Специальные принципы конституционного статуса личности
Полнота основных прав, свобод и равенство обязанностей
граждан. Конституция РФ в ч. 2 ст. 6 устанавливает принцип, согласно которому каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Принцип полноты прав и свобод граждан РФ обусловлен прежде всего установлением, содержащимся в ч. I ст. 55 Конституции РФ. Это установление определяется и более общим положением Конституции РФ, содержащимся в ч. 4 ст. 15, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Полнота конституционных прав и свобод граждан определяется их закреплением во всех областях их жизнедеятельности — личной (частной), политической, экономической, социальной, сохранив достижения предшествующего развития российского общества и государства и скорректировав их перечень, содержание и гарантии реализации и зашиты. В связи с этим принципиальным является положение ч, 1 ст, 6 Конституции РФ о
236 Глава 9. Принципы конституционного статуса личности
том, что гражданство является единым и равным независимо от
оснований приобретения, что имеет непосредственное значение для последствий приобретения лицом российского гражданства: права, свободы, обязанности, ответственность, защита и покровительство в равной мере относятся ко всем лицам, независимо от того, по каким основаниям они приобрели гражданство РФ. Названное конституционное установление закреплено потому, что в ряде государств правовой статус лиц, приобретавших гражданство по различным основаниям, неодинаков, он может иметь определенные различия.
Полнота правового статуса граждан зависит не только от перечня прав и свобод для каждого гражданина, но и от равных обязанностей, установленных Конституцией РФ.
Недопустимость отмены или умаления прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип сформулирован в ч. 1 и 2 ст. 55 Конституции РФ. Как уже отмечалось, согласно Конституции РФ не должно быть отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, не нашедших прямого конституционного закрепления.
Конституция РФ в ч, 2 ст. 55 устанавливает: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». При этом имеются в виду как закрепленные в Конституции РФ права и свободы, так и другие общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Отмена прав и свобод человека скорее может быть осуществлена не прямо, путем отрицания их признания и защиты, а путем их умаления, т. е. принижения значения, необоснованного ограничения их содержания, действий по кругу лиц, во времени и пространстве, сокращения гарантий их обеспечения и защиты либо созданием таких процессуальных процедур и механизмов, которые могут свести на нет само право или свободу личности.
Запрет на издание законов и подзаконных актов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, гарантируется судебной защитой — Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей и арбитражной юрисдикции, мировыми судьями в соответствии с их компетенцией. Законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, могут терять свою юридическую силу лишь по решению Конституционного Суда РФ. Так, не соответствующими ч. 2 ст. 55
§ 3. Специальные принципы конституционного статуса личности 237
Конституции РФ были признаны ограничения ряда полномочий права на жилище (ч. I ст. 54 и ст. 60 ЖК РСФСР), обусловливавшие реализацию этого права соблюдением режима прописки (регистрации) либо допускавшие лишение граждан права пользования жилым помещением в связи с осуждением к лишению свободы1.
Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип закреплен в ст. 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». При этом следует иметь в виду, что в деятельности всех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной, органов и должностных лиц местного самоуправления — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина имеют приоритетное значение. Из этого вытекает требование, согласно которому вес органы государственной власти и местного самоуправления должны сверять свою деятельность с непосредственно действующими правами и свободами граждан.
Сформулированный в ст. 18 Конституции РФ принцип находит свое дополнительное обоснование в ряде конституционных положений, к примеру, говорящих о прямом действии Конституции РФ (ч. ] ст. 15), о судебной защите прав и свобод (ч. 1 ст. 46), о проверке конституционности законов в случаях нарушения ими конституционных прав и свобод граждан (ст. 125). Непосредственно к конституционным установлениям относительно прав и свобод граждан обращаются суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи. На это, в частности, их ориентирует постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина.
1 См. постановления Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N° 3-П, от 23 июня 1.995 г. № 8-П.
238 Глава 9. Принципы конституционного статуса личности
Допустимость ограничения прав и свобод человека и гражданина, лишь в целях, установленных Конституцией РФ. Указанный принцип закреплен в ч.3 ст. 55 Конституции РФ. Права и свободы человека и гражданина не являются безграничными. Человек живет в обществе, поэтому в строго определенных ситуациях возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина. На возможность ограничения прав и свобод человека при определенных основаниях указывает ст.29 Всеобщей декларации прав человека, ст.4 Международного пакта о гражданских и политических правах, например, в условиях официально объявленного чрезвычайного положения (в случае эпидемии, межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, массовых беспорядков и т.п.)
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены , во –первых, лишь федеральным законом, во-вторых, только в целях защиты конституционного строя , нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения страны и безопасности государства и, в – третьих, только в той мере, в какой это необходимо в указанных выше конституционных целях.
Федеральными законами, в которых содержаться отдельные ограничения прав и свобод, являются законы о безопасности, об обороне, о внутренних войсках МВД РФ, об оперативно- розыскной деятельности, о милиции и др. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоохранительных органов, призванных охранять права и свободы всех граждан. Такие законы необходимы в интересах большинства граждан. В них определяются пределы прав соответствующих органов и условия применения ими принуждения по отношению к гражданам.
Критерии ограничения прав и свобод граждан установлены Конституцией РФ для того, чтобы не было неоправданных ограничений, произвола, возможности злоупотреблений со стороны властей и должностных лиц. Ограничения прав и свобод человека и гражданина не должны быть чрезмерными, не соответствующими конкретной ситуации, связанной с обеспечением основ конституционного строя, нравственности, здоровья, интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод граждан сбалансированы правом на обжалование в суд действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленных