Характеристика конституционных обязанностей
Граждан
Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст. 15). Выполнение этой обязанности является необходимым условием конституционности, законности, правопорядка, стабильности в обществе и государстве, условием построения правового государства, реализации демократического, нравственно-правового потенциала конституционного | строя Российской Федераций. Реализация этой обязанности ' предполагает правомерное поведение человека и гражданина во всех сферах общественной и государственной жизни.
Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Данная обязанность конкретизирована нормами СК РФ. Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить к .общественно полезному труду, растить достойными членами гражданского общества. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и интересов во всех учреждениях, в том числе судебных, без особого полномочия.
Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Они пользуются ими и несут их и в случаях, когда брак расторгнут. Все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, решаются обоими родителями по, взаимному соглашению. При отсутствии соглашения спорный вопрос разрешается ор
314Глава 12. Конституционные обязанности граждан
ганами опеки и попечительства с участием, родителей. Если родители вследствие расторжения брака или по другим причинам не проживают совместно, то от их согласия зависит, при ком-должны проживать несовершеннолетние дети. При отсутствии согласия спорный вопрос разрешается органами опеки и попечительства с участием родителей.
Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.
Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38 Конституции РФ) корреспондирует обязанности родителей заботиться о детях и воспитывать их. Размер участия каждого из детей в содержании нуждающихся в помощи родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и выражается в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно. При определении этой суммы суд учитывает всех совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено ли требование ко всем детям или только к одному или нескольким из них.
Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих родителей, если судом будет установлено, что родители в свое время уклонялись от выполнения родительских обязанностей.
Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Данная конституционная норма уточнена в СК РФ, в соответствии с которым родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (ст. 57). Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен.
Типы и виды образовательных учреждений и особенности получения в них образования устанавливаются ст. 12 Закона «Об образовании» и положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ) предполагает уважение каждым инди-
2. Характеристика конституционных обязанностей граждан315
видом равного -достоинства культур, рапных прав и свобод в области культуры представителей всех проживающих в России народов и иных этических общностей, а также принятие мер по сохранению материальных носителей культуры.
Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное достояние народов Российской Федерации — совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.
Обязанность платить законно установленные налога и сборы (ст. 57 Конституции РФ) впервые получила закрепление на конституционном уровне в Российской Федерации. Она при* надлежит каждому человеку, который на законном основании находится на ее территории. Как указал Конституционный" Суд РФ, взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества • - оно предетав-ляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее и» конституционной публично-правовой обязанности (постановление от 17 декабря 1996 г. № 20-П).
Установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными. Таким законом на федеральном уровне является НК РФ. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ законно установленными в субъектах РФ могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов РФ в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, устанавливаемых федеральными законами (постановление от 8 октября 1997 г, № 13-П).
Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) должна выполняться как в повседневной дея-
316, Глава12, Конституционные обязанности граждан
тельности человека, так при осуществлении любого вида деятельности. Запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природу и окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Как установлено в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый на территории Российской Федерации должен охранять:
— редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, животных и другие организмы, занесенные в Красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ, которые подлежат изъятию из хозяйственного использования;
— зеленый фонд городских и сельских поселений;
—редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы.Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), как мужчин, так и женщин. Она выполняется не только посредством несения военной службы мужчинами, но и путем мирного труда но укреплению обороны страны, охраны ее суверенитета и безопасности.
Требование зашиты Отечества носит не только юридический, но и глубоко нравственный характер, долг гражданина перед своей Отчизной. Данный долг подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности.
В Федеральном законе от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации конкретизированы обязанности граждан по защите Отечества. Они должны являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время; выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, невестках и распоряжениях военных комиссаров; предоставлять в соответствий с законодательством Российской Федерации в во- енное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в ре собственности, с возме-щением государством понесенных ими убытков в порядке, оп-ределяемом Правительством РФ. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в
§ 2. Характеристика конституционных обязанностей граждан 317
целях обеспечения обороны страны и безопасности государст-ва, а также зачисляются в специальные формирования в уставленном порядке.
Условия и порядок выполнения воинской обязанности( ч.2 ст.59 Конституции РФ_ предусмотрены Федеральным Законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Прохождение военной службы осуществляется гражданами РФ по призыву и в добровольном порядке (по контракту) Иностранные граждане могут нести ее по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матроса- ми, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.
Как указал Конституционный Суд РФ, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины выполнять обязанности, обусловленные характером военной дисциплины и военной службы (постановление от 10 апреля 2001 г. № 5-П). Военная служба является особым видом государственной службы, чем предопределяется специальный правовой статус военнослужащих. Порядок несения военной службы регламентируется уставами Вооруженных Сил РФ — Уставом внутренней службы, Уставом гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарным уставом и т. п.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.
Согласно правовой позиции. Конституционного Суда РФ предоставление отсрочки от выполнения воинской обязанности не означает освобождения от военной службы по призыву. По своей юридической природе отсрочка является составным элементом установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан (постановление от 15 сентября 1993 г. № 16-П).
В случае неявки в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин граждане привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
318Глава 12. Конституционные обязанности граждан
Конституция РФ предусматривает право замены, военной службы альтернативной гражданской службой (ч, 3 ст. 59).
Институт альтернативной гражданской службы не является новым для России. Совет Народных Комиссаров' РСФСР издал 4 января 1919 г. Декрет об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям. Согласно Закону СССР 1925 г. «Об обязательной военной службе» решения по заявлениям граждан об отказе от военной службы рассматривались соответствующими судами. Граждане, освобожденные от военной обязанности, в мирное время выполняли другие обязанности: боролись с эпидемиями, лесными пожарами и т. п. В военное время они выполняли работы в особых командах по обслуживанию тыла и фронта. В 1939 г. альтернативная гражданская служба была отменена.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» определяет, что замена военной службы по призыву альтернативной гражданской службой возможна в случаях, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина либо если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией принято соответствующее решение.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.
Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу предоставляются социальные гарантии и компенсации, связанные с характером его трудовой деятельности.
Глава П. Конституционные гарантии реализации прав граждан 319
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
1. Какова роль обязанностей в структуре конституционного статуса личности в Российской Федерации?
2. Как развивалось правовое регулирование конституционных обязанностей в России?
3. На примере советских конституций и действующей Конституции РФ определите, изменяется ли количество и характер конституционных обязанностей граждан в зависимости от формы политического режима в государстве'.
4. Охарактеризуйте конституционные обязанности граждан в сфере семейной жизни.
5. Охарактеризуйте обязанности граждан в сфере культуры.
6. Охарактеризуйте обязанности граждан в социальной сфере.
7. Какими нормативными правовыми актами регулируется обязанность граждан по защите Отечества?
8. Конкретизируйте обязанности граждан по защите Отечества.
9. Раскройте содержание альтернативной гражданской службы.