Конституционные основы статуса Счетной Палаты РФ
Одним из направлений контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации является внешний финансовый контроль. Конституция РФ установила, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную Палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом (ч.5 ст.101). Ею был воспринят богатый зарубежный опыт функционирования высших органов финансового контроля (Счетная палата Австрии, Счетный трибунал Испании, Счетная палата ФРГ, Национальное контрольно-ревизионное управление Великобритании и др.).
В дореволюционный период финансовый контроль был частью административной системы. Он осуществлялся различными институтами- Ревизионной Коллегией (1718 г.), Главным управлением ревизии государственных отчетов (1811 г.), Государственным контролем с правами министерства (1892 г.), Государственной Думой (1906 г.) и др. По оценкам исследователей, в то время он отличался неэффективностью , отсутствием организационного и функционального единства1. В советский период учреждения специализированных органов внешнего финансового контроля было невозможно исходя из принципа полновластия Советов.
Счетная палата РФ была образована в 1995 г. Нормативной основой её деятельности является Федеральный закон от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате РФ»,
1-См. Поголов И.Л. Счетная палата Российской Федерации. М.,1998 С.96-104
648 Глава 27. Конституционный статус надзорно-контрольных органов
устанавливающей задачи, состав, структуру и порядок деятельности данного органа.
Счетная палата РФ представляет собой постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему. В то же время она обладает организационной и. функциональной независимостью в рамках задач, установленных законом, что является важной гарантией ее эффективности. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П парламентский контроль за исполнением федерального бюджета является неотъемлемой конституционной формой осуществления Федеральным Собранием РФ государственной власти, одним из необходимых его полномочий как представительного и законодательного органа Российской Федерации и существенным элементом системы сдержек и противовесов в демократическом государстве, основанном на принципах господства права и разделения властей.
Задачами Счетной палаты РФ являются:
— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд-
3. Конституционные основы статуса Счетной палаты РФ649
жетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банкам и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации в; ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов Счетной палаты РФ. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов относится к ведению Государственной Думы. Заместителя Председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет Федерации (п? «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).
Кандидатура Председателя Счетной палаты РФ представляется Государственной Думе Президентом РФ. Им может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, под- тверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, не состоящий в родственных отношениях с Президентом РФ, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации Президента ТФ, Генеральным прокурором РФ, председателями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Решение о назначении его на должность принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Срок полномочий Председателя Счетной палаты РФ составляет шесть лет.
Тем же требованиям должна отвечать кандидатура заместителя Председателя Счетной палаты РФ. Она вносится на рассмотрение Совета Федерации Президентом РФ и утверждается большинством голосов от общего числа членов Совета Федераций сроком на шесть лет.
В настоящее время в состав Счетной палаты РФ входит 12 аудиторов — должностных лиц, возглавляющих определенные направления деятельности этого органа. Аудиторами Счетной палаты РФ могут быть назначены граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жи-
650 Глава 27. Конституционный статус надзорно-контрольных органов
тельство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.
При формировании Счетной палаты РФ Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет большинством голосов от общего числа, соответственно, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Кандидатуры аудиторов также представляются палатам Федерального Собрания РФ Президентом РФ.
Исходя из поставленных перед нею задач, Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитиче-скую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивая систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (государственный аудит). Ее контрольные полномочия распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды. Счетная палата РФ может осуществлять проверки органов местного самоуправления, финансово-кредитных учреждений вне зависимости от видов и форм собственности, некоммерческих организаций в части, связанной с использованием ими средств федерального бюджета, федеральной собственности, а также в части предоставленных федеральных налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
Счетная палата РФ организует и проводит:
— оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
— комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации и иных документов по федеральным финансовым вопросам;
— анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
§ 3. Конституционные основы статуса Счетной палаты РФ... 651
-подготовку и представление заключений в Совет Федера-ции и Государственную Думу по исполнению федеральногобюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году; "
—подготовку и представление заключений и ответов на за-просы органов государственной власти Российской Федерации,
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ может вынести представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности, либо предписание при выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий.
Счетная палата РФ взаимодействует с высшими органами финансового контроля других государств. Она является членом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), принимая участие в работе всех ее основных комитетов и рабочих групп.
Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ установил полномочие законодательных (представительных) органов субъектов РФ осуществлять контроль за исполнением бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ (подп. «а» п. 4 ст. 5). Данное полномочие конкретизируется в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ. Органы внешнего финансового контроля образованы практически во всех субъектах РФ. Они именуются контрольно-счетными палатами (Республика Коми, Камчатский край, Архангельская область, г. Москва и др.), счетными палатами (Республика Дагестан, Красноярский край, Свердловская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.), Контрольно-бюджетной палатой (Хабаровский край), Контрольной палатой (Томская область), контрольно-счетными комиссиями (Липецкая область, Тамбовская область), Контрольной комиссией (Курская область).
652 Глава 27. Конституционный статуе надзорно-контрольных рганов