Экономические, социальные и культурные права и свободы

Проблематика экономических и социальных отношений не является совершенно новой в Конституции 1988 г. Значитель­ный по объему раздел "Об экономическом и социальном уст­ройстве" содержался в Конституции 1934 г. и был, очевидно, навеян соответствующими положениями Веймарской конститу­ции Германии 1919 г. Ныне действующая бразильская Консти­туция отделила вопрос об экономических и социальных отно­шениях как элементе общественного строя, которым отвела особый раздел, от вопроса о субъективных правах и свободах в данной области, которые урегулированы в одной из глав раз­дела об основных правах и гарантиях. Некоторые из них урегу­лированы в упоминавшейся ст. 5, другие, напротив, в соответ­ствующих главах раздела о социальном устройстве, положения которого приводятся ниже, в п. 2 § 3 настоящей главы.

Фундаментальное экономическое и социальное пра­во — право собственности — сформулировано в Конститу­ции 1988 г. в соответствии с новейшими тенденциями в его ре­гулировании. Так, в ст. 5 наряду с гарантией права собственно­сти вообще (п. XXII) указано в п. XXIII, что собственность будет нести также социальную функцию. Законодателю в п. XXIV предписано установить процедуру экспроприации для публичных нужд или публичной пользы или в общественных интересах при справедливом и предварительном денежном возмещении, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. В случае неотвратимой публичной угрозы компетентные влас­ти могут использовать отдельные объекты собственности; в слу­чае причинения ущерба такой собственности в последующем производится соответствующее возмещение собственнику. Мелкая сельская собственность, определенная законом в ка­честве таковой и обработанная семьей, не подлежит конфис­кации за долги в результате производственной деятельности со времени ее семейной эксплуатации; закон указывает сред­ства для финансирования развития такой собственности. Фер­мерская собственность пользуется, таким образом, особой кон­ституционной защитой.

В главе о социальных правах к их объектам отнесе­ны: образование, здоровье, труд, отдых, досуг, защищен­ность, социальное обеспечение, охрана материнства и детства, помощь беспризорным (ст. 6 в ред. Конституционной поправки № 26 2000 г.).

В Конституции не провозглашается право на труд, но устанавливается свобода любого труда, занятия или профес­сиональной деятельности при условии соблюдения требуемой законом профессиональной квалификации (п. XIII ст. 5).

Содержащейся в ст. 7 (с ее 34 пунктами) конституционной регламентации различных аспектов оплаты труда, гарантий от безработицы и некоторых других вопросов, непосредственно затрагивающих трудящегося, могло бы позавидовать трудовое законодательства немалого числа стран. Городские и сельские трудящиеся защищаются от произвольных увольнений или увольнений без достаточных оснований (детальное регулиро­вание осуществляется дополняющим законом). Предусмотрены в числе других прав компенсационное вознаграждение, стра­хование от безработицы, участие с этой целью во время за­нятости в компенсационном фонде на случай безработицы. Специально определено, что минимальная заработная плата, установленная законом и унифицированная на национальном уровне, должна быть достаточной для того, чтобы позволить трудящемуся удовлетворить элементарные жизненные потреб­ности и потребности его семьи в отношении жилища, питания, образования, здравоохранения, досуга, одежды, гигиены, транс­порта, пенсии и социального обеспечения; эта минимальная заработная плата подвергается периодическим пересмотрам, которые гарантируют покупательную способность. Здесь же содержится запрет увязывать минимальную заработную пла­ту с какими-либо иными целями. При разработке Конституции ее учредители не пожелали, чтобы минимальная заработная плата использовалась в качестве основы для общей индекса­ции заработной платы в стране, в которой в течение несколь­ких лет была сильная инфляция, и для системы индексации в экономике. Ставка заработной платы должна быть пропорци­ональна продолжительности и сложности труда. Заработная плата не может сокращаться, за исключением случаев, когда этот вопрос решается по-другому коллективным соглашением или договором. Трудящийся должен получать, кроме того, три­надцатую заработную плату в размере среднемесячной заработ­ной платы или пенсию за выслугу. Участие персонала в прибыли или в результатах деятельности предприятия независимо от получаемой заработной платы также получило отражение в конституционном тексте. Семейная надбавка предоставляется трудящимся, имеющим иждивенцев. Наконец, установлено, что нормальная продолжительность труда не должна превы­шать 8 часов в день и 44 часов в неделю; компенсация за часы или сокращение рабочего дня может быть предусмотрена кол­лективными соглашениями или договорами. Вознаграждение за сверхурочную работу должно не менее чем на 50% превышать нормальную заработную плату, а оплата ежегодного отпуска — не менее чем на треть.

Примечательно положение п. X, согласно которому зара­ботная плата охраняется законом, а злостная задержка ее выплаты образует состав преступления. Конституция запреща­ет устанавливать различия в заработной плате в зависимости от пола, возраста или гражданского состояния. В то же вре­мя запрещается использовать труд несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, за исключением учеников, достигших 14 лет, однако несовершеннолетние не могут привлекаться к ночным, опасным или вредным для здоровья работам.

Отпуск по беременности и родам с сохранением рабочего места и заработной платы предоставляется на 120 дней. На установленных законом условиях предоставляется и отпуск по отцовству; согласно § 1 ст. 10 Акта о конституционных пере­ходных положениях этот отпуск составляет пять дней. Детям и другим малолетним иждивенцам трудящегося гарантирует­ся бесплатное пользование детскими яслями и садами до до­стижения 6-летнего возраста.

Конституция гарантирует трудящемуся пенсию за выслу­гу, размер которой зависит от трудового стажа, достижения определенного возраста или инвалидности. Как отметил упомя­нутый выше комментатор, размер пенсии должен обеспечи­вать спокойную жизнь, при том что некоторые категории тру­дящихся могут получать специальные пенсии (авиаторы, опе­раторы рентгеновской аппаратуры, профессора и т. п.)*.

* Dezen Junior G. Op. cit. P. 211.

Правда, широко распространенное в Европе право на уча­стие в управлении предприятием в соответствии с законом может осуществляться лишь в виде исключения. Однако тру­дящимся и предпринимателям гарантируется участие в кол­легиальных публичных органах, в которых обсуждаются и ре­шаются вопросы, представляющие для них интерес профес­сиональный или с точки зрения социального обеспечения. На предприятиях с числом занятых свыше 200 трудовые коллек­тивы вправе избирать представителя для непосредственных переговоров с предпринимателем.

Важнейший для трудящихся вопрос о защите их труда и профессиональных интересов обычно подпадает под действие норм профсоюзного права. В Конституции на этот счет содер­жится весьма обширная и в то же время достаточно ориги­нальная регламентация, о которой будет сказано ниже, в п. 2 § 3, где пойдет речь о конституционных основах политичес­кой системы. Здесь мы лишь укажем, что Конституция гаран­тирует право на забастовку; трудящимся принадлежит право определять основания осуществления этого права и интересы, для защиты которых оно применяется.

Наши рекомендации