Конституционно-правовые отношения: виды, субъекты

содержание, объекты, юридические факты

Конституционно-правовые отношения, обладая основными признаками, присущими правоотношениям в целом, имеют свою специфику.

Конституционно-правовые отношения опосредуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества (отношения собственности, власти, государст­венного устройства и др.). Они возникают на основе конститу­ции и иных источников конституционного права и действуют в максимально широких временных и пространственных коорди­натах, совпадающих с действием самой конституции.

Конституционные установления реализуются в форме об­щих и конкретных конституционно-правовых отношений. Об­щие конституционно-правовые отношения выражают правовое состояние субъектов, их взаимоположение относительно друг друга, ответственность друг перед другом и государством.

Конституционные нормы реализуются в форме конкретных конституционно-правовых отношений. Общие и конкретные конституционно-правовые отношения являются основой воз­никновения и развития иных отраслевых правоотношений.

§ 4. Конституционно-правовые отношения 99

Конституционно-правовые отношения бывают активного и пассивного типа. Конституционно-правовые отношения актив­ного типа складываются на основе обязывающих и управомочивающих норм, требуют от субъектов права совершения поло­жительных действий, без которых интересы управомоченного не могут быть удовлетворены. Конституционные правоотноше­ния пассивного типа складываются на основе запрещающих норм.

Главным субъектом конституционно-правовых отношений является народ. Как определенная историческая общность на­род является источником и суверенным носителем власти во всех формах ее проявления. Право участвовать в свободных вы­борах, право выражать свою волю путем референдума принад­лежат исключительно народу. Народ выступает преимущест­венно как участник общих конституционно-правовых отноше­ний и в таком качестве связан со всеми основными видами субъектов конституционного права. Народ выступает и как участник конкретных конституционно-правовых отношений, возникающих, например, при формировании органов государ­ственной и муниципальной власти, в процессе проведения все­народного обсуждения и референдума.

Субъектами конституционно-правовых отношений выступа­ют нации, народности, национальные меньшинства, в том чис­ле коренные малочисленные народы.

Российская Федерация, субъекты РФ, органы публичной власти как самостоятельные субъекты конституционно-право­вых отношений реализуют специальные полномочия, соответ­ствующие конституционным целям и задачам их деятельности. Они осуществляют функции законодательной, исполнительной и судебной власти.

Другими субъектами конституционно-правовых отношений являются: Правительство РФ, иные органы, осуществляющие государственную класть в Российской Федерации и в ее субъек­тах; депутаты, выборные должностные лица, структурные обра­зования законодательных органов государственной власти, из­бирательные комиссии; муниципальные образования, органы местного самоуправления; общественные объединения, их орга­ны и должностные лица; юридические лица; территориальные и трудовые коллективы граждан; индивиды — граждане, ино­странные граждане и лица без гражданства.

100Глава 3. Действие и реализация конституции

Конституционные установления имеют своей целью общую, универсальную регламентацию статуса личности; они касаются не какой-либо одной его стороны, а всех наиболее важных сторон, однако не в полном объеме, не в деталях, а лишь обоб­щенно, предусматривая самые существенные черты правового положения личности в целом. Специфика конституционно-правовых отношений, участниками которых являются индиви­ды, состоит также в том, что принадлежащие им права и обя­занности вытекают непосредственно из основного закона: будучи реализованными в конкретном правоотношении, не прекращаются, а существуют постоянно, имеют одинаковые объем и содержание для каждого индивида, особый механизм обеспечения, охраны и защиты.

Содержание конституционно-правовых отношений специ­фично; оно включает связь прав (полномочий) и обязанностей субъектов отношений.

Если право (полномочие) -~ мера возможного или дозволенно­го поведения самого управомоченного субъекта по пользованию определенным благом в целях удовлетворения его интересов, то обязанность является мерой должного поведения субъекта, ко­торому предписано следовать в соответствии с требованиями у правомоченого.

Конституционно-правовое отношение есть волевое отноше­ние, в котором общая воля, выраженная в норме, проявляется в поведении его участников. Волевое содержание правоотноше­ний связано прежде всего с государственной волей, выражен­ной в конституционных установлениях, и лишь затем с субъек­тивной волей их субъектов.

Объекты конституционно-правовых отношений — это их не­обходимый структурообразующий элемент. Конституционно-правовые отношения включают разнообразные материальные и нематериальные объекты, по поводу которых субъекты вступа­ют в определенные правовые связи. По существу, это те явле­ния, предметы окружающего мира, на которые направлены права (полномочия) и обязанности. Конституция содержит ши­рокий перечень объектов общих и конкретных конституцион­но-правовых отношений: основы конституционного строя; че­ловек, его права и свободы; полновластие и самоуправление народа; национальный и государственный суверенитет; федера­лизм; демократия, идеологическое и политическое многообра­зие, многопартийность; конституционность и законность; мир

§4. Конституционно-право вые отношении 101

и международное сотрудничество и др. Объекты конституцион­но-правовых отношений играют важную роль в обеспечении связи между их участниками в реализации ими своих законных интересов.

Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений связаны с юридическими фактами, т. е. жиз­ненными явлениями и обстоятельствами, которые входят в пред­мет конституционного регулирования. Юридические факты вы­зывают предусмотренные конституционными установлениями правовые последствия в виде конституционно-правовых отно­шений.

Основанием возникновения общих конституционно-право­вых отношений служат, например, провозглашение Российской Федерации демократическим федеративным правовым государ­ством с республиканской формой правления (ст. 1 Конститу­ции РФ), установление ее светского характера и отделение ре­лигиозных объединений от государства (ст. 14).

Конкретные конституционно-правовые отношения возника­ют, изменяются и прекращаются на основе таких юридических фактов, как юридические события и юридические действия.

Наступление юридических событий не зависит от воли людей, однако указание на них в конституционных установлениях придает им юридическую значимость, связывает с ними меру возможного и должного поведения соответствующих субъектов. Среди юридических событий назовем достижение установлен­ного возраста, наступление или истечение определенного сро­ка. События не только выполняют свою служебную роль в кон­ституционно-правовых отношениях самостоятельно, но и вы­ступают наряду с действиями в качестве элементов сложного юридического состава.

Юридические действия выражают волевое поведение субъек­тов. Они делятся на правомерные и неправомерные. Правомер­ные действия — это позитивная активность, поддерживаемая и стимулируемая конституционными установлениями. Неправо­мерные действия (конституционные деликты) — те, которые совершаются вопреки конституционным предписаниям и по­этому осуждаются обществом и государством. Конституцион­ными правонарушениями считаются издание актов, противоре­чащих конституции либо нарушающих установленную иерар­хию между ними, несоблюдение конституционных запретов, а

102Глава 3. Действие и реализация конституции

также многие другие действия, противоположные тем, которые признаны конституцией правомерными.

В ряду правомерных действий выделяются правовые акты, в том числе правоприменительные акты, роль которых в системе конституционных правоотношений значительна- С изданием, например, правовых актов связано возникновение подавляю­щего большинства конституционно-правовых отношений, в ко­торых участвуют органы публичной власти и должностные ж~ да. Реализация ими своей компетенции, как правило, требует принятия: соответствующих правовых актов.

Наши рекомендации