Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года
В мировой практике существует несколько способов принятия новой конституции: октроирование, принятие учредительным (конституционным) собранием, принятие всенародным
См.: медушеаский А, //. Российская модель конституционных преобразовании в сравнительной перспективе // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001 № 2. С. 149—154
§2. Разработка непринятие Конституции РФ 1993 г.43
голосованием (референдумом), парламентом. Указанные способы являются формами конституироваиия публичной власти.
Конституционный кризис в постсоветской России выявил различное видение конституции со стороны Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Президента. Верховный Совет решил принимать новую конституцию на Съезде народных депутатов, назначив дату его созыва на 17 ноября 1993 г. Конституционная комиссия, созданная Съездом народных депутатов, подготовила проект новой конституции, и Верховный Совет одобрил его.
Президент в силу избрания его народом приобрел равнозначную с парламентом легитимность, более того, усилил ее в результате августовских событий 1991 г. Противостояние нарастало, и Президент отверг путь диалога со Съездом народных депутатов и Верховным Советом (впоследствии он признал это своей ошибкой).
Конституционный кризис в конечном счете разрешился посредством применения силы вопреки положениям действующей Конституции РСФСР и решениям Конституционного Суда РФ. Инициативу в подготовке нового проекта конституции проявил Президент, и весь процесс дальнейшей его разработки находился под его полным контролем. В результате появился президентский проект конституции, для согласования которого с проектом, подготовленным работавшей тогда Конституционной комиссией и одобренным Верховным Советом, в мае 1993 г. Президентом было созвано Конституционное совещание, призванное выразить отношение общества к вопросу о том, какая конституция нужна России.
Конституционное совещание состояло из 750 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных органов власти; представителей органов власти субъектов РФ; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей. Три последние секции впоследствии образовали Общественную палату Конституционного совещания- В рамках Констатуциоиного совещания работала Комиссия конституционного арбитража.
На Конституционном совещании обсуждался проект конституции, внесенный Президентом РФ. Одновременно рассматривались проект конституции, подготовленный Конституционной комиссией, многочисленные замечания и предложения граж-
44Глава 2. Конституция как основной источник права
дан. В результате длительной работы — с июня по октябрь 1993 г. — был выработан новый проект конституции. В целях обеспечения легитимности новой конституции Президент предложил вынести ее на всенародное голосование, что стало возможным по результатам референдума 25 апреля 1993 г., поддержавшего данную инициативу.
Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В нем участвовали 54,8% зарегистрированных избирателей, из них высказались за Конституцию 54,8%. Как видно из приведенных данных, многие избиратели (более 40%) не приняли участие в референдуме, да и большинство голосов, поданных за принятие Конституции, не являлось столь убедительным. В !7 субъектах РФ новая Конституция РФ не была одобрена. Такие результаты голосования отражали острое противостояние социально-политических сил российского общества в то время. Одобрение народом Конституции РФ фактически означало ее легитимацию.
В процессе подготовки новой конституции использовались разнообразные способы легитимации действий Президента по разрешению конституционного кризиса: обращение к доктрине естественного права, положениям международною права, к демократическим формам дискуссии как способам выбора стратегического пути развития. Использовался и авторитет Совета Европы.
Новая демократическая Россия, осознавая себя частью мирового сообщества, взяла твердый курс па уважение и признание общепризнанных принципов и норм международного права, европейских стандартов в сфере обеспечения и зашиты прав и свобод человека и гражданина, плюралистической демократии и правового государства. Поэтому закономерным явилось представление проекта конституции РФ на экспертизу в Комиссию Совета Европы «За демократию через право», более известную под названием Венецианской комиссии, которая была создана в 199! г. Основная цель Венецианской комиссии — оказание помощи новым демократиям Центральной и Восточное Европы по созданию политических и правовых структур, нсооходимых для функционирования плюралистической демократии, обеспечения прав человека и верховенства закона; для развития существующих демократических структур, перед которыми постоянно возникают новые проблемы в стремительно изменяющемся обществе. Комиссия в то время объединяла
§ 2. Разработка и принятие Конституции РФ
45представителей 38 государств членов, ассоциированных членов и наблюдателей. Россия являлась её ассоциированным членом. Члены Комиссии, назначаемые представительствами, выступают как эксперты в личном качестве. Как правило, это специалисты в области конституционного права, имеющие большой опыт работы в парламентах, правительствах, конституционных и иных судах.
В свое время в Венецианскую комиссию был представлен проект конституции, подготовленный Конституционной комиссией. В феврале 1993 г. большая группа экспертов приезжала в Россию для его обсуждения. К сожалению, их работа, весьма полезная и конструктивная, не привлекла должного внимания народных депутатов.
Президентский проект конституции был представлен для экспертизы на очередном пленарном заседании Венецианской комиссии, состоявшемся в мае 1993 г. в Варшаве. Проект, доработанный и утвержденный Конституционным совещанием, обсуждался на очередных пленарных заседаниях Венецианской комиссии в сентябре и ноябре 1993 г.
Свои отзывы представили видные университетские профессора, члены парламентов, экс-председатель и экс-судьи конституционных судов: А, Л а Пер гол а, С. Бартоле (Италия), К. Экономидес (Греция), Е. Озбудум (Турция), С. Ботушарова (Болгария), 3. Кедзя (Польша), X. М. Пимснталь (Португалия), Ш. Бодуэн (Канада), Г. Хсльгессн (Норвегия), Ж. К. Шольсем (Франция) и др.
По просьбе Комитета министров Совета Европы Венецианская комиссия приняла обязательство по углубленному изучению Конституции РФ, принятой всеобщим голосованием, в рамках сотрудничества между Россией и Советом Европы.
В российской печати и в других СМИ с критикой последних вариантов конституции РФ выступали историки, социологи, политологи, экономисты, которым вторили политически ангажированные юристы. Они. как правило, пугали россиян тем, что принятие новой конституции грозит им «роковыми последствиями». Вопреки этим утверждениям ни один из экспертов Венецианской комиссии не усмотрел в Конституции РФ закрепления модели личной диктатуры либо авторитарного режима. Эксперты отмечали, что Конституция РФ включает ряд фундаментальных принципов, типичных для демократической
46Глава 2. Конституция как основной источник права
конституции, отражает специфические национальные особенности России и ее конституционные традиции.
Мнение Венецианской комиссии состояло в общей положительной оценке Конституции РФ как соответствующей принципам демократического государства, основанного на господстве гграра и уважения к правам человека. Такая оценка Венецианской комиссии Конституций РФ послужила хорошим аргументом при решении вопроса о приеме России в Совет Европы.
В целом западными юристами был дан серьезный и обстоятельный анализ всех конституционных институтов: основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, взаимоотношений президента, правительства и парламента, судебной системы, местного самоуправления. Вместе с тем по некоторым пунктам эксперты сочли нужным сделать замечания.
Эксперты ставили и обсуждали ряд теоретических проблем конституционализма в контексте исторической и современной практики конституционного строительства, носящих дискуссионный характер, отмечали существование различных моделей тех или иных конституционных институтов. В числе таких проблем — вопрос о характере конституции: следует ли в ней подробно регламентировать общественные отношения либо достаточно лишь зафиксировать основные принципы с последующим «естественным развитием Конституции». По мнению экспертов, авторы Конституции РФ избрали промежуточную модель: наряду с закреплением основ конституционного строя дается довольно четкая и подробная регламентация основных конституционных институтов — прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, президента, правительства, парламента, судебной власти. Отдельные положения, несомненно, явились результатом политического компромисса. Большим достижением, но мнению экспертов, явилось указание на прямое действие Конституции РФ, на то, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Комиссия с удовлетворением отметила, что в Конституцию РФ вошли положения об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации как составной части правовой системы,
§ 2. Разработка к принятие Конституции РФ 1993 г. 47
что «является вызовом и главным нововведением», позволяющем международному праву оказывать прямое воздействие на внутренне законодательство.
Плодотворной является мысль экспертов о том, что теория разделения властей эволюциоиизирует, что данный принцип нельзя абсолютизировать, доводить до абсурда. Степень «герметичности» трех ветвей власти в каждой стране оказывается своеобразной, индивидуальной. Так, по мнению экспертов, в настоящее время велика потребность участия в осуществлении законодательной функции других ветвей власти, а сама законодательная власть не может быть лишена определенных контрольных полномочий по отношению к другим ветвям власти с учетом их специфики. Основная цель Конституции, по мнению членов Комиссии, заключается в том. чтобы достаточно четко регламентировать отношения взаимозависимости и сотрудничества между ними. Единственно самостоятельной и независимой., по мнению экспертов, остается судебная власть. Все это «создаст хорошую основу для правового статуса личности», формирует фундамент подлинно демократического правового государства.
Рассматривая содержание главы «Федеративное устройство» и полагая, что стандартной формы федеративного устройства не существует и что федерация, которая не видоизменяется, может не соответствовать потребностям людей и развалиться, эксперты пришли к выводу, что Россия избрала модель централизованной федерации. Это объясняется особенностями современного этапа развития России.
При анализе глав «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации» эксперты справедливо отмечали, что форма правления «основана на новой и интересной концепции президентской власти» («полупрезидентское правление») и определяется в большей степени событиями демократического переходного периода в России, федеральной структурой Российского государства, нежели какой-либо иностранной моделью. .Гут полезно вспомнить российских оппонентов проекта конституции, которые во что бы то ни стало стремились критиковать институт президента в Конституции РФ, сравнивая его с американским или французским образцами.
Довольно точно были поняты экспертами особенности института Президента РФ, которому отводится ведущая роль в
48Глава 2. Конституция как основной источник права
сфере высокой политики в соответствии с его статусом гаранта
конституции, прав и свобод человека и гражданина. Основная функция главы государства — это охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Указанные функции обусловливают «нейтральную власть» президента, выступающего в роли политического арбитра, который не вторгается в сферу судебной власти. Новизна конституции, по мнению экспертов, заключается в попытке найти оптимальное соотношение президентской и парламентской форм правления, что выявляет как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений президента, правительства и парламента.
Эксперты единодушно отмечали, что конституция закрепляет типичные для демократической конституции принципы организации и функционирования Федерального Собрания в качестве парламента, осуществляющего законодательную власть в Российской Федерации.
Исключительное внимание эксперты уделили судебной власти в силу ее роли в обеспечении принципа разделения властей, придания федерализму большей сбалансированности, жизнеспособности- Особо эксперты отметили новизну положений о Конституционном Суде РФ, о гарантиях его независимости, о полномочиях, включая право давать толкование Конституции РФ.
Одновременно эксперты высказывали критические замечания и предложения по всем разделам Конституции РФ, подчас развернутые и обоснованные, ставили проблемные вопросы, с которыми можно будет столкнуться в будущем и над разрешением которых следует работать уже сейчас. При этом они неоднократно подчеркивали, что реальный смысл конституционных положений выкристаллизуется в ходе их применения, их реализации. При этом Венецианская комиссия придавала особое значение той роли, которую должен взять на себя Конституционный Суд РФ в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в функционировании и укреплении демократии и правового государства.
Экспертная и консультативная помощь Комиссии Совета Европы «За демократию через право» была полезной при окончательной доработке проекта конституции
§ 2- Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.49
Легитимность конституции нельзя сводить лишь к формальному моменту — законному порядку ее принятия, т. е. предусмотренного ранее действовавшей конституцией (хотя и этот момент имеет серьезное значение). Главное в легитимности конституции — это насколько полно и реально она воплощает волю народа, выражает его интересы, насколько общество ее принимает и поддерживает.
Конституция РФ 1993 г. юридически оформила переход от советского тоталитаризма к новой общественной системе и новому конституционному строю и, учреждая демократическое правовое государство, в ст. 3 закрепила следующие нормы;
1) носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ;
2) народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
3) высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы;
4) никто не может присваивать власть в Российском Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуется но федеральному закону.
Конституция РФ .1993 г. явилась выражением известного социального компромисса в расколотом обществе, переломным этапом па пути к гражданскому обществу и правовому государству, обозначив начало перехода от номинального конституционализма к реальному. Ее цели и идеи стали определяющими для политических сил, выступающих за обновление, качественную модернизацию общества.
Учитывая общественно-политическую обстановку в стране, предшествовавшую принятию Конституции РФ, нельзя было рассчитывать на ее всеобщее признание. Внимание политиков и ученых акцентировалось па ее недостатках, пробелах и противоречиях, на предложениях ее существенной корректировки, а то и на полном пересмотре.
Тем не менее процесс реализации и становления Конституции показали, что она стала фундаментом и инструментом примирения основных политических сил, установления известного баланса ветвей публичной власти, что обеспечивает мирное развитие гражданского общества и государственной системы, коренную модернизацию общественных отношений, поступа-
50Глава 2. Конституция как основной источник Права
тельное движение б достижении целей, провозглашенных Конституцией РФ. Она приобрела характер рациональной легитимности.
Политическая оппозиция приняла участие в выборах новых органов публичной власти и тем самым признала Конституцию. Укреплению основ легитимности Конституции параду с целями и принципами рыночной экономики, демократии., прав и свобод человека, реального федерализма и местного самоуправления служат и такие цели и идеи, как национальное возрождение, создание единого и сильного государства, воспитание патриотизма, утверждение режима конституционности и законности в обществе и государстве.
Конституция РФ явилась базой для установления политического согласия в обществе, стабильности и динамичного процесса развития экономики и демократического правления. Она создает условия для дальнейшей консолидации общества, для копституционализации экономического, социального, духовного и государственно-правового развития.
Опыт конституционного развития начиная с 1993 г. убеждает в плодотворности поступательного совершенствования конституционных институтов президента, парламентаризма, независимого правосудия, усиления социальной роли государства, проведения конституционной политики уважения человека, его прав и свобод как высшей ценности, создания реального федерализма и местного самоуправления, в возможности реализовать весь демократический и правовой потенциал действующей Конституции.
Легитимность конституции — непосредственное условие ее реальности и стабильности.
Реальность конституции обеспечивается тем, что ее предписания исполнимы, гарантированы и реализуются в условиях демократии и правопорядка. В отличие от фиктивной реальная конституция гарантирует подлинное народовластие, права и свободы человека и гражданина, реальный федерализм и местное самоуправление.
Стабильность конституции проявляется и незыблемости се предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти, в неуклонном ее исполнении. Общественный компромисс, воплощенный в конституции, служит гарантией ста-
§ 3. Содержание и форма конституции51
бильности функционирования гражданского общества, государственной системы, конституционного строя.
Реальность и стабильность конституции объективно предопределены ее универсализмом, всеобщностью* т. е. высоким уровнем абстрактного опосредования общественных отношений, типологического выражения ее правового содержания. Именно это качество конституции как нормативного правового акта и тех ее институтов, которые она учреждает и регулирует, позволяет путем использования специфических конституционно-правовых средств и механизмов обеспечить развитие разнообразных общественных отношений и на этой основе совершенствовать все элементы правовой системы. В силу универсализма и всеобщности конституция воздействует на предмет всего национального права. Иными словами, конституция, помимо собственного регулирования общественных отношений, содержательно воздействует на все отрасли национального права, на все отраслевое (текущее) законодательство, на судебную и иную правоприменительную практику.
Содержание и форма конституции
Содержание конституции состоит из разнообразных ее установлений (положений, предписаний), которые сформулированы предельно обобщенно, лаконично, сжато. Они выражают их обобщенный, абстрактный характер. Часто в научной литературе все установления конституции рассматривают в качестве конституционных норм, подразделяющихся на нормы-цели, нормы-определения, нормы-принципы, нормы-правила и т. д.
На наш взгляд, в качестве обобщающей, родовой категории правильнее взять категорию установлений конституции, которые по своему онтологическому статусу разнообразны. Это закрепленные в конституции пели и задачи, определения (дефиниции), принципы, нормы-правила, презумпции, преюдиции, символы, модели, конструкции.
Характер содержания и степень обобщенности установлений конституции неодинаковы. Общим свойством всех установлений конституции служит не только то, что они имеют обобщенный, абстрактный характер, но и то, что они являются регуляторами общественных отношений, имея нормативно-правовой характер, так как конституционные установления непосредственно
52Глава 2. Конституция как основной источник права
связаны с определенными правовыми требованиями и последствиями.
В силу своих правовых свойств конституционные установления занимают особое место в правовом регулировании общественных отношений, в системе источников права.
В научной литературе подчас высказываются суждения о необходимости полного пересмотра содержания Конституции РФ как. не соответствующего определенным идеалам. Чаще встречаются мнения о пробелах и противоречиях в содержании Конституции, о несовершенных, нечетких и непродуманных положениях, допущенных в результате работы над Конституцией ошибках и торопливости в ее принятии (С. А. Авакьяп, Э. Э Бари нов, С. А. Денисов, А. А. Кондратов, В. А. Лебедев, И. В. Щербакова И Др.)- При этом ученые-конституционалисты предлагают восполнить пробелы, дополнить и изменить существующий текст Конституции', основываясь на собственных представлениях о том, каким должно быть се содержание. Нередко они не учитывают высокую степень абстракции и системность, свидетельствующие не о ее недостатках, а о смысловой глубине, обобщенности, всеобщем, универсальном характере Конституции. Все это дает прочную юридическую базу, основу для разнообразной динамичной конкретизации в соответствии с развитием и изменением социальной обстановки и политической ситуации в обществе и государстве.
Конституция РФ '— это системный акт, в котором все установления по своему содержанию взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве. Ее содержание самодостаточно, оно определено волей народа и и счерпывающим образом изложено в тексте. В содержании Конституции РФ нет пробелов и пет противоречий.
Конституция РФ предусматривает механизмы снятия неопределенности в понимании ее установлений путем их официального толкования и интерпретации, в том числе применительно к новым жизненным условиям и обстоятельствам.
Форма конституции — это способ внешнего выражения ее текста и структура ее содержания. Иными словами, различают внешнюю и внутреннюю форму конституции.
1 См :;Конституция как символ эпохи / пол род. С А. Авакьяна: п 2 т. М., 2004. Г. ь С. 18-19, 106, 112, 115, 165-166, 206, 210.
§ 3. Содержание и форма конституции53
Внешняя форма конституции представляет собой словесное выражение конституционных установлений в едином кодифицированном акте (конституции, уставе, уложении и т. д.), способы их формулирования согласно требованиям законодательной техники. Деление конституций на писаные и неписаные на сегодняшний день утратило свой смысл. Писаные конституции в современном мире имеют форму единых кодифицированных актов за некоторым исключением, когда в отдельных странах (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция) под конституцией понимают несколько взаимосвязанных нормативных правовых актов.
В царской России не было конституции как единого кодифицированного акта. В начале XX в. под воздействием общедемократического движения и революционных выступлений рабочего класса парламентская монархия получила оформление в октроированных нормативных правовых актах. Важнейшими из них были Основные государственные законы 1906 г., получившие условное название «первая русская конституция». С установлением советской власти в 1918 г. впервые была принята Конституция РСФСР в качестве писаного кодифицированного акта.
Внутренняя форма конституции есть способ ее организации, структура ее содержания, обеспечивающая согласованность ее составных частей, последовательность их расположения. Уяснение структуры конституции имеет важное значение для понимания смысла и содержания ее концепции.
Конституция РФ 1993 г. по своей структуре состоит из преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе, состоящем из девяти глав, и заключительных и переходных положений, являющихся вторым разделом.
В преамбуле Конституции РФ выражена концепция Конституции, сформулированы положения, характеризующие конституционно-правовое мировоззрение. Преамбула Конституции РФ входит составной частью во всю ее нормативную систему.
Глава 1 «Основы конституционного строя» содержит совокупность установлений, являющихся первичной нормативной базой как для остальных норм Конституции РФ, так и для всей системы действующие законодательства. Положения названной главы утверждают в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; закрепляют принципы народовластия, верхо-
54 2. Конституция как основной источник права
Венства права; фиксируют государственный суверенитет Российской Федерации; устанавливают идеологический и политический плюрализм, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Демократический характер государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ и что сам народ эту власть и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Именование государства правовым означает, что его организация и деятельность определена и ограничена правом, а не мотивами политической целесообразности. Правовое государство связано правом, исходит из признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека.
Понятие республиканской формы правления характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти избираются либо формируются представительными учреждениями.
Федеративное устройство указывает на сложный состав государства, на особые взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами.
Согласно ч. I ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что оно должно служить обществу, заботиться о человеке.
Конституционная характеристика Российского государства как светского предполагает отделение церкви от государства, отсутствие государственной или обязательной религии, свободу совести, вероисповедания (ст. 14, 28).
Единство всей системы государственной власти сочетается с ее осуществлением на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Реализуя данный принцип, государственные органы, относящиеся к разным ветвям, власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. При этом ни один государственный ор-
§3- Содержание и форма конституции55
ган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией РФ.
Глава2 «Права и свободы человека и гражданина». Ее место в структуре Конституции РФ свидетельствует о том значении, которое придается правам и свободам в свободном демократическом обществе. Правовое положение человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей. которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, В Конституцию РФ включены права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных актах. При этом Конституция РФ исходит из неотчуждаемого характера основных прав и свобод человека и их принадлежности каждому от рождения (м- 2 ст. 17). Каждый гражданин РФ обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности. Права и свободы человека и гражданина признаются Конституцией РФ непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной п исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. !8).
Глава 3 «Федеративное устройства» определяет состав Российской Федерации. Субъектами РФ являются республики, края» области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Федеративное устройство базируется на принципах разделения предметов ведения и полномочии между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправия субъектов РФ во внутрифедеративиых отношениях. Федеративное устройство России основано на се государственной целостности* и единстве системы государственной власти.
Главы 4—7 {«Президент Российской Федерации*, «Федеральное Собрание». «Правительство Российской Федерации». «Судебная власть») устанавливают систему федеральных органов государственной власти, их полномочия, регулируют взаимоотношения между ними. На обшефедеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч. I ст. 11). Президент РФ не является органом какой-либо из трех ветвей государственной власти, а призван обеспечивать «согла-
56Глава 2. Конституция как основной источник права
сованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).
Глава 8 «Местное самоуправление» закрепляет принципы организаций и функционирования местного самоуправления организационно-правовые формы и гарантии его осуществлен ния.
Раздел первый завершается гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», в которой устанавливаются случаи полного пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.
Раздел второй — заключительные и переходные положения — Конституции РФ имеет девять пунктов. В п. 1 устанавливается, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования и что одновременно прекращается действие Конституции РСФСР (Основного Закона), принятой 12 апреля 1978 г. Кроме того, предусматривается, что положения Конституции РФ действуют даже в случае их несоответствия положениям Федеративного договора, заключенного 31 марта 1992 г. В л. 2 определяется порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. В п.3 - б говорится об осуществлении полномочий Президентом РФ, Правительством РФ и судами Российской Федерации в связи с их новыми полномочиями, установленными Конституцией РФ.
В п. 7—9 закрепляются порядок созыва Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и возможность совмещения депутатской деятельности с деятельностью в качестве члена Правительства РФ.