Бразильское гражданство и режим иностранцев
Конституция 1988 г. достаточно подробно регулирует институт гражданства. При этом, как в ряде других конституций, употребляются два термина: "a nacionalidade" (буквально: национальность), что означает правовую принадлежность к государственно-политическому сообществу, то есть нации как человеческому субстрату государства (в Конституции применительно к этим людям употреблен термин "бразилец"), и "a cidadania", что означает полную политическую правоспособность — право участвовать в народных голосованиях, занимать многие должности и т. д. В настоящем параграфе речь идет о гражданстве в смысле "a nacion alidade"..
В Конституции проводится четкое различие между бразильцами по рождению и бразильцами по натурализации.
По рождению бразильцами являются:
— те, кто родился в Федеративной Республике Бразилии, даже от родителей-иностранцев при условии, что последние не находились на службе правительства своей страны;
— те, кто родился за границей от отца-бразильца или матери-бразильянки в то время, когда один или другая находились на службе Бразилии;
— те, кто родился за границей от отца-бразильца или матери-бразильянки, при условии, что они прибыли на жительство в Федеративную Республику Бразилию и выбрали для себя бразильское гражданство в какой-либо момент после этого.
Другими словами, применяются и принцип крови и принцип почвы, но предпочтение отдается все же второму принципу. Случаи рождения за границей на практике не часты.
Натурализованные бразильцы — это:
— те, кто в соответствии с законом получил бразильское гражданство, будучи выходцами из португалоязычных стран, прожив непрерывно в стране в течение одного года и обладая хорошим характером (a idoneidade moral). Данная норма основывается на исторических отношениях между Бразилией и Португалией и восходит к 1822 г., когда провозгласившая независимость Бразилия в качестве монарха имела сына короля Португалии; назначение таких отношений — облегчить свободное перемещение и поселение подданных обеих монархий;
— иностранцы, принадлежавшие к любому гражданству, проживающие в Бразилии непрерывно более 15 лет и не подвергавшиеся осуждению в уголовном порядке после получения бразильского гражданства по натурализации.
Согласно § 1 ст. 12 Конституции португальские граждане, постоянно проживающие в стране, пользуются теми же правами, что и бразильцы по рождению, при условии взаимности в отношении бразильцев, за исключением предусмотренных Конституцией случаев. В 1974 г. после падения в Португалии фашистского режима существовавшее сотрудничество между этими странами по вопросам гражданства было подтверждено соответствующим договором. В настоящее время цель названного договора состоит в предоставлении бразильским гражданам и их собственности возможности пользоваться благами, обусловленными участием Португалии в Европейском Союзе. Кстати, права бразильцев в Португалии включают гражданские и большую часть политических прав.
Согласно § 2 той же статьи закон не может устанавливать иных различий между бразильцами по рождению и бразильцами по натурализации, кроме тех, которые предусмотрены в Конституции. Эти ограничения установлены в отношении значительного круга государственных должностных лиц. Только бразильцами по рождению могут быть Президент и Вице-президент республики, председатель Палаты депутатов, председатель Федерального сената, судьи Федерального верховного трибунала, карьерные дипломаты, офицеры Вооруженных сил, государственный министр обороны. Натурализованные бразильцы в отличие от прирожденных могут подлежать экстрадиции в случае совершения преступлений.
Гражданство теряют бразильцы, в отношении которых натурализация была аннулирована судебным решением за деятельность, противоречащую национальным интересам, а также те, кто приобрел другое гражданство, за исключением случаев признания первоначального гражданства иностранным законом и предоставления натурализации в соответствии с иностранным законодательством бразильцам, проживающим в иностранном государстве, в качестве условия пребывания на его территории или осуществления гражданских прав.
В Конституции 1988 г. подвергся специальному регулированию вопрос о возможности выдачи собственных граждан и иностранцев. В отношении иностранцев эта проблема актуальна в связи с многочисленными военными переворотами, в недавнем прошлом имевшими большое распространение в Латинской Америке, и возможностями их рецидива в будущем. Резкие политические перемены всегда порождают значительные перемещения людей: вынуждены мигрировать политические противники новых режимов, беженцы. В отношении выдачи собственных граждан Конституция обнаруживает различный подход в зависимости от способа приобретения ими гражданства. Согласно п. LI ст. 5 ни один бразилец не может быть экстрадирован, кроме получивших гражданство по натурализации в случае совершения ими общеуголовного преступления до натурализации или доказанной в соответствии с законом причастности к незаконной перевозке наркотиков или подобных веществ. Что же касается иностранцев, то ни один из них не может быть экстрадирован за совершение им политического преступления или за преступления в связи с его убеждениями (п. LII той же статьи).
Конституционная поправка № 19 1998 г. открыла возможность для иностранцев поступать на определенных законом условиях на службу в публичную администрацию.