Конституционные основы народовластия
Одним из определяющих, обязательных признаков конституционного государства является его демократический характер. В юридической науке демократия рассматривается с разных сторон: как форма государства, политический режим, общественно-политическая демократия, политический процесс, движение и др. Перечисленные подходы не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга раскрывая разные стороны этого многогранного явления.
Только наличие в обществе и государстве всех этих многочисленных граней демократии обеспечивает их движение к достижению идеала демократии как народовластия, в основе которого лежат выработанные и общепризнанные мировой цивилизацией ценности.
Становление демократии как правовой категории связано с появлением конституций XVII—XIX вв., которые содержали идею равенства, провозглашали свободы и политические права, устанавливали известное ограничение прав высших органов власти по принципу разделения властей. Тем самым они закладывали основы нового демократического социально-политического строя.
В переводе с древнегреческого демократия дословно переводится как народовластие (власть, воля народа). Это наиболее распространенное понимание демократии. Для рассмотрения содержания категории «демократия» нужно выяснить содержание понятий «народ» и «власть».
Первым составным элементом народовластия является народ. В советский период истории России единственно верным в отечественной науке признавалось марксистско-ленинское понимание народа как совокупности трудящихся. Приведенная концепция имела ярко выраженный классовый характер, служила идеологическим обоснованием сначала юридического, а только потом фактического ограничения прав и свобод отдельных категорий граждан.
166 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
В современной российской юридической литературе категория «народ» включает всю совокупность граждан данного государства.
В конституционной теории западных стран категория «народ» фактически отождествляется с категорией «нация». Соотношение понятий «народ» и «нация» — проблема, которая в науке не решена и не имеет однозначного ответа и сегодня. Если народ — совокупность граждан, то нация — историческая совокупность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территориальных, экономических связей, литературы, языка, некоторых особенностей культуры и характера. Следовательно, в многонациональном государстве категории «народ» и «нация» отождествлять нельзя. Основания для такого отождествления возможны только в однонациональном государстве.
Категорию «народ» следует отличать от понятия «население», которое включает в себя не только граждан определенного государства, но и других лиц, проживающих на его территории (иностранцев, лиц без гражданства).
Понятие «народ» довольно часто используется в сочетании с понятием «общество». До XVIII в. понятия «общество» и «государство» рассматривались как взаимозаменяемые. Так, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо в своих работах рассматривали их как тождественные. Переход от феодализма к буржуазному строю сопровождался формированием различий между обществом и государством. Общество представляет совокупность людей и их объединений, соединенных между собой взаимодействием, обменом и властью. Понятие «общество» совладает с понятием «население государства».
В последние 15 лет в политологической и юридической литературе получило распространение понятие «гражданское общество».
Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации индивидов и их групп, защиту их прав и свобод. Гражданское общество охватывает социально-экономические отношения и институты (формы собственности, принципы управления экономикой), организацию и деятельность общественных объединений, сферу образования, науку, культуру, семью. Некоторые сферы отношений гражданского общества закрыты для властного вмешательства государства и не подлежат правовому регулированию.
§ 3.-Конституционные основы народовластия167
Гражданское общество и демократия находятся в тесном единстве, обусловленном прежде всего тем, что реальная демократия невозможна без гражданского общества, а гражданское общество возможно при наличии демократии. Гражданское общество обеспечивает получение государством достоверной информации о стремлениях и желаниях граждан; защищает их законные права и интересы от произвола властей; прививает своим членам нормы гражданского поведения. Результатом такого взаимодействия является консолидация институтов демократии.
Вторым составным элементом народовластия является власть. Именно власть способствует организации индивидов в народ, общество. Власть — волевое общественное отношение, в котором имеются два субъекта, обладающие неравными по объему правами и обязанностями. Обязательный признак властных отношений — превалирование одной воли. Обладатель превалирующей воли побуждает второй, пассивный субъект к совершению определенных действий. Следовательно, властные отношения всегда имеют субординационный характер. Вместе с тем обладатель превалирующей воли должен считаться с теми, кто является объектом власти. Поэтому во властных отношениях, несмотря на их субординационный характер, должны учитываться интересы всех субъектов властеотношений: и тех, кто принимает решение, и тех, кто им подчиняется. Эта общая характеристика власти может быть распространена на все ее разновидности.
Власть народа в Российской Федерации реализуется посредством публичной власти (государственной и местного самоуправления) и общественной власти.
Государственную власть от имени народа осуществляет суверенное Российское государство через систему органов государственной власти в Российской Федерации. Методами осуществления государственной власти являются убеждение, поощрение и государственное принуждение.
Специфика муниципальной власти заключается в ее государственно-общественном характере. Важнейшими признаками государственной власти, свойственными местному самоуправлению, являются: право принятия нормативных актов, исполнение которых на территории муниципального образования обеспечивается возможностью применения государственного принуждения; право самостоятельного формирования бюджета и сбора местных налогов; наличие особого слоя людей, профес-
168 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
сионально занимающихся управлением; наличие территории, изменение границ которой возможно с учетом мнения населения соответствующей территории.
Общественный характер местного самоуправления характеризует то, что структура органов местного самоуправления и разделение полномочий между ними определяются местным сообществом самостоятельно: значительная часть вопросов местного значения решается посредством институтов непосредственной демократии; важной организационно-правовой формой осуществления местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление: в ситуациях, предусмотренных уставом муниципального образования, функции представительного органа местного самоуправления может выполнить собрание (сход) граждан.
Общественной власть реализуется через общественные объединения и группы граждан как средство их самоорганизации. Основным методом реализации общественной власти является метод убеждения и добровольного подчинения предписаниям общественных объединений.
Содержанием демократии как народовластия является совокупность нравственных» политических, правовых ценностей. Ценности, разделяемые обществом, представляют собой убеждения лютей относительно целей, к которым они должны стремиться, и основных средств их достижения. К числу таких ценностей следует отнести; принятие решений большинством при уважении прав меньшинства; свобода и политические права личности; равенство индивидов; сочетание прав человека с интересами государства и общества. Эти европейские по происхождению ценности имеют цивилизованное начало. В них воплощены нравственные представления людей о характере взаимоотношений в демократическом государстве и обществе. Они являются основой демократического политического мировоззрения, политического процесса, политического режима и составляют политическую ценность. Эти нравственные и политические ценности воплощены в конституциях современных демократических государств, в том числе и России, и подучили международное применение.
Составляющие содержание демократии нравственные, политические, правовые ценности реализуются через определенный механизм управления, который представляет собой совокупность институтов, процедур, направленных на агрегациюболь-
3. Конституционные основы народовластия169
шинством народа предпочтений индивидов в групповое решение. Демократия как система ценностей реализуется посредством таких основ конституционного строя, как плюрализм, выборность, верховенство закона, и прежде всего конституции, разделение властей. Перечень данных институтов позволяет их охарактеризовать как небюрократические, ненасильственные.
Демократия как народовластие имеет две формы реализации: непосредственную и представительную.
Исторически первой возникла непосредствен ноя демократия. Демократия называется прямой {непосредственной), если граждане непосредственно участвуют в управлении делами государства, общества, местного сообщества. Примерами преимущественно непосредственной демократии являются античная демократия, а также демократия в Древнем Новгороде и ряде других городов-государств, в которых граждане непосредственно участвовали в принятии важных государственных и местных решений.
Концепция непосредственной демократии предполагает, что воля народа и государственная власть, власть местного сообщества должны быть идентичны, что сам народ должен непосредственно участвовать в осуществлений власти, как государственной (в рамках всего государства или субъекта федерации), так и общественной (в рамках общественного объединения), и местном самоуправлении. Представительные органы должны быть подконтрольны гражданам.
По мнению сторонников непосредственной демократии, ее преимущества состоят в том, что она дает больше возможностей для выражения воли и интересов народа по сравнению с представительной демократией; обеспечивает прочную легитимацию власти, преодоление политического отчуждения граждан; расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений; развивает общественную активность населения; способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами; предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества.
Вместе с тем сторонники представительной демократии отмечают слабые стороны непосредственной демократии: низкую эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности, неконтролируемое™ и безответственности населения; повышение опасности возникновения тоталита-
170 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
ризма и авторитаризма, поскольку массы подвержены идеологическим: влияниям и склонны к уравнительности; нежелание населения участвовать в решении вопросов государственного и местного значения.
К числу институтов непосредственной демократии на современном этапе развития общества относятся: референдум; выборы; всенародные региональные и местные обсуждения; наказы избирателей; отчеты депутатов перед избирателями; досрочный отзыв депутата избирателями; сельские сходы; собрания граждан по месту жительства; обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления; петиции; собрания и публичные манифестации.
Осуществление власти только посредством непосредственной демократии в современном мире нереально. Во-первых, прямое народовластие в обширных по территории государствах невозможно- В современных государствах народ представляет многомиллионную массу, которая не в состоянии совершать юридические действия без помощи других органов. Во-вторых, народ в своей массе совершенно лишен возможности разрабатывать и обсуждать законы. Для этого требуется напряженная работа, законодательный опыт и подготовка, и только специально выбранные представители могут с успехом осилить громадную возложенную на них работу.
Представительная демократия означает осуществление власти народом через демократически избранных представителей и представительные органы. В основе представительной демократии лежат отношения представительства. Объектом отношений народного представительства является не воля, а власть. Народное представительство — одна из форм передачи права на власть. Источником власти остается народ. Представители — лишь «инструмент» в руках народа, при помощи которого он осуществляет принадлежащую ему власть. К представительным органам относятся только коллегиальные выборные органы государственной власти. Представители — избранные народом, местным сообществом депутаты, Президент РФ, а также выборные должностные лица местного самоуправления.
Характер взаимоотношений между депутатами и избирателями регулируется законодательством неодинаково- Исходя из современного законодательства, регулирующего отношения представительства, можно выделить три ее разновидности, в основе которых лежат различные варианты взаимоотношений депутатов с избирателями.
§ 3. Конституционные основы народовластия171
Первый вариант — источником власти признается народ. Депутат рассматривается только как уполномоченный своих избирателей, т. е. обладатель императивного мандата. Императивный мандат в переводе с латинского означает обязательное поручение, требование. Императивный мандат был конституционным принципом советской представительной системы. Содержанием императивного мандата является обязательность наличия наказов избирателей депутатам представительного органа. Именно наказы, т. е. обязательные поручения, определяют линию поведения, основные направления деятельности депутата как в представительном органе, так и в избирательном округе. Гарантиями выполнения наказов избирателей является обязательность периодических отчетов депутатов перед избирателями, а также возможность досрочного отзыва депутатов избирателями в установленных законодательством случаях.
Второй вариант представительной демократии, предполагая формальным источником власти народ, предусматривает передачу права на ее осуществление на ограниченный конституцией срок представительному органу, члены которого действуют независимо от избирателей, т. е. обладают свободным мандатом.
Для свободного мандата характерно, что каждый депутат представляет не избирателей своего округа, а народ в целом; депутат не связан обязательствами, которые он мог принять на себя во время предвыборной кампании; депутат не подлежит отзыву.
Третий вариант представительной демократии имеет место, когда народ, оставаясь источником власти, передает право на ее осуществление представительному органу частично на определенный конституцией срок, сохраняя за собой контроль за деятельностью своих представителей. Основой таких взаимоотношений депутатов и избирателей является полусвободный мандат.
Признаками, характеризующими полусвободный мандат, являются:
— отсутствие наказов, роль которых выполняет предвыборная программа кандидата в депутаты, составленная им лично с учетом программы политической партии или общественного объединения, членом которого он является, а также с учетом специфики избирательного округа и местных проблем:
— наличие тесной связи депутатов с избирателями, выражающейся в регулярных встречах и прежде всего отчетах;
— возможность избирателей досрочно отозвать депутата, не оправдавшего доверия избирателей.
72 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституция РФ не регулирует характер взаимоотношений депутатов е избирателями. Федеральный закон от 8 мая 1994 г, № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ие определяет характер депутатского мандата. Учитывая, что данный Закон не содержит положений о наказах избирателей, отчетах депутатов перед ними и возможности досрочного отзыва депутата избирателями, можно сделать вывод о свободном мандате депутата Государственной Думы.
Иначе решается этот вопрос в субъектах РФ и на местном уровне. Многие субъекты РФ. регулируя правовой статуе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, члена выборного органа местного самоуправления, закрепляют их обязанность отчитываться перед избирателями и возможность досрочного их отзыва избирателями (Алтайский край, Амурская область и др.).
Исключение из общего правила составляют несколько субъектов РФ, в которых имеются законы о наказах избирателей. Они предусматривают императивный мандат для депутатов (Тюменская, Челябинская, Новосибирская области).
Стремление законодателя субъекта РФ сохранить отчетность и ответственность депутатов перед избирателями можно объяснить субъективными факторами, а именно сложившимся за десятилетия советской формы правления в России пониманием демократии как тесной связи представителей и представляемы х? возможности избирателей влиять на деятельность представительных органов и в случае необходимости — сменить их. Сохранение отчетов и досрочного отзыва депутатов можно объяснить и объективными факторами, например наличием среди депутатов людей, которые по своим нравственным, профессиональным и деловым качествам недостойны и неспособны выполнять функции представителя воли и интересов избирателей. Избиратели должны иметь право и возможность исправить допущенную ими на выборах ошибку.
Преимущества представительной демократии ее сторонники видят в наличии гарантий политической стабильности и порядка; исключении сиюминутных увлечений широких слоев населения; рациональной организации политической системы, четком разделении труда; более высоком по сравнению с непосредственной демократией уровне компетентности и ответственности лиц, принимающих решения.
§ 3:. Конституционные основы народовластия173
Критики- представительной демократии указывают на превращение современного парламента в неэффективный институт, ставший средоточием фракционных интриг и местом проявления амбиций политиков. Принятие решения осуществляется не в ходе парламентских дебатов, а в комиссиях, комитетах парламента.
Перечисленные недостатки представительной демократии определяют необходимость существования в любом демократическом обществе непосредственного участия граждан в управлении как государственными, так и местными делами.
Представительная и непосредственная демократия взаимосвязаны. Взаимопроникновение непосредственной и представительной демократии проявляется в том, что:
— институты непосредственной демократии являются источником, основой возникновения представительной демократии. Так, без выборов — важнейшего института непосредственной демократии — не может состояться представительная демократия;
— посредством реализации некоторых институтов непосредственной демократии (референдум, обращения, петиции, народная правотворческая инициатива, собрания и публичные манифестации) граждане влияют на содержание, основные направления деятельности представительных органов государственной власти и выборных органов местного самоуправления;
— отдельные институты: непосредственной демократии одновременно являются составной частью» институтами представительной демократии. Они образуют точки соприкосновения представительной и непосредственной демократии. К их числу относятся выборы, отчеты, отзыв депутатов.
В научной литературе много пишут о кризисе современной демократии, в основе которого лежит утдубляющееся противоречие между народом как субъектом власти (согласно фундаментальным демократическим постулатам) и властвующей элитой, правящей верхушкой, деятельность которой должна быть (согласно тем же постулатам) одобрена народом путем голосования на выборах. Чем дальше, тем в большей степени это противоречие разрешается не в пользу народа. Политические системы, называющие себя демократическими, постепенно вырабатывают у себя способность обходиться без народа, сводят его учредительную власть к возможности выбора правителей управляемыми, а затем, превратив этот выбор чуть ли не в единственное измерение демократии, доводят технику организации электоральных процессов до такой степени, что народ в массе
174 1 лава 7. Основы конституционного строя Российской Федерация
своей голосует так, как того хотят организаторы. Сужение сферы демократии и изощренная манипуляция ее институтами, прежде всего выборами, — вот что делает учредительную власть народа иллюзорной и все менее обеспеченной1.