Глава 1. Конституционное право: отрасль российского права
Наука конституционного нрава осуществляет духовно-идеологическую функцию, так как в конституционном праве находят закрепление основные общественные и индивидуальные ценности, принципы функционирования свободного гражданскою общества и демократического социалъно-правового государства.
Конституционное право осуществляет воспитательную функцию, которая обладает огромным духовно-нравственным потенциалом, оказывая воздействие на общественное массовое и индивидуальное сознание, формируя конституционно-правовое мировоззрение и конституционную культуру.
В современных условиях весьма значимой является практика-организационная функция науки конституционного права. Научные выводы и обобщения в сфере конституционных отношений определяют практику развития и совершенствования всего текущего (отраслевого) законодательства, способствует повышению эффективности судебной, исполнительной, надзорно-контрольной деятельности.
Познание объективных закономерностей и тенденций развития предмета конституционного права обусловливает наличие прогностической функции науки конституционного права. Немаловажными для науки конституционного права являются прогнозы последствий реализации конституционных установлений, как позитивные, так и негативные, с тем чтобы, была возможность предотвращать волюнтаризм и субъективизм н конституционном развитии, в воплощении в жизнь конституционных установлений..
§ 6. Конституционное право как учебная дисциплина
Содержание и структуру конституционного права как учебной дисциплины определяется в основном содержанием и системой самого конституционного права как отрасли права и как науки.
Структура учебной дисциплины определяется ее программой и состоит из общей и особо гной частей. В общей части раскрываются вопросы теории конституции и конституционного права, в особенной — институты конституционного права.
Изучение учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации» имеет своей целью усвоение установлений (положений, предписаний) Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, которые являются исходными для всех отраслей российского права, для судебной и иной правоприменительной практики.
Вопросы для повторения и самостоятельной работы35
В достижении указанной цели решаются следующие задачи:
— получение знаний относительно конституционно-нормативных основ конституционного строя России, основных прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства Российского государства, системы органов публичной власти — представительных (законодательных), исполнительных и судебных на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления:
— овладение практическими навыками применения установлений конституционного права;
— формирование у студентов конституционно-правового
мировоззрения, конституционно-правовой культуры.
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
1. В каком значении употребляется термин «конституционное право»?
2. Какой нормативный правовой акт лежит в основе определения предмета конституционного права как отрасли права?
3- Какова основная тенденция в развитии содержания конституций различных поколений?
4. К какому поколению конституций следует отнести Конституцию РФ 1993 г.?
5. В чем состоят особенности предмета конституционного права 13 сравнении с иными отраслями российского права?
6. Перечислите и охарактеризуйте основные методы и способы воздействия конституционного права на общественные отношения.
7. Отличается ли структура конституционного права от структуры Конституции РФ?
8. Какое место конституционное право занимает в системе российского права?
9. Зависит ли предмет конституционного права от современного состояния системы российского права?
10.Назовите имена видных зарубежных и отечественныхученых, внесших значительный вклад в развитие науки конституционного права.
-М. Раскройте содержание методологии науки конституционного права. :-,42. Перечислите функции науки конституционного права.