Характеристика конституционных обязанностей

Граждан

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы составля­ет одну из основ конституционного строя Российской Федера­ции (ч. 2 ст. 15). Выполнение этой обязанности является необ­ходимым условием конституционности, законности, правопо­рядка, стабильности в обществе и государстве, условием построения правового государства, реализации демократиче­ского, нравственно-правового потенциала конституционного | строя Российской Федераций. Реализация этой обязанности ' предполагает правомерное поведение человека и гражданина во всех сферах общественной и государственной жизни.

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Данная обязанность конкретизирована нормами СК РФ. Родители обязаны воспи­тывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить к .общественно полезному труду, растить достойными членами гражданского общества. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и ин­тересов во всех учреждениях, в том числе судебных, без особого полномочия.

Отец и мать имеют равные права и обязанности в отноше­нии своих детей. Они пользуются ими и несут их и в случаях, когда брак расторгнут. Все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, решаются обоими родителями по, взаимному соглашению. При отсутствии соглашения спорный вопрос разрешается ор

314Глава 12. Конституционные обязанности граждан

ганами опеки и попечительства с участием, родителей. Если ро­дители вследствие расторжения брака или по другим причинам не проживают совместно, то от их согласия зависит, при ком-должны проживать несовершеннолетние дети. При отсутствии согласия спорный вопрос разрешается органами опеки и попе­чительства с участием родителей.

Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право об­щаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятство­вать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.

Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, забо­титься о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38 Конститу­ции РФ) корреспондирует обязанности родителей заботиться о детях и воспитывать их. Размер участия каждого из детей в со­держании нуждающихся в помощи родителей определяется су­дом исходя из материального и семейного положения родите­лей и детей и выражается в твердой денежной сумме, выплачи­ваемой помесячно. При определении этой суммы суд учитывает всех совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено ли требование ко всем детям или только к одному или нескольким из них.

Дети могут быть освобождены от обязанности по содержа­нию своих родителей, если судом будет установлено, что роди­тели в свое время уклонялись от выполнения родительских обязанностей.

Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образо­вание обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечи­вают получение детьми основного общего образования. Данная конституционная норма уточнена в СК РФ, в соответствии с которым родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до по­лучения ими основного общего образования (ст. 57). Учет мне­ния ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен.

Типы и виды образовательных учреждений и особенности получения в них образования устанавливаются ст. 12 Закона «Об образовании» и положениями об образовательных учреж­дениях соответствующих типов и видов.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и куль­турного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ) предполагает уважение каждым инди-

2. Характеристика конституционных обязанностей граждан315

видом равного -достоинства культур, рапных прав и свобод в об­ласти культуры представителей всех проживающих в России народов и иных этических общностей, а также принятие мер по сохранению материальных носителей культуры.

Культурное наследие народов Российской Федерации — ма­териальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а так­же памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилиза­цию. Культурное достояние народов Российской Федерации — совокупность культурных ценностей, а также организации, уч­реждения, предприятия культуры, которые имеют общенацио­нальное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

Обязанность платить законно установленные налога и сборы (ст. 57 Конституции РФ) впервые получила закрепление на конституционном уровне в Российской Федерации. Она при* надлежит каждому человеку, который на законном основании находится на ее территории. Как указал Конституционный" Суд РФ, взыскание налога не может расцениваться как произ­вольное лишение собственника его имущества • - оно предетав-ляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее и» конституционной публично-правовой обязанности (постанов­ление от 17 декабря 1996 г. № 20-П).

Установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными. Таким законом на федеральном уровне явля­ется НК РФ. В соответствии с правовой позицией Конститу­ционного Суда РФ законно установленными в субъектах РФ могут считаться только такие налоги, которые вводятся зако­нодательными органами субъектов РФ в соответствии с общи­ми принципами налогообложения и сборов, устанавливаемых федеральными законами (постановление от 8 октября 1997 г, № 13-П).

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Обязанность каждого сохранять природу и окружающую сре­ду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Кон­ституции РФ) должна выполняться как в повседневной дея-

316, Глава12, Конституционные обязанности граждан

тельности человека, так при осуществлении любого вида деятельности. Запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природу и окружающую среду и ведущая к де­градации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Как установлено в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый на террито­рии Российской Федерации должен охранять:

— редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, животных и другие организмы, занесенные в Красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ, которые подлежат изъятию из хозяйственного использования;

— зеленый фонд городских и сельских поселений;

—редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы.Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), как мужчин, так и женщин. Она выполняется не только посредством несения военной службы мужчинами, но и путем мирного труда но укреплению обороны страны, охраны ее суверенитета и безопасности.

Требование зашиты Отечества носит не только юридический, но и глубоко нравственный характер, долг гражданина перед своей Отчизной. Данный долг подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности.

В Федеральном законе от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации конкретизированы обязанности граждан по защите Отечества. Они должны являться по вызову в военные комис­сариаты для определения своего предназначения в период мо­билизации и в военное время; выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, неве­стках и распоряжениях военных комиссаров; предоставлять в соответствий с законодательством Российской Федерации в во- енное время в целях обеспечения обороны страны и безопасно­сти государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в ре собственности, с возме-щением государством понесенных ими убытков в порядке, оп-ределяемом Правительством РФ. Граждане в период мобилиза­ции и в военное время привлекаются к выполнению работ в

§ 2. Характеристика конституционных обязанностей граждан 317

целях обеспечения обороны страны и безопасности государст-­ва, а также зачисляются в специальные формирования в уставленном порядке.

Условия и порядок выполнения воинской обязанности( ч.2 ст.59 Конституции РФ_ предусмотрены Федеральным Законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Прохождение военной службы осуществляется граждана­ми РФ по призыву и в добровольном порядке (по контракту) Иностранные граждане могут нести ее по контракту на воин­ских должностях, подлежащих замещению солдатами, матроса- ми, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, дру­гих войсках, воинских формированиях и органах.

Как указал Конституционный Суд РФ, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины выполнять обязанности, обусловленные характером военной дисциплины и военной службы (постанов­ление от 10 апреля 2001 г. № 5-П). Военная служба является особым видом государственной службы, чем предопределяется специальный правовой статус военнослужащих. Порядок несе­ния военной службы регламентируется уставами Вооруженных Сил РФ — Уставом внутренней службы, Уставом гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарным уставом и т. п.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Согласно правовой позиции. Конституционного Суда РФ предоставление отсрочки от выполнения воинской обязанности не означает освобождения от военной службы по призыву. По своей юридической природе отсрочка является составным эле­ментом установленного законом порядка реализации конститу­ционной обязанности несения военной службы для определен­ных категорий граждан (постановление от 15 сентября 1993 г. № 16-П).

В случае неявки в указанные в повестке военного комисса­риата или иного органа, осуществляющего воинский учет, ме­сто и срок без уважительных причин граждане привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.

318Глава 12. Конституционные обязанности граждан

Конституция РФ предусматривает право замены, военной службы альтернативной гражданской службой (ч, 3 ст. 59).

Институт альтернативной гражданской службы не является новым для России. Совет Народных Комиссаров' РСФСР издал 4 января 1919 г. Декрет об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям. Согласно Закону СССР 1925 г. «Об обязательной военной службе» решения по заявлениям граждан об отказе от военной службы рассматривались соответствую­щими судами. Граждане, освобожденные от военной обязанно­сти, в мирное время выполняли другие обязанности: боролись с эпидемиями, лесными пожарами и т. п. В военное время они выполняли работы в особых командах по обслуживанию тыла и фронта. В 1939 г. альтернативная гражданская служба была от­менена.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об аль­тернативной гражданской службе» определяет, что замена во­енной службы по призыву альтернативной гражданской служ­бой возможна в случаях, если несение военной службы про­тиворечит убеждениям или вероисповеданию гражданина либо если он относится к коренному малочисленному народу, ве­дет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично пода­ли заявление в военный комиссариат о желании заменить воен­ную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией принято соот­ветствующее решение.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в кото­рых они постоянно проживают. Граждане, относящиеся к ко­ренным малочисленным народам, направляются для прохож­дения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных про­мыслов.

Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу предоставляются социальные гарантии и компенсации, связанные с характером его трудовой деятельности.

Глава П. Конституционные гарантии реализации прав граждан 319

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Какова роль обязанностей в структуре конституционного статуса личности в Российской Федерации?

2. Как развивалось правовое регулирование конституцион­ных обязанностей в России?

3. На примере советских конституций и действующей Кон­ституции РФ определите, изменяется ли количество и характер конституционных обязанностей граждан в зависимости от фор­мы политического режима в государстве'.

4. Охарактеризуйте конституционные обязанности граждан в сфере семейной жизни.

5. Охарактеризуйте обязанности граждан в сфере культуры.

6. Охарактеризуйте обязанности граждан в социальной сфере.

7. Какими нормативными правовыми актами регулируется обязанность граждан по защите Отечества?

8. Конкретизируйте обязанности граждан по защите Отече­ства.

9. Раскройте содержание альтернативной гражданской службы.

Наши рекомендации