Поступление на государственную службу.
В статье 32 Конституции закреплен принцип равного доступа граждан РФ к государственной службе. При подборе кандидатов на государственно-служебные должности критерий один - профессиональная пригодность к исполнению должности, определение которой обусловлено конкретными показателями уровня образования, стажа и т.д.
В соответствии с таким положением государственной службы правом на государственную службу граждане обладают независимо от пола, национальности, расовой принадлежности, членства и общественных объединений, имеющие соответствующее образование. Законами и другими правовыми актами Российской Федерации устанавливаются специальные требования к лицам, поступившим на службу в органы ряда отраслей (суд, прокуратура, милиция, народное образование, здравоохранение и др.), касающиеся возраста кандидата, специального образования, стажа работы, здоровья и иные требования.
Гражданин не может быть принят или состоять на государственной службе в случаях:
- близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а равно братья, сестры родителей и дети супругов), если государственная служба связана непосредственно с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- признания его недееспособным в установленном порядке;
- лишение его права занимать государственные должности на государственной службе в течение определенного срока решением суда;
- наличия заболевания, подтвержденного в установленном порядке;
- отказа от прохождения процедуры прохождения оформления допуска и сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;
- наличия гражданства иностранного государства; - отказа от представления сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в соответствии со ст. 12 Закона).
После того, как кандидат на должность подобран, он подлежит зачислению на должность. На службу принимают посредством определенного организационно-правового способа замещения должности. В настоящее время утвердились следующие четыре способа замещения должностей на государственной службе: зачисление, назначение, выборы, конкурс.
В порядке зачисления замещаются должности вспомогательного персонала, части специалистов (если они не проходят по конкурсу). Зачисление оформляется административным актом (приказом и др.), обращенным к зачисляемому на службу и структурным подразделениям (отдел кадров, бухгалтерия и др.), заключается трудовой договор или контракт в установленном порядке.
При назначении на должность совершаются те же юридические действия, особенность имеет административный акт: он обращен, помимо названных лиц и подразделений, к тем лицам, которые войдут в подчинение назначаемого лица.
Выборы на должность - способ тоже довольно распространенный, формирование органов управления в общественных организациях осуществляется на основе выборности. Основная особенность выборного способа в том, что избирают на должность из числа тех, кто избирает: из числа избирателей, из числа депутатов (например, председателя комитета парламента) и т.д. Лицо считается избранным после официального объявления итогов голосования. Административного акта на утверждение не требуется, трудовой договор (контракт) заключается на основе итогов голосования.
Конкурсзаключается в замещении должности в порядке состязательности, соревнования по принципу: кто более достоин по своим профессиональным качествам? Итоги конкурса имеют юридическую силу по объявлении результатов голосования, на основе чего также заключается трудовой договор (контракт). Условием конкурса является, естественно, наличие хотя бы нескольких участников. По конкурсу в настоящее время замещается большой круг государственных служащих: работники образования, науки, здравоохранения и т.д. Руководителям органов предоставлено право проводить замещение должностей в органе по конкурсу вместо зачисления или назначения, так что возможности конкурса значительно расширены.
При поступлении гражданин представляет документы, предусмотренные статьей 20 Закона. Для гражданина, впервые принятого на государственную службу, устанавливается испытательный срок от трех до пяти месяцев (ст. 23 Закона).
34. Основные моменты содержания прохождения гос.службы:
1) исполнение служащим должностных полномочий;
2) сроки замещения должности;
3) классы для служащих (чины, ранги, звания) и разряды по оплате труда;
4) аттестация;
5) отношение к занятию предпринимательством.
Исполнение должностных полномочий составляет постоянное, повседневное содержание работы государственного служащего. Конкретное содержание служебных полномочий определяется должностной инструкцией. Здесь уместно подчеркнуть необходимость строгого следования должностной инструкции.
Сроки должностных полномочий приобрели к настоящему времени значение одного из важных организационных для государства и жизненных для служащего факторов. В совсем недавние времена, трудовой договор заключался со служащим бессрочно, даже в тех органах, которые формировались на определенные сроки (Совет Министров, исполкомы и др. - речь идет не о руководителях этих органов, а о работниках их аппарата). Теперь положение иное в связи с двумя обстоятельствами: во-первых, в условиях многопартийности широкое применение находит принцип «новый шеф - новая команда», как это имеет место в государствах с многопартийной системой, во-вторых, новое, т.е. последних 3-5 лет, законодательство уже предусматривает оформление на службу контрактом, являющимся хотя и разновидностью трудового договора, но отличающимся от него, по меньшей мере, двумя особенностями: в нем могут быть отражены особые для данного лица условия и определяется срок замещения должности, притом не свыше 5 лет.
Закон «Об основах государственной службы» допускает заключение трудового договора с государственным служащим на срок неопределенный или не более чем на пять лет (ст. 21 п. 6).
Здесь уместно назвать и предельный возрастной срок на государственной службе, который определен в 60 лет (ст. 25 п. 3).
Классность государственных служащих охватывает такие категории: классы (например, для судей, нотариусов), чины (для прокурорских работников), ранги (для работников дипломатической службы), звания (воинские, научных работников). Все это в определенной мере характеризует должностное положение служащего, уровень его профессиональной подготовки, опыт и стаж работы и т.д.
Закон «Об основах государственной службы» вводит для государственных служащих форму классности - советник: действительный государственный советник, государственный советник, советник и т.д. (статья 7).
Всего определено 18 разрядов, и каждому государственному служащему определяется разряд в зависимости от уровня профессиональной подготовки, стажа и других показателей, определяемых ведомствами для работников своих отраслей. Разряды напрямую связаны с классами, званиями и т.д., но тем не менее они решают задачу только уровня оплаты труда служащего.
Аттестациягосударственных служащих введена была в конце 80-х годов по решению Правительства СССР, вводится она теперь и российским законодательством. Цель аттестации - проверка профессиональной подготовки служащего, соответствия его занимаемой должности, определить перспективы роста аттестуемого лица.
Аттестация проводится аттестационными комиссиями, образуемыми в каждом государственном органе (организации) из представителей руководства органа, профсоюзной организации и трудового коллектива. Срок проведения аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. В решении аттестационной комиссии делается одно из следующих заключений: служащий соответствует должности, заслуживает повышения, подлежит переаттестации через год, занимаемой должности не соответствует. С введением разрядов по оплате труда государственных служащих решение этого вопроса отнесено также к компетенции аттестационных комиссий, поэтому значительно возросла ее роль во всем кадровом деле.
35.Действующее законодательство различает основания прекращения службы, а также порядок прекращения служебных отношений.
Основание прекращения службы по инициативе служащего является его заявление:
- об увольнении от должности,
- об увольнении в связи с уходом на пенсию,
- об увольнении в связи с зачислением на учебу в высшее, среднее специальное учебное заведение либо в аспирантуру,
- об увольнении по состоянию здоровья, препятствующего выполнению должностных обязанностей,
- о переводе на другую должность,
- с просьбой об отставке
Основаниями прекращения службы по инициативе руководителя государственного органа считаются:
1) достижение служащим предельного возраста на государственной службе,
2) прекращение гражданства РФ,
3) несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего,
4) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую Законом тайну,
5) наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей (ст. 21 п. 3).
Порядок оставления должности документально оформляется (решением, приказом и т.п.) с указанием времени прекращения служебных полномочий, при необходимости с определением часа. Руководитель органа определяет перечень необходимых при этом мер: отчетность служащего, передача имущества и т.д.
При оставлении должности руководителем органа (организации) производится прием-сдача дел в порядке, установленном правительственным постановлением.