Социальные функции конституции

Ценность Конституции РФ можно рассмотреть в более ши­роком социальном контексте — ее влиянии на общественную практику, на развитие всей системы общественных отношений, складывающихся между гражданским обществом, государством и личностью. Молено выделить следующие социальные функ­ции Конституции РФ; политическую, экономическую, соци­альную, культурологическую, духовно-идеологическую, внешнс-политическую.

Политическая функция конституции. Конституция как Ос­новной закон одновременно представляет собой и политиче­ский документ. «Все юридическое в основе с мое и имеет поли- тическую природу», — писал К. Маркс1. Как уже отмечалось, конституция представляет собой результат политическою раз­вития, подчас итог острой борьбы политических сил. В лом отношении политическая функция конституции с клады кается из ряда направлений ее воздействия (подфункций) ид полити­ческие, прежде всего государе г венные, отношения.

Конституция призвана выражать общественный компро­мисс, баланс разных общественно-политических сил, интере­сов, те ценности, которые принимают и се социальные слои и группы населения, и тем самым она гарантирует от проявления крайнего политического экстремизма, от силовою противобор­ства.

Стабильность конституции, ее реализация обеспечивают многопоколенную преемственность в обществе1. К сожалению, такая социальная и правовая преемственность была прервана в октябре 1917 г., когда начался эксперимент по созданию социа­лизма и коммунизма как самого гуманного общества недемо­кратическими, негуманными и несправедливыми методами. Вместо преемственности российский капитализм как народное

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.I. С. 365.

См.: Конституционное право России /0Т6. рея Л. И. Кокопит, М. И, Ку­кушкин. М., 2007. С. 76.

146Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни

достояние со всеми его недостатками был разгромлен, а опыт работы производственного аппарата не был не только изучен и претворен на практике на новых началах, но был сломлен и уничтожен.

Конституция РФ в своей преамбуле наиболее полно отрази­ла идею многовековой преемственности в жизни многонацио­нального народа России. Эта идея, как и другие, содержащиеся в преамбуле, раскрывают философию Конституции РФ. Преам­була Конституции РФ провозглашает: «Мы, многонациональ­ный народ Российской Федерации, соединенные общей судь­бой на своей земле, утверждая права и свободы человека, граж­данский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принци­пов равноправия и самоопределения народов, чтя память пред­ков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государствен­ность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание Рос­сии, исходя из ответственности за свою Родину перед нынеш­ним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Политическая функция Конституции РФ заключается в том, что политическое движение, в котором участвуют так или ина­че все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных ею. Политический процесс охватывает различ­ные формы, способы и направления политической деятельно­сти; по существу это порядок функционирования политической системы, ее институтов. Тем самым конституция выступает как основной закон гражданского общества, создающий механизм контроля за функционированием государственной власти и предотвращающий возможный государственный произвол. Конституция в правовом отношении оформляет государствен­ную власть, принципы ее организации и функционирования, основные звенья (элементы) и важнейшие конституционные институты политической системы общества.

Конституция закрепляет и гарантирует осуществление всего комплекса политических прав и свобод личности (избиратель­ные права граждан, свободы мысли и слова; право на объеди­нение; право собираться мирно, без оружия, проводить собра­ния, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; пра­во участвовать в управлении делами государства, в отправлении

§ 2. Социальные функции конституции147

правосудия я др. (ст. 29-33 Конституции РФ). Реализация ука­занных политических прав и свобод ориентирована на стиму­лирование социально-политической активности граждан и их объединений.

Использование социально-политического потенциала кон­ституции направлено на углублении демократии, на функцио­нирование механизма публичной власти в рамках правового поля и приоритета конституции в нормативно-правовой систе­ме, на обеспечение баланса ветвей власти с помощью ее разде­ления, механизма сдержек и противовесов. Осуществление ус­тановлений конституции имеет цель не допустить захват вла­сти, присвоение властных полномочий вопреки требованиям конституции. Указанная функция направлена на становление независимой судебной власти, реального федерализма, местно­го самоуправления. В конечном счете эта политическая функ­ция приобретает характер миротворческой (третейской, прими­рительной) функции, направленной на разрешение политиче­ского конфликта конституционно-правовыми способами, в том числе путем использования процедур конституционного судо­производства (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85, ст. 125 Конституции РФ). Одна из задач функции состоит в противодействии левому и правому радикализму, планам революционного переустройства общества, национализму и сепаратизму.

Конституция РФ уделяет большое внимание организации исполнительной власти, призванной обеспечивать исполнение законов и других решений органов законодательной (предста­вительной) ветви государственной власти. Организационно-управленческое воздействие заключается в установлении Кон­ституцией РФ системы органов и механизма управления обще­ственными процессами, в закреплении нормативной основы управленческих отношений.

В условиях многонациональное™ российского общества особое значение имеет национальная политика в сфере государ­ственно-правового строительства, в экономической, социаль­ной, культурной сферах общественной жизни, которая находит воплощение в Конституции РФ. Это дает основание для выде­ления националъно-интегративной функции, содержание которой состоит в обеспечении интеграции общества, в формировании национальной идентичности в рамках формирующегося кон­ституционного сообщества, что возможно при условии форми­рования в Российской Федерации российской нации в полита-

148Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни

ческом и гражданском смыслах (а не только в этническом), объ­единяющих лиц, обладающих российским гражданством, новой политической и правовой культурой и продолжающих сохра­нять свои этнические и религиозные традиции и истоки1. Фор­мирование единой нации россиян не отрицает, а предполагает поддержку и развитие мультикультуризма (т. е. культурного многообразия, развитие национальных языков, национального своеобразия в духовной сфере, в быту и т. д.). В Российской Фе­дерации существует тесная связь разнообразных культур, их взаимодействие- Эти тенденции могут усиливаться лишь при ус­ловии действительного уважения прав каждого народа, нации, национального меньшинства, культурного разнообразия.

Экономическая функция конституции. В период коренной трансформации и модернизации общественной системы воз­растает роль экономической функции конституции. Ее содер­жание направлено на формирование нового гражданского об­щества, рыночных отношений, основанных на частной собст­венности в сочетании с другими формами собственности, в равной мере защищаемых конституцией, свободного предпри­нимательства и добросовестной конкуренции. Конституция: од­новременно ориентирует и на использование публичных начал в развитии новой экономики.

В России с переменным успехом складывается и развивается экономика на базе конституционньгх положений, отразивших ка­чественную модернизацию общественного строя. Стержнем кон­ституционных установлений, регулирующих отношения в сфере экономики, являются основные права и свободы собственников и других участников гражданского оборота, последовательная и эффективная реализация которых обеспечивает конституцион­ность в сфере социально-экономических отношений.

Конституционное право всемерно способствует развитию конституционной экономики, рыночных отношений, запрещая необоснованные ограничения и дискриминационные условия реализации основанных социально-экономических прав собст­венников и других участников гражданского оборота.

Решения Конституционного Суда РФ по конституционному истолкованию норм гражданского, предпринимательского, фи­нансового и иного законодательства последовательно признают и расширяют сферу частного права и обеспечивают защиту

I См.: Кравец И. А. Указ. соч. С. 63—64.

§ 2. Социальные функции конституции 149

права частной собственности, права на свободное предприни­мательство и других конституционных экономических прав.

Действие конституционных принципов единства экономиче­ского пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) направлены на создание конституционного режима стабильности экономиче­ского оборота, в частности на обеспечение справедливого рас­пределения предпринимательских рисков. Конституционный принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) дикту­ет необходимость поиска оптимального соотношения, сочетания публичных и частных интересов. Провозглашен конституцион­ный принцип признания и защиты равным образом частной, го­сударственной, муниципальной и иных форм собственности (ч, 2 ст. В)> В отношениях между властью и бизнесом органы публич­ной власти должны быть равноудалены от различных предпри­нимательских структур, ограничены в «дирижировании* част­ными предприятиями. Принцип соразмерности и эквивалентно­сти должен применяться во всех случаях изъятия имуществе! частных собственников для государственных нужд.

Деловому климату в отечественной экономике препятствует нестабильность существующих отношений частной собственно­сти, невысокий уровень корпоративного управления, использо­вание механизмов банкротства для передела собственности, низкий уровень исполнения договорных обязательств и значи­тельные проблемы в исполнении судебных решений.

Социальная функция конституции. Конституция РФ провоз­глашает Российскую Федерации социальным государством, по­литика которого направлена на создание условий, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Конституции РФ устанавливаются свобода труда, на­личие гарантированного минимума оплаты труда, государствен­ная поддержка различных категорий малоимущих граждан, го­сударственная и социальная защита и т. д.

Осуществление социальной функции во многом зависит от материально-финансовых ресурсов, от экономической и соци­альной мощи и политики государства.

Значение социальной функции конституции особенно воз­растает в условиях российской действительности. Нищета и бедность подавляющей части населения как величайшее совре­менное социальное зло, криминализация экономической жиз­ни чреваты социальными конфликтами, взрывами. Поэтому в

150Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни

качестве первоочередных политических задач должны высту­пать построение сильного государства, ликвидация бедности населения, ускоренный экономический подъем в целях повы­шения благосостояния граждан.

Культурологическая функция конституции. Конституция — важный фактор культурной жизни общества, утверждения характерных для данного общества духовно-культурных ценно­стей. Конституция есть существенный элемент культуры обще­ства, от развития и уровня которой зависит качественное состоя­ние всего социума, его прогресс. Установления Конституции РФ исходят из особой роли культуры в развитии и самореализации личности, в гуманизации общества, в сохранении национальной самобытности народов, их достоинства и процветания. Соответ­ствующие положения Конституции РФ направлены на сохране­ние и преумножение исторического и культурного наследия. Со­гласно Конституции РФ каждому предоставляется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями куль­туры, на доступ к культурным ценностям. Уровень культурной жизни в обществе зависит от гарантированности получения об­разования, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания и защиты интеллектуальной собственности.

Духовно-идеологическая функция конституции. Вопрос о ду­ховно-идеологической функции конституции вызывает дискус­сию: от ее безоговорочного признания до полного отрицания, полагая, что конституция стоит над идеологией, она — вне идеологии.

Конституция РФ закрепила принцип политического и идео­логического многообразия в качестве основы конституционного строя, в противовес идеологическому монополизму в условиях тоталитаризма, согласно которому официально признавалась в качестве общеобязательной лишь марксистско-ленинская идео­логия (ч. 1 ст. 13). Идеологический монополизм пронизывал все содержание советских конституции был необходимым критери­ем функционирования конституционных институтов и осущест­вления прав граждан. Как реакция на официальное признание- господства лишь идей научного коммунизма, социалистической идеологии в ч. 2 ст. 13 появилось следующее положение: «Ника­кая идеология не может устанавливаться в качестве государст­венной или обязательной». Данное установление не может ин­терпретироваться вне контекста других конституционных поло-

§ 2. Социальные функции конституции 151

жений, регулирующих сферу идеологических отношений, политического плюрализме, прав и свобод человека и т. д. Есте­ственно, конституция не может быть идеологически нейтраль­ной.

Конституция РФ является политико-идеологическим до­кументом. В ней выражается конституционно-правовое миро­воззрение, закрепляется государственная политика, направ­ленная на обеспечение достоинства личности, прав и свобод человека, демократических институтов, общечеловеческих цен­ностей, составляющих основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стержнем демократической идеологии, охра­няются и защищаются Конституцией РФ.

Духовно-идеологическая функция раскрывает воздействие Конституции РФ в сфере духовной жизни общества, в форми­ровании политического и правового сознания народа, в утверж­дении принципов социальной, расовой, национальной и рели­гиозной терпимости. Духовно-идеологическая функция наряду с правовыми включает и нравственные, психологические, куль­турологические факторы воздействия конституции на общест­венную и государственную жизнь.

Конституция, обладая духовно-идеологическим, нравствен­ным содержанием, играет большую воспитательную роль, уста­навливая основы взаимоотношений государства и человека, го­сударства и общества, базирующихся на их взаимной ответст­венности.

Духовно-идеологическая функция Конституции РФ в ее реа­лизации — важный фактор правового воспитания депутатов, должностных лиц органов публичной власти, населения в це­лом, повышения их правосознания и правовой культуры. В це­лях повышения эффективности действия данной функции не­обходим качественно новый уровень правового воспитания, правового просвещения и юридического образования.

Внешнеполитическая функция конституции. В Конституции РФ закладывается основа внешнеполитической деятельности госу­дарства- Роль данной функции возрастает по мере развития ин­теграционных процессов в современном мире, повышения роли норм международного права, стремления человечества к спра­ведливому мировому правопорядку.

Конституция РФ закрепляет, что в ведении Российской Феде­рации находятся внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской

152Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни

Федерации; вопросы войны к мира; внешнеэкономические отно­шения Российской Федерации (ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров России. Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутрен­ней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Конституция РФ признает и закрепляет право России участ­вовать в межгосударственных объединениях и определяет усло­вия, препятствующие этому участию. Так, в ст. 79 сказано, что Российская Федерация может участвовать в межгосударствен­ных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не вле­чет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Конституция РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).

§ 3. Конституционализм и его развитие в современных условиях

Конституция вызывает к жизни многие правовые явления, которые в их взаимосвязи и взаимовлиянии составляют единую конституционно-правовую систему, обозначаемую в науке об­щим понятием конституционализма1

Исследователи, раскрывающие содержание конституционализма ( С.А. Авакьян, Н.А. Боброва, Н.А.Богданова, В.Т. Хабриева, В.Е.Чиркин и др.), отмечают такие основные его грани, формы проявления и элементы, как конституционные идеи и ценности; конституционно-правовую культуру, конституционную доктрину и идеологию (мировоззренческий и идейно-теоретический аспекты); наличие, бытие конституции и иных нормативных актов конституционного значения (нормативно-правовой аспект); соотношение конституции и реальной действительности (институционально- функциональный ас-

1- О развитии конституционализма СМ.: Кутафин О.Б. Российский конституционализм . М..,2008 г.

§ 3. Конституционализм и его развитие в современных условиях 153

пект); гарантирование, охрана и защита конституции (обеспечительно -защитный аспект). Конституционализм может высту­пать в качестве цели, процесса, средства, результата социально-экономического, политико-государственного развития и может иметь различную типологию (либеральную, патерналистскую, тоталитарную)1.

Конституционализм — многоэлементный и многоуровневый феномен, являющийся широким и емким, как его понятие. Кон­ституционализм имеет несколько срезов и означает, во-первых, конституционно-правовое мировоззрение, т. е. философско-правовое осмысление конституции; во-вторых, научную консти­туционно-правовую доктрину; в-третьих, конституционно-правовую систему; в-четвертых, конституционно-правовую по­литику; в-пятых, практику обеспечения, реализации, охраны и защиты конституции; в-шестых, конституционно-правовую культуру, конституционно-правовое сознание, просвещение, обучение и воспитание. Большой вклад в обогащение всех эле­ментов конституционализма вносит Конституционный Суд РФ2.

Все составляющие конституционализма развиваются под воздействием системы общественных отношений, разнообраз­ных факторов, реальной жизни и находятся в постоянном взаи­модействии между собой.

Конституция РФ в общественном сознании играет мировоз­зренческую роль, воплощает передовые идеи конституциона­лизма и определяет фундамент и основные направления разви­тия всех элементов политической и правовой систем — норм и отношений, гарантий и механизмов реализации и т. п. Консти­туция РФ в процессе ее реализации формирует конституцион­но-правовое мировоззрение как ядро общественного, в том числе профессионального и индивидуального, правосознания.

На базе Конституции РФ правовая жизнь России обогати­лась новыми явлениями и процессами, нашедшими свое выра­жение в таких научных понятиях (категориях), как конституци­онность и конституционный порядок.

Наряду с понятиями законности и правопорядка, которым в советской юридической науке уделялось значительное внима­ние, в современных условиях закономерным является утверж-

1См.: Боброва //. А. Конституционный строй и конституционализм в Рос­сии. М, 2003. С. 24-26.

2См.: Витрук N. В. Конституционное правосудие в России (1991—2001 го­ды): очерки теории и практики. М., 2001. С. 154—181.

154Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни

дение категорий конституционности и конституционного по­рядка, требующих своего содержательного раскрытия. По ана­логии с понятием законности многие авторы, в том числе и автор данного текста, стали пользоваться термином «конститу­ционная законность». Это менее удачный термин, он тавтоло­гичен и не передает существа и особенностей конституционно­сти, отличного от законности.

Конституционность есть система реально действующего пра­ва, означающая наличие правовой конституции, ее верховенст­во, высшую юридическую силу, общеобязательность, прямое действие и реализацию на всей территории государства, а также ее обеспечение, охрану и защиту.

Законность есть система реально действующего права, озна­чающая наличие правовых законов, соответствующих консти­туции их верховенство по отношению к подзаконным актам и их реализацию всеми субъектами права на всей территории го­сударства» а также их обеспечение, охрану и защиту.

Обязательным условием и существенным признаком кон­ституционности как правового режима является правовой ха­рактер самой конституции как основного (высшего) закона го­сударства (отсюда конституционность точнее было бы опреде­лить как право конституционность), ее верховенство и высшая юридическая сила в правовой системе, прямое действие на всей территории государства.

Конституционность включает такие обязательные элементы, как обеспечение, реализацию, охрану и защиту конституции, осуществляемые органами публичной власти, их должностны­ми лицами.

Конституционность означает, что требования обеспечения, реализации, охраны и защиты конституционных положений об­ращены непосредственно к органам публичной власти, а также к объединениям граждан и их должностным лицам, осуществ­ляющим публичные функции на основе конституции и законов.

Категория конституционности должна быть дополнена по­нятием конституционного порядка- Требование о реализации конституции, ее положений, обращенное к гражданам и юри­дическим лицам, действующим в частной сфере, есть требова­ние соблюдения конституционного порядка. Отличие консти­туционности от конституционного порядка может быть прове­дено по такому критерию, как их правовая основа. Если реализация конституции составляет содержание конституци-

§.3, Конституционализм и его развитие и современных условиях 155

онности, то реализация конституционного права в его полном объеме — содержание конституционного порядка.

Нарушении конституции, совершенные гражданами и други­ми лицами, а также юридическими лицами в частной сфере, не выступают в качестве нарушений конституционности, они суть нарушения конституционного порядка в обществе. Это, разу­меется, не освобождает граждан и юридических лиц от юриди­ческой ответственности за любое правонарушение, в том числе за нарушение конституции.

Граждане и юридические лица в свою очередь могут участ­вовать в выявлении нарушений конституции органами государ­ственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, способствуя, таким образом, обеспече­нию и упорядочению конституционности.

Конституционность и конституционный порядок могут быть охарактеризованы в качестве правового режима функциониро­вания публичной власти в контексте ее взаимоотношений с гражданским обществом, социальными общностями, индиви­дами, принципа организации и функционирования органов го­сударственной и муниципальной власти; метода государствен­ного руководства и управления гражданским обществом; усло­вия прогрессивной модернизации общества и государства; гаранта устойчивого, стабильного развития общественной и государственной жизни.

Конституционно-правовая политика в современный период состоит в последовательном, наиболее полном и эффективном действии и реализации конституционных установлений, в кон-

ституциализации правовой системы российского общества, об­щественно-политической и государственной жизни в стране. Конституциализация есть нарастающий процесс реализации конституционных установлений (целей и задач, принципов и норм и др.) в законотворчестве, в сфере частного и публичного права, в судебной и иной правоприменительной практике, в контрольно-надзорной деятельности по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Существенную роль в интенсификации прогресса конституциализации играют реше­ния и правовые позиции Конституционного Суда РФ, консти­туционных и уставных судов субъектов РФ, суды общей и ар­битражной юрисдикции, мировые суды.

Основным ориентиром и приоритетом в конституционно-правовой политике служит человек, его потребности и интере-

156Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни

сы, достоинство личности, ее права и свободы. Конституцион­но-правовая политика направлена на реальное соблюдение обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека в единстве с его обязанностями и ответ­ственностью. Приоритетному направлению конституционно-правовой политики в правой сфере подчинены все остальные ее направления, основными из которых являются следующие:

— создание устойчивой нормативно-правовой базы развития законодательства в соответствии с основами конституционного строя и иными конституционными принципами;

— формирование правовых основ и условий функциониро­вания системы народовластия, институтов гражданского обще­ства (референдум, выборы, политические партии, обществен­ные объединения и др.);

— создание правовых и иных условий по реализации кон­ституционных принципов разделения властей, федерализацию, местного самоуправления, по проведению административной реформы;

— продолжение судебной реформы (обеспечение доступа к правосудию, создание специализированных судов и форм судо­производства, повышение профессионализма судей и др.);

— обеспечение эффективности государственной охранно-защитной деятельности (возрождение системы профилактики правонарушений, совершенствование механизмов защиты от правонарушений и средств ответственности за совершение пра­вонарушений);

— формирование и развитие конституционно-правовой безо­пасности общества, государства и каждой личности (борьба с меж­дународным терроризмом, наркобизнесом, работорговлей и др.);

— преодоление правового нигилизма, формирование и раз­витие конституционно-правовой культуры в процессе правово­го просвещения, обучения и воспитания.

В современный период особо актуальна подготовка кадров юристов новой формации с новым конституционно-правовым мировоззрением, которое в первую очередь связано с понима­нием механизма действия всего комплекса конституционно-правовых принципов и институтов (прямого, опосредованного, комплексного и т. Д.)- Речь идет прежде всего о конституцион­ном праве, а также о конституционных аспектах всех отраслей права, всего текущего законодательства, судебной и иной пра­воприменительной практики, надзорно-контрольной деятелятель-

Вопросы для повторения и самостоятельной работы157

ности компетентных органов и должностных лиц, субъектов гражданского общества.

С учетом сказанного исключительно важно поднять на но­вый уровень преподавание конституционного права в средних и высших юридических учебных заведениях. В любой отраслевой дисциплине необходимо глубокое осмысление конституцион­ных основ данной отрасли права и законодательства, привитие навыков постоянно оценивать отраслевые правовые установле­ния с позиций конституционных положений, что возможно лишь на основе развитого конституционного мышления.

Необходимо преодоление консерватизма и «местечковости» в профессиональном обучении юристов.

Важно изучение и практическое овладение механизмами действия институтов всего конституционно-правового ком­плекса через призму сравнительного правоведения, что разви­вает конституционно-правовое мышление, позволяет увидеть достижения, преимущества и недостатки отечественной норма­тивно-правовой системы, правоприменительной практики в контексте мирового опыта.

, Современный подход включает еще один аспект обучения юристов новой модели, связанный с изучением и использова­нием в юридической деятельности международного права» пра­ва международных сообществ, с участием в работе международ­ных судебных органов (Европейского Суда по правам человека, Экономического суда СНГ и др.). Юристы должны знать на­циональную правовую систему, органично включенную в меж­дународное и европейское правовое пространство, и умело пользоваться национальными и международными средствами разрешения правовых конфликтов, защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. В чем состоит ценность Конституции РФ?

2. В чем состоит различие таких понятий, как «конституци­онность» и «конституционный порядок»?

3. Назовите и охарактеризуйте социальные функции Конститу­ции РФ.

4. Раскройте понятие конституционализма и его элементов.

5. Чем обусловлено формирование юристов новой форма­ции, с новым конституционно-правовым мышлением?

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

§ 1, Понятие основ конституционного строя

Раздел первый Конституции РФ открывается гл. 1 «Основы конституционного строя». Понятие основ конституционного строя является новым как для Конституции РФ, так и для нау­ки конституционного права.

В конституциях советского периода использовали понятия общественного строя (общественного устройства, его основ) и государственного строя.

Понятие «общественный строй» включало экономическую и политическую систему общества, его социальные основы.

Под экономической системой общества понималась совокуп­ность общественных отношений, выражающих главные устои производства, распределения и обмена в сфере экономической жизни общества.

Под политической системой общества понимался механизм народовластия, имеющий целью обеспечить управление госу­дарственными и общественными делами в соответствии с волей народа. Политическая система состояла из государства, обще­ственных объединений и политических партий. По Конститу­ции РСФСР 1978 г. в состав политической системы входили трудовые коллективы, которые были наделены рядом полномо­чий по участию в политической жизни страны, в частности по участию в выборах представительных органов государственной власти.

Социальную основу общества составляли отношения между социальными группами и слоями общества*

Понятие государственного строя обозначало основные харак­теристики государства, его территориальную организацию, сис­тему государственных органов, порядок их образования и взаи­модействия как между собой, так и с гражданами и их объеди­нениями.

§ 1. Понятие основ конституционного строя159

Понятие «конституционный строи» является более широким. Оно включает в себя характеристику как общественного, так и государственного строя. Конституционный строй возможен только в правовом конституционном государстве. Основным отличительным признаком правового (конституционного) госу­дарства является подчинение государства праву. Оно в своей деятельности, в осуществлении всех форм власти ограничено и связано правом- Конституционный строй — закрепленное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличи­тельным признаком которого является подчинение государства праву. Подчинение государства и общества праву должно быть обеспечено гарантиями, которые являются одновременно осно­вами конституционного строя.

Основы конституционного строя представляют собой обще­человеческие ценности, выработанные мировой цивилизацией, возникшие в период буржуазных революций и воспринятые конституциями современных демократических государств, в том числе Конституцией РФ 1993 г. Они имеют универсальный характер для мировой цивилизации, определяют взаимоотно­шения между личностью, обществом и государством.

Закрепленные гл. 1 Конституции РФ основы конституцион­ного строя представляют собой нормы-принципы, развиваемые нормами других глав Конституции РФ. Их особая юридическая природа, верховенство обеспечиваются особым порядком их пересмотра, предусмотренным ст. 135 Конституции РФ-Основы конституционного строя Российской Федерации можно классифицировать на основы правового (конституцион­ного) государства и основы гражданского общества. К основам конституционного государства относятся: уважение прав и сво­бод человека, народовластие, республиканская форма правле­ния, суверенное государство, социальное государство, разделе­ние властей, федеративное государство, светское государство, К основам гражданского общества относятся: экономическая основа общества, идеологический и политический плюрализм. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью яв­ляется важнейшей гарантией подчинения государства праву и непременным условием признания государства правовым (кон­ституционным). Признание человека высшей ценностью, при­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина — первейшая по своему значению основа конституци­онного строя Российской Федерации.

160' Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

В правовом (конституционном) государстве должно быть закреплено и обеспечено развитие гражданского общества, участие граждан в осуществлении власти как непосредственно, так и через представителей. С. А. Котляревский писал, что «в конституционном государстве всякий полноправный гражда­нин через своих представителей является участником в созда­нии того акта государственной воли, который именуется зако­ном; он не получает этого веления со стороны, как чего-то чуж­дого ему»1. Конституционное государство предполагает наличие непосредственной и представительной демократии. Оно сбли­жает представителей и представляемых и стремится создать из тех и других единое гражданское общество.

Гражданское общество является следствием длительного раз­вития самого общества, социального прогресса, культуры, циви­лизации. Гражданское общество — открытое, демократическое, саморазвивающееся общество. В гражданском обществе интегра­ция личности и государства происходит через такие независимые социальные институты, как политические партии, обществен­ные объединения, церковь. Следовательно, демократия (народо­властие) является важнейшим признаком правового (конститу­ционного) государства, основой конституционного строя.

Характеристика правового (конституционного) государства предполагает разделение государственной власти на законода­тельную, исполнительную и судебную. Источником власти ос­тается народ. Однако полномочия по осуществлению власти распределяются между тремя ветвями власти, которые незави­симы друг от друга по своему положению и своей деятельно­стью одерживают друг друга. Суть разделения властей — в обес­печении защиты свободы граждан путем создания системы сдержек и противовесов между законодательной, исполнитель­ной и судебной властями, нейтрализующей тенденции к захвату власти той или иной гру<

Наши рекомендации