Понятие и признаки органа государственной власти
Функции государства во всем их многообразии выполняются специально созданным государственным аппаратом. Центральное место в нем занимают государственные органы.
Современная отечественная правовая наука под госдарственным органом понимает организационно и структурно обособлен-
§ 1. Понятие и признаки органа государственной власти 395
ную часть государственного аппарата, наделенную в установленном законодательством порядке полномочиями, правовыми ж материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти.
Различают органы государственной власти, а также органы государства, не обладающие властными полномочиями.
Органы государственной власти наделены возможностью воздействовать, в том числе путем применения государственного принуждения, на деятельность граждан, их объединений, других государственных органов, органов местного самоуправления.
В юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно того, какими признаками -обладает орган государственной власти. К ним относят: создание а принятом государством порядке; обладание государственно-властными полномочиями; осуществление его деятельности в формах и методами, установленными государством1. Помимо этого он призван реализовывать задачи и функции государства; входит в единую систему органов государственной власти2. Кроме того, признаками органа государственной власти считаются существование его как организации, коллектива, объединенного общностью целей, и родом деятельности; наделение его частью единого фонда государственной собственности; особая структура, соподчиненность его отдельных подразделений3. Перечисленные черты характеризуют разные стороны этого многопланового правового явления.
В самом общем виде органы государственной власти характеризуют следующие свойства:
1) через них народ осуществляет свою власть;
2) они входят в систему публичной власти наряду с органами местного самоуправления;
3) они выступают неотъемлемым элементом статуса Российской Федерации и субъектов РФ, поскольку являются частью государственного аппарата;
4) они обладают собственным правовым статусом и самостоятельно участвуют в публично-правовых и отдельных частнопра-вовых отношениях.
1 См.; Баглай М. В. Конституционное право. С. 378—379. I См.: Козлова К И.,' Кутафин О. Ё. Указ. соч. С. 352-353. 3 См.: Конституционное право России / отв. ред. А. Н, Котов, М. И. Кукушкин . М. С. 329-330
396Глава 18. Конституционные основы системы органов власти
Организация и функционирование органов государственной власти регламентируются отраслями публичного права, в большей степени — конституционного. Установление системы органов государственной власти и определение общих принципов их деятельности — одна из основных задач конституции. Жак указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 января 2007 г. № 1~П* на те облает социальной жизнедеятельности, которые связаны с реализацией государственной власти, недопустимо распространять договорные отношения и лежащие в их основе принципы. Их деятельность (как сама по себе, так и ее результаты) не может быть предметом частноправового регулирования.
Властным органам была посвящена большая часть текста всех советских конституций. Так, Конституция РСФСР 1918 г. содержала отдельный раздел «Конструкция Советской власти», который закреплял положения об организации центральной власти и власти на местах. Восемь из одиннадцати глав, составлявших раздел второй Конституции СССР 1924 г., регламенти-ровали деятельность союзных органов государственной власти (гл. 1, 3—9). То же количество глав об органах государственной юза. сошных и автономных республик, местных орга-МЙ8 власти- суда и прокуратуры имелось в Конституции СССР 1936 г. Конституция СССР 1977 г. включала в себя четыре раздела, объединявших 11 глав, посвященных высшим органам государственной власти и управления СССР, основам построения органов государственной власти и управления в союзных рес-публики, а также организации правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Схожий по объему текст основных законов РСФСР 1925, 1937 и 1978 гг. детализировал статус центральных и местных органов власти республики. Следует, однако, заметить, что понятие «орган государственной власти» применялось в то время только к представительным органам — Советам, чем подчеркивалось их полновластие. Такая ситуация характерна для государств, отрицающие принцип разделения власти1.
В действующей Конституции РФ общие положения об орга-низации государственной власти содержатся преимущественно в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ней зафиксировано, что через органы государственной власти народ осуществляет свою власть (ч. 2 ст. 3); закреплены принципы единства системы
1 См.: Чиркан 8. & Современное государство. М.« 2001 С. -318.
§ I. Понятие и признаки органа государственной власти 397
государственной власти (ч. 3 ст. 5), разграничения предметов ведениями полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 ст. 5 ч. 3 ст. 11), разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ( ст.10); установлено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (там же); дан перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11); указано, что государственною власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. И); отражено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); определена обязанность органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).
В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» указано, что органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32); решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд: (ч. 2 ст. 46); вред, причиненный их незаконными действиями (бездействием), возмещается государством (ст. 53).
Органами, осуществляющими государственную власть на федеральном уровне, являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды (ч, 1 ст. 11 Конституции РФ). Их деятельности посвящены отдельные главы раздела первого Конституции РФ («Президент Российской Федерации» (гл. 4), «Федеральное Собрание» (гл. 5), «Правительство Российской Федерации» (гл. .6), «Судебная власть» (гл. 7)).
В отношении формирования и компетенции органов государственной влаети субъектов РФ в Конституции РФ есть только самые общие положения, сосредоточенные в гл. 3 «Федеративное устройство». В частности, в ней указано, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российском Федераций и субъектом РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73), субъекты РФ устанавливают сис- тему органов государственной власти самостоятельно ;(ч. 1
398Глава 18. Конституционные основы системы органов власти
ст. 77). Перечень органов, осуществляющих государственную власть в субъектах РФ, индивидуален для каждого из них, и закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта.
Помимо перечисленных в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ней упоминаются и другие органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: Центральный банк РФ (ст. 75); Счетная палата РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. I ст. 103); Уполномоченный по правам человека Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); прокуратура РФ (п. «о» ст. 71, ст. 129); Конституционное Собрание (ч. 2, 3 ст. 135). Они не именуются органами государственной власти. Однако их предназначение и характер присущих им полномочий позволяет включить их в число властных органов.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» относит к ведению Центрального банка РФ осуществление банковского и валютного регулирования, банковского надзора, валютного контроля и решение ряда других вопросов (ст. 4). Он наделен полномочиями по изданию нормативных правовых актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ полномочия этого органа по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения (определение от 14 декабря 2000 г. № 268-0).
Косвенным образом необходимость включения Центрально-го банка РФ в систему властных органов выводится из положения ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, в соответствии с которым зашита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти1.
Специфическим органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ, формируемая палатами Федерального Собрания — парламента Российской Федерации
1 Подробнее об этом см.: Тасуняи Г. А., Викулин А. Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и современность, М., 2000, С. 28. Необходимо отметить, что отнесение Центрального банка РФ к числу органов государственной власти зачастую критикуется (см., например; Братка А. Г. Центральный банк в банковской системе России. №., 2001. С. 96)-
1.Понятие и признаки органа государственной власти399
и подотчетная им ( ст. 1 Федерального Закона от 11 января 1995 г. № 4 –ФЗ «О счетной палате РФ»). Как указал Конституционный суд РФ, она действует в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета ( постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9 –П).
Уполномоченный по правам человека в Российской Федера-щи — это должность, учреждаемая в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).
Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от жмени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституций РФ и исполнением законов, действующих на территории России (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Конституционное Собрание — орган, созываемый в случае поддержания тремя пятыми голосов от общего числа членов палат Федерального Собрания поправок к г. 1,2,9 Конституции РФ. Оно может подтвердить неизменность Конституции РФ, разработать проект новой конституций, а также принять его двумя третями голосов от общего числа его членов . Порядок созыва и работы Конституционного Собрания должен регулироваться федеральным конституционным законом , который в настоящее, время отсутствует.
Кроме вьшеназванных к числу властные органов современной России можно отнести ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, иные избирательные комиссии. В соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав эти орга-ны обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации (п. 3 ст. 20); в пределах своей компетенции не-зависимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления ( п. 12. ст. 20); их решения и акты, принятые в рамках собственной компетенции , обязательны для федераль-
400Глава 18, Конституционные основы системы органов власти
ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц избирателей и участников референдума (п. 13 ст. 20).
Органы, не обладающие властными полномочиями, осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а их акты и решения не обладают внешним действием.
К числу таких органов относятся: Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства1; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности2; Государственный совет — совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти3; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей1.
Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и организации, не являющиеся государственными органами. К их числу относятся государственные учреждения, созданные дли реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ и др.). Отдельными публично-правовые функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации; адвокатура, созданная
1Смл Положение об Администрации Президента Российской Федерации,ути.- Указом Президента РФ т б апреля 2004 г. №490.
2См, Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности».
3См. Положение о Государственном совете Российской -Федерации, утв.Указом Президента РФ от1! сентября 2000 г. № 1602.
4См. Федеральный ракой от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном депар-таменте при Верховном Суде Российской Федерации».
§ 2. Система органов государственной власти401
для оказания квалифицированной юридической помощи; органы судейского сообщества, участвующие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности).