Социальные функции конституции
Ценность Конституции РФ можно рассмотреть в более широком социальном контексте — ее влиянии на общественную практику, на развитие всей системы общественных отношений, складывающихся между гражданским обществом, государством и личностью. Молено выделить следующие социальные функции Конституции РФ; политическую, экономическую, социальную, культурологическую, духовно-идеологическую, внешнс-политическую.
Политическая функция конституции. Конституция как Основной закон одновременно представляет собой и политический документ. «Все юридическое в основе с мое и имеет поли- тическую природу», — писал К. Маркс1. Как уже отмечалось, конституция представляет собой результат политическою развития, подчас итог острой борьбы политических сил. В лом отношении политическая функция конституции с клады кается из ряда направлений ее воздействия (подфункций) ид политические, прежде всего государе г венные, отношения.
Конституция призвана выражать общественный компромисс, баланс разных общественно-политических сил, интересов, те ценности, которые принимают и се социальные слои и группы населения, и тем самым она гарантирует от проявления крайнего политического экстремизма, от силовою противоборства.
Стабильность конституции, ее реализация обеспечивают многопоколенную преемственность в обществе1. К сожалению, такая социальная и правовая преемственность была прервана в октябре 1917 г., когда начался эксперимент по созданию социализма и коммунизма как самого гуманного общества недемократическими, негуманными и несправедливыми методами. Вместо преемственности российский капитализм как народное
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.I. С. 365.
См.: Конституционное право России /0Т6. рея Л. И. Кокопит, М. И, Кукушкин. М., 2007. С. 76.
146Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни
достояние со всеми его недостатками был разгромлен, а опыт работы производственного аппарата не был не только изучен и претворен на практике на новых началах, но был сломлен и уничтожен.
Конституция РФ в своей преамбуле наиболее полно отразила идею многовековой преемственности в жизни многонационального народа России. Эта идея, как и другие, содержащиеся в преамбуле, раскрывают философию Конституции РФ. Преамбула Конституции РФ провозглашает: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
Политическая функция Конституции РФ заключается в том, что политическое движение, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных ею. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности; по существу это порядок функционирования политической системы, ее институтов. Тем самым конституция выступает как основной закон гражданского общества, создающий механизм контроля за функционированием государственной власти и предотвращающий возможный государственный произвол. Конституция в правовом отношении оформляет государственную власть, принципы ее организации и функционирования, основные звенья (элементы) и важнейшие конституционные институты политической системы общества.
Конституция закрепляет и гарантирует осуществление всего комплекса политических прав и свобод личности (избирательные права граждан, свободы мысли и слова; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства, в отправлении
§ 2. Социальные функции конституции147
правосудия я др. (ст. 29-33 Конституции РФ). Реализация указанных политических прав и свобод ориентирована на стимулирование социально-политической активности граждан и их объединений.
Использование социально-политического потенциала конституции направлено на углублении демократии, на функционирование механизма публичной власти в рамках правового поля и приоритета конституции в нормативно-правовой системе, на обеспечение баланса ветвей власти с помощью ее разделения, механизма сдержек и противовесов. Осуществление установлений конституции имеет цель не допустить захват власти, присвоение властных полномочий вопреки требованиям конституции. Указанная функция направлена на становление независимой судебной власти, реального федерализма, местного самоуправления. В конечном счете эта политическая функция приобретает характер миротворческой (третейской, примирительной) функции, направленной на разрешение политического конфликта конституционно-правовыми способами, в том числе путем использования процедур конституционного судопроизводства (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85, ст. 125 Конституции РФ). Одна из задач функции состоит в противодействии левому и правому радикализму, планам революционного переустройства общества, национализму и сепаратизму.
Конституция РФ уделяет большое внимание организации исполнительной власти, призванной обеспечивать исполнение законов и других решений органов законодательной (представительной) ветви государственной власти. Организационно-управленческое воздействие заключается в установлении Конституцией РФ системы органов и механизма управления общественными процессами, в закреплении нормативной основы управленческих отношений.
В условиях многонациональное™ российского общества особое значение имеет национальная политика в сфере государственно-правового строительства, в экономической, социальной, культурной сферах общественной жизни, которая находит воплощение в Конституции РФ. Это дает основание для выделения националъно-интегративной функции, содержание которой состоит в обеспечении интеграции общества, в формировании национальной идентичности в рамках формирующегося конституционного сообщества, что возможно при условии формирования в Российской Федерации российской нации в полита-
148Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни
ческом и гражданском смыслах (а не только в этническом), объединяющих лиц, обладающих российским гражданством, новой политической и правовой культурой и продолжающих сохранять свои этнические и религиозные традиции и истоки1. Формирование единой нации россиян не отрицает, а предполагает поддержку и развитие мультикультуризма (т. е. культурного многообразия, развитие национальных языков, национального своеобразия в духовной сфере, в быту и т. д.). В Российской Федерации существует тесная связь разнообразных культур, их взаимодействие- Эти тенденции могут усиливаться лишь при условии действительного уважения прав каждого народа, нации, национального меньшинства, культурного разнообразия.
Экономическая функция конституции. В период коренной трансформации и модернизации общественной системы возрастает роль экономической функции конституции. Ее содержание направлено на формирование нового гражданского общества, рыночных отношений, основанных на частной собственности в сочетании с другими формами собственности, в равной мере защищаемых конституцией, свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Конституция: одновременно ориентирует и на использование публичных начал в развитии новой экономики.
В России с переменным успехом складывается и развивается экономика на базе конституционньгх положений, отразивших качественную модернизацию общественного строя. Стержнем конституционных установлений, регулирующих отношения в сфере экономики, являются основные права и свободы собственников и других участников гражданского оборота, последовательная и эффективная реализация которых обеспечивает конституционность в сфере социально-экономических отношений.
Конституционное право всемерно способствует развитию конституционной экономики, рыночных отношений, запрещая необоснованные ограничения и дискриминационные условия реализации основанных социально-экономических прав собственников и других участников гражданского оборота.
Решения Конституционного Суда РФ по конституционному истолкованию норм гражданского, предпринимательского, финансового и иного законодательства последовательно признают и расширяют сферу частного права и обеспечивают защиту
I См.: Кравец И. А. Указ. соч. С. 63—64.
§ 2. Социальные функции конституции 149
права частной собственности, права на свободное предпринимательство и других конституционных экономических прав.
Действие конституционных принципов единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) направлены на создание конституционного режима стабильности экономического оборота, в частности на обеспечение справедливого распределения предпринимательских рисков. Конституционный принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) диктует необходимость поиска оптимального соотношения, сочетания публичных и частных интересов. Провозглашен конституционный принцип признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч, 2 ст. В)> В отношениях между властью и бизнесом органы публичной власти должны быть равноудалены от различных предпринимательских структур, ограничены в «дирижировании* частными предприятиями. Принцип соразмерности и эквивалентности должен применяться во всех случаях изъятия имуществе! частных собственников для государственных нужд.
Деловому климату в отечественной экономике препятствует нестабильность существующих отношений частной собственности, невысокий уровень корпоративного управления, использование механизмов банкротства для передела собственности, низкий уровень исполнения договорных обязательств и значительные проблемы в исполнении судебных решений.
Социальная функция конституции. Конституция РФ провозглашает Российскую Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Конституции РФ устанавливаются свобода труда, наличие гарантированного минимума оплаты труда, государственная поддержка различных категорий малоимущих граждан, государственная и социальная защита и т. д.
Осуществление социальной функции во многом зависит от материально-финансовых ресурсов, от экономической и социальной мощи и политики государства.
Значение социальной функции конституции особенно возрастает в условиях российской действительности. Нищета и бедность подавляющей части населения как величайшее современное социальное зло, криминализация экономической жизни чреваты социальными конфликтами, взрывами. Поэтому в
150Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни
качестве первоочередных политических задач должны выступать построение сильного государства, ликвидация бедности населения, ускоренный экономический подъем в целях повышения благосостояния граждан.
Культурологическая функция конституции. Конституция — важный фактор культурной жизни общества, утверждения характерных для данного общества духовно-культурных ценностей. Конституция есть существенный элемент культуры общества, от развития и уровня которой зависит качественное состояние всего социума, его прогресс. Установления Конституции РФ исходят из особой роли культуры в развитии и самореализации личности, в гуманизации общества, в сохранении национальной самобытности народов, их достоинства и процветания. Соответствующие положения Конституции РФ направлены на сохранение и преумножение исторического и культурного наследия. Согласно Конституции РФ каждому предоставляется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Уровень культурной жизни в обществе зависит от гарантированности получения образования, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания и защиты интеллектуальной собственности.
Духовно-идеологическая функция конституции. Вопрос о духовно-идеологической функции конституции вызывает дискуссию: от ее безоговорочного признания до полного отрицания, полагая, что конституция стоит над идеологией, она — вне идеологии.
Конституция РФ закрепила принцип политического и идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя, в противовес идеологическому монополизму в условиях тоталитаризма, согласно которому официально признавалась в качестве общеобязательной лишь марксистско-ленинская идеология (ч. 1 ст. 13). Идеологический монополизм пронизывал все содержание советских конституции был необходимым критерием функционирования конституционных институтов и осуществления прав граждан. Как реакция на официальное признание- господства лишь идей научного коммунизма, социалистической идеологии в ч. 2 ст. 13 появилось следующее положение: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Данное установление не может интерпретироваться вне контекста других конституционных поло-
§ 2. Социальные функции конституции 151
жений, регулирующих сферу идеологических отношений, политического плюрализме, прав и свобод человека и т. д. Естественно, конституция не может быть идеологически нейтральной.
Конституция РФ является политико-идеологическим документом. В ней выражается конституционно-правовое мировоззрение, закрепляется государственная политика, направленная на обеспечение достоинства личности, прав и свобод человека, демократических институтов, общечеловеческих ценностей, составляющих основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стержнем демократической идеологии, охраняются и защищаются Конституцией РФ.
Духовно-идеологическая функция раскрывает воздействие Конституции РФ в сфере духовной жизни общества, в формировании политического и правового сознания народа, в утверждении принципов социальной, расовой, национальной и религиозной терпимости. Духовно-идеологическая функция наряду с правовыми включает и нравственные, психологические, культурологические факторы воздействия конституции на общественную и государственную жизнь.
Конституция, обладая духовно-идеологическим, нравственным содержанием, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, базирующихся на их взаимной ответственности.
Духовно-идеологическая функция Конституции РФ в ее реализации — важный фактор правового воспитания депутатов, должностных лиц органов публичной власти, населения в целом, повышения их правосознания и правовой культуры. В целях повышения эффективности действия данной функции необходим качественно новый уровень правового воспитания, правового просвещения и юридического образования.
Внешнеполитическая функция конституции. В Конституции РФ закладывается основа внешнеполитической деятельности государства- Роль данной функции возрастает по мере развития интеграционных процессов в современном мире, повышения роли норм международного права, стремления человечества к справедливому мировому правопорядку.
Конституция РФ закрепляет, что в ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской
152Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни
Федерации; вопросы войны к мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации (ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров России. Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Конституция РФ признает и закрепляет право России участвовать в межгосударственных объединениях и определяет условия, препятствующие этому участию. Так, в ст. 79 сказано, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Конституция РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).
§ 3. Конституционализм и его развитие в современных условиях
Конституция вызывает к жизни многие правовые явления, которые в их взаимосвязи и взаимовлиянии составляют единую конституционно-правовую систему, обозначаемую в науке общим понятием конституционализма1
Исследователи, раскрывающие содержание конституционализма ( С.А. Авакьян, Н.А. Боброва, Н.А.Богданова, В.Т. Хабриева, В.Е.Чиркин и др.), отмечают такие основные его грани, формы проявления и элементы, как конституционные идеи и ценности; конституционно-правовую культуру, конституционную доктрину и идеологию (мировоззренческий и идейно-теоретический аспекты); наличие, бытие конституции и иных нормативных актов конституционного значения (нормативно-правовой аспект); соотношение конституции и реальной действительности (институционально- функциональный ас-
1- О развитии конституционализма СМ.: Кутафин О.Б. Российский конституционализм . М..,2008 г.
§ 3. Конституционализм и его развитие в современных условиях 153
пект); гарантирование, охрана и защита конституции (обеспечительно -защитный аспект). Конституционализм может выступать в качестве цели, процесса, средства, результата социально-экономического, политико-государственного развития и может иметь различную типологию (либеральную, патерналистскую, тоталитарную)1.
Конституционализм — многоэлементный и многоуровневый феномен, являющийся широким и емким, как его понятие. Конституционализм имеет несколько срезов и означает, во-первых, конституционно-правовое мировоззрение, т. е. философско-правовое осмысление конституции; во-вторых, научную конституционно-правовую доктрину; в-третьих, конституционно-правовую систему; в-четвертых, конституционно-правовую политику; в-пятых, практику обеспечения, реализации, охраны и защиты конституции; в-шестых, конституционно-правовую культуру, конституционно-правовое сознание, просвещение, обучение и воспитание. Большой вклад в обогащение всех элементов конституционализма вносит Конституционный Суд РФ2.
Все составляющие конституционализма развиваются под воздействием системы общественных отношений, разнообразных факторов, реальной жизни и находятся в постоянном взаимодействии между собой.
Конституция РФ в общественном сознании играет мировоззренческую роль, воплощает передовые идеи конституционализма и определяет фундамент и основные направления развития всех элементов политической и правовой систем — норм и отношений, гарантий и механизмов реализации и т. п. Конституция РФ в процессе ее реализации формирует конституционно-правовое мировоззрение как ядро общественного, в том числе профессионального и индивидуального, правосознания.
На базе Конституции РФ правовая жизнь России обогатилась новыми явлениями и процессами, нашедшими свое выражение в таких научных понятиях (категориях), как конституционность и конституционный порядок.
Наряду с понятиями законности и правопорядка, которым в советской юридической науке уделялось значительное внимание, в современных условиях закономерным является утверж-
1См.: Боброва //. А. Конституционный строй и конституционализм в России. М, 2003. С. 24-26.
2См.: Витрук N. В. Конституционное правосудие в России (1991—2001 годы): очерки теории и практики. М., 2001. С. 154—181.
154Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни
дение категорий конституционности и конституционного порядка, требующих своего содержательного раскрытия. По аналогии с понятием законности многие авторы, в том числе и автор данного текста, стали пользоваться термином «конституционная законность». Это менее удачный термин, он тавтологичен и не передает существа и особенностей конституционности, отличного от законности.
Конституционность есть система реально действующего права, означающая наличие правовой конституции, ее верховенство, высшую юридическую силу, общеобязательность, прямое действие и реализацию на всей территории государства, а также ее обеспечение, охрану и защиту.
Законность есть система реально действующего права, означающая наличие правовых законов, соответствующих конституции их верховенство по отношению к подзаконным актам и их реализацию всеми субъектами права на всей территории государства» а также их обеспечение, охрану и защиту.
Обязательным условием и существенным признаком конституционности как правового режима является правовой характер самой конституции как основного (высшего) закона государства (отсюда конституционность точнее было бы определить как право конституционность), ее верховенство и высшая юридическая сила в правовой системе, прямое действие на всей территории государства.
Конституционность включает такие обязательные элементы, как обеспечение, реализацию, охрану и защиту конституции, осуществляемые органами публичной власти, их должностными лицами.
Конституционность означает, что требования обеспечения, реализации, охраны и защиты конституционных положений обращены непосредственно к органам публичной власти, а также к объединениям граждан и их должностным лицам, осуществляющим публичные функции на основе конституции и законов.
Категория конституционности должна быть дополнена понятием конституционного порядка- Требование о реализации конституции, ее положений, обращенное к гражданам и юридическим лицам, действующим в частной сфере, есть требование соблюдения конституционного порядка. Отличие конституционности от конституционного порядка может быть проведено по такому критерию, как их правовая основа. Если реализация конституции составляет содержание конституци-
§.3, Конституционализм и его развитие и современных условиях 155
онности, то реализация конституционного права в его полном объеме — содержание конституционного порядка.
Нарушении конституции, совершенные гражданами и другими лицами, а также юридическими лицами в частной сфере, не выступают в качестве нарушений конституционности, они суть нарушения конституционного порядка в обществе. Это, разумеется, не освобождает граждан и юридических лиц от юридической ответственности за любое правонарушение, в том числе за нарушение конституции.
Граждане и юридические лица в свою очередь могут участвовать в выявлении нарушений конституции органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, способствуя, таким образом, обеспечению и упорядочению конституционности.
Конституционность и конституционный порядок могут быть охарактеризованы в качестве правового режима функционирования публичной власти в контексте ее взаимоотношений с гражданским обществом, социальными общностями, индивидами, принципа организации и функционирования органов государственной и муниципальной власти; метода государственного руководства и управления гражданским обществом; условия прогрессивной модернизации общества и государства; гаранта устойчивого, стабильного развития общественной и государственной жизни.
Конституционно-правовая политика в современный период состоит в последовательном, наиболее полном и эффективном действии и реализации конституционных установлений, в кон-
ституциализации правовой системы российского общества, общественно-политической и государственной жизни в стране. Конституциализация есть нарастающий процесс реализации конституционных установлений (целей и задач, принципов и норм и др.) в законотворчестве, в сфере частного и публичного права, в судебной и иной правоприменительной практике, в контрольно-надзорной деятельности по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Существенную роль в интенсификации прогресса конституциализации играют решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ, суды общей и арбитражной юрисдикции, мировые суды.
Основным ориентиром и приоритетом в конституционно-правовой политике служит человек, его потребности и интере-
156Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни
сы, достоинство личности, ее права и свободы. Конституционно-правовая политика направлена на реальное соблюдение обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека в единстве с его обязанностями и ответственностью. Приоритетному направлению конституционно-правовой политики в правой сфере подчинены все остальные ее направления, основными из которых являются следующие:
— создание устойчивой нормативно-правовой базы развития законодательства в соответствии с основами конституционного строя и иными конституционными принципами;
— формирование правовых основ и условий функционирования системы народовластия, институтов гражданского общества (референдум, выборы, политические партии, общественные объединения и др.);
— создание правовых и иных условий по реализации конституционных принципов разделения властей, федерализацию, местного самоуправления, по проведению административной реформы;
— продолжение судебной реформы (обеспечение доступа к правосудию, создание специализированных судов и форм судопроизводства, повышение профессионализма судей и др.);
— обеспечение эффективности государственной охранно-защитной деятельности (возрождение системы профилактики правонарушений, совершенствование механизмов защиты от правонарушений и средств ответственности за совершение правонарушений);
— формирование и развитие конституционно-правовой безопасности общества, государства и каждой личности (борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, работорговлей и др.);
— преодоление правового нигилизма, формирование и развитие конституционно-правовой культуры в процессе правового просвещения, обучения и воспитания.
В современный период особо актуальна подготовка кадров юристов новой формации с новым конституционно-правовым мировоззрением, которое в первую очередь связано с пониманием механизма действия всего комплекса конституционно-правовых принципов и институтов (прямого, опосредованного, комплексного и т. Д.)- Речь идет прежде всего о конституционном праве, а также о конституционных аспектах всех отраслей права, всего текущего законодательства, судебной и иной правоприменительной практики, надзорно-контрольной деятелятель-
Вопросы для повторения и самостоятельной работы157
ности компетентных органов и должностных лиц, субъектов гражданского общества.
С учетом сказанного исключительно важно поднять на новый уровень преподавание конституционного права в средних и высших юридических учебных заведениях. В любой отраслевой дисциплине необходимо глубокое осмысление конституционных основ данной отрасли права и законодательства, привитие навыков постоянно оценивать отраслевые правовые установления с позиций конституционных положений, что возможно лишь на основе развитого конституционного мышления.
Необходимо преодоление консерватизма и «местечковости» в профессиональном обучении юристов.
Важно изучение и практическое овладение механизмами действия институтов всего конституционно-правового комплекса через призму сравнительного правоведения, что развивает конституционно-правовое мышление, позволяет увидеть достижения, преимущества и недостатки отечественной нормативно-правовой системы, правоприменительной практики в контексте мирового опыта.
, Современный подход включает еще один аспект обучения юристов новой модели, связанный с изучением и использованием в юридической деятельности международного права» права международных сообществ, с участием в работе международных судебных органов (Европейского Суда по правам человека, Экономического суда СНГ и др.). Юристы должны знать национальную правовую систему, органично включенную в международное и европейское правовое пространство, и умело пользоваться национальными и международными средствами разрешения правовых конфликтов, защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
1. В чем состоит ценность Конституции РФ?
2. В чем состоит различие таких понятий, как «конституционность» и «конституционный порядок»?
3. Назовите и охарактеризуйте социальные функции Конституции РФ.
4. Раскройте понятие конституционализма и его элементов.
5. Чем обусловлено формирование юристов новой формации, с новым конституционно-правовым мышлением?
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
§ 1, Понятие основ конституционного строя
Раздел первый Конституции РФ открывается гл. 1 «Основы конституционного строя». Понятие основ конституционного строя является новым как для Конституции РФ, так и для науки конституционного права.
В конституциях советского периода использовали понятия общественного строя (общественного устройства, его основ) и государственного строя.
Понятие «общественный строй» включало экономическую и политическую систему общества, его социальные основы.
Под экономической системой общества понималась совокупность общественных отношений, выражающих главные устои производства, распределения и обмена в сфере экономической жизни общества.
Под политической системой общества понимался механизм народовластия, имеющий целью обеспечить управление государственными и общественными делами в соответствии с волей народа. Политическая система состояла из государства, общественных объединений и политических партий. По Конституции РСФСР 1978 г. в состав политической системы входили трудовые коллективы, которые были наделены рядом полномочий по участию в политической жизни страны, в частности по участию в выборах представительных органов государственной власти.
Социальную основу общества составляли отношения между социальными группами и слоями общества*
Понятие государственного строя обозначало основные характеристики государства, его территориальную организацию, систему государственных органов, порядок их образования и взаимодействия как между собой, так и с гражданами и их объединениями.
§ 1. Понятие основ конституционного строя159
Понятие «конституционный строи» является более широким. Оно включает в себя характеристику как общественного, так и государственного строя. Конституционный строй возможен только в правовом конституционном государстве. Основным отличительным признаком правового (конституционного) государства является подчинение государства праву. Оно в своей деятельности, в осуществлении всех форм власти ограничено и связано правом- Конституционный строй — закрепленное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличительным признаком которого является подчинение государства праву. Подчинение государства и общества праву должно быть обеспечено гарантиями, которые являются одновременно основами конституционного строя.
Основы конституционного строя представляют собой общечеловеческие ценности, выработанные мировой цивилизацией, возникшие в период буржуазных революций и воспринятые конституциями современных демократических государств, в том числе Конституцией РФ 1993 г. Они имеют универсальный характер для мировой цивилизации, определяют взаимоотношения между личностью, обществом и государством.
Закрепленные гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя представляют собой нормы-принципы, развиваемые нормами других глав Конституции РФ. Их особая юридическая природа, верховенство обеспечиваются особым порядком их пересмотра, предусмотренным ст. 135 Конституции РФ-Основы конституционного строя Российской Федерации можно классифицировать на основы правового (конституционного) государства и основы гражданского общества. К основам конституционного государства относятся: уважение прав и свобод человека, народовластие, республиканская форма правления, суверенное государство, социальное государство, разделение властей, федеративное государство, светское государство, К основам гражданского общества относятся: экономическая основа общества, идеологический и политический плюрализм. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является важнейшей гарантией подчинения государства праву и непременным условием признания государства правовым (конституционным). Признание человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — первейшая по своему значению основа конституционного строя Российской Федерации.
160' Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
В правовом (конституционном) государстве должно быть закреплено и обеспечено развитие гражданского общества, участие граждан в осуществлении власти как непосредственно, так и через представителей. С. А. Котляревский писал, что «в конституционном государстве всякий полноправный гражданин через своих представителей является участником в создании того акта государственной воли, который именуется законом; он не получает этого веления со стороны, как чего-то чуждого ему»1. Конституционное государство предполагает наличие непосредственной и представительной демократии. Оно сближает представителей и представляемых и стремится создать из тех и других единое гражданское общество.
Гражданское общество является следствием длительного развития самого общества, социального прогресса, культуры, цивилизации. Гражданское общество — открытое, демократическое, саморазвивающееся общество. В гражданском обществе интеграция личности и государства происходит через такие независимые социальные институты, как политические партии, общественные объединения, церковь. Следовательно, демократия (народовластие) является важнейшим признаком правового (конституционного) государства, основой конституционного строя.
Характеристика правового (конституционного) государства предполагает разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Источником власти остается народ. Однако полномочия по осуществлению власти распределяются между тремя ветвями власти, которые независимы друг от друга по своему положению и своей деятельностью одерживают друг друга. Суть разделения властей — в обеспечении защиты свободы граждан путем создания системы сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной властями, нейтрализующей тенденции к захвату власти той или иной гру<