. Основы их статуса определены в ст. 93 Конституции, которая предусматривает подробное регулирование статуса магистратуры дополняющим законом, принимаемым по инициативе Федерального верховного трибунала. Гарантии для судей — это, в частности:
— пожизненное назначение, которое для судей первой инстанции предусматривается только после двух лет нахождения в должности; об утрате должности в течение этого периода должно быть принято решение трибуналом, в состав которого судья входит, а в других случаях — по окончательному приговору суда;
— несменяемость, за исключением увольнения по основаниям, имеющим публичный интерес; решение о таком увольнении с направлением в резерв или в отставку имеет основанием решение, принятое 2/3 голосов соответствующего трибунала при обеспечении всесторонней защиты;
— несокращаемостъ денежного содержания, за некоторыми исключениями, — еще один элемент статуса бразильских судей.
В то же время на судей налагаются некоторые ограничения, связанные опять-таки с обеспечением их профессиональной независимости. Им запрещено занимать, даже находясь в резерве, другие посты или функции, за исключением преподавания; получать по любому основанию или под любым предлогом судебные издержки и вознаграждение или финансовую долю от рассматриваемых ими дел; посвящать себя партийно-политической деятельности.
Конституция самым подробным образом устанавливает численность и порядок назначения судей в верхних эшелонах судебной иерархии, даже включая три ветви специальной юстиции — трудовую, избирательную и военную. В федеральных областных трибуналах, в трибуналах штатов, федерального округа и территорий 1/5 мест отводится членам прокуратуры, имеющим стаж более 10 лет, и адвокатам, известным своими юридическими познаниями, обладающим незапятнанной репутацией, более 10 лет эффективно работающим по профессии, указанным в списке, число кандидатов в котором шестикратно превышает число мест и который формируется органами представительства соответствующих категорий. Трибунал составляет из них список, втрое превышающий число мест, и направляет его в орган исполнительной власти, который в течение последующих 20 дней производит выбор и назначение.
На вершине судебной иерархии находится Федеральный верховный трибунал из 11 судей, именуемых министрами (os Ministros), подбираемых из граждан в возрасте от 35 до 65 лет, обладающих признанными знаниями в области юриспруденции и безупречной репутацией. Судьи Федерального верховного трибунала назначаются Президентом республики, после того как их отбор был одобрен абсолютным большинством членов Федерального сената.
Согласно ст. 102 Конституции (с учетом Конституционной поправки № 23 1999 г.) ведению Федерального верховного трибунала подлежит прежде всего охрана Конституции. По первой инстанции он рассматривает и разрешает в числе прочих:
— прямые иски о неконституционности законов или иных нормативных актов публичной власти Союза или штатов и деклараторные иски о конституционности (т. е. содержащие ходатайства о подтверждении конституционности) федеральных законов или иных нормативных актов, предъявляемые Президентом, бюро палат Конгресса или Генеральным прокурором республики;
— дела об общеуголовных деяниях Президента республики, Вице-президента, членов Национального конгресса, своих собственных судей и Генерального прокурора республики, а также об общеуголовных деяниях и должностных преступлениях государственных министров и командующих Военно-морскими, Сухопутными и Военно-воздушными силами (кроме дел, рассматриваемых Федеральным сенатом), членов высших трибуналов, членов Счетного трибунала Союза и руководителей постоянных дипломатических представительств;
— дела хабеас корпус, где потерпевшими являются вышеперечисленные лица, а также о выдаче ордера о безопасности или приказа хабеас дата в отношении актов Президента республики, бюро обеих палат Национального конгресса, Счетного трибунала Союза, Генерального прокурора республики и самого Федерального верховного трибунала;
— споры между иностранным государством или международной организацией и Союзом, штатом, федеральным округом или территорией;
— дела и конфликты между Союзом и штатами, Союзом и федеральным округом либо между штатами или штатом и федеральным округом, включая соответствующие организации косвенной администрации;
— дела об экстрадиции, о которой ходатайствует иностранное государство.
Кроме того, в компетенцию Федерального верховного трибунала входит рассмотрение дел в качестве высшей судебной инстанции. В этой обширной сфере можно упомянуть пересмотр решений по уголовным делам, вступивших в законную силу; рассмотрение исков о соблюдении своей компетенции и обязательной силы вынесенных решений; рассмотрение судебных дел, в которых все члены Трибунала были прямо или косвенно заинтересованы, и дел, в которых более половины членов Трибунала, первоначально рассматривавшего дело, были прямо или косвенно в этом деле заинтересованы или у них были препятствия к его рассмотрению; разрешение споров о компетенции между Высшим трибуналом правосудия и каким-либо другим трибуналом, между высшими трибуналами или между последними и каким-либо иным трибуналом.
По обычным жалобам Федеральный верховный трибунал рассматривает дела об отказе высших трибуналов по единственной инстанции выдать судебные приказы, а также о политических преступлениях. По чрезвычайным жалобам он разрешает дела, рассмотренные в единственной или последней инстанции, если вынесенные решения противоречат положениям Конституции, объявляют неконституционными федеральный закон или договор, объявляют действительными закон или акт местного правительства, конституционность которого оспаривалась.
Окончательные решения Федерального верховного трибунала по деклараторным искам о конституционности действуют в отношении всех и обязывают прочие органы судебной власти и исполнительную власть.
Примечательная особенность компетенции этого Трибунала заключается в том, что он может инициировать прямые иски о неконституционности, предлагая Президенту республики, бюро палаты Национального конгресса либо законодательного собрания, губернатору штата, Генеральному прокурору республики, Федеральному совету Ордена адвокатов Бразилии, политической партии, представленной в Национальном конгрессе, профсоюзной конфедерации, экономической или профессиональной корпорации национального масштаба предъявить их.
Конституция регулирует также некоторые процессуальные стороны конституционного контроля, осуществляемого Трибуналом. В частности, предварительно заслушивается Генеральный прокурор республики, а если речь идет о признании в целом неконституционности нормы или акта, в их защиту предварительно выступает Генеральный адвокат Союза.
Конституция 1988 г. учредила Высший трибунал правосудия, передав ему часть полномочий, которые ранее осуществлял Федеральный верховный трибунал. Члены этого Трибунала, к которым предъявляются такие же требования, как и к членам Федерального верховного трибунала, назначаются Президентом республики после того, как предлагаемые кандидатуры получили одобрение Сената. Из 33 членов ("министров") Трибунала треть — это судьи федеральных областных трибуналов, другая треть — высококвалифицированные судьи трибуналов правосудия, третья треть — в равных долях адвокаты и члены прокуратуры поочередно федеральной, штатов, федерального округа и территорий.
Высший трибунал правосудия имеет весьма многочисленные полномочия. Он рассматривает дела и выносит решения по первой инстанции в отношении:
— общеуголовных преступлений, совершенных губернаторами штатов и федерального округа, этих же и должностных преступлений, совершенных судьями трибуналов штатов и федерального округа, федеральных областных трибуналов, членами счетных советов или счетных трибуналов муниципий и членами прокуратуры Союза, которые состоят при этих трибуналах;
— выдачи ордеров о безопасности и приказов хабеас дата в отношении актов государственных министров, командующих Военно-морскими, Сухопутными и Военно-воздушными силами или самого Трибунала;
— выдачи приказов хабеас корпус, когда принуждающей или потерпевшей стороной является губернатор или какое-либо из должностных лиц судебной власти, указанных выше, или когда принуждающей стороной является трибунал, подчиненный юрисдикции данного Трибунала, государственный министр или командующий Военно-морскими, Сухопутными или Военно-воздушными силами, за исключением дел, входящих в компетенцию избирательных трибуналов (данная редакция подпункта "с" п. I ст. 105 установлена Конституционными поправками № 22 и 23 1999 г.);
— ряда споров о компетенции между несколькими трибуналами, а также между трибуналами и судьями, входящими в их состав, и между судьями, состоящими в разных трибуналах;
— пересмотра собственных решений по уголовным делам и искам о расторжении контрактов,
К ведению этого органа также отнесен ряд других категорий дел, в том числе споры о полномочиях между административными и судебными органами власти Союза, или между судебными органами одного штата и административными органами другого штата, федерального округа, или между ними и административными органами Союза.
Трибунал разрешает дела по обычным жалобам в отношении:
— отказов в выдаче приказа хабеас корпус, когда решение было вынесено в единственной или последней инстанции федеральным областным трибуналом или трибуналом штата, федерального округа или территории;
— отказов в выдаче ордера о безопасности, когда решение было вынесено в единственной инстанции федеральным областным трибуналом или трибуналом штата, федерального округа или территории;
— дел, в которых одной из сторон является иностранное государство или международная организация, а другой — муниципия или лицо, пребывающее или проживающее в Бразилии.
Наконец, Трибунал разрешает специальные жалобы на решения, вынесенные в единственной и последней инстанции федеральными областными трибуналами, трибуналами штатов, федерального округа и территорий, если их решение:
— противоречит какому-либо международному договору или федеральному закону или отрицает их применимость;
— признает действительным какой-либо закон или акт местного управления, опротестованный по причине несоответствия федеральному закону;
— интерпретирует федеральный закон иначе, чем он был истолкован другим трибуналом.
Конституция 1988 г. реформировала промежуточное звено судебной власти. Она упразднила Федеральный апелляционный трибунал, судьи которого были переведены во вновь учрежденный Высший трибунал правосудия, и учредила такие судебные органы, как федеральные областные трибуналы, и федеральных судей.
Федеральные областные трибуналы состоят как минимум из семи судей, подбираемых, по возможности, в соответствующей области и назначаемых Президентом республики из бразильцев в возрасте от 35 до 65 лет с тем условием, что 1/5 из них — это адвокаты и прокуроры с более чем 10-летним действительным стажем, а остальные — федеральные судьи со стажем более пяти лет, в порядке продвижения по основаниям старшинства и заслуг.
В первоначальном производстве эти трибуналы рассматривают и разрешают дела:
— о преступлениях федеральных судей, включая военных и трудовых, и прокуроров в пределах своего судебного округа, включая судей военной и трудовой юстиции, за исключением дел, входящих в компетенцию избирательной юстиции;
— о пересмотре собственных решений и решений федеральных судей области по уголовным делам и искам о расторжении контрактов;
— о выдаче ордеров о безопасности и приказов хабеас дата против собственных решений или решений федеральных судей;
— о выдаче приказа хабеас корпус, когда решение о принуждении было вынесено федеральным судьей;
— по спорам о компетенции между федеральными судьями, связанными с данным трибуналом.
Федеральные областные трибуналы стали апелляционной инстанцией по делам, решенным федеральными судьями и судьями штатов при осуществлении ими федеральной компетенции в их судебном округе.
Низшей федеральной судебной инстанцией являются федеральные судьи, рассматривающие ряд категорий гражданских и уголовных дел.
В каждом штате и в федеральном округе образуется судебная секция, имеющая местонахождение в соответствующей столице и подразделения на местах. Судебные секции рассматривают дела о претензиях к Союзу.
Как отмечалось, в Бразилии действует ряд специализированных федеральных судебных органов — трудовые, избирательные и военные трибуналы и судьи. Каждая из названных ветвей юстиции имеет свою собственную компетенцию, определенную в федеральной Конституции.
Органами трудовой юстиции являются: Высший трудовой трибунал; областные трудовые трибуналы; жунты (коллегии) по примирению и разрешению споров.
Высший трудовой трибунал включает 17 профессиональных судей ("министров"), назначаемых Президентом республики пожизненно по получении одобрения Федерального сената из бразильцев в возрасте от 35 до 65 лет. Из них 11 назначаются из числа профессиональных судей трудовой магистратуры, трое — из адвокатов и трое — из трудовой прокуратуры (ст. 111 Конституции в ред. Конституционной поправки № 24 1999 г.). Назначение производится из списков с троекратным числом кандидатов на место.
В каждом штате и в федеральном округе учреждается по меньшей мере один областной трудовой трибунал. Областные трудовые трибуналы состоят из судей, назначенных Президентом с учетом той же пропорции. Конституционная поправка № 24 1999 г. учредила вместо жунт (коллегий) по примирению и разрешению трудовых споров институт трудовых старейшин, которые действуют в качестве единоличных судей по трудовым делам в местностях, где нет соответствующих юрисдикционных органов.
Органы избирательной юстиции — это Высший избирательный трибунал; областные избирательные трибуналы; избирательные судьи; избирательные жунты. Областной трибунал по избирательным делам находится в столице каждого штата и федерального округа. В задачу избирательных трибуналов входит рассмотрение избирательно-правовых споров. Высший избирательный трибунал состоит из не менее чем семи членов, из которых три избираются тайным голосованием из состава Федерального верховного трибунала, а два — таким же образом из состава Высшего трибунала правосудия; остальные двое судей назначаются Президентом республики из шести адвокатов, известных своими юридическими познаниями и безупречной репутацией и указанных Федеральным верховным трибуналом. Трибунал избирает своего председателя и вице-председателя из судей Федерального верховного трибунала и судью-контролера (о corregedor) из судей Высшего трибунала правосудия.
Военная юстиция представлена Высшим военным трибуналом, военными трибуналами и судьями, учреждаемыми законом. Интересен состав Высшего военного трибунала. Он включает 15 судей ("министров"), назначаемых пожизненно Президентом республики после того, как его выбор будет одобрен Федеральным сенатом; трое судей подбираются из числа адмиралов Военно-морского флота, четверо — из числа генералов Сухопутных войск и трое — из числа генералов Военно-воздушных сил, причем все они должны находиться на действительной службе и достигнуть наивысших постов по службе; пять судей назначаются из числа гражданских лиц — бразильцев старше 35 лет, из которых трое — адвокаты, известные познаниями в области права, безупречным поведением и имеющие более 10 лет действительного профессионального стажа, один — военный судья и один — военный прокурор. Военная юстиция компетентна рассматривать и разрешать дела о военных преступлениях, установленных законом.
Наконец, на низших ступенях судебной иерархии Союза, штатов, федерального округа и территорий учреждаются специальные трибуналы, а также органы мировой юстиции по разбору гражданских дел небольшой сложности и уголовных дел небольшой общественной опасности. Такие суды были сначала учреждены в некоторых бразильских штатах, например, в Сан-Паулу и в Риу-Гранди-ду-Сул. Эти органы, состоящие из профессиональных или непрофессиональных судей, призваны примирять стороны, разрешать простые гражданские споры и дела о нарушениях уголовного характера небольшой опасности в соответствии с устной и суммарной процедурой.
Конституция содержит весьма подробные положения о прокуратуре, которая, как и в ряде других стран романской системы права, именуется буквально "публичное министерство" (о Ministerio Publico), хотя находится в составе не исполнительной, а судебной власти.
Прокуратура характеризуется как постоянный институт, осуществляющий юрисдикционную функцию государства; на нее возложена защита правопорядка, демократического режима и незыблемых общественных и индивидуальных интересов. Институциональные принципы прокуратуры — единство, неделимость и функциональная независимость. Согласно § 2 ст. 127 Конституции в редакции Конституционной поправки № 19 1998 г. прокуратуре гарантируется функциональная и административная автономия; она может при соблюдении положений о бюджетном устройстве предлагать законодательной власти ввести или упразднить какие-либо свои должности или вспомогательные службы, замещаемые на основании публичного конкурса, политику в отношении оплаты и порядка прохождения службы. Ее организация и деятельность регулируются законом.
В организационном отношении прокуратура включает:
— прокуратуру Союза, которая, в свою очередь, имеет в своем составе федеральную прокуратуру; трудовую прокуратуру; военную прокуратуру; прокуратуру федерального округа и территорий;
— прокуратуры штатов.
Прокуратура Союза возглавляется Генеральным прокурором республики, которого назначает Президент республики из ее профессиональному составу лиц старше 35 лет с одобрения абсолютного большинства Федерального сената сроком на два года с возможностью повторных назначений. Смещение Генерального прокурора республики производится по инициативе Президента абсолютным большинством Сената.
Для членов прокуратуры установлены гарантии и запреты, подобные тем, которые действуют для судей (пожизненное назначение, несменяемость и пр.).
Прокуратуре принадлежит исключительное право возбуждения уголовных дел, а также право возбуждения гражданского расследования и предъявления публичных гражданских исков для защиты публичного и общественного имущества, окружающей среды и других групповых и коллективных интересов. Она осуществляет надзор за действительным соблюдением органами публичной власти и службами, с ней связанными, прав, гарантированных Конституцией, и принимает необходимые меры для их обеспечения. Прокуратура, далее, предъявляет иски о неконституционности или вносит представления о вмешательстве Союза и штатов в случаях, предусмотренных Конституцией, осуществляет юридическую защиту прав и интересов коренного населения и реализует некоторые другие конституционные функции и полномочия.
Публичная адвокатура. Этот институт отчасти напоминает государственные советы, существующие во Франции, Бельгии, Италии и других романских странах. Первоначально он именовался Генеральной адвокатурой Союза, но Конституционная поправка № 19 1998 г. переименовала его в заголовке соответствующего отдела главы о судебной власти, оставив прежний термин в тексте ст. 131. На публичную адвокатуру возлагается обязанность непосредственно или через свои органы представлять Союз в суде и вне его, что ранее входило в компетенцию прокуратуры. Эта функция заимствована скорее из американского права. Схожесть с государственными советами публичной адвокатуре придает обязанность консультировать и оказывать правовую помощь исполнительной власти. Генеральная адвокатура Союза возглавляется Генеральным адвокатом Союза, назначаемым Президентом республики по его усмотрению из числа граждан старше 35 лет, известных своими познаниями в области права и безупречной репутацией. Прием на низовые должности в публичной адвокатуре производится на основе публичного конкурса.
Однако по делам о взыскании налоговой задолженности представительство Союза возлагается на ведомство Генерального уполномоченного по национальному имуществу (Procura-doria-Geral da Fazenda Nacional).
Адвокатура. Конституция в ст. 133 установила, что адвокат необходим для отправления правосудия и пользуется в рамках закона неприкосновенностью независимо от его действий и высказываний при осуществлении профессиональной деятельности.
Публичная защита. Как отмечено в ст. 134 Конституции, это институт, имеющий важное значение для осуществления юрисдикционной функции государства. В порядке реализации права на юридическую помощь нуждающимся, предусмотренного п. LXXIV ст. 5, он дает юридическую ориентировку и обеспечивает защиту во всех инстанциях тем, кто в этом нуждается. Работающие в Публичной защите профессионалы являются публичными служащими.
Счетный трибунал Союза
Хотя органы, осуществляющие внешний контроль финансово-экономической деятельности публичных органов, учреждений и организаций, именуются в Бразилии (как и в других романских странах) трибуналами, нормы о них помещены в конституциях Союза и штатов в главах о законодательной, а не о судебной власти. Поэтому мы рассматриваем такой федеральный орган отдельно от системы федеральной юстиции.
Счетный трибунал Союза состоит из 9 судей ("министров"), назначаемых из числа бразильцев в возрасте от 35 до 65 лет, обладающих высокими моральными качествами, безупречной репутацией и признанными познаниями в юридической, бухгалтерской, экономической, финансовой области или в области публичной администрации и имеющих более 10 лет трудового стажа или действительной профессиональной деятельности, требующих применения названных знаний. Из состава Трибунала 1/3 назначается Президентом республики с одобрения Федерального сената, при том что двое этих судей назначаются из состава прокуратуры при Трибунале, а 2/3 назначаются Национальным конгрессом. Статус судей Трибунала примерно такой же, как у судей Высшего трибунала правосудия. Юрисдикция этого Трибунала распространяется на всю национальную территорию.
При осуществлении внешнего контроля, возложенного на Национальный конгресс, Счетный трибунал Союза имеет следующие полномочия:
— давать оценку отчетам, ежегодно представляемым Президентом республики, в предварительном заключении, которое должно быть подготовлено в 60-дневный срок;
— выносить решения по отчетам, представляемым администраторами и прочими должностными лицами, несущими ответственность за публичные денежные средства, имущество и ценности органов прямой и косвенной администрации, включая фонды и общества, учрежденные и управляемые федеральной публичной властью, и выявлять тех, кто допустил убытки, растрату или любое иное нарушение, результатом которого стало причинение ущерба публичной казне;
— оценивать в целях регистрации законность актов о комплектовании персонала любого ранга в органах и организациях прямой и косвенной администрации, учрежденных и управляемых публичной властью, за некоторыми исключениями;
— проводить по собственной инициативе или по инициативе Палаты депутатов, Федерального сената, какой-либо комиссии экспертов или следственной комиссии инспектирование или аудиторские проверки бухгалтерского, финансового, бюджетного, операционного или имущественного характера в административных организациях законодательной, исполнительной или судебной власти и в других организациях, названных выше;
— осуществлять надзор за национальными счетами наднациональных предприятий, в капитале которых Союз принимает участие прямым или косвенным образом в соответствии с их учредительными договорами;
— осуществлять надзор за использованием всех средств, переданных Союзом по конвенциям, соглашениям, договоренностям или другим актам такого же характера штату, федеральному округу или муниципии;
— предоставлять информацию, запрашиваемую Национальным конгрессом, какой-либо из его палат или какой-либо из их соответствующих комиссий о бухгалтерском, финансовом, бюджетном, операционном и имущественном надзоре и о результатах проведенных аудиторских и инспекционных проверок;
— применять в случае незаконности расходов или неправильности отчетов к ответственным лицам санкции, предусмотренные законом, который устанавливает в числе прочих санкций штраф, пропорциональный ущербу, причиненному казне;
— устанавливать срок, в течение которого орган или организация должны в случае установления нарушения закона принять меры к его точному исполнению;
— приостанавливать, если это не было сделано, исполнение оспариваемого акта, сообщая о своем решении Палате депутатов и Федеральному сенату. Если речь идет о контракте, о приостановлении его действия решает непосредственно Национальный конгресс, который немедленно предлагает исполнительной власти принять возможные меры. А если они этого не сделают, необходимые меры принимаются самим Трибуналом;
— делать представления компетентным властям о выявленных неправильностях или злоупотреблениях.
Ежеквартально и ежегодно Трибунал направляет доклад о своей деятельности в Национальный конгресс.
Согласно § 2 ст. 74 Конституции любой гражданин, политическая партия, ассоциация или профсоюз вправе согласно закону сообщать о неправильностях и незаконности в Счетный трибунал Союза.