Экономические, социальные и культурные права и свободы
Проблематика экономических и социальных отношений не является совершенно новой в Конституции 1988 г. Значительный по объему раздел "Об экономическом и социальном устройстве" содержался в Конституции 1934 г. и был, очевидно, навеян соответствующими положениями Веймарской конституции Германии 1919 г. Ныне действующая бразильская Конституция отделила вопрос об экономических и социальных отношениях как элементе общественного строя, которым отвела особый раздел, от вопроса о субъективных правах и свободах в данной области, которые урегулированы в одной из глав раздела об основных правах и гарантиях. Некоторые из них урегулированы в упоминавшейся ст. 5, другие, напротив, в соответствующих главах раздела о социальном устройстве, положения которого приводятся ниже, в п. 2 § 3 настоящей главы.
Фундаментальное экономическое и социальное право — право собственности — сформулировано в Конституции 1988 г. в соответствии с новейшими тенденциями в его регулировании. Так, в ст. 5 наряду с гарантией права собственности вообще (п. XXII) указано в п. XXIII, что собственность будет нести также социальную функцию. Законодателю в п. XXIV предписано установить процедуру экспроприации для публичных нужд или публичной пользы или в общественных интересах при справедливом и предварительном денежном возмещении, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. В случае неотвратимой публичной угрозы компетентные власти могут использовать отдельные объекты собственности; в случае причинения ущерба такой собственности в последующем производится соответствующее возмещение собственнику. Мелкая сельская собственность, определенная законом в качестве таковой и обработанная семьей, не подлежит конфискации за долги в результате производственной деятельности со времени ее семейной эксплуатации; закон указывает средства для финансирования развития такой собственности. Фермерская собственность пользуется, таким образом, особой конституционной защитой.
В главе о социальных правах к их объектам отнесены: образование, здоровье, труд, отдых, досуг, защищенность, социальное обеспечение, охрана материнства и детства, помощь беспризорным (ст. 6 в ред. Конституционной поправки № 26 2000 г.).
В Конституции не провозглашается право на труд, но устанавливается свобода любого труда, занятия или профессиональной деятельности при условии соблюдения требуемой законом профессиональной квалификации (п. XIII ст. 5).
Содержащейся в ст. 7 (с ее 34 пунктами) конституционной регламентации различных аспектов оплаты труда, гарантий от безработицы и некоторых других вопросов, непосредственно затрагивающих трудящегося, могло бы позавидовать трудовое законодательства немалого числа стран. Городские и сельские трудящиеся защищаются от произвольных увольнений или увольнений без достаточных оснований (детальное регулирование осуществляется дополняющим законом). Предусмотрены в числе других прав компенсационное вознаграждение, страхование от безработицы, участие с этой целью во время занятости в компенсационном фонде на случай безработицы. Специально определено, что минимальная заработная плата, установленная законом и унифицированная на национальном уровне, должна быть достаточной для того, чтобы позволить трудящемуся удовлетворить элементарные жизненные потребности и потребности его семьи в отношении жилища, питания, образования, здравоохранения, досуга, одежды, гигиены, транспорта, пенсии и социального обеспечения; эта минимальная заработная плата подвергается периодическим пересмотрам, которые гарантируют покупательную способность. Здесь же содержится запрет увязывать минимальную заработную плату с какими-либо иными целями. При разработке Конституции ее учредители не пожелали, чтобы минимальная заработная плата использовалась в качестве основы для общей индексации заработной платы в стране, в которой в течение нескольких лет была сильная инфляция, и для системы индексации в экономике. Ставка заработной платы должна быть пропорциональна продолжительности и сложности труда. Заработная плата не может сокращаться, за исключением случаев, когда этот вопрос решается по-другому коллективным соглашением или договором. Трудящийся должен получать, кроме того, тринадцатую заработную плату в размере среднемесячной заработной платы или пенсию за выслугу. Участие персонала в прибыли или в результатах деятельности предприятия независимо от получаемой заработной платы также получило отражение в конституционном тексте. Семейная надбавка предоставляется трудящимся, имеющим иждивенцев. Наконец, установлено, что нормальная продолжительность труда не должна превышать 8 часов в день и 44 часов в неделю; компенсация за часы или сокращение рабочего дня может быть предусмотрена коллективными соглашениями или договорами. Вознаграждение за сверхурочную работу должно не менее чем на 50% превышать нормальную заработную плату, а оплата ежегодного отпуска — не менее чем на треть.
Примечательно положение п. X, согласно которому заработная плата охраняется законом, а злостная задержка ее выплаты образует состав преступления. Конституция запрещает устанавливать различия в заработной плате в зависимости от пола, возраста или гражданского состояния. В то же время запрещается использовать труд несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, за исключением учеников, достигших 14 лет, однако несовершеннолетние не могут привлекаться к ночным, опасным или вредным для здоровья работам.
Отпуск по беременности и родам с сохранением рабочего места и заработной платы предоставляется на 120 дней. На установленных законом условиях предоставляется и отпуск по отцовству; согласно § 1 ст. 10 Акта о конституционных переходных положениях этот отпуск составляет пять дней. Детям и другим малолетним иждивенцам трудящегося гарантируется бесплатное пользование детскими яслями и садами до достижения 6-летнего возраста.
Конституция гарантирует трудящемуся пенсию за выслугу, размер которой зависит от трудового стажа, достижения определенного возраста или инвалидности. Как отметил упомянутый выше комментатор, размер пенсии должен обеспечивать спокойную жизнь, при том что некоторые категории трудящихся могут получать специальные пенсии (авиаторы, операторы рентгеновской аппаратуры, профессора и т. п.)*.
* Dezen Junior G. Op. cit. P. 211.
Правда, широко распространенное в Европе право на участие в управлении предприятием в соответствии с законом может осуществляться лишь в виде исключения. Однако трудящимся и предпринимателям гарантируется участие в коллегиальных публичных органах, в которых обсуждаются и решаются вопросы, представляющие для них интерес профессиональный или с точки зрения социального обеспечения. На предприятиях с числом занятых свыше 200 трудовые коллективы вправе избирать представителя для непосредственных переговоров с предпринимателем.
Важнейший для трудящихся вопрос о защите их труда и профессиональных интересов обычно подпадает под действие норм профсоюзного права. В Конституции на этот счет содержится весьма обширная и в то же время достаточно оригинальная регламентация, о которой будет сказано ниже, в п. 2 § 3, где пойдет речь о конституционных основах политической системы. Здесь мы лишь укажем, что Конституция гарантирует право на забастовку; трудящимся принадлежит право определять основания осуществления этого права и интересы, для защиты которых оно применяется.