Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок
Существуют постоянные и временные конституции. Подавляющее большинство из них постоянные. Некоторые конституции прямо устанавливают их постоянство, неотменяемость (Греция, Мексика и др.)- Временные конституции принимаются на определенный, как правило, переходный период.
Конституция РФ — акт постоянного, долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность, обеспечиваемая особым порядком внесения в нее поправок и дополнений.
По порядку, процедуре изменения и дополнения конституции делят на гибкие и жесткие. В обществах переходного периода новейшего времени чаще всего принимаются жесткие конституции. Это связано со стремлением, с одной стороны, закрепить радикальные изменения в обществе, а с другой — гарантировать невозвращение к авторитарному или тоталитарному режимам. Таковы конституции стран Южной Европы (Греция, Испания, Португалия), а также постсоциалистических стран Восточной Европы.
Жесткость конституций обеспечивается: установлением круга субъектов, имеющих право инициативы на изменение кон-
70Глава 2. Конституция как основной источник права
ституции (Бельгия, Россия, Франция); требованием голосования за конституционные поправки квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием правок на референдуме (Франция); утверждением поправок субъектами федерации (Германия, Россия, США); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция) и т. д.
Есть конституции, отдельные положения которых по порядку изменения имеют неодинаковую степень жесткости (Индия, Россия) либо вообще не могут быть пересмотрены (например, положения о республиканской форме правления, о целостности территории государства и др.).
Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием, и этот фактор обусловливает особый порядок ее пересмотра.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ может вносить ограниченный круг субъектов права. Согласно ст. 134 к их числу относятся Президент РФ. Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Положения гл. 1, 2 и 9, регулирующих основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок изменения самой Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием {ч. I ст. 130). Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 будет поддерживаться тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом должно созываться Конституционное Собрание (ч. 2 ст. 135). До настоящего времени федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации» не принят.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при-
5. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия поправок 71
нявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (ч. 3 ст. 135).
Поправки к гл. 3—8, положения которых регулируют федеративное устройство, систему государственных органов и местного самоуправления, принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т. е. с участием Государственной Думы, Совета Федерации и Президента РФ, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти субъектов РФ не менее двух третей.
Приведенные формулировки ст. 136 породили неопределенность в понимании того, каким должен быть нормативный правовой акт, содержащий поправку к Конституции РФ. Это послужило основанием для ходатайства о толковании соответствующих конституционных правил, с которым Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ. В постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что предусмотренная ст. 136 процедура принятия поправок существенно отличается от процедуры принятия как федерального конституционного закона, так и федерального закона. В частности, важно учитывать, что в отличие от акта о поправках федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции РФ, не может изменять ее положений, а также не может стать ее составной частью.
Что касается федерального закона, то он не может быть формой принятия конституционной поправки, так как в силу прямого указания Конституции РФ для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Кроме того, в отношении федерального закона Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального конституционного закона, распространенный на процедуру принятия поправок.
Положения ст. 136 о том, что поправки к гл. 3—8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означают распространение на процедуру их принятия требований ч. 2 ст. 108 об одобрении данного акта большинством голосов: не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, При этом вводится особое условие для вступления попра-
72 Глава 2. Конституция как основной, источник права
вок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
На основании этих и ряда других аргументов Конституционный С>д РФ решил, что правила, содержащиеся в ст. 136, могут быть реализованы только в форме сериального нормативного правового акта о конституционной поправке, т. е. в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ.
После одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ не позднее чем через 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и официальному опубликованию.
Более детальное регулирование этой процедуры осуществлено Федеральным законом от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», установившим особенности законодательного процесса в отношении данного вида законов.
Нужно отметить, что в Конституции РФ есть положения, которые могут подвергаться оперативным изменениям. Так, ч. 1 ст. 65 устанавливает перечень субъектов РФ. Изменения в нее вносятся согласно ч. 1 ст. 137 на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. До настоящего времени изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ внесены на основании федеральных конституционных законов, зафиксировавших объединение ряда субъектов РФ и тем самым создание новых субъектов РФ.
Процесс объединения субъектов РФ, начавшийся в 2004 г., сократил их количество с 1 марта 2008 г. до 83 (вместо 89) за счет объединения краев, областей и автономных округов.
В результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа образован Пермский край (с 1 февраля 2005 г.); в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа — Красноярский край (с 1 января 2007 г.); в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа — Камчатский край (с 1 июня 2007 г.); в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского.-автономного округа—- Иркутская область (с I января 2008 г.).; в результате объединения Читинской области и Агинского Бу-
§5. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия поправок 73
рятского автономного округа — Забайкальский край (с 1. марта
2008 г.).
Объединение субъектов РФ и: образование новых субъектов РФ оформлялось принятием соответствующих Федеральных конституционных законов.
Самостоятельным способом внесения изменений в ч. 3 ст. 65 является принятие в состав Российской Федерации нового субъекта РФ. Порядок такого принятия определен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Принятие иностранного государства либо его части в состав Российской Федерации происходит на добровольной основе и оформляется международным договором.
Внесение изменения в ч. 1 ст. 65 возможно в том случае, если изменяется наименование субъекта РФ. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа — гласит ч. 2 ст. 137 — новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65. На практике возник вопрос, каким нормативным правовым актом должно быть включено в текст Конституции РФ новое название субъекта РФ.* В постановлении от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституционный Суд РФ определил, что изменения наименования субъекта РФ включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. Не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.
Из сказанного .следует, что Конституция РФ достаточно сильно защищена от ее изменения и дополнения. Весьма усложненный для одних установлений и практически запретительный для других порядок изменения положений Конституции РФ направлен на утверждение ее стабильности, неизменяемости, на формирование принципа верности, уважения Конституции РФ как фундаментальной правовой основы общественной и государственной жизни в стране.
74Глава 2. Конституция как основной источник права
Итак, Конституция РФ 1993 г. является по содержанию конституцией демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, по форме выражения __ писаной, по времени действия — постоянной и по порядку изменения в целом — жесткой.