Особенности президентских выборов
Прежде всего, голосование избирателей на выборах Президента не имеет окончательного характера. Его результаты определяют лишь партийный состав коллегии выборщиков. Её численный состав предопределен заранее. В соответствии с разд. 1 ст. II Конституции США, число выборщиков от каждого штата равно общему числу сенаторов и представителей, подлежащих избранию от данного штата. Кроме того, трех выборщиков имеет федеральный округ Колумбия. Следовательно, в целом по стране избираются 538 выборщиков (435 + 100 + 3).
Персональный состав выборщиков в виде их списка по каждому штату устанавливается партийными конвентами соответствующих штатов. При этом в соответствии с Конституцией США (разд. 1 ст. II) не могут назначаться выборщиками сенаторы, представители, лица, занимающие почетную или оплачиваемую должность, учрежденную Союзом.
Каждый штат и округ Колумбия по сути формирует собственную коллегию выборщиков, уполномоченную окончательно представлять позицию штата (федерального округа) по вопросу об избрании Президента (и Вице-президента). При этом штаты представляют собой на данной стадии президентского избирательного процесса по существу многомандатные избирательные округа. Задача же избирателей состоит в том, чтобы из нескольких списков выборщиков (на деле — двух), предложенных партиями, выбрать один. Далеко не во всех штатах фамилии выборщиков вносятся в избирательный бюллетень: в большинстве из них обозначены лишь кандидаты в Президенты и Вице-президенты с указанием их партийной принадлежности. Применяемая на этой стадии мажоритарная система относительного большинства обусловливает то, что партия, получившая большее, чем любая другая, число голосов избирателей штата, приобретает все места выборщиков от данного штата. Американцы характеризуют применяемую на данной стадии выборов избирательную систему формулой: "Победитель получает все". Именно поэтому кандидаты стремятся прежде всего одержать победу в наиболее крупных по числу населения (а следовательно, и выборщиков) штатах — Калифорнии, Нью-Йорке, Техасе, Огайо, Флориде и некоторых других.
Через шесть недель после голосования избирателей выборщики каждого штата собираются в его столице (выборщики от федерального округа Колумбия — в Вашингтоне) для проведения окончательного, решающего голосования в рамках президентских выборов.
В отличие от процедуры голосования избирателей выборщики голосуют по кандидатурам Президента и Вице-президента отдельно. Такой порядок установлен XII поправкой к Конституции США, вступившей в силу в 1804 г. Первоначально же Вице-президентом становился кандидат в Президенты, получивший наибольшее после избранного Президентом кандидата число голосов выборщиков. Это было чревато возникновением конфликтной ситуации между Президентом и Вице-президентом ввиду их возможной различной партийной принадлежности.
По обычаю, выборщики каждого штата голосуют за кандидата в Президенты (соответственно и в Вице-президенты), получившего в данном штате большинство голосов избирателей, то есть в целом голосование выборщиков носит чисто партийный характер. Поэтому исход его по сути предрешен итогами голосования избирателей: как только становится известным соотношение числа выборщиков от каждой партии в целом по стране, фактически ясно, кто из кандидатов станет Президентом (и Вице-президентом).
После окончания голосования выборщиков избирательные бюллетени в запечатанном виде отправляются в Конгресс на имя председателя Сената. Последний на совместном заседании обеих палат вскрывает пакеты с бюллетенями, после чего производится подсчет голосов. Кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков по выборам Президента, становится главой государства, а по выборам Вице-президента — соответственно Вице-президентом.
Если никто из кандидатов в Президенты или Вице-президенты не набрал требуемого большинства голосов выборщиков, применяются экстраординарные процедуры их избрания (поправка XII к Конституции США). Президента избирает Палата представителей из числа трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов. При этом процедура избрания осуществляется по особым правилам. Заседание правомочно при кворуме, равном числу представителей от 2/3 штатов. Голоса подаются отдельно по штатам, представительство от каждого штата имеет один голос. Для избрания необходимо большинство голосов всех штатов (т. е. 26).
Вице-президент в рамках экстраординарной процедуры избирается Сенатом из двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов выборщиков. Кворум в этом случае составляет 2/3 сенаторов (т. е. 67 человек). Для избрания необходимо абсолютное большинство голосов всех сенаторов (51 голос).
Если ко дню начала полномочий Президента и Вице-президента они (или один из них) не будут избраны и по экстраординарной процедуре, замещение этих должностей осуществляется по общим правилам, установленным на случай досрочной их вакантности в разд. 3 поправки XX к Конституции США, о чем речь пойдет ниже, в п. 2 § 5.
Экстраординарная процедура избрания Президента применялась дважды на заре истории США: в 1800 г. Палата представителей выбрала Президентом Т. Джефферсона, а в 1824г.— Джона Куинси Адамса.
Референдум
Этот институт предусмотрен в США только конституциями и законодательством штатов, а также хартиями местного самоуправления. Соответственно и практикуется он только на соответствующих уровнях. Общефедеральных референдумов не проводилось, и федеральному законодательству данный институт не знаком.
В штатах же и в муниципальных единицах используются разнообразные виды референдума. В американской литературе различают обязательный и факультативный, а также петиционный референдумы. Обязательный проводится по вопросам, прямо предусмотренным конституциями и хартиями местного самоуправления. Их нельзя решить с помощью иных процедур. К таким вопросам, как правило, относятся принятие нового учредительного документа соответствующей территории (конституции штата или хартии местного самоуправления) либо внесение поправок в него, изменение территориального деления и т. д. Факультативный референдум проводится по инициативе органов публичной власти и в отличие от прочих видов референдума носит консультативный характер.
Петиционный референдум инициируется избирателями и проводится, если в поддержку такого проведения собрано установленное число подписей избирателей соответствующей территории. Это число неодинаково в различных штатах. Оно может быть как сравнительно скромным, например 7 тыс. в штате Северная Дакота, так и чрезвычайно большим, например, в штате Невада — 50% от числа зарегистрированных избирателей штата. В петиционном порядке в большинстве штатов на референдум не могут выноситься вопросы об ассигнованиях, судебной системе, армии и некоторые другие. Конституции отдельных штатов (например, Массачусетса) предусматривают отменительную разновидность данной категории референдума: избиратели могут инициировать лишь отмену действующего закона штата, но не принятие нового.
Законодательство некоторых штатов тесно увязывает институт референдума с институтом народной инициативы: там на уровне и штатов и муниципальных единиц действует правило, согласно которому проект акта, внесенный в представительный орган в порядке народной инициативы и отклоненный им, должен быть вынесен на референдум.