Культурные права и свободы граждан

Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. в сфере культурных отношений ставили задачу предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Конституция РСФСР 1937 г. закрепляла за гражданами право на образование. Это право обеспечивалось всеобщим обяза­тельным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессио­нально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, е производством, всемерным развитием вечернего и заочного об­разования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплат­ного производственного, технического и агрономического обу- чения трудящихся. Конституция РСФСР 1978 г. кроме права на образование закрепляла право на пользование достижениями культуры и творчества.

Конституция РФ 1993 г., сохраняя право на образование, право на участие в культурной жизни, гарантирует свободу ли­тературного, художественного, научного, технического и других видов и творчества, а также впервые закрепляет свободу препо­давания и охрану интеллектуальной собственности.

Право на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ в соответствии со ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Конституционное право на образование конкретизировавшее Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессио

308Глава 11. Конституционные права и свободы граждан

нального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе, бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные обра­зовательные стандарты, поддерживает различные формы обра­зования и самообразования.

Закон «Об образовании» закрепляет право государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывать насе­лению, предприятиям, организациям платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образова­тельных программ и государственных образовательных стандар­тов. Доход от указанной деятельности за вычетом доли учреди­теля (собственника) инвестируется в данное образовательное учреждение. Платная образовательная деятельность такого об­разовательного учреждения не рассматривается как предприни­мательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса.

Взаимоотношения негосударственного образовательного уч­реждения и обучающегося воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уро­вень образования, сроки обучения, размер платы за обучение.

Закон «Об образовании» предусматривает право родителей не отдавать ребенка в школу, т. е. выбирать иную форму Обра­зования. Можно учиться дома, а консультироваться, сдавать за­четы и экзамены в школе.

В соответствии с постановлением Конституционного Су­да РФ от 27 декабря 1999 г. № 19-П принцип автономии выс­ших образовательных учреждений является основополагающим для их деятельности и входит в число тех правовых принципов, на которых основывается государственная политика в области образования.

Основное общее образование обязательно. Родители или ли­ца, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Свобода литературного, художественного, научного, техниче­ского и других видов творчества, преподавания, а также охрана интеллектуальной собственности гарантируется ч. 1 ст. 44 Кон­ституции РФ в соответствии с ч. 1 ст. 15 Международного пак­та об экономических, социальных и культурных правах и рею»-

309 Культурные права и свободы граждан 309

ментированна Основами законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-I, Законом «О средствах массовой информации» , а также Законом «Об образовании».

Ст.10 Основ законодательства РФ о культуре определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Каждый человек вправе заниматься творчеством как на профессиональном, так и на не профессиональном уровне. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. Граждане имеют право вывозить за границу в целях экспонирования, иных форм публичного представления, а также в целях продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Государство должно осуществлять ми­нимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.

Свобода преподавания означает, что преподаватель излагает предмет учебной дисциплины в собственном понимании и Ин­терпретаций, сам выбирает методику проведения учетных заня­тий, учебные пособия и технические средства обучения, формы контроля. Однако он должен руководствоваться рабочей учебной программой и государственным образовательным стандартами.

Государство гарантирует охрану интеллектуальной собственности. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации регулируются частью четвертой ГКРФ.

Право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным, ценностям закреплено в ч. 2 ст. 44 Конституций РФ в соответствии с ч. 1 ст. 27 Всеобщей дек­ларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Каждый человек имеет право:

- на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей;

-защиту государством своей культурной самобытности;

-приобщения к культурным ценностям, доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности;

310._Глава 12. Конституционные обязанности граждан

— гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов б соответствии с законодательством Россий­ской Федерации;

— собственность в области культуры;

— культурную деятельность в зарубежных странах, создание организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Назовите критерии классификации основных прав и сво­бод человека и гражданина.

2. Определите роль личных прав в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

3. Какие личные права предусмотрены Конституцией РФ? Назовите и охарактеризуйте их.

4. Каково содержание права граждан РФ на участие в управ­лении делами государства?

5. Что такое публичные манифестации? Какую роль они иг­рают в механизме непосредственного народовластия?

6. Как развивалась система экономических прав и свобод че­ловека и гражданина в России?

7. Дайте определение предпринимательской деятельности. Что такое «иная не запрещенная законом экономическая дея­тельность»?

8. Какую роль в системе прав и свобод личности играют со­циальные права?

9. Охарактеризуйте трудовые права человека и гражданина,

10. Покажите взаимосвязь права на благоприятную окру­жающую среду и права на охрану здоровья.

11. Каково значение в системе конституционных прав и сво­бод права на образование?

Наши рекомендации