Культурные права и свободы граждан
Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. в сфере культурных отношений ставили задачу предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Конституция РСФСР 1937 г. закрепляла за гражданами право на образование. Это право обеспечивалось всеобщим обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, е производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обу- чения трудящихся. Конституция РСФСР 1978 г. кроме права на образование закрепляла право на пользование достижениями культуры и творчества.
Конституция РФ 1993 г., сохраняя право на образование, право на участие в культурной жизни, гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов и творчества, а также впервые закрепляет свободу преподавания и охрану интеллектуальной собственности.
Право на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ в соответствии со ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Конституционное право на образование конкретизировавшее Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессио
308Глава 11. Конституционные права и свободы граждан
нального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе, бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Закон «Об образовании» закрепляет право государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывать населению, предприятиям, организациям платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Доход от указанной деятельности за вычетом доли учредителя (собственника) инвестируется в данное образовательное учреждение. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса.
Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение.
Закон «Об образовании» предусматривает право родителей не отдавать ребенка в школу, т. е. выбирать иную форму Образования. Можно учиться дома, а консультироваться, сдавать зачеты и экзамены в школе.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. № 19-П принцип автономии высших образовательных учреждений является основополагающим для их деятельности и входит в число тех правовых принципов, на которых основывается государственная политика в области образования.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, а также охрана интеллектуальной собственности гарантируется ч. 1 ст. 44 Конституции РФ в соответствии с ч. 1 ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и рею»-
309 Культурные права и свободы граждан 309
ментированна Основами законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-I, Законом «О средствах массовой информации» , а также Законом «Об образовании».
Ст.10 Основ законодательства РФ о культуре определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Каждый человек вправе заниматься творчеством как на профессиональном, так и на не профессиональном уровне. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. Граждане имеют право вывозить за границу в целях экспонирования, иных форм публичного представления, а также в целях продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.
Свобода преподавания означает, что преподаватель излагает предмет учебной дисциплины в собственном понимании и Интерпретаций, сам выбирает методику проведения учетных занятий, учебные пособия и технические средства обучения, формы контроля. Однако он должен руководствоваться рабочей учебной программой и государственным образовательным стандартами.
Государство гарантирует охрану интеллектуальной собственности. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации регулируются частью четвертой ГКРФ.
Право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным, ценностям закреплено в ч. 2 ст. 44 Конституций РФ в соответствии с ч. 1 ст. 27 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Каждый человек имеет право:
- на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей;
-защиту государством своей культурной самобытности;
-приобщения к культурным ценностям, доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности;
310._Глава 12. Конституционные обязанности граждан
— гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов б соответствии с законодательством Российской Федерации;
— собственность в области культуры;
— культурную деятельность в зарубежных странах, создание организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств.
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
1. Назовите критерии классификации основных прав и свобод человека и гражданина.
2. Определите роль личных прав в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.
3. Какие личные права предусмотрены Конституцией РФ? Назовите и охарактеризуйте их.
4. Каково содержание права граждан РФ на участие в управлении делами государства?
5. Что такое публичные манифестации? Какую роль они играют в механизме непосредственного народовластия?
6. Как развивалась система экономических прав и свобод человека и гражданина в России?
7. Дайте определение предпринимательской деятельности. Что такое «иная не запрещенная законом экономическая деятельность»?
8. Какую роль в системе прав и свобод личности играют социальные права?
9. Охарактеризуйте трудовые права человека и гражданина,
10. Покажите взаимосвязь права на благоприятную окружающую среду и права на охрану здоровья.
11. Каково значение в системе конституционных прав и свобод права на образование?