Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти
Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе, обусловленное его целями и задачами по защите основ конституционного строя Российской Федерации, конституционных прав и свобод граждан, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации (ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ). Цели и задачи достигаются посредством ряда присущих ему функций. Основное назначение этого судебного органа — осуществлять конституционный контроль. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Основными функциями Конституционного Суда РФ являются:
—толкование Конституции РФ;
-нормоконтроль законов, других нормативных правовыхактов, внутригосударственных и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
—защита прав и свобод человека и гражданина;
-разрешение споров о компетенции между органами государственной власти различных уровней государственной власти.
§5. Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти 623
Функции Конституционного Суда РФ выполняются посредством конкретных полномочий. Полномочия Конституционного Суда РФ закреплены в ст. 125 Конституции РФ и в ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ. Это:
1)разрешение дел о соответствии Конституции РФ:
а)федеральных законов, нормативных актов Президен-та РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б)конституций республик, уставов, а также законов и иныхнормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Россий-ской Федерации и совместному ведению органов государствен-ной власти Российской Федерации и органов государственнойвласти субъектов РФ;
в)договоров между органами государственной власти Рос-сийской Федерации и органами государственной власти субъ-ектов РФ, договоров между органами государственной властисубъектов РФ;
г)не вступивших в силу международных договоров Россий-ской Федерации;
2)разрешение дел по спорам о компетенции:
а)между федеральными органами государственной власти;
б)между органами государственной власти Российской Фе-дерации и органами государственной власти субъектов РФ;
в)между высшими государственными органами субъек-тов РФ;
3)проверка конституционности закона, примененного илиподлежащего применению в конкретном деле по жалобам нанарушение конституционных прав и свобод граждан и по за-просам судов;
4) толкование Конституции РФ;
5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Кроме того, в Законе «О референдуме Российской Федерации» указано еще одно полномочие Конституционного Суда РФ — дача заключения о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума (ст. 23).
624 Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России
Конституционный Суд РФ имеет право законодательной инициативы, право посланий Федеральному Собранию, участвует в процедуре принесения Президентом РФ присяги народу.
Особенностью Конституционного Суда РФ является то, что он рассматривает только вопросы права.
Конституция РФ устанавливает, что Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (ч. 1 ст. 125). Согласно Закону о Конституционном Суде РФ Суд рассматривает и разрешает дела на пленарных заседаниях, участие в которых принимают все конституционные судьи, и заседаниях двух палат, включающих соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат должен меняться каждые три года.
Пленум и палаты не являются инстанциями друг для друга, а созданы для ускорения процесса разрешения судебно-конституционных споров. Решения пленарных заседаний и заседаний палат имеют одинаковую юридическую силу и признаются решениями Конституционного Суда РФ.
Полномочия Конституционного Суда РФ распределены между пленумом и палатами (ст. 21, 22 названного Закона). Однако на пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, относящийся к ведению Суда.
Руководящими должностными лицами Конституционного Суда РФ являются Председатель и заместители Председателя, которые назначаются Советом Федерации по предложению Президента РФ из числа действующих судей на шесть лет. Возможно их переназначение на новый срок.
Председатель Конституционного Суда РФ представляет Суд в отношениях с государственными и общественными органами, созывает пленарные заседания и председательствует на них и осуществляет иные организационные полномочия, возложенные на него указанным Законом и Регламентом Конституционного Суда РФ. Заместители Председателя выполняют функции, которые возложены на них Председателем или Конституционным Судом РФ в отсутствие Председателя.
Полномочия Конституционного Суда РФ реализуются посредством конституционного судопроизводства, которое представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг 1руга процессуальных действий Конституционного Суда РФ и
§ 6. Верховный Суд РФ. и Высший Арбитражный Суд РФ625
участников процесса в соответствии с положениями Закона о Конституционном Суде РФ.
Конституционное судопроизводство основывается на принципах независимости суда и конституционных судей, коллегиальности, непрерывности заседаний, гласности, состязательности и равноправии сторон. Судопроизводство в Конституционном Суде РФ имеет ряд особенностей. В частности, применяется усеченное (письменное) производство, которое позволяет выносить итоговые решения в виде определений о распространении ранее сформулированных Конституционным Судом РФ правовых позиций на аналогичные (тождественные, сходные) ситуации. Данный вид производства значительно ускоряет рассмотрение дел в Конституционном Суде РФ.
Результатом деятельности Конституционного Суда РФ являются принимаемые им итоговые решения — постановления, заключения, принимаемые в результате публичного рассмотрения дел (полное производство), и определения о распространении правовых позиций на аналогичные (тождественные, сходные) случаи, принимаемые в порядке усеченного (письменного) производства. Они являются окончательными и обжалованию не подлежат; действуют непосредственно и общеобязательны на всей территории Российской Федерации (ст. 6 названного Закона). Общеобязательными являются не только выводы резолютивной части итоговых решений, но и правовые позиции, послужившие правовым основанием для таких выводов.